FPV на вертолетах классической схемы.
По поводу оборотов ОР вычитал здесь что самые оптимальные 1800 для 550-ки - правильно?
Для начала 1800 пойдет… Но потом надо снижать с целью экономии. При этом не забывайте - вертолёт становится “вялым”, пилотировать его сложнее, ошибок не прощает, надо быть осторожным…
И еще спрошу - летаете по кревым?
Принципиальной разницы нет. Это лишь настройки самого вертолёта. Летал и по кривым…, сейчас с гувернёром.
…
Владимир, естественно просьба: расскажите технические подробности своего вертолета.
…
Вертолет у меня классическая 500-ка - HK500СМТ с хобикинга весь в металле и достаточно бюджетный, подходят запчасти от TREX 500. Выбрал специально для FPV, чтоб не мучатся с запчастями и размещением оборудования.
Камера www.bevrc.com/bevkx181hpal_p168.html отлично разместилась на пантилте hobbyking.com/…/__11442__FPV_Fiberglass_Pan_Tilt_C… . Используется только режим наклона.
Угол наклона камеры управляется с передатчика пока слайдером, но в будущем планирую перейти на свич 2 положения прямо и вниз.
Для питания видео используется отдельный аккумулятор, ОСД и телеметрию не ставил.
На вертолете у меня пока налет очень маленький. До этого несколько лет летал по камере на самолетах и коптере около года, там садился именно по глиссаде на маленькой скорости. На вертолете при посадке я никак не могу погасить горизонтальную скорость, даже один раз хорошо приложился, поэтому пока просто завешиваю его и потихоньку снижаю. Чувствую, что это не совсем правильно, но тут нужно просто привыкнуть к полетам на классике.
Вертолет у меня классическая 500-ка - HK500СМТ с хобикинга весь в металле и достаточно бюджетный, подходят запчасти от TREX 500. Выбрал специально для FPV, чтоб не мучатся с запчастями и размещением оборудования.
Надо же… 500-ка… А я когда видео посмотрел, вертолёт показался чем-то более крупным…😉
С местом под камеру с тилтом у Вас хорошо получилось! И углы обзора по вертикали удачные, и конструктивно красиво… У меня, увы, такой возможности нет (либо смотрим вниз, либо вверх, посредине фюзеляж…), вот и пришлось ставить вторую камеру…
Изучил внимательно HK-500CMT… Что-то мне показалось места под оборудование на этой раме не очень много… двигатель в нижней нише занимает полезное пространство… А поставить всякого оборудования ой как много хочется…
Владимир, а карбон рамы у него настоящий? Или стеклотекстолит крашеный? Это я на счет возможных проблем со статикой, - рама электропроводная?
Не заметил Вашу наземку… Или у Вас пока просто прямой канал 5,8 с борта на очки?
До этого несколько лет летал по камере на самолетах и коптере…
И как Вам по ощущениям эти три вида ЛА в сравнении друг с другом? Что интересней? Какие эмоции?..
Естественно в плане именно FPV.
p.s. Про эмоции…😉 …посмотрел Ваш ролик с FPV FunJet(ом)… - хрошая динамика полёта!😃
Присоединяюсь к маленькой компашке, но пока интересного видео с борта нет, -выкладывать ничего не буду 😃
На фото -550я Гайка с АПС Гиро.
Кстате, хочу предупредить: не летайте даже в нескольких километрах от АЭС; -у меня вон что вчера произошло heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=11444.msg172…
Что-то мне показалось места под оборудование на этой раме не очень много…
Это, смотря с чем сравнивать, по сравнению с 450-м в 500-м места вагон.
Владимир, а карбон рамы у него настоящий? Или стеклотекстолит крашеный? Это я на счет возможных проблем со статикой, - рама электропроводная?
Рама у этого вертолета электропроводная, тестером точно звонится. Но там не чистый карбон, а сэндвич: карбон-стекло-карбон. Со статикой вроде проблем нет, хотя у меня ремень. Сопротивление от хвостового слайдера до основного вала несколько Ом.
Не заметил Вашу наземку… Или у Вас пока просто прямой канал 5,8 с борта на очки?
При полетах в пределах пары километров я с наземкой не заморачиваюсь. Минимум оборудования максимум надежности. Очки с приемником на 5.8, передатчиком на 600мВт и клеверами дают стабильную картинку на 1.5 км, дальше просто не пробовал, но запас еще есть. К очкам, штатным проводом, подключена писалка bevrc.com/bevrc-pv700-high-quality-digital-video-r… «черный ящик» которая лежит в кармане. На модели уставлен аварийный маячок, с автономным питанием, на 433МГц который включится через 30 минут.
