Передача гайка винт и подшипники.

derty_flame

Добрый день.
Нужно сделать линейную передачу, горизонтальную. Собираюсь брать трапецеидальную передачу с бронзовой гайкой.
Почитал, погуглил, возникло много вопросов, помогите, пожалуйста разобраться.

  1. Как крепить её на опоры? Как я понял необходимо на свободном конце радиальный подшипник, нужно ли его как-то крепить гайкой, стопорным кольцом?
  2. А на другую сторону, с которой ШГ, два радиально-упорных подшипника? Опять нужно ли их как-то фиксировать? Что-то их трудно найти под 6мм, можно ли заменить радиальными?
  3. Что значит люфт подшипников, как их убирать и на что они влияют? Где в этой передаче они есть?
  4. Как крепить два подшипника вместе? Просто одевать рядом вплотную?
  5. Ещё читал что-то про преднатяг гайки, иначе люфтить будет и точность теряться?
  6. Трепецеидальный винт С8, ШГ 200 полных шагов, какую точность и разрешение, а так же минимальную скорость без рывков можно получить?
    винт 10х2, нагрузка будет маленькая, грамм 100-150, длина 200мм.
    Спасибо.
Марат

Что будет двигать эта линейная передача - т.е. что и как будет крепиться к гайке?

derty_flame
Марат:

Что будет двигать эта линейная передача - т.е. что и как будет крепиться к гайке?

Гайка будет вставляться/крепиться в параллелепипед, который будет ходить по двум направляющим валам. На этом параллелепипеде уже будет зажим, который и нужно двигать.

Марат

Т.е. просто перегонять ваш параллепипед зи одного конечного положения в другое??

derty_flame
Марат:

Т.е. просто перегонять ваш параллепипед зи одного конечного положения в другое??

Да, зажим держит волокно, его нужно натягивать, не порвав. При этом важна точность.
Например: вытянуть волокно на 2.00 мм.

Марат

Аха… т.е. нужна точность позиционирования ну и естественно возможность управлять этим позиционированием???
Точность какова должна быть?

Вообще-то вы обращаетесь за помощью и даже не удосужились подробно описать узел, который вы собираетесь изготовить… Обычно на такие просьбы мало кто реагирует.
Кстати и каков бюджет?

starfair
derty_flame:
  1. Как крепить её на опоры? Как я понял необходимо на свободном конце радиальный подшипник, нужно ли его как-то крепить гайкой, стопорным кольцом?
  2. А на другую сторону, с которой ШГ, два радиально-упорных подшипника? Опять нужно ли их как-то фиксировать? Что-то их трудно найти под 6мм, можно ли заменить радиальными?
  3. Что значит люфт подшипников, как их убирать и на что они влияют? Где в этой передаче они есть?
  4. Как крепить два подшипника вместе? Просто одевать рядом вплотную?
  5. Ещё читал что-то про преднатяг гайки, иначе люфтить будет и точность теряться?
  6. Трепецеидальный винт С8, ШГ 200 полных шагов, какую точность и разрешение, а так же минимальную скорость без рывков можно получить?
    винт 10х2, нагрузка будет маленькая, грамм 100-150, длина 200мм.

1)Да. Подшипник нужен безусловно. В идеале два: радиальный и опорный. Конструкций крепления можно предложить несколько. Можно проточить резьбовую гайку с помощью соответствующего метчика или изготовить метчик из обрезка трапециевидной оси. Можно сделать из пластика путем нагрева и обжима какого нибудь твердого но не термостойкого пластика (капролон например). Я сделал из металлической гайки большего размера просверлив в ней отверстие поперек и нарезав в нем резьбу 3мм. Вкрутил винт и получил упорную гайку. Вполне держит, хотя - и не лучший вариант, чего уж там…
2)На сторону ШД система крепления желательно аналогичная из двух типов подшипников. Но если нет упорных, то можно и даже и одним радиальный обойтись, но это как говорится - не на долго выйдет. Не рассчитаны они на нагрузки вдоль оси вращения. Все равно посыпятся, вопрос только когда
3) Люфт подшипников однозначно будет, но при нормальном креплении муфты и преднатяге вала, он минимально будет влиять. Если конечно подшипник уже не разболтался в усмерть. В идеале этого всего можно избежать в связке радиальный- упорный подшипник.
4) самая простая схема - тупо рядом. Иногда разделяют по обе стороны стенки крепления. Есть подшипники уже впрессованные в стойки креплений. От конструкции зависит! Единственное что - они должны быть жестко вложены в кроватки для избежания биений перпендикулярно оси вращения.
5)Преднатяг гайки - да, устранить люфт. Если речь о ходовой гайке. Есть несколько схем. Но надо сразу понимать, что такой преднатяг затрудняет несколько движение гайки по валу, и поэтому это надо учесть в мощности двигателей. Иначе заклинивания и пропуски шагов - гарантированы!
6)Не очень понимаю что значит без рывков? С хорошей смазкой вала и точной юстировкой направляющих и ходовой гайки - можно с очень высокой скоростью перемещать гайку. Думаю до метра-2 в минуту - запросто! Другое дело, смогут ли шаговики такую скорость обеспечить?

