Летающая лодка Seairplane, он же Seawind. Как я провел лето.

toreo

Есть у меня давняя любовь к летающим лодкам и полетам с воды. Под закат осени наконец-то осуществилась моя мечта.
Я давно ходил вокруг и около этой красавицы, но то денег не было, то времени. А тут так удачно звезды расположились - экстра упала вдрызг, B-25 застрял где-то в дороге, погода стремительно портиться - вот и нашел возможность потешить свою маленькую слабость.

СПЕЦИФИКАЦИЯ:

Размах крыльев: 1805мм
Площадь крыла: 43 кв. дм.
Длина фюзеляжа: 1410 мм.
Масса полностью готовой к полету модели (не заправленного)- 4500 гр.
Дополнительно требуются:
4-х тактный (рекомендуется) двигатель .91 (15 куб. см.) или
2-х тактный двигатель .61 (10 куб. см.)
5-х или более канальная аппаратура с 7-8 серво
Удлинители –
35 см – 2 шт.
75 см – 3 шт.
50 см – 4 шт.
20 см – 1 шт.
30 см -1 шт.

Внутри коробки
Упаковка модели сделана из плотного упаковочного картона по принципу коробка в коробке. Такой упаковке не страшна ни наша почта, ни курьеры. Все доехало без повреждений. Внутри все плотно упаковано, заклеено в пакетики и обмотано тонкой пенкой.

Комплектация
Модель поставляется в виде АРФ – уже обтянуты крылья, стабилизатор, рули. Стеклопластиковый окрашенный фюзеляж, моторама, бак, трубки, стойки шасси и колеса. Тяги и пластиковая фурнитура – достойного качества. Инструкция не блещет подробностями, но по рисункам ясно, что требуется сделать.
В этом обзоре я отдельно остановлюсь на моментах, которые либо недостаточно освещены в инструкции, либо отсутствую вовсе.

Фюзеляж
Первое, что порадовало в модели – это фюзеляж. Очень прочная и качественная стеклопластиковая выклейка, хорошая окраска. Внутри уже вклеены шпангоуты, но качество их проклейки оставляет желать лучшего. Настоятельно рекомендую проклеить все шпангоуты перед сборкой, особенно в районе киля. Установка рулевых машинок по инструкции не вызывает особых проблем, для этого имеются обозначенные места в киле и верхнем пилоне. Однако, на мой взгляд, установка машинок открытым способом - не самое лучшее решение для такого типа самолета. Поэтому я решил установить сервы РВ и РН в мотогондоле, сразу за баком. Места там достаточно для установки стандартных машинок, тем более там не предусмотрены места для закрепления бака. Способ его крепления оставляется на выбор моделиста. Поэтому я решил сделать в мотогондоле дополнительный шпангоут для закрепления бака, а к нему приклеить площадку для закрепления рулевых машинок. До РВ и РН я проложил пластиковый боуден.
Как изготавливался шпангоут и площадка для машинок. Изначально, из плотного поролона, был вырезан приблизительный шаблон шпангоута, потом был вырезан шаблон из миллиметровой фанеры и подогнан уже точно по месту. На его основе был сделан шпангоут из 3мм фанеры. Таким же способом был сделана и площадка под сервы, но установить ее совместно с шпангоутом оказалось невозможно, пришлось распилить на две половинки и вклеивать по отдельности. Отдельно стоит отметить крепление боуденов, ибо каждый боуден должен быть закреплен как минимум в 2-х точках. Вклеивать пластиковый боуден в стеклопластиковую корку смысла нет, так как очень мала площадь контакта, да и сами материалы плохо склеиваются. Поэтому, в местах выхода боудена наружу, установлены фанерные площадки, которые надежно вклеены и к корке и к боудену. В целом, затраченные труды на установку серв в мотогондоле себя полностью оправдали, так как получилось надежное, герметичное крепление бака, защищенную от воды установку рулевых машинок, некоторое смещение ЦТ вперед, а также приятную эстетику самолета, без лишних деталей.

