FPV на вертолетах классической схемы.

RomanRom2

из новенького - подвес приобрел для фотосъемки. За одно, так сказать, совместим приятное с полезным 😃
Осталось все собрать только. Да и холода у нас жуть, ждем летной погоды, учим матчасть.

Телеметрия у меня простенькая, Easy-OSD, для вертолета она особо то не нужна, минимум информативности. Попробую тоже сонар прикрутить, давно уже подумываю о собственной системе автопилотной для вертолетов, всё останавливало отсутствие необходимых датчиков. А без режима автопосадки такая система не интересна 😃 Опыт управления миллионами юнитов имеется 😃 (занимаюсь разработкой игровых серверов mmo игр), опыт разработки небольших железяк тоже. Попробую. Спасибо за наводку, поизучаю рынок пока. Тока тссс, никому не говорите, а то сейчас закидают какашками 😃

SAV=

А я всё летаю, улётываюсь, опыту, сноровки набираюсь…😉
Телеметрия не нужна… Ну, не знаю, не знаю… Возможно я уже привык видеть скорость с которой рискую воткнуться в планету…😒😁
Да и все остальные параметры кажутся весьма необходимыми. Порой без них никуда…
Хорошее дело задумали, Роман, - Удачи!😃

Zheleziaka

www.youtube.com/watch?v=F-I14VAu4D4&feature=youtu.…

Я ужас, летящий на крыльях ночи 😄 :ninja: 😊 На пятый день через раз в кольца попадаю.
Бук немного тормозит и запаздывает от стиков когда все элементы пейзажа включены- ну ничего: тяжело в учении… А тут сейчас посмотрел- вообще всё видео дёрганное какое-то. Видать, скринграбер (или как его там) у меня никудышный. Так что прдон за качество 😊

SAV=

Константин, попробуйте разные поля… Там есть какие-то, на которых комп меньше притормаживает… И еще… можно сделать свои, упрощенные - тормозить практически не будут.
Еще совет: открывайте окно программы не на весь экран, а с пропорцией 3/4 - получается более реалистично и углы обзора значительно правильнее…

Zheleziaka

Понял в чём мне сложно и в чём ошибки при переходе на FPV: когда летаю визуально- мне горизонт, окружающий мир и элеронно-тангажные смещения по фиг; я на них вообще не смотрю. Вижу только верт и его АБСОЛЮТНОЕ (не относительно чего-то) положение в пространстве. При полётах FPV угол зрения должен быть гораздо шире- надо одновременно воспринимать полёт и движения верта ОТНОСИТЕЛЬНО. И то, относительно чего надо ориентироваться находится не в центре экрана, а в основном по краям. На самом деле мне тяжело приучиться разбрасывать глаза по сторонам экрана в вертолётном симуляторе, т.к. целый год смотрел исключительно в центр- туда, где верт. И то, как проще летать: FPV, или визуально- вопрос довольно-таки спорный. Т.е. ещё раз: для полётов по FPV надо учиться смотреть шире.
Кроме того, в Реалфлае всё нормально, но постоянно напрягает элеронный перекос при пируэте, тангажный при добавлении шагов и т.д.
Дальше, кроме пролётов буду учиться летать вокруг, над, под, вдоль и поперёк ОДНОГО здания, или конструкции.
Всё вышесказанное- ИНХО. Поправьте, если ошибаюсь.

SAV=

Ну, в общем, наверное Вы правы…
Первые впечатления от FPV полетов уже забылись и происходящее в полёте, мною видимо, воспринимается уже как естественное, а Вы сейчас всё воспринимаете острее, острее чувствуете сложности…
Действительно при реальном пилотировании (полноразмерных ЛА), как и при пилотировании FPV, пилот оценивает положение ЛА в пространстве по вторичным признакам… Углы ЛА в пространстве оцениваются по элементам обводов кабины, заклепкам на остеклении, специальным меткам, которые пилоты иногда наносят сами…
FPV пилот тоже смотрит на элементы конструкции в кадре (кончики лыж, обводы обтекателя…), ориентирами служат элементы шкал телеметрии и т.д. и т.п. Сопоставляя их позиции с расположением элементов пейзажа оценивается положение ЛА в пространстве. Да, смотреть надо «шире»…😃
Кстати, помните Вы хотели поворачивать камеру? Теперь Вы наверное лучше понимаете почему этого делать нельзя…😉

Zheleziaka:

Кроме того, в Реалфлае всё нормально, но постоянно напрягает элеронный перекос при пируэте, тангажный при добавлении шагов и т.д.

