Центробежный компрессор модельного размера. Подскажите что почитать хорошего по теории и технологии.

Yahen

Загорелся я идеей изучить хотя бы в общих чертах тему центробежных компрессоров. Дабы попробовать сделать небольшую его модель для собственного развития. Нет, не для постановки на ЛА вместо импеллера. И не для изготовления ТРД на коленке. И не для надувания воздушных шаров.
Цель моя - проста и приземленна. Пощупать руками оценить при возможности “органолептически” насколоько эффективнее в плане нагнетания давления центробежный компрессор чем осевой, при размерах сравнимых с модельными импеллерами. В общем хочу побаловаться-поиграться. А для того почитать поизучать матчасть. Ну и технологическую сторону тоже. Присоветуйте хорошего чего.

Жорж

Если “в общих чертах”, то начните с лекции “Теория компрессорной ступени” (ЦбК и ОК) …allbest.ru/…/c-2c0a65635a2ad68b4d53b88421316d26.h…
Внизу страницы - указатель на скачивание или просмотр.
По изготовлению колеса: знать и уметь - хорошо, но для опытов стоит приобрести компрессор от агрегата турбонаддува (ТКР) и с ним “побаловаться”. Доп. информация в ветке “Собираем ТРД” rcopen.com/forum/f83/topic67124
Под боком у Вас есть Борисовский завод агрегатов, где изготавливают ТКР, т.е. известны теория и технология - посетите хотя бы сайт bza.by

7 days later
EVIL

Задам попутный вопрос: Реально ли сделать из компрессорного колеса автомобильной турбины мощный импеллер, не совсем классической схемы, но чтобы он мог через небольшой диаметр сопла продувать значительно большее количество воздуха, чтобы получить тягу как с 3 импеллеров с осевыми вентиляторами? То есть с 1 сопла, диаметром 45-50мм, надо получить не менее 1,5кг тяги при весе агрегата не более 200-250грамм, мощность в районе 1кВт. Речь идет об установке такого двигателя на самолет Боинг-727. место в фюзеляже есть, можно разместить и мощный мотор и ТКР большого диаметра.

Жорж

Не получится, Константин… По многим причинам (природу не обманешь).

Yahen

У автомобильной турбины один только ротор поболее двухсот грамм весит. Там, на граммы никто не заморачивается. Увы.

EVIL

Ну, если в принципе не получится, то нет смысла разговаривать о весе в граммах.

Yahen

Я тут покрутил-пошерстил формулы. К сожалению в модельном размере центробежный компрессор не более, чем игрушка. Что по давлению, что по расходу. А конструкционно он значительно сложнее чем фен-импеллер.

sashaNar

В СВП активно используется, и работает в тех условиях намного лучше что винтов, что импеллеров:
model-hovercraft.com/srn4mk2/srn4mk2fans.html - на сайте почти каждое судн она центробежном вентиляторе, можно пошарить.

Жорж
sashaNar:

В СВП активно используется, и работает в тех условиях…

Ключевое слово выделено.
ЗЫ: на фото изображено колесо центробежного вентилятора (radial impeller). Осталось приложить фото диффузора/улитки и сравнить диаметральные размеры с осевым вентилятором (axial impeller) той же производительности…

Yahen
Жорж:

Ключевое слово выделено.

Есть такое дело. А ежели еще требуется обеспечить соосность входящего и исходящего потоков, то вообще все грустно становится. Чтобы получить КПД выше, чем у паровоза на модельных диаметрах и скоростях вращения ротора, поворачивающий канал должен иметь размеры сравнимые с размером собственно вентилятора.

Жорж
Yahen:

Чтобы получить КПД выше, чем у паровоза на модельных диаметрах и скоростях вращения ротора…

Не так. На модельных диаметрах колеса (55…100мм) и частотах вращения вполне можно получить КПД нагнетателя 0,7 и чуть выше - ТРД МТ тому пример. НО… В мотовентиляторных установках при степеняъ повышения давления выше 1,12 отношение тяга/мощность составляет 1 (даже теоретически) и с дальнейшим ростом ПИв (ПИк) уменьшается быстро до 0,5 асимптотически. Тяговый КПД всей МВУ будет крайне низким, т.к. скорость истечения воздуха из сопла будет многократно превышать реальный диапазон скоростей полета модели: мощность на ветер.
На малых скоростях вращения ЦбК будут иметь очень малые расходы воздуха, что тоже “печалит” общую картину. Потому практическое применение центробежных колес с электроприводом на авиамоделях не оправдано с многих точек зрения (физики). Как и задумки о применении двухступенчатых и более МВУ.

Yahen

К глубокому сожалению, Вы правы.

16 days later
Илья_МГУ
Yahen:

Загорелся я идеей изучить хотя бы в общих чертах тему центробежных компрессоров. Дабы попробовать сделать небольшую его модель для собственного развития. Нет, не для постановки на ЛА вместо импеллера. И не для изготовления ТРД на коленке. И не для надувания воздушных шаров.

Решал похожую задачку год назад. сделал 4-х ступенчатый компрессор для накачивания надувной конструкции:
windpower-russia.ru/showthread.php?t=549&page=3
Там ещё не было понятно, чем крутить. В итоге, сделал привод на базе бесколлекторника. Изделие успешно использовано в этом году.
Прилагаю свою табличку для расчёта ц.б. компрессора

цб_компрессор2.zip