Нужен совет по крылу.

vovic

Делаю крыло. Размах 2 м, отн. толщина 13%, бальза 1,5 мм по пенопласту, сужение -2, вес пилотажного самолета - 5 кг. Вопрос, нужно ли врезать доп. лонжерон и какой? Может пустить по размаху сверху и снизу полоску углеткани 5-10 см. шириной и все? Или обязательно ставить стенку лонжерона?

Andrey_Homutinin

Лонжерон ставить обязательно. Можно не по всей длинне, а на 2/3 длинны. Желательно поставить 2-3 нервюры в центроплане, особенно если крылья раздельные.

vovic

Крыло цельное неразьемное. Так какой лонжерон посоветуете? Бальзу с сосновыми полками, или все-таки уголь?

joleg

Я бы ставил лонжерон по всему размаху.
В целом лонжерон ставить необязательно.
Пример 2м крыла без лонжерона с жесткой обшивкой www.geocities.com/CapeCanaveral/…/articles.html

Если нет проблем с весом модели, то проще всего 1мм фанера - разрезать струной по месту установки в пенопластовом ядре и вклеить до зашивки. При этом можно вырезать в пенопласте окна облегчения (я бы резал только задние).
Давно пытался вклеивать из стеклоткани 2Т, П (вперед и назад), Z лонжероны - не понравилось по причинам низкой технологичности.

Вариант с полосками углеткани сверху и снизу мне не встречался, но идея понравилась, хотя, мне кажется, это не подойдет для шарикового пенопласта.

С уваженим, joleg

Glider

Для начала нужно все же выяснить - крыло для какого самолетва Вы делаете? Пилотаж, гонка, планер для кайфа или кросс… 😃 Или просто крыло, само по себе! 😃 Кроме того, наряду с размахом, хотелось бы знать и размер хорды (ширина крыла в центроплане и в законцовке. В любом случае - лонжерон нужен, и при том по всему размаху, сужающийся к законцовке. Например - 10-15*3 мм в ценре, 5*1.5 мм в законцовке. Нервюры делать не обязательно, но бальзу в центральной части обязательно усилить стеклом, шириной не уже, чем 3-3.5 ширины фюзеляжа. Облегчать пенопласт не стоит - выигрыш на копейки, затрат на рубль. 😃
Если хорда большая (> 300 мм), то стоит сделать и второй лонжерон, но уже не по всему размаху, а примерно на половину.
В “пене” под лонжерон необходимо вырезать термолобзиком паз (плотно, по сечению лонжерона), и вклеить лонжерон на свеженький ПВА. Лучший материал - мелкослойная, прямослойная не сильно смолистая (светленькая) сосна. В центре можно сростить “на ус”, шириной не менее 50-80 мм, с обмоткой стеклянной нитью или СВМ.

glan

Из моего опыта: лонжерон не нужен.
Аргементы:
Жестко(!) приклеенная (смолой) к пенопласту обшивка из 1,5 - 2 мм бальзы создает отличный короб, выдерживающий достаточные нагрузки на излом и на кручение. Я стоял (70кг!) на крыле такой конструкции. Об усилиях на разрыв, я думаю, говорить не приходится;
усиление центроплана на ширину около 20% размаха стеклотканью или углем увеличивает жесткость и прочность;
полка для штырей крепления крыла к ложементу фюзеляжа из 5-8 мм фанеры еще добавляет прочности;
И, наконец, пленка, которой будет обтягиваться крыло, тоже имеет значение, хотя и очень маленькое…
Важно: не забыть усилить вырезы под люки для рулевых машинок и не экономить на передней и задней кромках.
Если я что-то упустил, допишу позже.

vovic

Самолет пилотажный, я это указал. Средняя хорда как раз 310. Сосновые полки, как я понял, без доп. стенки? Все-таки посоветуйте с полосками угля, стоит ли? И, если не трудно по усилению лючков серво, чем и как? Я такого размера раньше не делал. Заранее спасибо!

glan
Володя (25-09-2001 09:12)

Все-таки посоветуйте с полосками угля, стоит ли?

Возможно, стоит. Будет ли реальная польза - не знаю.

Володя (25-09-2001 09:12)

И, если не трудно по усилению лючков серво, чем и как?

