Прочность станины и вес - сталь или дюралюминий?
Решил сделать фрезерный станок портального типа для обработки пластика и дюралюминия, с рабочим полем по XY не более 600х300, по Z не более 140, шпиндель предполагается от 2 кВт. Более жесткую непортальную конструкцию с двигающимся столом не рассматриваю из-за конструктивных и габаритных ограничесний и неудобств.
Образования по металлообработке не имею, сопромат в институте не изучал, поэтому очень важны советы профессионалов:
-
без расчетов, но по опыту людей, режущих на подобных станках дюралюминий, для портала и станины - горизонтальная опорная плита размерами прибл. 800х500 мм во всю площадь, усиленная для жесткости на кручение лонжеронами из такой же плиты, предполагается сверление в торцах пластин с нарезанием резьбы М6, достаточно Д16 толщиной 20 мм.
-
Можно ли полноценно сравнить по прочности и возможности обработки пластину Д16=20 мм с пластиной из слабо легированной стали (не знаю какой марки, но чтобы не ржавела так быстро как ст. 3), и поддающейся механической станочной обработке , в том числе сверлению (не станочному) в торцах и последующему нарезанию резьбы. Какая может быть толщина стали (подскажите пож. недорогой сорт) при сравнимой прочности?
-
Предположительно при использовании стали вес станка может значительно увеличиться, тк ее плотность 7,8 т/куб м, а у дюралюминия 2,78. Для сравнимого веса (не знаю, как по прочности, но ее снижать нельзя), для стали толщина пластины должна быть примерно в 3 раза меньше, но в торце 8-10 мм стали имхо проблематично сверлить и резать резьбу М6 и даже М5.
-
Если из стали сделать только горизонтальную несущую плиту, а остальное из дюралюмигния, то можно обойтись без устройства резьбы в стальных торцах, только сверлением в плоскости.
Здесь правда возникает еще одна проблема - электрохимическая пара сталь-алюминий. -
Итого - затевать ли сталь или делать полностью из дюралюминия?
Решил сделать фрезерный станок
Бюджет?
Очень замысловато написано, вы чертежик то приложите как это в вашем понимании должно выглядеть. Выше вам очень правильный вопрос задали:), который даже важнее выбора материала для станка.
Бюджет?
бюджет по возможности эконом, кроме станины
с профилями вместо цельной станины связываться не очень хочу - потому как более трудоемко и нет у меня такого умения, как например у Графа.
Очень замысловато написано, вы чертежик то приложите как это в вашем понимании должно выглядеть. Выше вам очень правильный вопрос задали:), который даже важнее выбора материала для станка.
Окончательный чертеж не готов, но есть общая компоновка пока без портала, см рис.
На нем зеленоватым цветом стол из Т-профиля, под ним серая неподвижная несущая плита Д16Т 20х600[800 мм, снизу справа и слева к в ней будут привинчены круглые рельсы на опорах, по оси Y периодически лонжероны Д16Т 20 мм (по длине плиты <= 800 мм), винт ШВП посередине.
На будущее предусмотрю возможность заменить один центральный ШВП винт двумя винтами по сторонам, ближе к рельсам.
Пунктиром обозначена неподвижная передняя (задняя) панель Д16Т толщиной 20, перпендикулярная оси Х , привинчена к основной пластине.
Снизу возможно будут лонжероны (нарисованы серым цветом по левому и правому краям), если нужно
ниже - подвижная поперечина портала и вверх две вертикальные стойки портала.
чертеж портала обещал дать хороший человек.
Использовать разрезные каретки на круглых направляющих в таком перевернутом виде очень нехорошо, у вас портал всем весом давит на разрезы, да еще усилия от фрезеровки добавляются. В вашем случае это проканает если бы вы использовали рельсовые направляющие типа HIWIN, для них не принципиален такой переворот и допускается производителем.
Использовать разрезные каретки на круглых направляющих в таком перевернутом виде очень нехорошо, у вас портал всем весом давит на разрезы, да еще усилия от фрезеровки добавляются. В вашем случае это проканает если бы вы использовали рельсовые направляющие типа HIWIN, для них не принципиален такой переворот и допускается производителем.
Усилие по Z (вертикали) не добавляется, а вычитается, а при движении нагруженной фрезы по X и в меньшей степени по Y будет возникать вырывающее каретку усилие.
Можно и Hiwin, но у этих направляющих , если не ошибаюсь, малая высота вместе с кареткой и придется выравнивать прокладкой (оранжевая на чертеже) до высоты ШВП гайки ?
