Еще один проект станка CNC (чертежи)

Zarko
olkogr:

Не так, вся нагрузка в такой системе идет на нижнюю направляющую, посути вехнюю можно взять даже в 2 раза меньшнго диаметра и от этого практически ничего не изменится. Вы берете карандаш вообще одной рукой, двумяже никто не пишет.
А если потшипники люфтят на 0,1 мм то такой станок получим (если не учитывать жесткости) вообще точностью 0,4мм и как далеко расположены направляющие уже будет пофигу.

Ну не надо цепляться к цифрам, это ж для примера. 😃

Constantine
Zarko:

Ну не надо цепляться к цифрам, это ж для примера. 😃

посчитал силы и смещения.
дельта0, дельта1 и дельта два - это смещения инструмента, нижней и соответственно верхней направляющих.
S1, S2 - это катеты соответствующих подобных треугольников.
H - высота инструмента
hH - расстояние между направляющими.
расчет проводился для одинаково жестких направляющих, в силу малости смещений продольными смещениями пренебрегали (направляющие скрутятся по дугам, не по прямой).
как можно увидеть - при равном расстоянии между направляющими и высотой инструмента - смещение составит
два условных смещения нижней направлящей (действует сила в два раза больше чем на инструменте)
одно условное смещение верхней,(действует сила равна той что на инструменте)
смещение на инструменте - 5.

в случае если расстояния между направляющими в два раза больше расстояния до инструмента,
смещение на нижней - 1,5 на верхней 0,5 на инструменте 2,5.

в случае если расстояние между направляющими в полтора раза больше расстояния до инструмента
1.(6) для нижней 0,(6) для верхней и 3.(2) для инструмента.

посмотрим теперь на проценты
когда расстояние между направляющими увеличивается с одной высоты инструмента до полутора - прогиб уменьшается с 5, до 3.22
что увеличивает жетскость на (5/3,222) * 100%=155%

когда расстояние между направляющими увеличивается с полутора до двух высот инструмента прогиб уменьшается с 3,222 до 2,5
что увеличивает жесткость на 3,22/2,5=128%

одинаковые прибавки высот.
а результат - в одном случае в полтора раза, в другом - на 30 процентов.

и как я уже ранее говорил - если вас не устраивает точность 0,2мм, то почему вас устроит точность 0,1мм?
а уже тем более 0,15 или 0,13мм.

т.е. расстояния между направляющими можно и нужно делать в один - полтора раза больше расстояний до инструмента,
но более этого - делать бессмысленно

Zarko
Constantine:

посмотрим теперь на проценты
когда расстояние между направляющими увеличивается с одной высоты инструмента до полутора - прогиб уменьшается с 5, до 3.22
что увеличивает жетскость на (5/3,222) * 100%=155%

когда расстояние между направляющими увеличивается с полутора до двух высот инструмента прогиб уменьшается с 3,222 до 2,5
что увеличивает жесткость на 3,22/2,5=128%

одинаковые прибавки высот.
а результат - в одном случае в полтора раза, в другом - на 30 процентов.

Очень красивый расчёт! Респект автору 😃 . Но Вы немного неправильно берёте проценты. Надо считать так:

1,5 раза прирост 55%
2 раза прирост 55 + 28 = 83%

Вы просто показали, что увеличение плеча в 2 раза не дает увеличения в 2 раза жёсткости. Что эти величины не есть взаимно пропорциональны. Ну это и так было понятно. Согласитесь, что прирост в 83% это очень много.

Constantine
Zarko:

Очень красивый расчёт! Респект автору 😃 . Но Вы немного неправильно берёте проценты. Надо считать так:

1,5 раза прирост 55%
2 раза прирост 55 + 28 = 83%

Вы просто показали, что увеличение плеча в 2 раза не дает увеличения в 2 раза жёсткости. Что эти величины не есть взаимно пропорциональны. Ну это и так было понятно. Согласитесь, что прирост в 83% это очень много.

не согласен
это очень мало.
точность 0,2мм и точность 0,1мм - это одного порядка вещи.
точность 0,1мм и точность 0,01мм - вещи порядка разного.