derty_flame
Марат:

Аха… т.е. нужна точность позиционирования ну и естественно возможность управлять этим позиционированием???
Точность какова должна быть?

Вообще-то вы обращаетесь за помощью и даже не удосужились подробно описать узел, который вы собираетесь изготовить… Обычно на такие просьбы мало кто реагирует.
Кстати и каков бюджет?

Спасибо за замечание, в следующий раз учту, думал этих данных будет достаточно.

Для начала хотелось бы получить сотую мм, чем точнее тем лучше.

По бюджету, ШВП как-то дороговато выходит, решил делать на трапецеидальном винте. Потратить планирую около 6-8к на винт, гайку, направляющие, ШГ и драйвер.

starfair:

1)Да. Подшипник нужен безусловно. В идеале два: радиальный и опорный. Конструкций крепления можно предложить несколько. Можно проточить резьбовую гайку с помощью соответствующего метчика или изготовить метчик из обрезка трапециевидной оси. Можно сделать из пластика путем нагрева и обжима какого нибудь твердого но не термостойкого пластика (капролон например). Я сделал из металлической гайки большего размера просверлив в ней отверстие поперек и нарезав в нем резьбу 3мм. Вкрутил винт и получил упорную гайку. Вполне держит, хотя - и не лучший вариант, чего уж там…
2)На сторону ШД система крепления желательно аналогичная из двух типов подшипников. Но если нет упорных, то можно и даже и одним радиальный обойтись, но это как говорится - не на долго выйдет. Не рассчитаны они на нагрузки вдоль оси вращения. Все равно посыпятся, вопрос только когда
3) Люфт подшипников однозначно будет, но при нормальном креплении муфты и преднатяге вала, он минимально будет влиять. Если конечно подшипник уже не разболтался в усмерть. В идеале этого всего можно избежать в связке радиальный- упорный подшипник.
4) самая простая схема - тупо рядом. Иногда разделяют по обе стороны стенки крепления. Есть подшипники уже впрессованные в стойки креплений. От конструкции зависит! Единственное что - они должны быть жестко вложены в кроватки для избежания биений перпендикулярно оси вращения.


Т.е. делаем как на рисунке? ставим подшипники вплотную рядом в опору, одеваем на вал и затягиваем гайкой. Затягивать с одной стороны только?

starfair:

Иногда разделяют по обе стороны стенки крепления.

Не совсем понял, это как?

starfair:

жестко вложены в кроватки

Это я так понимаю, что жестко вставлена в паз для подшипника?

starfair:

5)Преднатяг гайки - да, устранить люфт. Если речь о ходовой гайке. Есть несколько схем. Но надо сразу понимать, что такой преднатяг затрудняет несколько движение гайки по валу, и поэтому это надо учесть в мощности двигателей. Иначе заклинивания и пропуски шагов - гарантированы!

Нагрузки у меня маленькие, важнее точность.

starfair:

6)Не очень понимаю что значит без рывков? С хорошей смазкой вала и точной юстировкой направляющих и ходовой гайки - можно с очень высокой скоростью перемещать гайку. Думаю до метра-2 в минуту - запросто! Другое дело, смогут ли шаговики такую скорость обеспечить?