Какого минимального размера нужно применить такие направляющие?
И что по основному вопросу - панель из стали или дюралюминия?
- Можно ли полноценно сравнить по прочности и возможности обработки пластину Д16=20 мм с пластиной из слабо легированной стали (не знаю какой марки, но чтобы не ржавела так быстро как ст. 3), и поддающейся механической станочной обработке , в том числе сверлению (не станочному) в торцах и последующему нарезанию резьбы. Какая может быть толщина стали (подскажите пож. недорогой сорт) при сравнимой прочности?
сравнить не получится, режимы, инструмент, … время деньги
чтоб сильно быстро не ржавела, тонкая шлифовка и полировка помогают
“нержавейка”, не самый удачный выбор для ручного сверления
как минимум 20Х13
сравнить не получится, режимы, инструмент, … время деньги
чтоб сильно быстро не ржавела, тонкая шлифовка и полировка помогают
“нержавейка”, не самый удачный выбор для ручного сверления
как минимум 20Х13
Использовать разрезные каретки на круглых направляющих в таком перевернутом виде очень нехорошо, у вас портал всем весом давит на разрезы, да еще усилия от фрезеровки добавляются. В вашем случае это проканает если бы вы использовали рельсовые направляющие типа HIWIN, для них не принципиален такой переворот и допускается производителем.
Спасибо JonsonSh и serj991 за советы.
Если сравнить по всем параметрам не удастся, то можно ли оценить (не учитывая удобство обработки), какой толщины пластина стали заменит для описанного применения 20 мм дюралюминиевую пластину ?
А вот взять солид и смоделировать нагрузки очень хорошо видно где что и как
А вот взять солид и смоделировать нагрузки очень хорошо видно где что и как
Не владею сутью предмета, нет профильного образования.
Мое знание механики ограничивается рычагами, силами, моментами - вращения/инерции, скоростями и их производными 😃
Могу моделировать анализировать-синтезировать сигналы, радиосигналы и их спектры, электронные и электрические схемы, использовать математические методы, создавать программное обеспечение …
никогда не поздно начать 😉
скинь чертеж хотябы от руки где будет указанны ширина, длинна плиты, расстояние между рельсами, и массу обрабатываемой детали можно будет посмотреть нагрузки и изгиб и на сам рельс а дальше смотрет размер рельса
я бы если брал сталь то смотрел бы именно на то как и где её обрабатывать вот под тот же рельс и коретку по всем правилам нужен упорчик, вы представляете сколько с вас возьмут денег за фрезеровку паза в плите из стали и как вы её будете проносить???
никогда не поздно начать 😉
скинь чертеж хотябы от руки где будет указанны ширина, длинна плиты, расстояние между рельсами, и массу обрабатываемой детали можно будет посмотреть нагрузки и изгиб и на сам рельс а дальше смотрет размер рельса
я бы если брал сталь то смотрел бы именно на то как и где её обрабатывать вот под тот же рельс и коретку по всем правилам нужен упорчик, вы представляете сколько с вас возьмут денег за фрезеровку паза в плите из стали и как вы её будете проносить???
Фрезерная обработка ст. 3 умеренная по цене, легированные стали наверное дороже. Одну сторону плиты придется фрезеровать полностью, а с другой только пазы. Донести плиту до автомобиля помогут рабочие.
Упор можно сделать не под саму каретку, а под подвижную пластину портала?
Рабочее пространство около 600х400х150, внешние размеры опорной плиты окончательно не определены,приблизительно (600+200?)х(400+200?)хh
Чертеж не готов, надеюсь прислать до воскресенья.
Уточняющий вопрос:
для расчетов прочности достаточно чертежа опорной плиты c рельсами и каретками (на основе линейных опорных подшипников) или нужны дополнительбные исходные данные ?
Ну все как обычно больше данных больше точность хотя для расчета плиты я думаю и размеров опорной плиты хватит
Ну все как обычно больше данных больше точность хотя для расчета плиты я думаю и размеров опорной плиты хватит
тогда этот эскиз:
рассматриваю варианты:
-
плита и лонжероны Д16Т толщиной 20 мм
-
плита Д16 Т составная из 2 шт толщиной 10…16 мм (соединение винтами М6 по всему полю, сетка 100х100 мм), лонжер. толщ. 12…16 мм
-
плита и лонжероны Д16Т толщиной 30 мм
-
плита из слаболегированной стали (предотвращение ржавения) марка и толщина (10…16 мм ??) мне неизвестна, лонжероны Д16Т (если опасна электрохимическая коррозия, то такая же сталь)
ограничения по обработке: чёрные металлы: стали с твёрдостью до 45 HRC, нержавеющая сталь
____цветные материалы и сплавы: алюминий, дюралюминий (по умолчанию — сплав В95), бронза, латунь, титановые сплавы и т.д.