И как Вам по ощущениям эти три вида ЛА в сравнении друг с другом? Что интересней? Какие эмоции?..
Естественно в плане именно FPV.
Каждый вид моделей хорош для своих целей. Для полетов в даль и в высоту однозначно лучше самолет. Для видео съемки или поиска в высокой траве лучше подходит коптер. Он более стабилен и гораздо проще управляется. Коптер имеет не большую горизонтальную скорость, в этом отношении вертолет у него здорово выигрывает, но требует постоянного контроля по управлению, что здорово напрягает. После FunJet(а) на коптере летать стало немного скучно, поэтому пробую освоить вертолет.
но требует постоянного контроля по управлению, что здорово напрягает
На АПС Гиро это не распространяется: вон я на фотке руки в карманах 😃
А когда к реке улетал, -успел и покурить, и видами в монитор полюбоваться 😃
…. Сопротивление от хвостового слайдера до основного вала несколько Ом.
Ну, значит на нем карбон все же настоящий. Это хорошо, - избавляет от многих проблем с помехами, статикой, облегчает экранировку узлов…
Присоединяюсь к маленькой компашке, но пока интересного видео с борта нет, -выкладывать ничего не буду
На фото -550я Гайка с АПС Гиро.
Константин, приветик!
Хорошая, показательная фотка!
Упорный Вы человек, так или иначе, но Вы победили сложности FPV на классике… Полетели!
А вот компашка у нас действительно, по прежнему, маленькая…
Иногда кажется: ну вот, народ распробовал, понял как это делается, сейчас все начнут летать FPV на вертолётах… Ан нет! Нету «толпы»! По прежнему отдельные индивидуумы… т.е. МЫ!😉
Кстате, хочу предупредить: не летайте даже в нескольких километрах от…….…
Ознакомился с ситуёвиной… Ну, я не очень удивлен эффекту…
Практически все стратегические объекты накрываются зашумляющими широкополосными (!) подавителями эфира… Я когда-то имел дело с этими «железками» (названий по понятным причинам не привожу…). Это такой ящик с кучей разнодиапазонных излучающих антенн… Предотвращает утечку информации в электромагнитной форме с объекта и делает невозможным использование на охраняемой территории всякого рода «закладок»…
Так вот видимо на местности спонтанно образовался направленный луч подавления, Вы в него и попали… Бывает.
Обещанное видео… 😃
Ютуб качество срезал.
Андрей, кстати пинакл тоже срезал, с прошки идет поток 20 Мбит, а пинакл делает 12 Мбит максимум, но и размер файла меньше. Но возможно это вопрос кодеков.
Посадка пиходелическая =)
А так супер =)
Посадка пиходелическая =)
Есть такой момент, забыл камеру повернуть 😃
Посадка визуальная, на полоску картона в очках сесть сложновато… 😎😉
Рассмотрел внимательно…😃 и еще раз…😒 и замедленно некоторые фрагменты…😃
Что тут сказать, остаётся лишь повторить туже фразу:
Класс!!! Молодец, Олег!😃 Молчал, молчал… и выдал действительно достойный полётный материал!!!😃
Просто замечательно по всем параметрам! Да еще и 21 минута полётного времени!
Есть лишь небольшие помарки… Совсем незначительные, вроде иногда слишком резкой работы руддером….
Ну и еще… По привычке сразу бросилось в глаза – камера установлена с креном и небольшим смещением по горизонту, я бы поправил…
И да… потряхивает (именно такое определение напрашивается) её странновато, несистематично. Кажется, я с таким не сталкивался…
Олег, а в подвесе случайно нет свободно болтающихся люфтов? Или может сервопривод подёргивается?
Да, обрабатывать полностью весь ролик стабилизацией у меня тоже не получалось. Динамичные фрагменты типа «бочки» или быстрого пикирования с выходом в горизонт стабилизация Пинакла портит напрочь пытаясь «зацепиться» за отдельные кадры. Но при этом хорошо обрабатываются длинные горизонтальные пролеты с плавными поворотами….
В прицепе если из этого исходника монтировать ролик то его всё равно надо резать, а уж фрагменты по необходимости (или возможности) обрабатывать стабилизацией.
……
А вообще повторюсь: Олег, отлично! Тем более если учесть что это далеко не финальное достижение, - нет предела совершенству!😉
P.C. Успешного ремонта и… возможного перехода на v-bar!😃
Андрей, спасибо!