посмотрите как у вас будет работать верхняя направляющая (Дельта2) в точке h=2 - нижняя прогнулась на 1.5, верхняя на 0.5 (разница в три раза!!!)
можно в принципе посмотреть что получится при установке разных направляющих…

то что я показал - это:
при расстоянии 1.5 - вы получаете прогиб 3,2222 от прогиба на одной направляющей при воздействии на нее этой силы
при расстоянии 2 - вы получаете прогиб 2.5
при расстоянии 3 - вы получаете прогиб 1.88

нет смысла задирать и расстягивать каретки на две три рабочих высоты, полторы - хватит за глаза!
другой вопрос что сдвигая базу на расстояние меньше рабочей высоты - сразу вылазят соответствующие коэффициенты!
если база между подшипниками равна половине высоты - то тут же коэффициент вырастает до 13!
т.е. если у вас на оси зет каждый из подшипников продавится на сотку - инструмент сместится на 0,13мм!

и именно поэтому я говорил что конструкции неправильные!
раздвигая направляющие У в три раза - в одной оси получают уменьшенный прогиб порядка 1.9(хотя можно было взять полторы высоты и получить 3.2-3.3)
сдвигая базу зет - получают увеличенные прогибы и накапливающиеся ошибки! - спрашивается - нафига?

все оси должны быть проанализированны и сконструированны таким образом чтобы давать везде ОДИНАКОВЫЙ минимально возможный прогиб.
в оси У этот прогиб меньше чем прогиб одной направляющей при воздействии на нее рабочей силы быть не может принципиально.
вот и брать и рассчитывать! - баланс и только баланс, чтобы было одинаково хорошо, а не по разному хреново!

Zarko

1,5 раза прирост 55%
2 раза прирост 55 + 28 = 83%

Constantine:

не согласен
это очень мало.
точность 0,2мм и точность 0,1мм - это одного порядка вещи.
точность 0,1мм и точность 0,01мм - вещи порядка разного.

Ндаа… Без коментариев…

Constantine:

нет смысла задирать и расстягивать каретки на две три рабочих высоты, полторы - хватит за глаза!
другой вопрос что сдвигая базу на расстояние меньше рабочей высоты - сразу вылазят соответствующие коэффициенты!
если база между подшипниками равна половине высоты - то тут же коэффициент вырастает до 13!
т.е. если у вас на оси зет каждый из подшипников продавится на сотку - инструмент сместится на 0,13мм!

А кто говорил в 2-3 раза и более? Я просто сказал что прямоугольник лучше квадрата. Что-то Вы в разные стороны клоните… Сначала говорили что квадрат это идеал, а теперь в полтора раза лучше?

Constantine:

и именно поэтому я говорил что конструкции неправильные!
раздвигая направляющие У в три раза - в одной оси получают уменьшенный прогиб порядка 1.9(хотя можно было взять полторы высоты и получить 3.2-3.3)
сдвигая базу зет - получают увеличенные прогибы и накапливающиеся ошибки! - спрашивается - нафига?

А у кого Вы видели расстояние между направляющими Y больше в 3 раза чем вылет инструмента?

Марат
Constantine:

баланс и только баланс, чтобы было одинаково хорошо, а не по разному хреново!

Расчёт это конечно хорошо 😃
только вот возникает вопрос - что Вы собираетесь обрабатывать, каким инструментом!
Если дерево, пластики : фреза 2-3 мм, Proxxoн при 20000 оборотах, подача 200 мм/мин, глубина 3-4 мм, то там ни смещения, ни прогибов, которые приведут к потере точности плюс минус 0,1 мм, не будет.
Ну а если Вы собираетесь дюраль или даже сталь фрезеровать, то… ну Вы понимаете, что я хочу сказать 😒

newfych

По поводу взаимного расположения деталей - более менее ясно, осталось воплотить все это в металле…
Причем, в связи с ограниченным бюджетом, желательно на базе доступных покупных элементов. В идеале, как я понял, конструкция должна быть монолитной, что не совсем приемлимо, всвязи с необходимостью точного ее изготовления, что не каждый сможет во первых - себе позволить, а во второх - проконтролировать эту точность(люфт подшипников я не рассматриваю). Готовые опорные модули не позволяют собрать все это должным образом без применения различных дополнительных конструкций, увеличивающих их высоту. Поразмыслив, набросал такой вот вариант:

Более темная деталь прижимает подшипники, показана одна из четырех(две по вертикали и по горизонтали). Профиль - 40х40(типа KANYA), но это не догма, можно использовать и фрезерованые детали. Соосность крепежных отверстий большой роли не играет, в разумных пределах - можно и “на коленке”,ИМХО. Хотелось бы услышать какие то практические советы в дополнение к теории.
Марат, по поводу материалов: ничего тверже дерева и пластика не планируется, но попробовать на алюминии наверно не удержусь 😒

ЗЫ. Нашел в каталоге оннинен нержавеющие калиброваные трубы диаметром 28 мм - можно попробовать из них сварить конструкцию(28 - наружный диаметр подшипника), конечно с первого раза наверняка не получится, зато практически монолитная конструкция получается…

Zarko

Вы просто сплющите подшипники при затягивании…

Kitsok
Zarko:

Вы просто сплющите подшипники при затягивании…

Да ну, сталь против дюраля?

Мне честно конструкция не понравилась. Не вижу, как тут можно добиться жесткости.
Потом, какая толщина профиля? В нем ведь несущая резьба будет, а он весь такой ажурный, с рюшечками 😉
Ну и цена этого профиля, конечно, не пять копеек…

Constantine
Zarko:

1,5 раза прирост 55%
2 раза прирост 55 + 28 = 83%

расстояния равны - смещение 5
в полтора раза - смещение3,2
в два раза смещение 2,5
масштабируем по 2,5 на 0,1.
равные расстояния - 0,2мм
в полтора раза - 0,128мм
в два раза - 0,1мм

Ндаа… Без коментариев…

А кто говорил в 2-3 раза и более? Я просто сказал что прямоугольник лучше квадрата. Что-то Вы в разные стороны клоните… Сначала говорили что квадрат это идеал, а теперь в полтора раза лучше?

да, я был не прав, лучше сделать расстояние между направляющими в полтора раза больше высоты инструмента.
Существуют дополнительные факторы и дополнительные прогибы (те про которые я писал - прогиб при воздействии сил вдоль У)
и эти прогибы тем сильнее чем больше расстояние между направляющими, и чем выше стоит винт.
при том - это вы несколько постов назад утверждали что направляющие надо ставить ближе друг к другу, не будет подклинивания…

А у кого Вы видели расстояние между направляющими Y больше в 3 раза чем вылет инструмента?

в очередной раз убеждаюсь что на РЦдизайне все обязательно перерастет на “ндаа, без комментариев” “вы открыли для меня неведанное” и прочую бузу!
расстояние между направляющими больше хода по зет в три раза я видел у обоих, Китсок, и Ньюфич в их оригинальных конструкциях.

Китсок - касательно конструкции, лучше и надежней и проще,в случае если блоки подшипниковые в плане квадратны, просверлить четыре из них насквозь, и также насквозь их стянуть.
сэкономите и место и время и получится лучше.
винт опустите как можно ниже (у вас шариковые направляющие - ничего не заклинит).
Зарко - правильно говорит относительно сплющивания подшипников (стали там два миллиметра, она прожмется и будет плохо кататься по направляющей.)

Kitsok
Constantine:

Китсок - касательно конструкции, лучше и надежней и проще,в случае если блоки подшипниковые в плане квадратны, просверлить четыре из них насквозь, и также насквозь их стянуть.
сэкономите и место и время и получится лучше.
винт опустите как можно ниже (у вас шариковые направляющие - ничего не заклинит).

Я попробую нарисовать как вы говорите, но сомневаюсь, поскольку путей “оквадрачивания” два - либо уменьшать расстояние между направляющими Y, либо увеличивать расстояния между направляющими Z. И то и то у меня как-то привязывалось в процессе рисования к совершенно неочевидным размерам, и просто изменить это не получится.

Марат
newfych:

Марат, по поводу материалов: ничего тверже дерева и пластика не планируется, но попробовать на алюминии наверно не удержусь 😒

Тогда может не стоит так всё усложнять? А то обсуждение прогибов и смещений на фоне предлагаемого Вами конструктива смотрится как-то не серьёзно 😃

newfych

Уважаемый Марат! Усложнять конечно же не стоит, но и на грабли не хочется ни на какие наступать по не опытности - хотя бы та же диаграмма Constantine - сам бы не додумался.
Кстати кто знает чем отличаются Д16Т и Д16БТ сплавы алюминия (сам пока что не могу найти).
Заранее спасибо.

