Испытания Flymentor 3D helicopter stabilisation System краткий отчет
Имеется недорогая система стабилизации вертолета (самолета) - Flymentor 3D helicopter stabilisation System стоимостью с доставкой примерно 83 доллара.
В воскресенье 26 сентября мне удалось провести “ходовые испытания” этой штуки. Сейчас расскажу коротко о своих ощущениях.
Условия испытания - отличная солнечная погода, ветер порывистый от 4 до 8 метров в секунду, травяное поле, вертолет - клон Алайн 450, аппаратура - Футаба с модулем Корона, в дополнении к штатному гироскопу КДС подключен внешний гироскоп Алайн 750.
Первый полет. Включен режим “привязка к точке”. Вертолет возле земли при взлете ведет себя несколько необычно - дергается по горизонту вправо-влево-вперед-назад, пытаясь к чему то привязаться. Ничего опасного при этом не происходит, поскольку ротор остается в горизонте, просто несколько неприятно. При наборе высоты более 50 см дергания прекращаются. Вертолет прекрасно держит горизонт, привязка к точке не работает, или почти не работает, во всяком случае в сильный ветер его сносит медленно, явно не соответствуя скорости ветра. Поведение - как большой соосник НЕ БОЯЩИЙСЯ ВЕТРА. Организм категорически протестует против постоянного нажатия на джойстики с удержанием оных, весь опыт настаивает на “отпустить”.
Второй полет - система переключена в режим “стабилизация без привязки к точке”. Уже похуже. Если висеть некоторое время (вроде как встречал упоминание более 7 секунд), система привязывается к новому горизонту, потом требуется постоянная коррекция. Сажать пришлось постоянно придерживая джойстик элерона слегка влево.
Третий полет - система переключена в режим “стабилизация с привязкой к точке”, начинаются попытки активного полета. Носился по летному полю как угорелый, можно пить пиво правой рукой (или курить сигарету), в общем ощущения весьма необычные. Далее испытания на предельных режимах (горки) и… краш 😉 Что произошло: вертолет долго не хотел переходить магический угол 45 градусов к горизонту, но когда я его таки туда вогнал - оптический сенсор нашел себе “новую землю в небе”, и угол к горизонту стал градусов 70. Когда до меня дошло, что система “зависла” и горизонт сейчас “несколько отличается от физического”, начал вытягивать вертолет из пике уже вручную - не хватило где-то метра полтора. Краш - лопасти, валы, шестерня и шасси. Жалко только карбоновых лопастей, все остальное так - мелочь.
**_Выводы:
- Данная система СОВЕРШЕННО не годится в качестве обучающей для новичка! Ничему хорошему она этого самого новичка не научит, поскольку навыки вырабатывает совершенно неправильные. Полет ПОЛНОСТЬЮ напоминает полет на сооснике, и даже возможность краша - точно такая же 😉 как если на сооснике сдуру с разгончика “выскочить из плоскости”.
- Система также не годится в качестве “аварийного выравнивателя” при обучении классическому пилотажу. По всей вероятности для этого надо применять значительно более дорогую систему с 3Д гироскопом - FMA 4-Channel Co-Pilot Flight Stabilization System или аналогичную фирменную.
- Система подходит для тех, кто не хочет! учится летать на классике, поскольку не имеет времени, желания, итд долго сидеть в симе и в натуре часами висеть, потом летать “блинчиком”, потом разучивать азы 3Д, и.т.д., но с другой стороны хочет спокойно летать тем же самым “блинчиком” по уик-эндам не обращая внимания на СИЛЬНЫЙ ветер, что на сооснике невозможно в принципе.
- Система видимо подходит для стабилизации при ФПВ._**
Так что предназначена она в первую очередь для людей из третьего пункта, т.е. тех, кому нравится соосник, но напрягают ветра. 450-ка с системой ФПВ более чем реальная альтернатива тому же квадрокоптеру ГАУИ при сходных принципах и навыках управления.
Спасибо Дмитрию (Нилсу) за предоставленный вертолет и систему КДС. Надеюсь на скорейший ремонт оного, хотя в руки его наверное больше не возьму 😉
Да и написать надо было тут. rcopen.com/forum/f107
Раз уж система стабилизации.
