Изготовление макета с компьютерным управлением

MIKH

Вот, решил разработать и изготовить 5-ти уровневый макет железной дороги в масштабе НО, в комнату размером 5х6 метров.
Управление будет осуществляться через компьютер.
Планируется эксплуатация порядка 30 составов.

Матиков

Впечатляет! в чем рисовалась схема???

PS: строю трамвайный макет.

MIKH

Схему рисовал в Автокаде. Не лучшая программа для схем макетов. Но в работе удобная.

Сделал поэтажную схему. Рельсы выбрал Roco geoLine, на призме.

Этема

Приветствую. Зачем рельсовый материал на призме? Roco geoLine больше подходит для вариантов - собрал - разобрал, то есть, для игр на полу ит.п. На готовой призме сложно добиться копийности. Если конечно, есть такая цель. Сам сделал макет на призме - потом немного жалел об этом. Очень шумная она - готовая призма. Утомляет.Привожу несколько фоток с Roco geoLine. Удачи

На фото макет с процессе производства :

MIKH

Да просто захотелось на призме.
С призмой проблем меньше:

  1. Привода стрелок проще ставить. Привода надёжные и не требую регулировки и обслуживания.
  2. Засыпать меньше.
  3. Углы у стрелки 22,5 градуса (против 15 градусов у стандартной стрелки Roco) да и сама стрелка короче. Значит больше развязок может уместиться на макете.
    А под призму можно подложить подложку. Хотя по моему субьективному мнению, эти рельсы не “Шумнее” других.
    Можно конечно взять путевой материал по приличнее, например Peco, но это уже другой бюджет и дольше вести.
    Кроме того, какая там копийсость? Как вообще, в этом масштабе можно сделать копийный макет? Прикиньте, кокого размера должен быть макет, например Белорусского вокзала? (Наверное метров 50, а может и больше) А на маете 3 вокзала и 3 станции. Вообщем, это просто дорогая игрушка.

Сейчас решаю из чего делать подмакетник. Из МДФ или ПВХ.
МДФ- тише. Больше пыли. Но на большом макете значительные расширения, от температуры и валажности воздуха.
ПВХ- шумнее. Меньше пыли. Практически отсутствуе температурное расширение. Но более мягкий материал.
Наверное всётаки остановлюсь на ПВХ и алюминиевом каркасе.

Этема

Подложка нужна под рельсовый материал в любом случае. Вообще, классика подмакетника это дерево и фанера 10 мм. После прокладки электрики уже готовится сам ландшафт, засыпки, травка, и прочее. Горы, склоны - хоть из газет на ПВА. Главное, что б было желание это все строить. О средствах умолчу - затраты будут огромные. И главное время. Мало у кого получается сочетать эти две вещи - средства и наличие времени. Удачи.

MIKH
Этема:

Подложка нужна под рельсовый материал в любом случае. Вообще, классика подмакетника это дерево и фанера 10 мм.

Что фанера, что МДФ, что древесина материалы конечно хорошие. Более того, макет из МДФ получается самым “тихим”. МДФ по ряду параметров (шумность, обработка,…) практически самый лучший материал для маленького подмакетника. Но для больших макетов эти материалы не очень годятся, т.к. эти материалы очень сильно подвержены влиянию влажности воздуха и температуры. Я изготавливал макет из МДФ длиной около 12 метров. Столкнулся с кучей проблем: Влажность растёт-рвёт. Влажность падает - всё выгибает. Причём не только рельсы, но даже пироны. Приходится озадачиваться климатической установкой, делать “плавающие” рельсы и т.д… А это лишние проблемы и траты.
Макет из ПВХ практически не играет. Но намного шумнее. Хоть герлен снизу на листы приклеивай. Но лучше смириться с шумом, чем иметь постоянные проблемы. Тем более, что макет будет стоять на даче. И постоянного контроля помещения не будет.
Сегодня приступил к изготовлению небольшой части подмакетника. Попробую погонять поезд. Посмотрю, как можно сделать макет тише. Мне вообще кажется, что подложка смысла почти не имеет, т.к. вибрация через гвозди или клей всеравно передаётся на подмакетник. Важнее как погасить вибрацию в подмакетнике. Что сделать, чтобы увеличить коэффицент затухания материала, особо не усложняя и удорожая изделие?

Этема

Что сделать, чтобы увеличить коэффицент затухания материала, особо не усложняя и удорожая изделие?[/QUOTE]

Если вы строили 12-метровый макет, то скорее всего, у вас есть большой опыт в подборе материала. Вообще, лучше спросить на специальном форуме, посвященном только жд-моделизму. Удачи

MIKH

С материалом подмакетника определился:
ПВХ - 10мм на алюминиевом профиле 20х40мм. Под рельсы вспененный полиэтилен 2мм. Под листами ПВХ герлен (местами) 2мм.

8 days later
Vitec

Расскажите о вашей системе управления движением. Как именно компьютер будет управлять?
Как вы находите столько места, чтобы строить такие макеты, да ещё и не один? Видимо, не дома?

MIKH

На компьютер установлена программа Train Controller. Далее цепляемся к командной станции Uhlenbrock или Piko. Далее к блокам занятости и исполнительных механизмов. Контроль занятость блок-участков осуществляется по нагрузке на блок-участках и при помощи контактных датчиков. Тут мне больше нравится электроника от Uhlenbrock и Lenz. Но скорее всего часть электроники буду изготавливать сам. Получается дешевле и стабильнее.
В программе Train Controller обнаружил косяк. Он связан с запаздыванием обработки информации и запаздыванием отработки некоторых типов команд. Это проявляется только при условии большого кол-ва блок-участков (более 80) и одновременном управлении несколькими подвижными составами (более 2-х). Это, наверное, самая большая проблема на сегодняшний день. Есть ещё другая немецкая программа управления макетом, но с ней другие проблемы. Так, что Train Controller- оптимальный вариант.
Сейчас доделываю каркас и столешницы подмакетника. На следующей недели выложу фото.
Собираю макет конечно не дома. Есть где собирать. Тепло, светло. есть весь необходимый инструмент и материалы. Вот только скучно. Ищу единомышленников. Могу предоставить место, для сборки не больших макетов, бесплатно.