Крыло

Качественно обтянуто, никаких складок не наблюдается. Вообще, на всех поверхностях модели качество обтяжки очень высокое. При прорезании обшивки в окнах рулевых машинок оставляйте зазор 1-1,5 мм. Потом его нужно загнуть внутрь и приклеить утюгом. Для большей уверенности, проклеить с циакрином. При установке машинок, все швы крышек дополнительно нужно промазать герметиком. Для защиты крыльев и серв от брызг, модель комплектуется чудными обтекателями-ложками. Их установка строго обязательна, брызги от воды вполне способны залить крыло водой, даже через пазы качалок рулевых машинок. Я монтировал ложки на двух саморезах, с проклейкой герметиком по периметру. При прикручивании ложек, важно не попасть в лонжерон. Вклеивание рулей не представляет проблем, все пазы для майларовых петель уже прорезны, точны и аккуратны. Некоторое недоумение вызвал пункт инструкии, предлагающий приклеить стеклопластиковые законцовки на смоле непосредственно к обшивке. Вполне возможно, что это имеет право на существование, но я не стал рисковать. Поэтому, очистил от пленки с помощью паяльника участки крыла, и вклеил законцовки на смоле, дополнительно закрепив их саморезами к задней кромке и к лонжеронам. Получилось прочно и герметично.

Шасси
Модель комплектуется трехточечным шасси с передней управляемой стойкой. Установка ретракта от Robart, без серьезной доработки крыльев невозможна. На мой взгляд – шасси в этой модели не нужны. Портят вид, нарушают герметичность. Это лодка и ее призвание летать и садится на воду. Поэтому шасси не устанавливал. Тем не менее, для не очень опытных пилотов, я рекомендую установить шасси и облетать самолет с земли. При их демонтаже, нужно будет только приклеить небольшой кусочек пленки на низ крыла и заклеить отверстие в носу модели.

Мотор
Рекомендуемые моторы для этой лодки – 0,61 2T или 0,91 4Т. Потенциально, в моем распоряжении были OS-70FL, SAITO-91, 100 и Irvin-61. Осик несмотря на то, что он FL, уверенно таскал 5-ти килограммовую Цессну 2-х метрового размаха, а Irvin-61 отметился на большом Пайпере с поплавками. В итоге, выбор пал на Саиту91. По результатам летных испытаний можно смело утверждать, что OS70FL будет также справлятся с этой моделью. Установка мотора и обтекателя. Поскольку никаких рекомендаций по расположению моторамы в инструкции нет, я ориентировался по отверстию для бака в файрволе. Центр этого отверстия вроде бы совпадал с осью мотора и отверстием для вала в обтекателе. Однако, позже выяснилось, что обтекатель неплотно прилегает к мотогондоле и допускает достаточно произвольную установку. Мне пришлось срезать 4 мм с нижней кромки обтекателя, чтобы сориентировать его по оси мотора. Для прорисовки контуров отверстий для головки цилиндра, я использовал оракал, частично приклеив его к мотогонодоле. Размер обтекателя, вполне позволяет скрыть мотор полностью, за исключением клапанной крышки, но я предпочел открыть мотор, как для охлаждения, так и для удобства работы с цангой накала и для замены свечи. Будьте аккуратны при монтаже мотора. При установленном моторе, модель запросто может свалится на бок или даже упасть с подставки. Примите во внимание, что максимально возможный диаметр пропеллера – 12 дюймов. Теоретически, можно установить и 13 дюймов, но при жестких посадках край пропеллера будет задевать за фюзеляж.

Аппаратура
Я использовал на этой модели аппаратуру Futaba-12Z c приемником 5014. Для элеронов и закрылков применены рулевые машинки Hitec HS-425.На руль высоты и руль направления использованы HS-422, и на газ HS-81. Для питания борта, я рекомендую использовать самые тяжелые и самые мощные батареи которые имеются в вашем арсенале. Их вес все равно будет недостаточен, для установки правильной центровки. Я применил 5 банок Nicad 2500mAh + дополнительную батарею на свет- 4 по 1500 mAh.
Также на модели установлен гироскоп Futaba Gy-351 в канал элеронов. Мой опыт подсказывает мне, что с ним я смогу летать чаще в более сложных метеоусловиях. На облет, я его не включаю, а буду использовать позже. Монтаж всех проводов произведен посередине фюзеляжа, для чего были изготовлены скобы из фанеры и приклеены к шпангоутам. Такой монтаж позволяет надежно зафиксировать провода и быть уверенным, что они не окажутся в воде. Антенна также протянута внутри фюзеляжа и закреплена внутри киля, в мотогондоле.

Предполетная подготовка
Еще раз проверить направления всех рулей. Расходы я выставлял следующие – Руль высоты, элероны – половина максимального расхода. Руль направления - полный возможный расход. Экспонента – РВ – 60%, РН – 100%, элероны – 30%. Закрылки также запрограммировал на два положения – полный ход и половина.

