FPV на вертолетах классической схемы.

robis
SAV=:

Статистика - интересная наука… Заметили как всё «большУю» популярность и распространенность приобретают FPV вертолеты классической схемы!
Новые пилоты приходят в вертолётное FPV и… уходят… В мультикоптеры, самолёты…
Количество «нас» упорно не желает увеличиваться…
Видимо что-то такое, отпугивающее, есть в этих самых вертолётах…

Да Андрей - все это верно.
Но думаю причина очевидна, народ ищет, что проще.
Что легче сделать, настроить, повторить, починить ну и естественно что дешевле.
Вам думаю, как и мне, не составит труда собрать, настроить и запустить любой верт.
Просто мы все это знаем, уже проходили. А новичку будет сложно. Выбор сейчас огромен, это и хорошо и плохо (для новичка).
Плюс финансовая сторона, правда цены сейчас значительно ниже, чем скажем 4-5 лет назад.
Далее обязательно умение пилотировать вертолет. Но это приходит с опытом 😃
Без этого - краши, запчасти, ремонты, настройки… Не каждый выдержит 😃
Должно быть еще огромное желание летать именно на верте.
Лично я выбрал вертолеты из-за их маневренности и скоростных характеристик, 3D пилотаж в небольшом секторе ну и взлет-посадка на пятачке.
Самолет, например, не может зависнуть в точке, развернуться, совершить быстрый или плавный маневр в произвольном направлении.
Чем нравятся самолеты - это возможность легко летать в облаках ну и большое время полета, благодаря крыльям.
Отвлекся.
Квадры на горизонте.
Ранее скептически относился к этому типу летательных аппаратов.
Но некоторые последние тенденции удивляют и радуют одновременно.
Первое, что бросается в глаза - это стабильность и почти прецезионная точность медленного и быстрого маневрирования.
Достигается качественным развитием софта для недорогих полетных контроллеров с использованием гиро\аксел\баро\магнитных датчиков.
Такой бы контролер да на верт… Но их нет. Причина очевидна - верт это сложно. Механика, сервы, цена, относительная сложность настройки,
опасность для окружающих за счет энергии большого вращающегося ротора. Поэтому нет столь сильного интереса у программистов-энтузиастов,
как к квадрам. Тут все иначе. Простая рама, может из подручных материалов, минимум механики, регуляторы, полетный контроллер и вуаля - он полетел.
Более того, что надо для новичка - он сам висит! Обучение пилотированию проходит значительно легче!
Бурное развитие софта постоянно добавляет новые возможности.
В общем тенденции очевидны и они наверное не в пользу вертов.
Поэтому наверное такая статистика! 😦

На счет обещаний. Постараюсь сегодня пофотографировать.

KAIMAN

Походу сдох мой аккумулятор, отказывается принимать зарядку с двух зарядок. Хочу заказать парочку или тройку одинаковых для полетов , но пока не определился какую емкость брать. Родной был 2.2 А 20С 190 грамм. На ХоббиК. есть Турниджи 2.2 40С весом 204 грамма. Заказать таких или брать емкость побольше, сразу с расчетом на будующие полеты с камерой?

А пока чтоб не ждать месяц новые акки, мне тут предложили уже завтра забрать новый на 3000 мАч.nano-tech 40 или 45С точно не помню. Вес его 229 грамм, вместо 204 что по ссылке выше. Что скажите, на баланс сильно не повлияет, брать стоит? Центровку как понимаю смогу настроить даже при пробных полетах без навешивания фпв оборудования. Может даже поначалу тренироваться с временым балластом имитирующим вес камеры и передатчика? Или уравновесить верт пищущей бортовой камерой чуть сместив ее назад , распологая под шасси.