ну а нагружать то чем будем ??? вес и форма заготовки??? бегающий стол кроме собственным весом и весом заготовки не нагружен
в эскизе рельсы слишком широко расставлены рельсы выгоднее ставить в пропорции 1/4-1/2-1/4 тогда нагрузка на серединку меньше
ну вот условно при нагрузке 1500н и рельсах 25 в том виде как ты нарисовал при условии равнопрочности крепежа
изгиб по середине алюминий взят 2024 сталь 1010 что на сколько говорит интернет аналог сталь 10
1 вариант 0,003948мм
2 вариант 0,004629мм
3 вариант даже считать не буду =) это бессмысленно
4 вариант при толщине основания 12 на удивление = 0,005917мм
вот из выводов сдвигать рельсы ближе к центру второе лонжероны нужны и вдоль и поперек чтобы как кирпичная кладка получалось в данном случае в первую очередь работает толщина материала
ЗЫ при этом еще надо учитывать что т стол тоже как лонжероны работает
ну а нагружать то чем будем ??? вес и форма заготовки??? бегающий стол кроме собственным весом и весом заготовки не нагружен
вес подвижного портала ожидается 10 кг + шпиндель
вес деталей не больше 1/4 … 1/3 веса стола без лонжеронов
в эскизе рельсы слишком широко расставлены рельсы выгоднее ставить в пропорции 1/4-1/2-1/4 тогда нагрузка на серединку меньше
ну вот условно при нагрузке 1500н и рельсах 25 в том виде как ты нарисовал при условии равнопрочности крепежа
при узкой расстановке рельс потеряется точность, портал сможет больше отклоняться по вертикали вдоль Y ?
1/4-1/2-1/4 - делают ли так производители станков, или лучше завысить толщину плиты (частоту лонжеронов) и раздвинуть рельсы по краям ?
изгиб по середине алюминий взят 2024 сталь 1010 что на сколько говорит интернет аналог сталь 10
1 вариант 0,003948мм
2 вариант 0,004629мм
3 вариант даже считать не буду =) это бессмысленно
4 вариант при толщине основания 12 на удивление = 0,005917ммвот из выводов сдвигать рельсы ближе к центру второе лонжероны нужны и вдоль и поперек чтобы как кирпичная кладка получалось в данном случае в первую очередь работает толщина материала
- плита и лонжероны Д16Т толщиной 20 мм
1)плита и лонжероны Д16Т толщиной 20 мм
- плита Д16 Т составная из 2 шт толщиной 10…16 мм (соединение винтами М6 по всему полю, сетка 100х100 мм), лонжероны …
3)плита и лонжероны Д16Т толщиной 30 мм
4)плита из слаболегированной стали…
если уж рассчитали прогиб для сборной плиты (2 пластины объединенные винтами) а это имхо самый х-вый во всех отношениях вариант - “бутербродный”, то чем хуже вариант №3 ?
- Поскольку я не специалист, поясните пожалуйста - величина прогиба плиты и есть ключевой показатель для жесткости конструкции?
- Из сравнения Ваших расчетов для п.1 и п. 4 можно предположить - связываться с легированной сталью не надо, так как прогиб такой же, а металлообработка существенно дороже ?
- Поскольку я не специалист, поясните пожалуйста - величина прогиба плиты и есть ключевой показатель для жесткости конструкции?
- Из сравнения Ваших расчетов для п.1 и п. 4 можно предположить - связываться с легированной сталью не надо, так как прогиб такой же, а металлообработка существенно дороже ?
мне далеко до спецов, но все же …
- величина прогиба, в Вашем случае будет критична, потому как у Вас стол, понесет всю тяжесть (что ИМХО не правильно)
- не забывайте
- Предположительно при использовании стали вес станка может значительно увеличиться, тк ее плотность 7,8 т/куб м, а у дюралюминия 2,78. …
Частоту лонжеронов повышать бесполезно нужно добавить пару тройку поперек так как прогиб идет между ними прогиб в 4 тысячных считаю не существенным при данных рельсах в идеале лонжероны должны идти сеткой так нагрузка минимальна завтра буду на работе выложу рисунки