Замена подшипников бесколлекторного мотора.
Собрав коптер, полетав и сделав пару видео с борта понял, что подшипники весьма важный элемент конструкции. Хорошие подшипники позволяют снизить вибрацию, продлевают срок службы мотора и время полёта без подзарядки. Плохие-же подшипники напротив - грозят лишними шумовыми эффектами, пониженной отзывчивостью, а в самом худшем случае ещё и клина можно поймать с вытекающей отсюда аварийной посадкой.
Почитав эту ветку понял, что у рядового коптеровода выхода два:
Первый - купить дорогой мотор. Однако, 60-100 долларов при количестве моторво в 4-8 не каждый на хобби потратить.
Второй - купить бюджетный азиатский вариант и доработать.
В силу того, что есть какое-то количество проверенных моторов не страдающих криворукой намоткой и имеющих неплохую эффективность (читай - грамотно скопированных), вопрос остаётся только в качестве материалов. Иными словами, если взять какойнибудь девшёвый китайский hackerstyle который подходит вам по характеристикам и заменить на нём подшипники, то можно получить вполне сносную замену всяким axi и hacker-ам истинно немецкой/чешской намотки. (для любителей придраться: Да, эфективность будет ниже, но если сравнить падение цены и падение эффективности, то вариант с заменой подшипников при непрофессиональном использовании коптера будет весьма привлекательным. Конечно, если кто-то хочет возить камеру стоимостью 2-10-20-100 тыс. баксов то и расходы пусть планирует пропорционально стоимости полезной нагрузки, но сейчас не об этом).
Итак, на забугорном форуме, тут было найдено следующее видео:
А так-же таблица совместимых подшипников: (here=тут, буржуйские ссылки переделывать не стал и так понятно).
KEDA
20-28m 1/8"x5/16"x9/64" R2-5zz here
RCTIMER
BC3536-9 910KV 5x11x4mm here
A2208-14 1450KV 5/16"x1/8"x9/64"
Emax
CF2822
- Top 3x7x3mm или возможно 3x6x2mm в зависимости от даты изготовления
- Нижний 3x8x4mm
EMP
2410 840kV
Уважаемые коптероводы, если у вас есть дополнения по технологии замены подшипников или контакты где можно купить эти самые подшипники, прошу выкладывать в эту тему.
или контакты где можно купить эти самые подшипники, прошу выкладывать в эту тему.
- hobbyking.com/…/__12134__Main_Blade_Holder_Bearing…
- www.ebay.com/itm/…/300678195788
Эти подходят для DT750.
В продолжение темы хочу добавить, что не стоит забывать о таком важном параметре подшипника как точность изготовления.
Существует всего пять классов:
ABEC: 1, 3, 5, 7 и 9; (бывалый роллер знает эти четыре буквы как свои пять пальцев 😃 )
ГОСТ: нормальный, класс 6, класс 5, класс 4, класс 2.
ISO: P0, P6, P5, P4, P2
Слева направо идёт рост точности изготовления подшипника, таким образом:
ABEC 1 самый “тупой”, т.е. хуже всего крутится и может иметь биение (надо понимать, это не значит, что подшипник плохой, работать он будет, но при этом возможны побочные эффекты в виде НЕБОЛЬШОЙ вибрации. Именно небольшой, а не как на дохлом подшипнике 😃 ).
ABEC 9 самый “скользкий”, т.е. если крутануть мотор с таким подшипником, то остановится он очень нескоро.
Цена растёт соответственно. Если ABEC 1 для KD20-28m можно купить за $3.25 (штуку), то ABEC 7 на тот-же мотор обойдётся $7.95. И тот и другой будут существенно лучше поставляемого производителем в разы (если не на порядок), разумеется более дорогой вариант будет иметь ещё некоторые приятные особенности в виде корпуса из нержавеющей стали (против хрома в дешёвом варианте), специальные смазывающие вещества в самом подшипнике и прочие маленькие радости.