Я наоборот хочу крутить очень медленно, если будут очень редкие шаги, разве не будет рывков? Собираюсь делать микрошаг 1/32 как раз для увеличения плавности кручения.

З.Ы. Спасибо всем за помощь.

starfair
derty_flame:

Т.е. делаем как на рисунке? ставим подшипники вплотную рядом в опору, одеваем на вал и затягиваем гайкой. Затягивать с одной стороны только?

Да. Примерно так. По вашей схеме затягивается только с одной стороны. С другой стороны гайка если и ставится, то по схеме когда два радиальных подшипника вставляются по разные стороны от стенки, дабы префиксировать их и осуществить натяг вала.

derty_flame:

Это я так понимаю, что жестко вставлена в паз для подшипника?

Именно. Просто паз это вроде про продолговатые прямоугольные вырезы говорят. Хотя, могу наверное и ошибаться.

derty_flame:

Нагрузки у меня маленькие, важнее точност

Под нагрузками я имел ввиду потянет ли двигатель! Выбор люфта ходовой гайки по любому ухудшает скольжение гайки по резьбе, хотя бы из-за увеличения площади соприкосновения. Не говоря уже о том что есть еще и дополнительное боковое усилие на резьбу и гайки и винта, что так же усиливает трение. Я как то немного пережал чуток когда экспирементировал на шпильках и стал ловить постоянные клины. Если брать хороший каленный винт и нормальную бронзовую гайку, то заметить люфты гайки будет весьма сложно. Скорее проявятся от недостаточной жесткости конструкции или прогибов направляющих.

derty_flame:

Я наоборот хочу крутить очень медленно, если будут очень редкие шаги, разве не будет рывков? Собираюсь делать микрошаг 1/32 как раз для увеличения плавности кручения.

Не знаю какая Вам точность нужна конечно, но у меня такой же вал практически стоит. Хоть на 1\32 хоть на полном шаге особой разницы в плавности движений на полной скорости я не заметил. Другое дело что на полном шаге инерционность якоря немного выше выходит ну и выше расход по току и немного сильнее греются движки. Если Вам не требуется ювелирная гравировка с точность в сотки в 3D (а на таких валах ее и не достигнешь), то советую вообще не заморачиваться по этому поводу. В любом случае, для высокой точности требуются ШВП а не трапецивидный вал+бронзовая гайка.

Марат
derty_flame:

Для начала хотелось бы получить сотую мм,

Ну если вы такую точность получите для начала, то вам очень крупно повезло…
При длине вала трапеции в 200 мм и при изменении температуры вала на 20 градусов - он удлиниться уже больше чем на сотку…

Frame

Вопрос ко всем. А что значит на паре винт/гайка получить высокую точность? Я так понимаю, что речь о точности перемещения гайки в соответствии с углом поворота винта? Так тогда очевидно, что шаг резьбы должен быть как можно меньше. Сравните точность перемещения резьбового соединения М2 с шагом 0,25 мм и резьбу М10 с шагом 1,5 мм. Поверните вал на один оборот в первом и во втором случае. Будет разница? А если повернуть на 1/32 оборота? А на ШВП какой минимальный шаг резьбы можно иметь, кто подскажет?

starfair:

Я как то немного пережал чуток когда экспирементировал на шпильках и стал ловить постоянные клины.

А это не потому, что сталь на шпильках “пластилиновая”? Попробуйте шлифованную резьбу на стали с твёрдостью где-нибудь 62 единицы HRC и клина не будет.

derty_flame:

Я наоборот хочу крутить очень медленно, если будут очень редкие шаги, разве не будет рывков? Собираюсь делать микрошаг 1/32 как раз для увеличения плавности кручения.

Только мелкая и качественная резьба на твёрдом валу. Гайка спаренная с компенсацией осевого люфта. Для передачи усилий конечно резьба трапециевидная, если усилия небольшие, то и треугольник сгодится, и на треугольной шаг можно нарезать мельче на токарном станке.