Да, рудер… меня тоже раздражает, непроизвольно - похоже переменник дохнет в пульте…
По Пинаклу тоже пришел к такому выводу, что если делать нарезку и обрабатывать отдельные фрагменты, то стабилизация вполне нормально работает, но когда обработал весь файл целиком, то получилось хуже чем было, поэтому ничего не обрабатывал, а только обрезал края и наложил титры и музыку. 😃
дааааа уж, Олег, ну просто поразил 21-ой минутой полетов. Просто “зе-бест”. Хвалебных слов много не будет… так как их все сказал Андрей до меня)))
есть вопросы:
- Лопасти ассиметрик?
- какой акум и сколько банок?
- Начиная с 11 минуты, Вы смело летаете над дачами, а если в этот момент лопается ремень (тьфу=3 раза), то что делать?
- Настолько засмотрелся видео, но потом в голову посетила мысль: ну столько много дачных участков и НИ ОДНОГО человека не увидел (смотрел внимательно), ни одной машины на участке))))) Только уже на 12-15 увидел 2 машинки. Но людей вообще нет! Все умерли чтоль??? (шутка)
- 19-30 в кадре появляется машина, едущая по дороге, так вот когда Вы над ней пролетели, я если честно, уже и забыл, что смотрю Ваш полет, думал что уже фильм какой-то смотрю и сейчас будет боевой разворот и погоня за машиной… но нет, Вы пролетели чуть дальше, но потом разворот!!! Я был в полной уверенности, что вот она!!! ща будет реальная погоня))))))))) Как жаль, что детектива не получилось. Было бы вообще круто!
Резюме: Олег, просто обалденно! Представляю, что будете снимать с опытом. Мягких посадок!
Да, рудер… меня тоже раздражает, непроизвольно - похоже переменник дохнет в пульте…
Возможно и нет. У меня на 600 Рексе стоит Наза, иногда тоже внезапные рывки, думаю недоработка программная. Заметил, что если стик руддера отпускаешь резко- потом рывок, как бы доруливает. Если стик отпускаешь плавно-все нормально. Все это в режиме удержания.
…и НИ ОДНОГО человека не увидел (смотрел внимательно), ни одной машины на участке))))) Только уже на 12-15 увидел 2 машинки. Но людей вообще нет!
А Вы разве не слышали сообщение в новостях;):
«…В связи с предстоящими испытательными полётами в районе была объявлена всеобщая эвакуация. К сожалению, не обошлось без инцидентов: любопытным гражданским лицам, на двух автомобилях удалось прорваться через блокпосты оцепления в район проведения полётов… Жертв и пострадавших в результате происшествия нет…»😁
Спасибо, Владимир 😃
Отвечаю на Ваши вопросы:
Лопасти ассиметричные, аккумы 3 банки, при емкости 6200 мАч время полета 22 минуты (1 минута про запас), 8000 мАч = 24-25 минутам полетного времени.
Насчет ремня… это первый случай за 5 лет. Я уже писал, недосмотрел, как поставил Назу, многие проблемы ушли, все хорошо и очень стабильно работает, сам виноват, расслабился… по звуку чувствовал, что-то не то… перед крашем был полет высоко, в тот день ветра там были не детские, хвост несколько раз просто разворачивало по ветру, ну и как результат - видно перетерся при чрезмерных нагрузках. В общем хочу сказать, что при должном внимании ремень - это не причина для беспокойства. В тоже время любая мелочь на борту в воздухе может иметь значение. Но меня больше беспокоит, что при переходе на V-bar уже не будет дополнительной страховки в виде умного файлсэйв и при краше вертолет уже не приземлиться сам на шасси. К примеру, у меня на борту стоит маяк на 433 Мгц и управление 433, был случай - при смене батарей, забыл обнулить маяк (таймер 30минут) и на удалении 1800м он включился… В принципе такую ситуацию я ранее тестировал и управление “пробивалось” через такую помеху и на большей дистанции, но накануне переставил маяк в другое место. До этого он был закрыт от приемной антенны регулятором, двигателем и карбоновой полоской. В общем маяк сработал и на этом удалении я потерял управление… 😦
Но все закончилось хорошо 😃
Если стоит Наза с настроенным файлсэйв, то вертолет просто зависает в точке и висит сколько потребуется долго. В этой ситуации есть две возможности: увеличить мощность передатчика или попытаться оперативно приблизиться к вертолету, я выбрал первое и благополучно вернулся в точку взлета. Но в подобных случаях от неожиданности всегда может присутствовать элемент паники, а с V-bar на борту секунды могут иметь значение… но все равно - буду пробовать… полет без ограничений 😒 - просто ограничу радиус полетов 1 км.
