Хитрый вопрос про цетровку ДВС

vpan
Д_Заточник:

Сказанное про грабли относится к полностью самодельным, начиная с чертежа, самолетам. Если это КИТ или АРФ, то граблей практически нет и оглашать ничего не надо.

А вот у меня другая ситуация – вот уже почти собрал АРФ точно по инструкции, используя комплектующие из набора (надо отдать должное производителю качество и комплектность комплектухи на высоте) и вот поставив вчера вечером двигатель (все остальное собрано), проверил центровку. Центровочка оказалась 39% при рекомендуемых 30%. На двигатель правда еще не установлен винт, не установлены трубки и кок, а также капот, но заранее можно сказать, что значительного влияния на центровку они не окажут. АККи стандартные АА установлены «лёжа» в крайнее переднее положение (почти прижаты к шпангоуту через прослоечку поролона) сборка плоская. Можно, конечно, перепаять сборку в вид 2х2, но опять же врятли это даст требуемые 30%. Можно еще не перепаивая сборку поставить ее вертикально «на ребро» и сдвинуть максимально вперед, этот вариант позволит, скорее всего, добиться желаемых 30%, но самое главное и беспокоящее меня обстоятельство я специально приберег на последок. Штатный бак (из комплекта) имеет объем 320 кубиков!!! для 46-го двигателя, т.е. это примерно 250-260 грамм топлива. Установка бака стандартная – сразу за мотором, горловина вставлена в моторный шпангоут, дно бака упирается в тот же шпангоут, в которое упирается крыло, т.е. получается ощутимое плечо, и масса на этом плече за время полета будет меняться примерно на 200 грамм. Теперь вопрос в студию - стоит ли в обязательном порядке выравнивать центровку в рекомендуемые 30%, и если не удастся решить эту задачу установкой и перемещением штатного оборудования, нужно ли использовать грузики?

Vladimir_T

Какие страхи! Специально посчитал, при весе модели 2400 гр и полном расходе горючего (150гр при плече 20 см) , центровка сместится назад на 9…10 мм. При установке рулевых машинок (2шт по 30 гр) в хвост модели центровка сместится на 8 мм. Вот и прикидывайте, что у вас получится. Вообще определять центровку на пальцах, на подставках под крылом не совсем удобно и точно, особенно низкоплана. Для определения центровки модели пользуюсь сводной таблицей, в которую заношу вес и расстояния до центра тяжести составляющих модели (фюзеляж, крыло, стабилизатор, шасси и т.д.). И по простой методике просчитываю ЦТ на компьютере в EXCEL, получается приемлемо точно. К тому-же, благодаря этому могу выбрать место установки приемника, АКБ, РМ и получить желаемую центровку еще на “бумаге”. А насчет капота не совсем понятно, что удивило? Вес капота не может сильно изменить центровку, а вот ФОКУС модели похоже измениться может (смотри аэродинамику).

Панкратов_Сергей

Вообще определять центровку на пальцах, на подставках под крылом не совсем удобно и точно, особенно низкоплана. Для определения центровки модели пользуюсь сводной таблицей, в которую заношу вес и расстояния до центра тяжести составляющих модели (фюзеляж, крыло, стабилизатор, шасси и т.д.). И по простой методике просчитываю ЦТ на компьютере в EXCEL, получается приемлемо точно.

Стремно.
Ведь центр тяжести крыла,фюзеляжа да и многих других составляющих все равно придется
определять на пальцах.
Так в чем удобство и точность?

VOX

моделька моя Pote’n Poke ot GP в случае чего - может кто чего скажет ?
[/quote]

…я скажу,т.к. имел этот самолёт несколько лет назад.Единственная беда этой модели-это не продуманный,на мой взгляд,крепёж крыла.При не совсем удачной посадке эти фанерные стойки моментально вырывает.Я-бы посоветовал Вам сразу заменить этот узел на дюралевые,тем более всё очень просто переделывется.Я,к примеру,делал эти стойки вообще съёмными,что весьма помогало при перевозке и неоходимой замене.А в целом самолёт очень летучий!Если возникнут вопросы,то обращайтесь…

new225
vpan:

***Центровочка оказалась 39% при рекомендуемых 30%****

Но ведь облетал же ? И все отлично… 😃
Кстати Тимур на Кобру по моему на нос 130-150 грамм лепил грузов - тоже арф…