Полет
Приехали, завели, отрегулировали мотор. Для начала решили покататься по воде посмотреть управляемость. Все-таки отсутствие подводного руля делает модель несколько неуправляемой при маневрировании в ветер. Без ветра модель разворачивается буквально на пятачке. Стоит появится ветру и радиус разворота увеличивается в 5 раз. Делаю несколько пробных разгонов. Модель идет строго против ветра и практически сразу поднимает опущенную половинку крыла. С половины газа модель выходит на глиссирование и вполне управляема в этом режиме. На воде модель смотрится потрясающе – стремительно, изящно, поднимает красивые шлейфы брызг. Подплыл на дозаправку – модель вся во льду. Вода еще не замерзла, но на улице – 5, поэтому все брызги мгновенно замерзают на модели. Обледенел киль, пропеллер, верх фюзеляжа, крылья, щели между плоскостями и рулями. Во избежание обледенения, полет решили начать сразу, без рулежки. Газ нужно прибавлять плавно, иначе модель немного притапливает. Метров через 10 модель сама выходит на глиссер, чуть прибавляем газу , немного прибираем вверх и модель выскакивает из воды и уходит в набор на хорошем угле атаки. Набираю высоту , убираю закрылки. Требуется тримирование РВ вверх. В полете модель ведет себя великолепно – легко делает бочки, петлю, уверенно летит в глубоком вираже. Тяги более чем достаточно, для копийного полета требуется гораздо меньше, летаю на 2/3 газа. Расход рулей вообщем выставлены правильно, но для копийного полета, надо еще немного уменьшить расход РВ, а для пилотажа увеличить до полных расходы элеронов. В дальнейшем я настрою 3 полетных режима – пилотаж, копия и посадка. Начинаю прицеливаться на посадку и замечаю, что при газе меньше половины или на холостых оборотах лодка имеет тенденцию к кабрированию и вспухает. Приходится немного отдавать от себя. По всей видимости, нужно уменьшать выкос двигателя вниз. На очередном пролете мотор неожиданно останавливается и лодка очень уверенно планирует с высоты в 6-8 метров. Я немного перетянул стадию выдерживания , поэтому получается небольшой плюх об воду. Однако все обошлось. Ветер к этому времени дул от берега, поэтому эвакуация происходила с помощью надувной лодки. Больше полетов не делали, так как пошел снег.

Доработки в будущем
Я считаю, что перемещение бака в нос модели и установка помпы, способны решить проблему центровки без применения тяжелых аккумуляторов.
Заменить двухлопастной пропеллер на трехлопастной.
Установить подводный киль. Как, куда, какого размера – пока не знаю.

Резюме

Красивая, необычная модель, с хорошей компоновкой для полетов с воды. Доставит массу приятных впечатлений жарким летом у прохладной воды.

Плюсы
• Композитная конструкция фюзеляжа.
• Компоновка и конструкция максимально приспособлена для полетов с воды
• Можно использовать недорогие моторы 2T - .61 или 4Т -.70 объема
• Размер модели позволяет надежно летать в условиях погоды и водоемов средней полосы России.

Минусы
• Требует повышенного внимания и усилий при сборке

Управление моделей не требует каких-то особых навыков, но в качестве второй модели преждевременна. Те, кто уверенно могут летать на модели подобного размера и веса вполне способны сделать это и на летающей лодке.
Вообщем – это лучшая в своем классе летающая лодка.

motorchik

[Их вес все равно будет недостаточен, для установки правильной центровки.

Каким образом Вы обеспечили центровку модели? И какая она получилась?

С уважением.

toreo
motorchik:

[Их вес все равно будет недостаточен, для установки правильной центровки.

Каким образом Вы обеспечили центровку модели? И какая она получилась?

С уважением.

затолкал в морду основной и подсветочный акумуляторы. Центровка где-то 35 процентов. Пока ничего не предпринимал. Немного аккуратнее надо быть с ручкой РВ.

2 months later
toreo

Решил вновь поразвлекать себя водной тематикой. Сивинд на стапеле, подвергнут принудительной модернизации. В выходные думаю облетать.
Подробности в моем блоге.

2 months later
TREX-olet

Всем привет из Краснодара,проконсультируйте меня пожалуйста по покупке SEAWINDA.
Надоел мне мой CAP 232, Кальмато Тренер,решил попробовать гидроавиацию. Собралься заказывать на Планета Хобби Сивинда под ДВС,но слухи ходят что есть лучше по качеству чем на Планете,да и слышал что крылья могут не выдержать при большой нагрузке. Подскажите где и какого производителя заказать ? А может просто усилить лонжерон в крыле ? И еще интересно,надеюсь крылья съемные для транспортировки ?
Как вам вообще Планета Хобби ?
Заранее благодарен…