Константин, это не «в Реалфлае»!!!..😉 Реальный вертолёт действительно именно так себя и ведет! К примеру, при резкой даче ОШ в плюс, вертолёт задирает нос… Это так же естественно как левый (в случае правого вращения ОР) снос вертолета при взлете… Просто раньше Вы этого не ощущали «на собственной шкуре»…😉

Zheleziaka
SAV=:

Кстати, помните Вы хотели поворачивать камеру? Теперь Вы наверное лучше понимаете почему этого делать нельзя…

Согласен 😃

SAV=:

Реальный вертолёт действительно именно так себя и ведет! К примеру, при резкой даче ОШ в плюс, вертолёт задирает нос… Это так же естественно как левый (в случае правого вращения ОР) снос вертолета при взлете… Просто раньше Вы этого не ощущали «на собственной шкуре»…

До этого определения “собственная шкура” не было 😉 У нас сейчас очень холодно летать- а то бы непременно попробовал, освежив ощущения и обращая внимание именно на эти моменты. Но могу сказать однозначно: ТАК по элеронам на пируэтах даже моя флайбарная Пятисотка не косИт. Хотя и серволопатки у меня карбоновые лёгенькие.
Ну да ладно: я наоборот ЗА сложности в симах 😃
Кстате насчёт лопаток: подумываю, какие-бы грузики туда вкрячить на первое время ?

ЗЫ Андрей, а не тянет после FPV колбасу 3D покрутить, звук перекладки по шагам возле себя послушать ? Я частенько в Феникс ухожу- там при визуальном пилотировании 500-ка оч на мою похожа- только по шагам больше ошибок прощает.

SAV=
Zheleziaka:

Кстате насчёт лопаток: подумываю, какие-бы грузики туда вкрячить на первое время ?

500-ка говорите… с легкими серволопатками…😒 Ну думается чтобы его приемлемо застабилизировать надо грамм по 30-50 повесить на каждую сторону… Для начала маневренность надо двить побольше, а потом можно и пошустрее…

Zheleziaka:

Андрей, а не тянет после FPV колбасу 3D покрутить, звук перекладки по шагам возле себя послушать ?

Да, иногда возникает желание/настроение пошалить… или зрителей порадовать;). Для этого в V-Bar у меня настроен четвертый банк с 3D-шной маневренностью. Правда “жесткое 3D” летать конечно не получается – вертолёт перетяжёлен, почти килограмм лишнего веса, но петли, бочки, флипы, воронки, инверты вполне нормально летаются…😃
Что же касается собственно «звуковых эффектов» то FPV позволяет сделать такую штуку: в длинном пологом пикировании на себя (зрителей;)) верт разгоняется до 130 – 150 км/ч и над «целью» динамично вводится в траекторию типа части воронки со сменой курса на 90-180 градусов… Рёв такой, что 3D-шное фырчание отдыхает, за километр слышно. Манёвр продолжительный от того впечатлений у народа хоть отбавляй!😉

НО! Баловство это все!😊

P.S. А вот еще по звуку… Микрофон надо ставить, - звук мотора, лопастей весьма полезен при FPV полётах. Помогает.

KIR2142

Законен FPV FAQ. Думаю многим читателям этой темы он тоже будет интересен.

SAV=

Кирилл, ура! Полегчало…😉

13 days later
Zheleziaka

Завтра иду поднимать свою 500ку с FPV прибабахами.
Установил на всякий случай расширенные шаськи вместо стоковых. Разместил всё навесное- завтря фотки выложу.
Хотел, чтобы меня на шнурке для начала подняли- но не уверен, что наш грамотный вертолётчик на полёты сможет приехать.
Чёт я очкую. Прошу выдать мне пару советов на первый полёт в FPV очках: как? что? куда?

SAV=

Да будет Вам, Костантин!!!😉 Всё просто – как в симуляторе!!!😁
А серьёзно: нужен грамотный помощник…
Я в первый раз сам взлететь в очках, как ни старался, не смог – страшновато…😃 На земле ничего не видно кроме травы перед объективом…
Потому поднял верт визуально, повесил на безопасной высоте, помощник по команде одел мне очки, и полетели…😵 В полете почти все просто, вот только важно не увлечься и не улететь далеко или высоко…😃
Полет должен быть предельно коротким, потому как нужно выйти на позицию посадки…
Первый раз это сложно, требуется много времени и основная задача возлагается на помощника – он должен подсказывать куда и как лететь и в конечном итоге поймав вертолет в нужной позиции он должен предупредить и сдёрнуть очки… Всё! Посадка визуально.
Я очень долго не мог повесить верт перед собой желательно хвостом к себе…😃 Когда это удалось - срываются очки…😃 и где же он…😃 шок… вот он! Садимся…😃
В общем, было как то так… Но в этот день я второй раз уже взлететь не смог, «адреналин из ушей капал»…😉😃
Второй полет, на следующий день, был уже штатный – сам взлетел, сам сел, всё в очках… Помощник обалдел, – «ну ты даёшь! А я тебя сажать собирался»…

Ну, что же, желаю УДАЧИ!!! Мягкой посадки!!!

Zont

Мужики, хочу к вам в песочницу… благо классика на шкафу стояла. Вот уже день третий как в чувство привожу. Хотел такую штуку спросить - центровка! Что-то внутри говорит мне - “Серега, делай цетровку немного переднюю”, а как на самом деле? Есть особенности или это всё фигня и делать по валу?