Adekamer
VOX:

моделька моя Pote’n Poke ot GP в случае чего - может кто чего скажет ?
…я скажу,т.к. имел этот самолёт несколько лет назад.Единственная беда этой модели-это не продуманный,на мой взгляд,крепёж крыла.При не совсем удачной посадке эти фанерные стойки моментально вырывает.Я-бы посоветовал Вам сразу заменить этот узел на дюралевые,тем более всё очень просто переделывется.Я,к примеру,делал эти стойки вообще съёмными,что весьма помогало при перевозке и неоходимой замене.А в целом самолёт очень летучий!Если возникнут вопросы,то обращайтесь…

крепеж мне тоже не нравиться - думаю усиливать углем… у меня на этот самик заготовлен 46 ос-мах - должно быть все чудесно - но на рцгрупсе - говорят - что крыло хиленькое и может флатерить на 46… так ли это ?
еше вопрос про подкосы на крыльях - ну какк то некузяво - с использованием супер дюралевого крепления - надобность в подкосах отпадает ?
планирую использовать режим флаперонов на нем - имеет смысл - или и так все замечательно ? Пока все//// заранее спасибо

VOX
Adekamer:

крепеж мне тоже не нравиться - думаю усиливать углем… у меня на этот самик заготовлен 46 ос-мах - должно быть все чудесно - но на рцгрупсе - говорят - что крыло хиленькое и может флатерить на 46… так ли это ?
еше вопрос про подкосы на крыльях - ну какк то некузяво - с использованием супер дюралевого крепления - надобность в подкосах отпадает ?
планирую использовать режим флаперонов на нем - имеет смысл - или и так все замечательно ? Пока все//// заранее спасибо

Усиливать не имеет смысла,только замена…У меня там был тоже 46 движек,так свечой летал!А флатер я не замечал.Крыло там вовсе не хилое по своей конструкции.А вот подкосы на скорости действительно вибрируют и очень сильно.Я их заменил после первых полётов на дюралевые трубки.Возможен ещё вариант растяжки крыла на тросики.Так сделал мой знакомый чех…
Подкосы ставьте обязательно,они необходимы для этого самолёта!!
Самолёт этот хоть и лениво,но делает многие фигуры пилотажа.Флапероны в данном случае будут не нужны.Самолёт очень управляемый и предсказуемый.Но,если есть желание,можете попробовать.

Adekamer

2 VOX: еше вопрос - мне кажется слабеньким хвостовое оперение - имеет смысл его зашивать бальзой - или и так летает ?
Какие петли использовали на оном самике ? из комплекта вырезали и на циакрин клеили ? Я вот от GP прикупил шарнирных - оч хочется их вклеить - или ненадо заморачиваться . или если очень хочеться - то можно 😃
непонятна констррукция подкосов - я до фюза еше не дошол - крыло пока мастерю - я так понял что подкосы сьемные - каким образом Вы крепили дюралевые подкосы . И как Вы крепили дюралевое крепление крыла к фюзу?
исчо немного: в центральной части крыла (то которое все зашито бальзой) нужно делать округлый вырез над кабиной пилота (я так понимаю для большей схожести ) мне делать нехочеться совсем - да и функционального смысла невижу - Ваш опыт в данном случае?
ну и напоследок: как у Вас обстояли с центровкой? как быстро Вы попали в указанные в инструкции параметры центровки - или пришлось колдовать ?

vpan
new225:

Но ведь облетал же ? И все отлично… 😃
Кстати Тимур на Кобру по моему на нос 130-150 грамм лепил грузов - тоже арф…

Пришлось малость, все-таки помучится. Во-первых, поставил АКК вертикально, сместив его максимально вперед, во-вторых, чуть подвинул все, что смог и в итоге это дало центровку примерно 33% с пустым баком. Потом заправил бак, и центровка оказалась где-то в районе 24 – 25 %%. Собственно именно этот вопрос меня больше всего интересовал, изменение центровки за время полета колеблется на 5 – 8 %% без учета волновых колебаний топлива внутри бака. Я конечно понимаю, что заморачиваться на этом не стоит, но все-таки интересно…

Вячеслав_Старухин
vpan:

Центровочка оказалась 39% при рекомендуемых 30%. На двигатель правда еще не установлен винт, не установлены трубки и кок, а также капот, но заранее можно сказать, что значительного влияния на центровку они не окажут.