robis

Обещанная фотосессия. За качество - извиняйте.
На счет стилей полетов. Летаю по-разному, в основном в стиле свободный полет. Как правило летом на даче. Это может быть низко на высоте до 1м на большой или на малой скорости, над дорогой, деревьями, лесом. Очень нравится пикировать с высоты, но скокум как то мешает это делать свободно.
Высоко и далеко пока предел 3.5км вдаль 900м вверх, дальше просто пока не рискую. Очень нравиться высота - великолепный обзор, но почему-то страшновато спускаться.
Самый ценный ресурс для меня это время. Его просто не хватает для хобби. Хотя желание огромное.
Насчет видео. Никогда не занимался обработкой и размещением видео. На мой взгляд ничего выдающегося на настоящий момент в моих полетах нет.
Надо наити время просмотреть критически. Если будет интересное - выложу.

RomanRom2
vadson:

Я сейчас жду комплектующие и собираю на электронную систему виртуальной сервооси с авто возвратом! + куча вкусностей, конечно стоит денег

да да да, Вадим, колись давай, что за система в автовозвратом? вертолетных систем я еще не слышал не видел.

SAV=:

А еще летать над голым полем не интересно. Приятно, красиво над полем с редкими деревьями, но опять же из-за скорости прогалины проносятся мгновенно и опускаться ниже верхушек деревьев получается крайне редко, только когда есть достаточно длинный «коридор», ну хотя бы сотня метров…😊
Вот и получается, что минимальная практическая высота лежит где-то в районе 5 – 10 метров…

только не рассказывайте, что это невозможно 😃

SAV=
KAIMAN:

Центровку как понимаю смогу настроить даже при пробных полетах без навешивания фпв оборудования. Может даже поначалу тренироваться с временым балластом имитирующим вес камеры и передатчика?

Александр, центровка настраивается не в пробных полётах, а просто на земле… В полёте Вы можете её спутать с неверным триммированием или настройкой АП.
Подвешивайте верт за вал (отверстие крепления тормоза) и добивайтесь горизонтальной позиции балки, более ничего не требуется. Временное применение балласта – решение вполне жизнеспособное, я им тоже пользовался…
_____________

Олег! Ух, как Вы его!..😃
Такое оснащение, компоновка, 450-го многого стоит, потрудились на славу! Отлично! Вот она – наглядная демонстрация любви к вертолётам!😉

Подвес отлично, компактно реализован! Синхронный тилт двух камер, как понимаю, имеет привод от синего сервопривода под основанием хвоста?
Олег, а чуть удлинить стойки шасси желания не возникало? Песочком при взлёте посадке камеры не забивает? Да и вообще при посадке на неровную поверхность может всё это упереться…
А в общем повторюсь – отлично! Впечатляет проделанная работа!

robis:

Очень нравиться высота - великолепный обзор, но почему-то страшновато спускаться.

Ага! Есть такое странное дело… Пикировать – без проблем, а вот плавное, плоское снижение с высоты несколько сотен метров почему-то вызывает остро-дискомфортные ощущения… Тоже этим страдаю.

_________________

RomanRom2:

только не рассказывайте, что это невозможно

Роман, я не говорил “невозможно”, я говорил - СТРАШНО!😃
Видик сильный… Но на полноразмернике обзор лучше, ориентация в пространстве проще чем в FPV варианте…
А вообще там где появляется Bo-105, начинается полный беспредел в полётах! Молодцы немцы!😃

RomanRom2

присоеденюсь, Олег, верт просто шикарный!

DmS

лопасти 360мм, а мотор насколько кв ? и шестерня (11T) ?
померьте расстояние м\ду хвостовыми лопастями и лопастями ОР сколько мм до перехлеста ? 😃,
в общем для таких лопастей я понял нужны и Хвостовые лопасти поболее, иначе при резких маневрах верт разворачивает (у меня на обычных так при резком газе)

кстати на таких коротких шасси, садиться по очкам не реально,
ещё интересно сколько получается вес верта ?