Vitec

Это было бы здорово, если бы не огромное расстояние.
Эта программа, она отдельно управляет всеми объектами на макете? Все взаимозависимости она берёт на себя, или что-то делает командная станция или блоки занятости?
Может ли программа имитировать автоблокировку, схему смены направления, сигнализацию входных-выходных как по инструкции?

MIKH
  1. Программа отдельно управляет (индивидуально) всеми объектами на макете.
  2. За весь алгоритм работы отвечает программа, хотя (при желании, хоть это и не нужно) макетом можно управлять через командную станцию (если она это позволяет).
  3. Блоки занятости нужны, чтобы программа получала и обрабатывала информацию о наличии подвижного состава на том или ином блок - участке. Также для обработки сигналов концевых выключателей и т.д. (например датчик положения поворотного круга…).
  4. Командная станция выполняет 2 основные функции. Это своеобразный декодер между компьютером и блоками занятости, и исполнительных механизмов (они поддерживают свои протоколы передачи данных). Вторая функция, это функция бустера. Т.е. своеобразного усилителя сигнала. Локомотив управляется сигналом, поступающим по рельсам. Этот же сигнал и является питанием электродвигателя локомотива. В некоторых случаях его амплитуда достигает 40 вольт. По этому, командная станция необходима.
  5. Программа может практически всё, что необходимо для полноценного функционирования макета. Она поддерживает несколько режимов. Вы можете запускать нужный локомотив в ручную. Т.е. выбираете нужный локомотив, передвигаете ползунок на экране в нужную сторону и локомотив поехал. Также можно управлять стрелками, светофорами, освещением и т.д… При этом управление напоминает аналоговое, но на экране отображается место нахождения подвижного состава и положение стрелок, и других переключателей.
    Вы можете запускать локомотивы, в автоматическом режиме включая маршруты. Наводите курсор на блок - участок, где находится нужный Вам поезд, затем на блок-участок, куда Вы хотите его отправить, а далее программа всё сделает за Вас. Проложит маршрут, переключит стрелки, автоматически проведёт локомотив, минуя занятые блок - участки, соблюдая скоростной режим на каждом блок-участке и т.д… Можно заранее прописывать маршруты, и активировать их при помощи кнопок. Также программа может управлять макетом и другими устройствами при помощи определённых зависимостей. Например: когда определённый состав прибудет на нужную станцию, начнёт движение другой состав, или например, включится свет и т.д…
    Также Вы можете составить расписание движения. И программа будет отправлять локомотивы строго по расписанию. Макет может включаться и выключаться в нужное время (вместо будильника). Макет как бы начинает жить своей жизнью.
    Ещё имеется куча других функций, но это на несколько сот страниц. Если Вас что-то конкретно интересует, спрашивайте.
    Возможности программы практически на 100 процентов удовлетворяют потребностям. И самое интересное это программировать и потом смотреть, как макет оживает.
16 days later
DoubleHead

Не подскажете чем обоснован выбор Трейнконтроллера, почему не РокРейл?

Как планируете обратную связь реализовывать? В смысле протокола, железки, собственно датчики?

MIKH

1.Программа РокРейл проще. Меньше функций и возможностей. Хотя может что-то у них изменилось за последние пол года? Таких программ куча. Но они не очень годятся для управления большими, сложными макетами.
2.Протокол DCC. Датчики обратной связи по LocoNet через командную станцию. Станция Piko. Блоки обратной связи пока Uhlenbrock, но буду ставить самодельные. Обратная связь по нагрузке. Тормозные датчики механические или герконы. Хотя, может тоже оставлю по нагрузке питания.

Собрал подмакетник

DoubleHead

Михаил, что умеет РокРейл я представляю 😃 Даже в разработке немножко поучаствовал. И представлю себе что он может в том числе и на больших макетах. Я просто хотел полюбопытствовать что есть в ТК чего нет в РокРейле, чисто для себя и без подковырок. Вы же наверняка сравнивали прежде чем сделать вывод.

А что за цифра от Пико? PowerBox?

MIKH

У Пико командная станция это упрощённая копия Uhlenbrock Intellibox. Но, наверное, за счёт упрощения Пико работает стабильнее своего старшего собрата. Так, что выбор за Пико. Скорее всего, если позволит финансовое положение, сделаю свою командную станцию.
Я гонял РокоРейл около 3-х дней, примерно полгода назад. Точно уже не помню, но осталось очень плохое впечатление не законченного продукта.
Я не любитель подковырок и буду писать прямо и откровенно.
Не понравилась сама логика. В трайн Контроллере (далее ТК) всё интуитивно понятнее. В ТК больше всевозможных “зависимостей” для построения логики управления макетом. Программирование макросов. Наверное, это самое главное.
Есть ещё немецкая прога не уступающая ТК. А в некоторых моментах даже превосходящая. (например: можно вывести изображения с камеры поезда на экран программы и т.д… Но там тоже свои недостатки.
Перебрав все доступные проги пришёл к выводу, что в России оптимальна ТК. Хотя у неё есть тоже ряд недостатков.
Но это моё личное мнение, основанное на сущностном опыте.