Еще как окажут.
Попробуйте взвесить винт, кок и капот и вы СИЛЬНО удивитесь! 😈

Vladimir_T
Панкратов_Сергей:

Стремно.
Ведь центр тяжести крыла,фюзеляжа да и многих других составляющих все равно придется
определять на пальцах.
Так в чем удобство и точность?

Стремно в носу ковырять пальцами или еще где. Что касается простых и малогабаритных предметов, то могу подсказать, центр тяжести их лежит в геометрической середине. Тут не нужен ваш "тонкий"инструмент.

Панкратов_Сергей

Что же сразу так реагировать.
Никоим образом крыло и фюзеляж нельзя отнести к

Что касается простых и малогабаритных предметов, то могу подсказать, центр тяжести их лежит в геометрической середине.

Если вы это так упрощаете,то о точности нет и речи.
Конечно если под крылом не подозревается кусок потолочки а под фюзеляжем -отрезок рейки.
Не вводите народ в заблуждение.

Vladimir_T

Ну извини коллега, не обижайся. Удобство в том, что выбрав место установки того-же еккумклятора можно еще до переделки модели узнать и расчитать центровку и довольно все-же точно. Пальцами, к примеру, смещение центровки на 2…5 мм определить трудно. А числовой метод позволяет это сделать.

Панкратов_Сергей

Удобство в том, что выбрав место установки того-же еккумклятора можно еще до переделки модели узнать и расчитать центровку и довольно все-же точно. Пальцами, к примеру, смещение центровки на 2…5 мм определить трудно. А числовой метод позволяет это сделать.

С этим не поспорить.Т.е на самике с уже точно определенной центровкой (на упорах) можно точно
рассчитать куда она сдвинится при перемежении акка,машинок и т.д.
Но центровку голого планера все же придется определять на упорах.
Рассчитать ее сложно, а точно -невозможно.
Кол-во клея,изменение плотности бальзы по длине даст очень большие погрешности.

neviDimka
Панкратов_Сергей:

С этим не поспорить.Т.е на самике с уже точно определенной центровкой (на упорах) можно точно
рассчитать куда она сдвинится при перемежении акка,машинок и т.д.
Но центровку голого планера все же придется определять на упорах.
Рассчитать ее сложно, а точно -невозможно.
Кол-во клея,изменение плотности бальзы по длине даст очень большие погрешности.

Вопрос: о каких упорах идет речь? Я определяю центровку вывешивая самолет на пальцах. Или я уже безнадежно отстал?

SAN

Вот замечательное приспособление для центровки! 😃
(фото в сообщениии akirill`a)

neviDimka
SAN:

Вот замечательное приспособление для центровки! 😃
(фото в сообщениии akirill`a)

СПАСИБО.

vpan
SAN:

Вот замечательное приспособление для центровки! 😃
(фото в сообщениии akirill`a)

А зачем нужна такая точность, тем более, что центровка за время полета значительно меняеется. В моём случае это 5 - 8 %% т.е. примерно 15 - 25 мм.

3 months later
Vladimir_T
neviDimka:

Вопрос: о каких упорах идет речь? Я определяю центровку вывешивая самолет на пальцах. Или я уже безнадежно отстал?

Тема, по умолчанию была забыта, но решил ее возобновить. Конечно можно и на пальцах, но в авиации центр тяжести определяют методом двойного взвешивания. Кому интересно, смотри ниже приложенный материал.

______________________.zip

moldavan

Сам летаю в авиации ихотел бы Вам напомнить, что существует диапазон допустимых центровок. Т.е. если Вы попали в этот диапазон, то с полётом будет всё нормально, даже после выработки топлива! 😃

Vladimir_T
moldavan:

Сам летаю в авиации ихотел бы Вам напомнить, что существует диапазон допустимых центровок. Т.е. если Вы попали в этот диапазон, то с полётом будет всё нормально, даже после выработки топлива! 😃

Полность согласен, но для большинства моделистов понятие “предельных центровок”- абстрактное. Поэтому центровку меряют на пальцах и летают в фокусе модели, андреналину от этого много, как и “морковки”. Ну а мне, мой 3х метровый аэроплан проще на весах взвесить, тяжело это на пальцах делать.