SAV=

Аааа… Сергей пожаловал…!😉 Привет, давно не общались!😃
Налетался значит на птицах крылатых FPV-шных, на «классику» потянуло…😉

Я по началу тоже летал с небольшой передней центровкой, морально вроде приятней когда есть тенденция переднего скольжения… А потом она же меня раздражать стала (притормозишь, а он сам опять разгоняется)…, добавил балласт на хвост, попробовал, понравилось…
Так что сейчас точно по валу.

Zont
SAV=:

Привет, давно не общались!

Да уж точно 😃 Очень хочется это исправить! Как бы мне напроситься на полетушки? 😉
На крылатых временный перерыв вдохновения, очень захотелось вертолет в этом деле опробовать 😃

Про центровку понял, спасибо! У меня-то вообще хвостовая серва на балку переезжает, т.к. дома тяги нормальной нет, только короткие… боюсь как бы задней не получилось. Зато предкомпансацию легко выставлю! :-Р
Андрей, а какие обороты на твоём харикейне в полете?

SAV=
Zont:

Как бы мне напроситься на полетушки?

Да, легко! Вот погода наладится…, - дорогу знаешь!😉

Zont:

У меня-то вообще хвостовая серва на балку переезжает, т.к. дома тяги нормальной нет, только короткие… боюсь как бы задней не получилось.

Задняя центровка - это точно для нас неприемлемый вариант! Да ты и не беспокойся об этом, как только поставишь достойные акки 5000 – 6000 mA/h, так с центровкой сам понимаешь что будет!😉

Zont:

Зато предкомпансацию легко выставлю!

А я предкомпенсацию тоже легко (одним болтиком на переходной муфточке:)) выставляю… Вот так собрана механика руддера…

Zont:

Андрей, а какие обороты на твоём харикейне в полете?

  1. Но можно и меньше если летать менее шустро, растягивая время полёта…

Zont
SAV=:

Да, легко! Вот погода наладится…, - дорогу знаешь!

место то же? 😃

Про обороты понял… я-то наоборот думал 2000 минимум 😃 тогда тоже опускать еще буду.
А карбоновая рама не мешает? Она же вроде не радиопрозрачная

SAV=
Zont:

место то же?

Да. Там постоянно действующий «домашний полигон».😉

Zont:

Про обороты понял… я-то наоборот думал 2000 минимум тогда тоже опускать еще буду.

В принципе я бы попробовал обороты снизить до 1500… Но у меня побочный эффект – ниже 1700 появляется и нарастает неприятная вибрация…

Zont:

А карбоновая рама не мешает? Она же вроде не радиопрозрачная

А разницы нет, всё равно в фюзеляже полно радионепрозрачных элементов, железок, проводов, электроники, аккумуляторов…
Антенны в любом варианте надо выносить в свободное пространство.
Ну и в «плюс» - карбоновая рама намного удобней для размещения элементов, чем пластиковая…, естественным путем в ней решаются проблемы со статикой – она накоротко «звонится» в любом направлении…

Zont

1500… ух, а не мало ли? А лопасти какой длинны?

Я вот думаю, если конечно до какого-то адекватного результата дойду с тем, что есть, попробовать профилированные лопасти 550мм - думаю должно получиться эффективно

SAV=

Не… нормально!😉 У него летучести хоть отбавляй! Лопасти стоят EDGE 553.

На несимметричном профиле попробовать - да, очень интересно!..

DmS
SAV=:

Я очень долго не мог повесить верт перед собой желательно хвостом к себе… Когда это удалось - срываются очки… и где же он… шок… вот он! Садимся…

Хотелось бы добавить, что выбирая место взлета подберите четко ориентиры (лесополосы, перекрески проселочных дорог и т.д.), чтобы можно было в любое место сориентироваться “где я”.
Затем встаньте спиной к солнцу, и предупредите помощника(особенно, если это девушка), чтобы вертолет был именно хвостом к вам в таком положении (вы спиной к солнцу, вертолет хвостом к вам). Было такое, что в солнечный день, я снимал очки и спрашивал у своей, где б…ть верт, а она пальцем в сторону солнца, секунды 3 глаза привыкали глаза 😃, благо система стабилизации была и высота, посадил слава богу.

SAV=:

Действительно при реальном пилотировании (полноразмерных ЛА), как и при пилотировании FPV, пилот оценивает положение ЛА в пространстве по вторичным признакам… Углы ЛА в пространстве оцениваются по элементам обводов кабины, заклепкам на остеклении, специальным меткам, которые пилоты иногда наносят сами…
FPV пилот тоже смотрит на элементы конструкции в кадре (кончики лыж, обводы обтекателя…), ориентирами служат элементы шкал телеметрии и т.д. и т.п. Сопоставляя их позиции с расположением элементов пейзажа оценивается положение ЛА в пространстве. Да, смотреть надо «шире»…

Не соглашусь с вами Андрей, у меня полетная камера на уровне GoPro вынесена вперед, ничего в объектив не попадает и не нужно, когда летаю наслаждаюсь свободным полетом(OSD конечно нужно, но думаю включать её только периодически для контроля). С опытом приходит, чувствуешь положение визуально относительно местности и всё (глаза на что ?)
На камере объектив 2,45 видно много, и хотелось бы даже больше, особенно когда летаешь между деревьями (потрясающее чувство).