- ссылочка в тему rcopen.com/forum/f123/topic273110
Заказал с Boca подшипники ABEC7, пришли довольно быстро.
Из бонусов: прислали коврик для мыши и кучу наклеек, аж целый лист А4.
Из минусов: качество исполнения подшипников на первый взгляд не произвело впечатления. На некоторых защитная крышка явно больше внутреннего колца подшипника из-за чего вид как у штанов незаправленых. Что-где торчит не поймёшь. После того как взял подшипники в руки, их пришлось “раскатать”, т.к. сначала проворачивались весьма неохотно, видимо где-то лежали.
Выводы пока делать рано, все 12 штук поставил в моторы на коптер, посмотрим сколько они проходят. Родные на двух из шести моторов начали хрустеть уже после 10-12 полётов, причём на одном моторе начали уже потихоньку скрежетать, что вообще стрёмно.
Кто то покупал эти подшипники для KDA 20-22? Одна штука $3.25. Как они по качеству? Лучше чем в моторах? Я смотрю здесь есть и в 2 раза дороже с маркировкой ABCD, но блин дорого…
Алекс, у вас ссылочка кривая. По качству - однозначно лучше чем в моторах. Сделал на подшипниках уже четыре вылета. Пока никаких нареканий.
Критерии качества:
- После двух убитых винтов (кстати на одном и том же роторе) подшипник никаких признаков хруста не показывает.
- При записи звука слышны только винты, никакого ВЧ писка от подшипников нет.
у вас ссылочка кривая.
Спасибо, видно что то не сработало. Вы брали здесь?
www.bocabearings.com/…/R25ZZ-01250x03125x01406
Да, я брал здесь, только не ABEC1, а ABEC7.
только не ABEC1, а ABEC7.
Вот блин, а я заказал такие как на фото…
Я бы не парился, скорее всего, разницу вы не заметите.
Так что, они будут такого же плохого качества как стоят на моторах?
Я бы не парился, скорее всего, разницу вы не заметите.
Написал же человек, ушел высокочастотный звук, а это один из признаков моторов лучшего качества, с хорошими подшипниками… Это я про ABEC7, с ABEC1 это можно и не заметить, согласен.
Так что, они будут такого же плохого качества как стоят на моторах?
Алекс, я прошу прощения, что написал не очень понятно. Вы не заметите большой разницы между ABEC1 и ABEC7. Дело в том, что они отличаются только допусками при изготовлении. Родные китайские подшипники делаются из гов…, в смысле из мягких материалов. Сами посудите, вы покупаете мотор = 2 подшипника + медная проволка + магниты + корпус + работа + прибыль производителя + прибыль продавца за 11 баксов! Вычтите всё описанное кроме подшипников, поделите на два и поймёте, что могут они стоить где-то доллар за килограмм 😃 Даже если взять поправку на скидки при оптовых закупках и производство распложенное “дома”, всё равно за такие деньги можно сделать хороший подшипник или чудом или из отходов китайской жизнедеятельности. Собственно для тех моделей которые они продают, больше и не надо. (не в том смысле, что модели плохие, а в том, что какого-то супер качества и точности не требуется).
Теперь о том, что вы заказли:
- Я не знаю как вы к вопросу подходили, но я почитал про изготовителя и вроде бы не первый год они подшипниками занимаются, к тому-же даже какие-то инновации вводили в этой сфере. Конечно, лапшу на уши надо фильтровать, но откровенное Г уже поставлять не будут. Это конечно не Японские NTN или NSK, но всё-же.
- Если вы немного полазите по сайту производителя, а так-же приглядитесь к рукам человека на первом видео, вы легко сможете понять, что производство находится в Америке. Да, может это не HiEnd японская линия с лазерной юстировкой и никель-титан-вольфрам-тибериумными сплавами, но тут уже надо понимать, что люди которые хотят “прям_зашибись” качества, не покупают моторы за 11 долларов, как это делаем мы с вами.
