Как будет себя чувствовать ходовой винт если его не опирать на подшипник?

Аэробус

Думается маленький станочек по пластмассе с полем 100 на 150 и ходом по Z 25-30.
На цилиндрических направляющих 20мм. Ходовые винты 10мм трапеция шаг 2мм.
Ежели один конец винта жестко закрепить на шаговик, а второй никуда не опирать?
Это сильно плохо?
Наверное не совсем корректно поставлен вопрос. Как себя буит чувствовать вся механика? (а не только винт)

CINN

Ну, чисто логически, подшипники ШД не очень предназначены для осевых нагрузок, в основном- радиальные. Соответственно у любого ШД есть(или будет) люфт по оси. Этот люфт обычно в характеристиках ШД приводится.
Нужно, ИМХО, обязательно пусть даже одну, но развязанную от ШД опору сделать.

Аэробус

Ага, Вот про люфт шаговика я как то и не подумал. Хотя счас пощупал ФЛы люфта “вручную” не наблюдаю, может рази шо часиками поглядеть. Ну в общем аргумент правильный. Спасибо.

CINN
Аэробус:

Ага, Вот про люфт шаговика я как то и не подумал. Хотя счас пощупал ФЛы люфта “вручную” не наблюдаю, может рази шо часиками поглядеть. Ну в общем аргумент правильный. Спасибо.

Ну, вобщем, да- часиками.
На мои 86-е движки в даташите радиальное биение- 0,025мм. при нагрузке 450гр., а вот выход вала из торца движка на чертеже дан как 31,75±1мм.! Т.е. производитель допускает как норму ход в осевом направлении плюс/минус 1мм.

echo_alex

В 57-ом зазор между подшипником и щитом выбирается пружинной шайбой, и при определенных осевых нагрузках шайба начнет сжиматься.

2 CINN
Ты в подшипниках не силен? Вопросец есть.

CINN
echo_alex:

Ты в подшипниках не силен? Вопросец есть.

В политике, футболе и подшипниках разбираются все! 😁
Что за вопрос?

echo_alex

Да я в соседней ветке адресовал его графу а он видать не увидел, толи я промахнулся вопрос следующий: наверное всем известно о способности обычных радиальных шариковых подшипников держать осевые нагрузки и методика расчета этих вещей достаточно распространена и известна. А вот как как оценить допустимую осевую нагрузку радиальных подшипников с короткими цилиндрическими роликами серии, скажем 42000 (вобщем с бортом на внутреннем или внешнем кольце)?
В справочнике подшипников (нарышкине) есть формула, но она дает неадекватный результат (допустимая осевая нагрузка найденная по этой формуле в 1,5 раза больше радиальной), в рекомендациях каталога SKF - неизвестны некоторые коэффициенты. Есть сведения в справочнике бейзельмана за 1975 год но не могу найти сам справочник. Осевая нагрузка - постоянно действующая и составляет порядка 10-12 процентов от максимальной радиальной в одной из двух опор
Есть какие-нибудь мысли и рекомендации по этому делу?

CINN

Ну, насколько понимаю, такого типа подшипники обычно так не применяются, ибо их особенность- бОльшая радиальная нагрузка, чем у шариковых вследствии площади пятна контакта.
Обычно вместе с ними в паре используют либо радиальный, радиальноупорный, или вообще упорный шариковый подшипник. Например в ОШ втулок роторов вертолётов.
А чтобы нагружать осевой силой, нет такого не припомню.

echo_alex

Так-то оно так и в справочниках не рекомендуют нагружать цилиндрические роликоподшипники осевой нагрузкой, но ведь возможность воспринимать эту небольшие осевые нагрузки у них все равно существуют.
Вот тут об этом пишут
www.podshipnik.ru/analyst/3831/element_3836.html
А вот как оценить осевую грузоподъемность пока не могу найти.

CINN
echo_alex:

Так-то оно так и в справочниках не рекомендуют нагружать цилиндрические роликоподшипники осевой нагрузкой, но ведь возможность воспринимать эту небольшие осевые нагрузки у них все равно существуют.
Вот тут об этом пишут
www.podshipnik.ru/analyst/3831/element_3836.html
А вот как оценить осевую грузоподъемность пока не могу найти.

Там ведь при осевой нагрузке возникает трение торцов цилиндров, а оно уже имеет величины бОльшие, чем трение качения. Отсюда получается перевод в тепло некоторой энергии, т.е. торможение.
А так-да, работать подшипник может. В конце концов при вращении ролики о бортики трутся, чтоб не выпасть…

fleshget

Если пластик пилить - то скорее резьба на винте износится чем на подшипнике ШД.

Constantine

10mm трапеция имеет диаметр внутренней части порядка 5.5-6мм, они очень слабые и могут быть изогнутыми (или изогнутся со временем).
обожмите пластину двумя радиальными подшипниками и не парьтесь
радиальный подшипник берет вплоть до 30% продольной нагрузки от своей допустимой радиальной.
если радиальная 200кг, то ваша продольная допустимая будет 60кг, хватит за глаза.

Аэробус

2 Constantine
Дык что, выходит даже для такого маленького станочка 10 ки винта мало? Или ежели опереть то не страшно?

CINN
Аэробус:

2 Constantine
Дык что, выходит даже для такого маленького станочка 10 ки винта мало? Или ежели опереть то не страшно?

Сделайте хороший подшипниковый узел, с расширенной направляющей базой, и всё будет нормально. При условии, что всё остальное изготовлено и подогнано точно.

LEXXEY

А как его сделать,может где чертежик есть посмотреть???.. У самого на станке стоят обычные радиальные подшипники,но только на оси Х осевой люфт составляет 0.4мм(скорей из-за длинны винта и его малого диаметра),а на остальных двух осях 0.01мм. А возможно ли поставить конический роликоподшипник и просто отрегулировать его.или два встречно?..

Constantine

Не - не маловато, а болтается и если конец не обопрете то будет болтаться как “онно в ополонке”

делать смотрите как у Графа в теме - станок с чпу для моделиста