SAV=

Дмитрий, вот тут Олег описывал ТТД:

robis:

летаю на 450-ке. Очень интересно было прочитать эту ветку. Летаю только на вертолетах. Отлетал уже два сезона на 450-ке. На больший класс для FPV переходить не хочу из соображений безопасности. Правда полетный вес у моей 450-ки при полной загрузке примерно 1,5 кг. Лопасти 360мм, две батареи 2200 в паралель, полетное время до 14 мин. Последний сетап: 450V2 FBL 360mm Motor Turnigy Typhoon 450H 2215H, 10 pin Skookum SK-720 Hitec 65HB Futaba S9257 Eagle tree телеметрия, наземка, датчики баро и скорость (гуардиан для горизонта еще не пробовал) Video tx 1.2 800mW bevrc LRS Chainlink GPS/GSM tracker TK102 + маяк fmkit Снимаю на Sony Bloggie PM5 + SN777 на соневском поворотнике и самодельном плоском виброгасящем подвесе. Переключалка между камерами Если кому интересно - удалось реализовать RTH в иглах

Den978
robis:

Если кому интересно - удалось реализовать RTH в иглах

Можно по подробнее плиз

vadson

система стабилизации с авто возвратом уже упоминалась в этой теме! Фирма производитель DJI . система для вертолетов - www.djirus.ru/heli.html не реклама!

Den978
vadson:

система стабилизации с авто возвратом уже упоминалась в этой теме! Фирма производитель DJI . система для вертолетов - www.djirus.ru/heli.html не реклама!

Да, упоминалась.
Но какое отношение это имеет к EagleeTree???
Или так-прорекламировать?!
Вопрос был конкретный про иглов, кстати- в личку афтору тоже задавал - не в личке, не тут ответа ответа так и нет…

DmS
SAV=:

Дмитрий, вот тут Олег описывал ТТД:

Спасибо,Андрей . Невнимательно я слежу за темой

vadson
Den978:

Да, упоминалась.
Но какое отношение это имеет к EagleeTree???
Или так-прорекламировать?!

Вы что то путаете! При чем здесь ИглТри, у меня попросили поделится системой специально разработанной для вертолетов с функцией авто возврата! ИглТри - юзаю и сейчас, но либо на самолете, либо как просто телеметрийные датчики! Увы ИглТри система не идеальна, но если у Вас получилось ее настроить на вертолете это класс, запас надежности у Вашего носителя резко возрастет! Не кого не хочу обидеть, но у нее бывают сбои! Имею порядка 4 наборов данной марки, изредка проскакивают баги в прошивках.
А Игл - либо какая то другая телеметрийная плата с самолетной функцией авто возврата, может быть настроена на вертолете, в связке с такой системой виртуальной сервооси как Скоокум.
либо Копилот

robis
RomanRom2:

присоеденюсь, Олег, верт просто шикарный!

Всем спасибо за положительные отзывы!

SAV=:

Олег, а чуть удлинить стойки шасси желания не возникало? Песочком при взлёте посадке камеры не забивает? Да и вообще при посадке на неровную поверхность может всё это упереться…

Да, Андрей верно заметили, удлиннить хотелось, но пока не придумал удачного решения. Перед посадкой обязательно перевожу камеры в горизонтальное положение. Пока взлетаю-сажусь только визуально и на ровной поверхности, благо места необходимо совсем чуть-чуть 😃

DmS:

лопасти 360мм, а мотор насколько кв ? и шестерня (11T) ?

Экспериментально, для увеличения времени полета, остановился на Turnigy Typhoon 450H 2215H, шестерня 10T

DmS:

померьте расстояние м\ду хвостовыми лопастями и лопастями ОР сколько мм до перехлеста ? ,
в общем для таких лопастей я понял нужны и Хвостовые лопасти поболее, иначе при резких маневрах верт разворачивает (у меня на обычных так при резком газе)

Хвостовые лопасти от G5, они немного больше. Расстояние до перехлеста примерно 1см, это если кончик лопасти ОР максималино прижать вниз.

