Флаттер

iolo

Кто-нибудь обЪясните мне что это? 😃 😊

lyoha

Флаттер (англ. flutter - вибрация) - самовозбуждающиеся при определенной скорости полета (критической скорости флаттера) незатухающие колебания, для возникновения и развития которых не требуется воздействия на конструкцию периодических возбуждающих сил.

Флаттер крыла может возникнуть под воздействием какой-либо силы (отклонение элерона, порыв ветра), вызвавшей отклонение крыла за счет его изгиба из исходного (нейтрального) положения , например, вверх. Стремясь под действием сил упругости вернуться в исходное положение, крыло начнет двигаться вниз не плоскопараллельно, но с закручиванием из-за несовпадения положений центра давления (в котором приложена подъемная сила) и центра масс (в котором приложены инерционные и массовые силы) с центром жесткости (относительно которого происходит закручивание крыла).
Проскочив по инерции нейтральное положение, крыло отклонится вниз, и картина повторится с изменением знаков всех сил и моментов.
Фазы этого движения и соответствующие им изгибно-крутильные ( – изгибные и – крутильные) деформации крыла за один цикл колебаний относительно исходного положения.
Причиной возникновения изгибно-элеронного и изгибно-рулевого флаттера является их массовая несбалансированность относительно оси шарниров. Обычно центр масс рулевых поверхностей расположен позади оси вращения. В результате при изгибных колебаниях несущих поверхностей силы инерции, приложенные в центре масс рулей, за счет деформаций и люфтов в проводке управления отклоняют рули на некоторый угол, что приводит к появлению дополнительных аэродинамических сил, увеличивающих изгибные деформации несущих поверхностей. С ростом скорости раскачивающие силы растут и при скорости, называемой критической скоростью флаттера, происходит разрушение конструкции. Радикальным средством устранения данного вида флаттера является установка в носовой части рулей и элеронов балансировочных грузов с целью перемещения их центра масс вперед. 100-процентная весовая балансировка рулей, при которой центр масс располагается на оси вращения руля, обеспечивает полное устранение причины возникновения и развития флаттера.

lyoha

Есть еще бафтинг (англ. buffeting – биение, соударение) - вибрация какой-либо части ЛА (чаще всего - хвостового оперения) под воздействием периодически изменяющихся аэродинамических сил, возникающих при обтекании этой части ЛА потоком, который завихряется срывами с находящегося впереди крыла, различных надстроек на фюзеляже, с выпущенных стоек шасси, открытых тормозных щитков и створок грузовых люков.
Бафтинг оперения возникает из-за периодических ударов по нему спутной струи за крылом и проявляется в виде “раскачки”, т.е. увеличения амплитуды колебания оперения. Если в процессе компоновки не удалось вынести оперение из спутной струи, то для обеспечения прочности ЛА при бафтинге приходится увеличивать изгибную жесткость фюзеляжа и оперения, что неизбежно связано с увеличением массы конструкции.

КА-04

Еще есть шимми - незатухающие колебания обычно передней опоры шасси при движении по полосе при посадке. Причина в совпадении оси вращения колеса и точки касания колеса с землей. При повороте колеса из-за внешнего возмущения (камушек и т д.), колесо стремится на увеличение угла поворота, но т.к самолет тяжелый и несется вперед начинает гнуться стойка. Затем под действием сил упругости она возвращается обратно и по инерции проскакивает нейтральное положение. Возникают высокочастотные колебания с нарастающей амплитудой. Для борьбы ось поворота колеса относят назад от оси стойки и используют гидравлические демпферы, ограничивающие скорость поворота колеса, а значит частоту возможных колебаний

PS: 2леха обычно весовая компенсация все же больше 100%,
а чтобы не было каши, я бы почетче выделил два самых распространенных вида флаттера:

  1. Изгибно-крутильный.
  2. Изгибно-рулевой. (элеронный относится сюда же)
lyoha

Да я собственно не по полкам раскладывал, а так, для общего образования. С весовой компенсацией согласен (это если по передней кромке), иногда весовые или аэродинамические компенсаторы выносят вперед. Тогда вот 100%.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Во блин загрузили.
Справка из истории - один из первых больших самов 30-х годов Максим Горький ( точно не помню - поправьте с именем сама если ошибся) , развалился именно от этой беды. Руль направления имел аэродинамический конпенсатор большей площади чем сам руль . Вот и возник тот самый флатер , конструктора сама Сталин сгноил на каторге.

КА-04
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Во блин загрузили.
Справка из истории - один из первых больших самов 30-х годов Максим Горький ( точно не помню - поправьте с именем сама если ошибся) , развалился именно от этой беды. Руль направления имел аэродинамический конпенсатор большей площади чем сам руль . Вот и возник тот самый флатер , конструктора сама Сталин сгноил на каторге.