Kitsok
Constantine:

Китсок - касательно конструкции, лучше и надежней и проще,в случае если блоки подшипниковые в плане квадратны, просверлить четыре из них насквозь, и также насквозь их стянуть.
сэкономите и место и время и получится лучше.

Посмотрел, порисовал.
Получается, что расстояние между направляющими Y почти равно расстоянию между направляющими Z, но винт Y оказывается ниже нижней направляющей Y 😃 По моим представлениям, это уже ни в какие ворота не лезет 😉

newfych

To Kitsok.
Видимо Constantine имел в виду такую конструкцию, говоря о подшипниках

Но, увы, родные отверстия не соосны 😦

Kitsok
newfych:

To Kitsok.
Но, увы, родные отверстия не соосны 😦

Ааааа, вот я тупак 😉 Ну да, только если сверлить новые отверстия…
Есть, конечно, вариант у китайцев заказать блоки по своим чертежам, но потом их тут собирать - одуреешь.

olkogr

Я же рисовал несколько страниц назад 😉
Зачем у китайцев, можно и у нас, на любом более менее нормальном фрезере вам сделают корпус без проблем, лишбы дюраль был.
А по поводу не стоит усложнять - наоборот такая каретка по Z проще, да еще и жестче, потому не понимаю людей которые еще пробуют сдесь доказать обратное.
В моем станке винт по У ниже напраляющих по У, тоже расчет делал в таком варианте лучше всего получается.

Kitsok
olkogr:

Зачем у китайцев, можно и у нас, на любом более менее нормальном фрезере вам сделают корпус без проблем, лишбы дюраль был.

Я узнавал “у нас”. У нас получается дороже раза в два, при том, что фрезеровщика надо еще найти. Поэтому и ушел от сложно-фрезерованных деталей.

Попутно вопрос. Я попробовал нарисовать вот так, дополнительно будет две косынки для жесткости.

Как оно?

newfych

В том-то все и дело, что готовые модули не облегчают задачу, а усложняют… И от заказа деталей никуда не деться.
А боковины хочется все таки сделать цельными - вот так

Толщина алюминиевых деталей порядка 40 мм (при условии, что подшипник диаметром 28 мм), в принципе - не дефицит у нас, только наверно сложно будет делать отверстия по оси Z, но пока не узнавал еще
З.Ы. Kitsok, а почему рельсы обязательно ставить стоймя, а не положить набок - тогда и модули к стенке каретки прекрасно закрепятся

Kitsok
newfych:

З.Ы. Kitsok, а почему рельсы обязательно ставить стоймя, а не положить набок - тогда и модули к стенке каретки прекрасно закрепятся

Потому что рельсы потом к чему-либо закрепить будет полная опа, одна рельса весит почти 5 килограмм, да плюс статика от конструкций станка, да плюс динамические нагрузки от перемещений. В итоге вся точность будет обуславливаться степенью жесткости крепления рельсы к станине, ну и прочностью самой станины.

Насчет отверстия под ось Z - будет дешевле пятнашки, дайте знать 😉 😉

olkogr

Я тоже узанвал, у нас не очень дорого, если подойти к самому фрезеровщику, а не платить деньги всей фирме.

““Попутно вопрос. Я попробовал нарисовать вот так, дополнительно будет две косынки для жесткости.””

Ну я бы не стал так делать. Лучше в каретках засверлить глухие отверстия, нарезать в них резьбу, и прикрутить их боком, выступы спилить, кажадая на 4 болта чтоб крепилась. У меня вопрос а кареток другой конструкции в каталоге нет, и вообще покажите мне этот каталог, хочу посмотреть что да как.

““Толщина алюминиевых деталей порядка 40 мм (при условии, что подшипник диаметром 28 мм), в принципе - не дефицит у нас, только наверно сложно будет делать отверстия по оси Z, но пока не узнавал еще””

Ну хватит с запасом 35мм, а отверстия нет проблем, проходим длинным сверлом диаметра на 2-4мм больше направляющей (точность на уровне 0,5мм можно на простом сверлильном станке), потом на расточной с двухсторон вам расточнат оверстия под нужный диаметр, цена одной расточки по алюминии у нас 10 у.е.

Цельные боковины лучше в плане жесткости, но намного сложнее будет вам собрать такой станок чтоб не клинило, точность сверления должна быть на уровне соток, или делать регулируемым зазор межу направляющими по У, иначе никак.