Настолько засмотрелся видео, но потом в голову посетила мысль: ну столько много дачных участков и НИ ОДНОГО человека не увидел (смотрел внимательно), ни одной машины на участке))))) Только уже на 12-15 увидел 2 машинки. Но людей вообще нет! Все умерли чтоль??? (шутка)
Владимир, это как в мультике про Машу - как только слышат звук вертолета, то сразу прячутся кто куда 😃 (шутка)
Действительно, маловато… обычно было больше… 😃 если повисеть минут пять в одной точке, то потихоньку появляются… 😉 вот нашел немного… на 3-38, 4-22, 13-20
19-30 в кадре появляется машина, едущая по дороге, так вот когда Вы над ней пролетели, я если честно, уже и забыл, что смотрю Ваш полет, думал что уже фильм какой-то смотрю и сейчас будет боевой разворот и погоня за машиной… но нет, Вы пролетели чуть дальше, но потом разворот!!! Я был в полной уверенности, что вот она!!! ща будет реальная погоня))))))))) Как жаль, что детектива не получилось. Было бы вообще круто!
Да были уже и погони и сопровождения и смешные моменты, за всеми не угонишься 😃 К примеру, едите Вы себе, никого не трогаете, а тут догоняет вертолет и сопровождает параллельным курсом, какие мысли лезут в голову? Народ у нас пугливый… 😃 Вот на днях по случаю, общался с девушкой из соседней деревни, так она на полном серьезе говорила, что несколько раз видела в небе над деревней НЛО… я разумеется, молчу…
Просто на моем вертолете установлены бортовые огни - проблесковые маячки справа зеленый, слева красный (два очень ярких, мощных светодиода). Днем особо эффекта нет, а вот вечером… световые вспышки отражаются от зеркальных лопастей и эффект неожиданный… поэтому я теперь аккуратней c этим 😃
Вот и состоялся мой первый полёт, по манитору и частично визуально - результат вертолёт узлом:( Как правильно начинать полёты, летал не очень высоко, может надо повыше забираться.
Вот и состоялся мой первый полёт, по манитору и частично визуально - результат вертолёт узлом:( Как правильно начинать полёты, летал не очень высоко, может надо повыше забираться.
У меня точно такая же история. В прошлом году собрал верт 500-ку, учился висеть и чуть летать блинчиком. Зимой навешал FPV оборудования, сделал наземку. Очков нет, летал по монитору. Испытал пару раз возле гаража, затем два полёта повыше. Итог: верт узлом изза потери ориентации во время переведения взгляда с монитора на верт.
Летал вообще без какой-либо стабилизации на флайбаре, возможно это и стало причиной.
Идею с ФПВ на верте решил отложить. Восстановил свою 500-ку, тренирую обычные визуальные полёты. ФПВ мож начну с квадрика.
Итог: верт узлом изза потери ориентации во время переведения взгляда с монитора на верт.
Вот из за этого и у меня, наверное надо только взлетать визуально и садиться, а летать только по монитору, но очень сыкатно что не прелетиш домой. Когда взлетаеш повыше скорости вообще нечувствуеш. Вот уже незнаю незря ли я купил себе ФПВ.
Вот из за этого и у меня, наверное надо только взлетать визуально и садиться, а летать только по монитору
ИМХО монитор только для самолета, на верте динамика, потому должно быть полное погружение,
соответственно мой выбор - это очки,
несмотря на опыт, когда попробовал летать по монитору, при посадке на квадре поломал лопасть, так как он жжужит рядом и как то даже страшновато…
Начинайте летать всегда с помощниками, они вас скоординируют по стикам…
Всем привет! проект ми24 по фпв почти готов к полетам, остались небольшие тех моменты.
Ну и моя давняя мечта фпв на бензиновом вертолете приходит в осуществление. Заказал с хеликрафта 700 с 50проц скидкой., заказал с башни бензиновый ос макс gt15hz. Этот мотор славится маленьким расходом, большой мощностью, очень низким уровнем вибраций, размерами и весом калильного мотора. Т.е. без каких либо переделок встает в нитро версию вертолета. Сейчас еще в раздумии по системе, скорее всего воткну апс лайт., цена на хеликрафте со скидкой в 50проц около 200у.е. вполне приемлемо, а 3гх идет в комплекте кита верта. Вот такие вот пироги., из телеметрии то что есть, а это ИглТри. Из планируемых доработок, это удлиненная балка и 800 лопасти. По всей собранной информации этьо даст на стандартном баке 660гр полет более 1часа. Останется сделать грамотную виброразвязку для апс лайт и в принципе все круто. Либо более бюджетный вариант, это ардукоптер - есть в наличии. Пока верт и мотор в пути, скорее всего попробую ардукоптера на электричке.