Это просто: накладка из 0,8-1 мм фанеры прямоугольной или круглой формы, перекрывающая люк на 2-3 см с каждой стороны. Прямо поверх обшивки. Собственно, это усиление обшивки, а не люков. Сам люк лучше изготовить 3-4 мм плотной бальзы и вклеить в пенопласт. Более изящный материал для накладки - 2 слоя угля с волокнами, расположенными поперек относительно друг друга. Вклеивается между пенопластом и обшивкой.

P.S. Хотелось бы узнать вес заготовок крыла и почему решили делать крыло именно таким образом, а не классическим. Для информации: я применял такой метод при постройке Экстры (полная информация скоро будет на www.glan.ru/rc/e15). Как показало время, выигрыш по времени изготовления: 4-5 часов, проигрыш в весе - 600 г при полутораметровом размахе. А вес важнее.

vovic

При площади 64 кв.дм. вес без лонжерона и обтяжки - 800г. Наборное будет 600г. Считаю такие конструкции принципиально более жесткими на кручение. Может я не прав? Люблю полетать экстремально:). Последние два сезона ломаю модели не об землю, а только в воздухе. За советы всем спасибо.

joleg

В сообщении вверху про полоски углеткани по линии лонжерона я допустил ошибку, ибо думал о приклейке их ДО зашивки бальзой. В действительности, такое усиление осуществляется ПОСЛЕ зашивки, что хорошо видно даже по приведенной ссылке.
Особенно хорошо это видно на фотографии www.geocities.com/CapeCanaveral/…/ns30018.jpg

С уважением, joleg

vovic

За ссылку спасибо. Я и до нее хотел так сделать, но сомневаюсь, справится ли пенопласт с ролью стенки лонжерона при солидных перегрузках, не сомнется ли? Если никто не отсоветует, в выходные буду делать так, как там указано.

joleg

Приветствую!

Так я и советовал поставить фанерку (или другой нетяжелый технологичный лонжерон) - возни минимум. Будешь уверен, что сделал все что мог.

В общем, можно набрать www.google.com/search?hl=ru&q=balsa+on+foam+core+s… - там легко найти буржуинские советы и обсуждение этой технологии.
!! tips менять на construction и прочие слова поиска - там находится много интересного.

С уважением, joleg

Glider
Володя (26-09-2001 14:51)

… сомневаюсь, справится ли пенопласт с ролью стенки лонжерона при солидных перегрузках, не сомнется ли?

Крылья гоночных самолетов F3D делаются именно из пенопласта, с сосновыми лонжеронами и часто - с полной зашивкой бальзой (даже F3D/2 - маленькие гонки). Думаю, что перегрузки в гонке довольно очевидны. А вес большой гонки ~2.5 кг, при этом “строительная высота” крыла не более 22-25 мм. По сравнению с Вашим вариантом крыла это просто “худышка”.
И все нормально работает.

glan
Володя (26-09-2001 14:51)

Если никто не отсоветует, в выходные буду делать так, как там указано.

А почему и нет? О результате мы наверняка узнаем 😃
И это будет ответом на все вопросы.

1 month later
Папа_Карло
Glan (26-09-2001 23:36)

А почему и нет? О результате мы наверняка узнаем 😃
И это будет ответом на все вопросы.

Уважаемый- некоторая поправка- на Ф-3-Д только у учебных самолётов крыло пенопласт с бальзовой оклейкой- у серьёзных моделистов выклейка обоих половин крыла( верх-низ) из довольно таки сложного сандвича- там и уголь, и стекло и бальза и пенофор, вообще гонки -это не пример- Вы бы ещё Ф-5-Д упомянули- там вообще труба-даже матрицы режутся только на ЧПУ))
Говоря же о пенопластовых крыльях- вполне можно поставить стенку от низа до верха по всему размаху- 1мм бальза, слои вертикально( т.е по высоте профиля крыла), оклеить эту пластинку углём( лучше эллуром 0.08мм ) в два слоя каждую сторону- направление волокон-45 град к поверхности крыла и соответственно 90 между собой- всесь сендвичь засунуть меж двух слоёв 10-15мм фанеры( проложив есьественно астролоном) и засунуть в вакуум до отверждения- вот из такой штуковины стенка легче фанерной-а прочность- выше и намного.
С уважением Алексей.