Дык с ними никогда дела не имел, поэтому и не знал, что есть соответствующая ветка. Впрочем - уже перенесли 😉
А зачем летать с привязкой к земле? На не дорогих автопилотах? Эту мыльную линзу нужно отключать! ))) У меня хэликоманд 3А и таких проблемм никогда небыло, летали и в 12 метров и над морем и в городе и в лесу. Дмаю всетаки для новичков автопилот пригодится 😉 Были проблемы больше с контроллером оборотов который давал помехи или перегревался от нагрузок))
Я написал в блоге конкретно о КДСе. Если линзу отключать, то за счет накопления ошибки гироскопами, горизонт плывет очень быстро, и потом получается ну скажем 5 градусов к истинному горизнонту, таким образом чтобы вертолет оставался на месте приходится все время придерживать ручку крена.
Мне завтра должны дать на тест как раз вторую систему, ту которая с ИК датчиками - ко-пилот. Рассчитываю в субботу-воскресенье ее тестировать, так что скоро смогу сравнить результаты и впечатления 😉
Александр, Вы слишком однобоко подходите к системам стабилизации и вертолетам вообще. 3D полеты - это не единственное возможное применение вертолета, и уж точно не самоцель. Хобби - это же для удовольствия! Кому-то нравится 3D, кому-то плавные красивые полеты для релаксации, кому-то копии. Кстати, думаю именно из-за очень высокой вероятности, а честнее - неиэбежности краша, у нас так мало вертолетов-копий. Потратить полгода или больше на постройку качественной копии, а потом грохнуть ее из-за заруливания или севшего на глаз комара… А вот копилот, например, эту проблему полностью убирает. И уже можно смело строить какую угодно навороченную копию.
P.S. В копилоте нет ни 3D, ни иного гироскопа. Там только ИК-датчики.
Все правильно, Геннадий, БТВ, мне пообещали дать ко-пилот на испытания, так что еще один отчет и сравнение двух систем - впереди 😉 А насчет “не только 3Д я же и писал” - 3. Система подходит для тех, кто не хочет! учится летать на классике, поскольку не имеет времени, желания, итд долго сидеть в симе и в натуре часами висеть, потом летать “блинчиком”, потом разучивать азы 3Д, и.т.д., но с другой стороны хочет спокойно летать тем же самым “блинчиком” по уик-эндам не обращая внимания на СИЛЬНЫЙ ветер, что на сооснике невозможно в принципе.
4. Система видимо подходит для стабилизации при ФПВ.
А зимой он работает? Или для зимы надо готовить какие-то другие санки? В условиях обучения в полном одиночестве хочу подстраховать себя, чтобы не наломать недешёвых дров, но слышал, что, например, хеликомманд (кроме последней версии, которая горизонтально не стабилизирет) в мороз мёрзнет 😃
хеликомманд (кроме последней версии, которая горизонтально не стабилизирет) в мороз мёрзнет
в мороз мерзнет все. и пальцы тоже. теперь по существу. я когда летал с ментором, заметил, что ему нужно время для того чтобы “придти в себя”. например, на улице 10 градусов. вынимаешь верт из машины (в которой 24 градуса), первый акк летается из ряда вон плохо - стабилизация не работает, про камеру вообще молчу. на втором акке уже все нормально. если дать ему “отстояться” минут 5, он нормально летит уже на первом акке.
в общем, если не боитесь мороза, на поле остужайте верт (без батарей), а потом пробуйте летать.
не забудьте поделиться впечатлениями.
А что это за последняя версия, которая “горизонтально не стабилизирует”? А зачем же он тогда нужен?
helidirect.com/helicommand-hc3xtreme-p-16890.hdx
Вот он. The HC3-Xtreme expressly contains no horizontal or position stabilisation and is therefore fully suitable for competitions.
Видимо, это только виртуальная сервоось и гироскоп (за 500 баксов).
А зимой он работает? Или для зимы надо готовить какие-то другие санки? В условиях обучения в полном одиночестве хочу подстраховать себя, чтобы не наломать недешёвых дров, но слышал, что, например, хеликомманд (кроме последней версии, которая горизонтально не стабилизирет) в мороз мёрзнет 😃
Не знаю у кого как, но у меня стоял Флайментор поначалу. Конечно на первых порах немного помогает, но не радикально. К тому же уже осенью, при понижении температуры стал подолгу инициализироваться, потом почти перестал. Короче, я его снял и не жалею об этом. При этом в комнатной температуре работал хорошо.