- Хочу вас ещё раз успокоить, подшипники скорее всего вас приятно порадуют работой и несколько разочаруют внешним видом 😃 После ряда полётов, ничего плохого пока сказать не могу, но когда я их увидел первой мыслью было, что я выбросил стобахсов 😃
Спасибо за ответ. Честно говоря платить $11 за мотор, а потом еще$15 за два подшипника как то не очень хочется. Вы правы , даже и за $3,25 они будут намного лучше.
Я заказал 10 шт, посмотрим как будут работать, я уверен что все будет OK. У меня есть записи с Прошки первых полетов и последних, я обратил внимание на звук идущий от моторов, в последних стоит рокот как от кофемолки. Пока пускать не буду, подожду подшипники
В общем чтобы окончательно закрыть тему, только что сделал фото.
Фотограф из меня, конечно, тот ещё, но основные моменты разглядеть можно.
На фотке два подшипника, в целом очень похожи, но на нижнем гораздо лучше
подогнана пылевая защита и выглядит он посимпатичней.
Как вы думаете, который я из мотора достал? 😃
Самое забавное - нижний. Я его даже красным пометил, чтобы с нормальным не перепутать когда фотографировал. У верхнего дырень между пылевой защитой такая, что шарики видно 😃
Таким образом, если на dt700/750 ставить abec5 и выше, то мотор станет hi-end, как по цене так и по характеристикам 😃
Тема ушла в ФАК по коптерам.
ставить abec5 и выше, то мотор станет hi-end, как по цене так и по характеристикам
По цене , да А вот по качеству сильно сомневаюсь, качество укладки обмотки, балансировка и все остальное - ужжжасные
Таким образом, если на dt700/750 ставить abec5 и выше, то мотор станет hi-end, как по цене так и по характеристикам 😃
Тема ушла в ФАК по коптерам.
По некоторым характеристикам станет HiEnd - да. По цене, останется весьма демократичным мотором т.к. $12 + 2 x $9 = $30 за мотор.
Тот же AXI который считается одним из представителей HiEnd ~$100 будет стоить. В общем дёшево и сердито получится 😃
По цене , да А вот по качеству сильно сомневаюсь, качество укладки обмотки, балансировка и все остальное - ужжжасные.
Тем не менее, качество укладки обмотки не влияет на ходовые характеристики, при условии, что она не контактирует с вращающейся частью и не коротит. А радиальная балансировка (т.е. когда мотор “туда-сюда” вибрирует) легко исправляется с помощью виброметра, армированного скотча, стяжки и пары часов времени (из рассчёта на 4 мотора).
К тому-же DT750 уже успел стать легендарным мотором и как мне кажется, неспроста. Сам на них не летал, но видел и слышал, как звучат и летают “три палки” с этими моторами. Звук и полёт мне весьма понравились.
Таким образом, если на dt700/750 ставить abec5 и выше, то мотор станет hi-end, как по цене так и по характеристикам 😃
Тема ушла в ФАК по коптерам.
А если еще и перемотать его)))))) то вообще супер будет.
Таким образом, если на dt700/750 ставить abec5 и выше, то мотор станет hi-end, как по цене так и по характеристикам
Вот только посадочное место под подшипник на моих ДТшках не АЙС. Подшипник люфтит, и шероховатость поверхности большая(((
Видос по теме, только мы разбираем, а они нам это собирают 😃
Баян…
Коллеги, захрустел мотор, решил рискнуть. Запасного мотора нет, зато есть пакетик подшипников. Начинать следует, несомненно, с наружного подшипника, он легче выходит, чем внутренний. Колокол, вставленный во внутренний подшипник, после раскрутки практически сразу останавливался, и сильно люфтил! Со внешним проблем особо не было, но выемка его чуть помяла, и он стал чуть “тормозить”, ну да фиг с ним, оба заменил.
Что стало теперь: звука перекатывающихся шариков теперь нету, но раскрученный, останавливается заметно быстрее, чем в аналогичной ситуации с остальными моторами. Вопрос - если подшипник крутится шумно, но долго (при раскрутке в них колокола), надо ли менять эти пошдипники?