Поведение 3D пилотажки.
Доброго времени суток.
Перешел от полетов на тренерах-верхнепланах к полетам на пилотажке Cap-232-3D.
Самолет ДВС, нижнеплан, площадь крыла 27.6, размах 1100, вес 1600, нагрузка на крыло около 59. Профиль 18%, крыло трапецевидное, корневая хорда 300 мм, хорда на законцовке - 160 мм.
Теперь вопрос.
При заходе на посадку на малом газу на глиссаде с потерей скорости самолет начинает кабрировать, и его приходится ощутимо придавливать рулем высоты. Посадка БЕЗ флапперонов.
Это:
а) нормально для 3D пилотажки
б) что-то не так с центровкой (если можно, то подсказать - вероятно слишком задняя или вероятно слишком передняя)
в) что-то не так с выкосом движка
д) (что может быть еще?).
Вполне возможно, что я чего-нибудь накосячил при сборке. На чертежах ЦТ указан на изображении профиля крыла на 75-85 мм от кромки. Но не сказано, на какой хорде мерить - у корня, на законцовке или посередине. Предположил, что на корневой, но сразу возник вопрос - если корневая хорда 300 мм, то рекомендуемое значение 30%+ это 90+ мм. А учитывая желательную заднюю центровку, то еще дальше. После предварительной сборки модели стало еще веселее - установка всего на рекомендуемые места привела к центровке 115 мм от кромки. Пришлось перенести аккумулятор на морду (вниз под бак, что по моим понятиям опустило ЦТ и увеличило действие выкоса винта вниз), поставить машинку газа на мотораму за движком и дополнительно налепить 70 г грузов на мотораму. Вот тогда ЦТ вышел на указанные 85 мм (без топлива).
Первые полеты дали сложные ощущения, ближе к негативным - непонятная реакция на руль высоты (такое впечатление, что идет задержка, т.е. после отклонения ручки никакого эффекта, а затем резкий рывок), указание на слишком переднюю центровку (при глубоком вираже самолет здорово опускает нос), бочка такая, что схватился бы за голову, если бы не необходимость управлять (вихляет в бочке так, что подруливать придется по полной программе). В принципе летать можно, привыкну, но посадка с кабрированием добила и решил спросить на форуме. Если это все нормально для 3D самолетов - то без проблем, но хочется удостоверится.
Я тоже пытался облетать CAP-232 , но размах 1.66. После взлета убрал газ как на тренере и самолет перестал управляться. Реакция на рули , как ты описал. Сел в траву довольно грубо. В следующий раз добавил вперед груза. Взлетел и набрал высоту. Но при снижении скорости самолет опять не управляется. Даешь газ - летит, снижаешь скорость- потеря управляемости. Итог: с мотором TT PRO-61 не хватает и тяги и скорости. CAPу нужна скорость. Тоже самое наблюдал у коллеги с CAP 1.5м при снижении скорости.
Что касается кабрирования, то такое поведение модели вполне естественно, это происходит из-за большого выкоса двигателя вниз. В полете, на номинальном режиме, излишняя составляющая от выкоса двигателя компенсируется рулем высоты, при выключении двигателя или при переходе на малый газ влияние двигателя резко уменьшается, компенсировать уже нечего и руль высоты переводит модель в набор высоты. Так, что придется поработать над выкосом двигателя и рулем. Идеально не получится, но что-то среднее получить можно. И потом всю эту настройку приемлемо можно сделать только для одного конкретного винта, с другим винтом поведение модели, возможно, будет другим.
Что касается кабрирования, то такое поведение модели вполне естественно, это происходит из-за большого выкоса двигателя вниз. В полете, на номинальном режиме, излишняя составляющая от выкоса двигателя компенсируется рулем высоты, при выключении двигателя или при переходе на малый газ влияние двигателя резко уменьшается, компенсировать уже нечего и руль высоты переводит модель в набор высоты. Так, что придется поработать над выкосом двигателя и рулем. Идеально не получится, но что-то среднее получить можно. И потом всю эту настройку приемлемо можно сделать только для одного конкретного винта, с другим винтом поведение модели, возможно, будет другим.
Т.е. получается, что у меня слишком большой момент от выкоса винта и его нужно уменьшать? (Уменьшением выкоса вниз, например.)
Да, уменьшить выкос вниз, оттримировать модель и в горизонтальном полете резко убрать газ, если модель после этого будет набирать высоту, то повторить операцию. А вобще на форуме обсуждались вопросы настройки, правда после прочитанного все равно сразу трудно понять, что происходит с твоей моделью.
Да я и сам толком не понимаю еще, всего два толковых вылета было, потом движок после отрыва от ВПП заглох и пришлось достаточно грубо сажать в невысокую траву. Со всеми вытекающими последствиями для неусиленного шасси.
Сегодня, если дособеру с новым движком, попробую.
Нестабильное поведение в воздухе было связано с люфтами в рулевых машинках. Один был на руле направления, другой на одном из элеронов.
Значительное смещение ЦТ вперед исправило почти все проблемы - взлет из “подрыва” превратился в нормальный, почти нет опускания носа в глубоком вираже (что удивило), посадка без кабрирования, бочки выровнялись, на разгоне еле заметно тянет вниз (выкос пока трогать не буду - полетаю так, там видно будет). Правда, на петле валится на левое крыло, скорее всего перевешивает глушак (на GMS он здоровый), этим займусь.
Значительное смещение ЦТ вперед исправило почти все проблемы - взлет из “подрыва” превратился в нормальный, почти нет опускания носа в глубоком вираже (что удивило), посадка без кабрирования, бочки выровнялись, на разгоне еле заметно тянет вниз…
Интересно и какая-же теперь у него стала центровка? Если у него и так 75-85мм довольно передняя. Или ему еще ее в перед сдвигать нужно?