Frame
Марат:

При длине вала трапеции в 200 мм и при изменении температуры вала на 20 градусов - он удлиниться уже больше чем на сотку…

И что будет? Гайка тоже на сотку переместится вместе с валом? Сомневаюсь я однако, что она за валом начнёт двигаться, если её не крутить относительно него. Вал наверное удлинится и как вперёд, так и назад.😁
А та сотка, или больше, чем сотка, рассредоточится на каждом витке резьбы вала, увеличив в итоге шаг резьбы на дельта пси (так математики говорят, когда почти ничего), точнее - сотка, делённая на количество витков самого этого вала. А как я уже писал, точность передачи зависит от угла поворота гайки относительно винта и при увеличении шага на “почти ничего” погрешность будет на молекулярном уровне.

Марат

Это я привёл в качестве примера, для понимания, что такое точность одна сотка.
Производители ШВП класса С7 дают гарантию на отклонение шага на длине 300мм не более 0,05мм. А ТС хочет добиться точности в одну сотку на трапеции неизвестного производителя, изготовленную с неизвестной точностью.

Frame:

А как я уже писал, точность передачи зависит от угла поворота гайки относительно винта и при увеличении шага на “почти ничего” погрешность будет на молекулярном уровне.

Точность передачи зависит в первую очередь от того, с какими полями допусков изготовлены винт и гайка. Если у вас неравномерность шага больше 0,02 мм - то при любом шаге точности в 0,01 мм вы не достигнете.
Передача винт гайка предполагает не только один оборот винта при работе…

starfair
BOPK:

Опора вала, описанная starfair и изображенная с его слов вами - вообще бред какой-то…
Вот примеры конструкций…

С чего это бред? Подавляющее большинство хоббийных станков (а мы же тут не делаем промышленного уровня станки, не так ли?) именно так и делаются. Никто не впрессовывает подшипники в станину или боковину станка. Обычная выемка куда вставлен подшипник и прижат для уменьшения радиальных и продольных биений вала с двух сторон гайками. Более того, упорный подшипник стават далеко не всегда, а лишь на сравнительно больших станках, или где большие скорости падачи. На размерах рабочей зоны в А4-А3 они вообще чаще всего особого смысла не будут иметь, ибо нагрузки на валу не такие уж и большие. А уж тем более нет смысла морочиться с впрессовкой подшипников!

Марат
starfair:

Подавляющее большинство хоббийных станков (а мы же тут не делаем промышленного уровня станки, не так ли?)

А какая разница, хоббийный или промышленный станок строится? Есть выработанные десятилетиями принципы конструирования приводов станков, которые ещё никто не отменял, а тем более когда заявляется точность 0,01мм!

Frame
Марат:

Точность передачи зависит в первую очередь от того, с какими полями допусков изготовлены винт и гайка. Если у вас неравномерность шага больше 0,02 мм - то при любом шаге точности в 0,01 мм вы не достигнете.
Передача винт гайка предполагает не только один оборот винта при работе…

Видимо я не совсем доступно объяснял, хотя старался. Про допуски при изготовлении винта и гайки всё понятно и с этим я не спорю. Идеальных винтов и гаек не бывает. Но, говоря про шаг, я имел ввиду другое. Возьмём два винта с разным шагом резьбы. К примеру, первый винт имеет шаг 0,5 мм, а другой 3 мм. Если валы повернуть на один оборот, то гайки переместятся на величину шага: в первом случае 0,5 мм, во втором на 3 мм. Как ясно из начальных условий, винты вращаются шаговыми двигателями. Минимальный микрошаг ШД равен 1/32. На меньшую величину он повернуться не сможет. Поэтому при меньшем шаге резьбы перемещение гайки составит 0,5 мм делённое на 32, а именно 0,015625 мм. А вот если шаг резьбы равен 3 мм, то при повороте на 1/32 перемещение гайки уже будет 3 мм делённое на 32, т.е. 0,09375 мм. Получается, как бы мы не старались, но при шаге резьбы 3 мм мы не сможем перемещать гайку на расстояние, меньшее, чем 0,09 мм. Нам этого просто не даст сделать шаговый двигатель из-за его дискретности поворотов. Но в то же время, если шаг резьбы будет не 0,5 мм, а 0,52 мм, т.е. с погрешностью 0,02 мм, то одно микроперемещение составит 0,52 мм делённое на 32 и составит 0,01625 мм. Разница от первого варианта с шагом 0,5 составляет 0,6 микрона, а не одна сотка.