Существенно поднялось качество картинки в шарках после замены камеры SN777 на эту Sony mini HD 650TVL
Вес-габариты изменились не существенно.

SAV=:

Подвес отлично, компактно реализован! Синхронный тилт двух камер, как понимаю, имеет привод от синего сервопривода под основанием хвоста?

Да это поворотник на 90гр.
Две камеры - это вынужденная мера. Первый носитель (флайбар, копилот) неплохо летал, но был потерян в 2км от точки взлета. Причина просто
возмутительна - села батарея в камере Sony, она же курсовая. Телеметрия от иглов имеет одну неприятную особенность - вырубает данные телеметрии
при исчезновении сигнала на входе. А ведь можно было вернуться просто по данным телеметрии. Поэтому вторая камера просто повышает живучесть.

robis
vadson:

Фирма производитель DJI . система для вертолетов

Вадим, не знаю в чем фишка, но в мануале DJI WooKong-H вроде ничего не говорят про RTH.
DJI-WKM (система для квадров) - там есть RTH и посадка.

SAV=
robis:

Телеметрия от иглов имеет одну неприятную особенность - вырубает данные телеметрии при исчезновении сигнала на входе.

Олег, так работают все телеметрии… Они используют синхросигнал камеры для формирования своего изображения. Если камера «умерла», СС нет, то и никакого вывода телеметрии на экран не будет.

__________________

Вадим, с этим DJI действительно что-то «нечисто»… Да, в рекламе на сайте сказано:

Fail-safe
При потере сигнала вертолет сам вернется в точку вылета и зависнет на высоте 2-3 метров до появления сигнала или в конце примет решение об автопосадке.

Но! Обрати внимание – это указано в параметрах версии «Lite» где GPS-ом и не пахнет…
При этом Олег прав – в мануале на полную версию с GPS и компасом про RTH ни слова! Получается, что при потере сигнала ОНО зависнет в режиме автопилота (удержание позиции GPS), а затем начнет автопосадку где находтся…
Вместе с тем, мы все помним как этот продукт появился на рынке… В нем было всё! Даже полет по большому количеству маршрутных точек… Но, и цена бала другая – помнится больше 10 К$…
Вадим, у тебя есть дстоверная информация о этой железке? В какой же версии ОНА «летает домой»?😉

robis
SAV=:

Олег, так работают все телеметрии… Они используют синхросигнал камеры для формирования своего изображения. Если камера «умерла», СС нет, то и никакого вывода телеметрии на экран не будет.

Дело в том, что это несложно реализовать, было бы желание у производителей. Где то на форумах уже встречал информацию о формировании видеосигнала без входящей картинки. Но пока не скажу в какой телеметрии.

SAV=:

В какой же версии ОНА «летает домой»?

“Ace one” точно летает домой.

SAV=
robis:

“Ace one” точно летает домой.

Ага! Но, за его цену можно наделать одноразовых вертов и даже не искать их обломки в случае аварий, сэкономив таким образом на поисковых маяках!😉😁

robis

В этом что-то есть! 😁

Den978:

Можно по подробнее плиз

Да пожалуйста.
Проблемой спасения вертолетов озадачился довольно давно. Имею на борту стандартный набор телеметрии Eagletree.
Исходил из того, мы не можем менять софт в игловской телеметрии, но в ней достаточно успешно реализован RTH для самолета.
Остается самая малость - это превратить верт в самолет 😃 Ну по крайней мере по управлению. Сказано - сделано. Правда решение пришло не сразу…
Кстати этот вопрос дискуссировался на форуме. Помню еще очень удивился, что этим кто-то еще интересуется и главное - правильный ход рассуждений.
Но почему то не хватило чуть-чуть.
Сразу скажу - это всего лишь адаптация верта к RTH в иглах в достаточно узком диапазоне условий!
Решение ни коим образом не претендует на полноценный RTH! Но тем не менне позволяет спасти верт при потере сигнала.
Обо всем по порядку:

  1. Стабилизация, т.е. способность висеть самостоятельно и ни куда не сваливаться. В моем случае Skookum-720 - не лучший вариант, но выбора просто нет.
  2. Самолет не висит, он постоянно движется вперед. Настраиваем наклон тарелки в failsave примерно 10гр. вперед, подбирается экспериментально.
    Это дает постоянную тягу вперед (примерная аналогия толкающего винта в самолете)
  3. Руль высоты в иглах отдаем коллективному шагу скокума.
  4. Руль направления - рудеру скокума.

Есть несколько узких моментов.
Замечательная система Eagletree (без иронии и юмора) любит периодически выключать двигатель т.к. думает, что у нас есть крылья и мы можем планировать 😃
Но ведь это не так и “крылом” является только раскрученный ротор. Поэтому визард проходим так чтобы мотор не выключался.
Рудер - при прохождении визарда обязательны минимальные отклонения рудера для обеспечения плавного разворота.

Как это работает.
Допустим мы словили failsave.
Тарелка делает наклон вперед, летим вперед.
Игл начинает смотреть за высотой, она же коллективный шаг ротора, плавность регулируется параметрами пид-контроллера.
Далее рудер начинает поворот, (узкий момент!) продолжаем прямолинейный полет, но вектор тяги изменился и летим уже немного в сторону.
Важно, чтобы это отразилось на GPS координатах и пид-контроллер рудера не делал еще больший доворот.
Если условия выполняются, верт разворачивается по дуге. Дале летит по программе. Ветер может ощутимо мешать.

Примерно так.
Тестовая версия 9.13
На всякий случай скажу - отдавать управление автопилоту очень опасно. У меня не было проблем, но по идее игл может запустить двигатель при некоторых условиях на земле. Правда существует блокировка - 20м по GPS, но я дополнительно поставил переключатель для отключения ESC.
Всем желаю удачных полетов!

SAV=
robis:

этот вопрос дискуссировался на форуме. Помню еще очень удивился, что этим кто-то еще интересуется и главное - правильный ход рассуждений.

Да, Олег, тема обсуждалась… И именно в ключе «превращения вертолёта в самолёт»…

robis:

Далее рудер начинает поворот, (узкий момент!) продолжаем прямолинейный полет, но вектор тяги изменился и летим уже немного в сторону.

Именно этот режим я облётывал и ничего хорошего не получилось, - верт продолжал прямолинейный полёт. Потом, правда понял, что возможно виноват был V-bar с его включенной и эффективно работающей системой коррекции пируэта… Она именно для этого и нужна – сохранение курса при пируэте…
А вот другой вариант «самолётного» управления работает и я им иногда пользуюсь (когда комаров отгоняю:)): отключается удержание курса (удержание хвоста) и поворот осуществляется креном (по элеронам), при возникшем боковом скольжении хвост флюгируется по потоку, происходит разворот… Левая рука свободна, летим одной правой;)… (Обязательное требование – точно работающая предкомпенсация)
Естественно, крен при развороте превращается в отрицательный тангаж и его нужно убирать ручкой на себя, Скокум справится?
Как Вам такой вариант в свете Ваших наработок, Вашего опыта?

robis

Да, это похоже на классический разворот. Так можно делать, если управляешь сам. Если отключить стабилизацию хвоста возникнет некоторая неопределеннсть.
Верт может просто не вернуться в автоматическом режиме т.к. будет все время разворачиваться против ветра, а нам нужно в точку взлета.
Вообщем остановился только на описанном подходе. Основная идея - эмуляция самолета с рудером. Элероны и элеватор стабилизированы, последний имеет
некоторый ПОСТОЯННЫЙ крен вперед. Потихоньку доворачиваем рудером. Этот принцип заложен в идеологию иглов.