Максим Горький разбился над Москвой и упал на месте поселка Сокол. Причина аварии в столкновении с сопровождающим легким самолетом, не помню каким. А изг/рулевой флаттер словили именно в те годы. Только возникал он по причине того, что отсутствала весовая компенсация (дело не в площадях) и системы управления были обратимыми, т е усилие с рулей воспринималось пилотом на штурвале/ручке. Таким образом рули практически были во флюгерном режиме. Все предпосылки для флаттера. Надо только посильнее разогнаться! 😃

Pro_Off
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Во блин загрузили.
Справка из истории - один из первых больших самов 30-х годов Максим Горький ( точно не помню - поправьте с именем сама если ошибся) , развалился именно от этой беды. Руль направления имел аэродинамический конпенсатор большей площади чем сам руль . Вот и возник тот самый флатер , конструктора сама Сталин сгноил на каторге.

Если “Максим Горький” существовал более чем в одном экземпляре, не спорю.
Но сильно нашумел случай с катастрофой “М_Г” из за столкновения с истребителем сопровождения на авипараде из за ошибки пилота истребителя при манёвре. Хотел сделать петлю вокруг крыла “М_Г” и не расчетал, маленько…

klava
Pro_Off:

Если “Максим Горький” существовал более чем в одном экземпляре, не спорю.
Но сильно нашумел случай с катастрофой “М_Г” из за столкновения с истребителем сопровождения на авипараде из за ошибки пилота истребителя при манёвре. Хотел сделать петлю вокруг крыла “М_Г” и не расчетал, маленько…

Был случай с одним из экземпляров U-2, той самой модификации,
на которой сбили Пауэрса. Истребитель турецких (если не ошибаюсь) ВВС,
увидев U-2, подлетел чтобы рассмотреть поближе, от чего U-2 развалился
в воздухе.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Дядки не помню как писал, фамилию сама но из серии больших. Там случай был что вообще хвостовое оперение оторвалось ( сам от вибрации порвало).

Pro_Off
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Дядки не помню как писал, фамилию сама но из серии больших. Там случай был что вообще хвостовое оперение оторвалось ( сам от вибрации порвало).

Флаттер много людей и самолётов сгубил, и не только больших или скоростных, по тем временам, прежде чем поняли в чём беда и научились бороться с ней.
Если не ошибаюсь, то один из основоположников модели упругости и колебания крыла был математик академик Александров.
А про U-2 - круто. Не слыхал.
В спутную струю, видать, попал. Такое бывает на подлёте к аэродрому ещё. Особенно если попадает лёгкий самолёт в сильно турбулентную зону после посадки (взлёта) тяжёлого самолёта. Она (зона), бывает, долго сохраняется, а её ни как не видно. Правда, флаттер здесь ни при чём.

boroda_de
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Во блин загрузили.
Справка из истории - один из первых больших самов 30-х годов Максим Горький ( точно не помню - поправьте с именем сама если ошибся) , развалился именно от этой беды. Руль направления имел аэродинамический конпенсатор большей площади чем сам руль . Вот и возник тот самый флатер , конструктора сама Сталин сгноил на каторге.

ссылка на статью
Вы наверное К-7 Калинина (не путать с всероссийским старостой) имели ввиду.

yorix

Если вам не впадлу потратить около 3,5 мегабайт, то можете посмотреть этот замечательный видеоролик с Флаттером! 😈 Сильная штукенция! 😮 Так же там много симпотичных видюх по планерам(настоящим)

yorix
yorix:

Если вам не впадлу потратить около 3,5 мегабайт, то можете посмотреть этот замечательный видеоролик с Флаттером! 😈  Сильная штукенция! 😮  Так же там много симпотичных видюх по планерам(настоящим)

www.dg-download.de/…/dg-300-flatterversuch.mpg

edwards
Pro_Off:

Флаттер много людей и самолётов сгубил, и не только больших или скоростных, по тем временам, прежде чем поняли в чём беда и научились бороться с ней.

К сожалению не только “по тем временам”. В 2000 году разбился Игорь Вахрушев на своём самолёте А-23М из-за колебаний ЦПГО разрушивших хвостовую балку.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Про свой пример , я читал в "крылышках " или док.повесть еще пацаном. Была у правительства заморочка и разным КБ поставили одну задачу , сделать Боольшие самы. И помимо Горько сделано было несколько гигантов, один на испытаниях разбился .

Pro_Off
Pro_Off:

Если не ошибаюсь, то один из основоположников модели упругости и колебания крыла был математик академик Александров.

Ошибся 😊 .
С академиком Келдыш_ем М.В. перепутал, прошу прощения.
Ссылка на биографию:
www.erudite.nm.ru/KeldyshMstislav.htm
Александров - физик ядерщик.
www.erudite.nm.ru/AlexandrovAnatoly.htm

tlvct

во вы намутили… 😃

А не проще было сказать так - когда модель летит и слышен странный звук, не свойственный модели и мотору, похожий на разновидность треска, то это и есть флаттер. и боротся можно с ним одним из простых способов, если это на киле и стабе - то расчалками, если элероны - то усилением конструкции. ну или типа того, просто, без теорий и всего такого, чисто по народному.

зы: может где и ошибся, но примерно так. (для хобби вполне достаточно)
😲

ЕВГЕНИЙ-ARM

Так дяденька если вы что то сами собираетесь конструировать вам надо немного теории знать . Если пользовать чужие конструкции и модели - то можно голову не забивать . Классические модели всеми перчисленными болезнями не страдают.
А так двумя словами не скажеш - флатер это флатер , а сало это сало - попробуй раскажи про него двумя словами.