AirShip Endurance VTOL - эксперимент

gorbln

Мегаинтересный проект намечается! Виктор, моё почтение! Внимательно слежу за темой.

DVE

А по-моему наоборот, какой-то мутный проект, и кроме фанерного макета у разработчиков и нет ничего. Не факт что они сами испытали хотя бы прототип летающий.

Любой дизайнер в 3д-максе таких штук сколько угодно нарисует 😃

gorbln
DVE:

и кроме фанерного макета у разработчиков и нет ничего

Дык в том и фишка! Что у разрабов - фанерка, а у Виктора - полетит.

cylllka

Интересный намечается проектик, много придется повозиться, что бы правильно летало. Но вот визуально такая штука в полете будет не очень оригинальна по сравнению с предыдущими шедеврами, хотя если покрасить…

Виктор, а как вам такой на будущее? Хотя наверно видели.

native18
leprud:

В самолетном режиме, если бы “центральные” роторы стояли ближе к ЦТ, то их можно было бы использовать для “подъема”, а если, как мне видится, что ЦТ ближе к хвосту, то при их включении аппарат будет задирать нос.

При желании аккумулятор можно запихать в нос, при этом можно сделать ЦТ близко к боковым роторам.

leprud:

Далее, в самолетном режиме винт у вас толкающий и аппарат получается по схеме “утка”, что (как я читал) создает определенные проблемы со стабильностью.

Не располагаю достаточным опытом.

leprud:

А каков вес выйдет? А то нагрузка на крыло будет приличная, значит скорость полета должна быть большая.

Полетный вес ориентировочно 900г. Но здесь не надо забывать, что в данном случае крылышки маленькие и основная нагрузка ляжет на фюзеляж, т.к. он является несущим.

DireSnake:

ну, если есть пилоты - значит не БПЛА. а если нету - тогда таки БПЛА (UAV). может просто дано для сравнения размеров?

Я же сказал в первом посте, что у разработчика планируется 4 типа летательных аппаратов на этой базе.

  1. Самый малый из них - “поисковик- разведчик”
  2. побольше - доставка грузов, почты и пр.
  3. еще больше - вывоз раненых и более крупных грузов
  4. самый большой, грузоподъемностью до 1т, для перевозки грузов и людей.
    Все аппараты снабжены электроникой для беспилотного полета. Последний может управляться людьми, а может перейти в беспилотный режим, люди - как груз.
cylllka:

Но вот визуально такая штука в полете будет не очень оригинальна по сравнению с предыдущими шедеврами, хотя если покрасить…

Согласен, но в прошлом проекте я совместил частично погружное судно с коптером, сейчас хочу совместить коптер с самолетом.
И если предыдущий проект навсегда останется моделью, то текущий заявлен разработчиком как реальный. Вот мне и стало интересно, как он себя поведет.

cylllka:

Виктор, а как вам такой на будущее? Хотя наверно видели.

Видел, это обычный “Т” - коптер, под задний ротор - рулевую пластину и полетит как миленький. Задачка для начинающих “кутюрье” коптеров. 😉
Полетит 100%, даже адреналина при взлете не будет, если только под заказ делать. 😃

---------------------------------------------------------------------------------------------------
Начинаю выкладывать постройку. Позже посчитаю нагрузку на крыло.

cylllka
native18:

это обычный “Т” - коптер, под задний ротор - рулевую пластину и полетит как миленький. Задачка для начинающих “кутюрье” коптеров. 😉

Тут плавные линии портить рулевой пластиной некрасиво будет, больше похоже на Y-4 😉
Все-все, теперь я умолкаю, жую изюм, жду видео где VTOL под музыку летает

native18

Загнал размеры в WinLaengs4. Вот что получилось (см. внизу)
Общая площадь 67,5 кв дм, минус площадь роторов - 3*3кв дм, и того площадь 56,5кв дм. Проектный взлетный вес 900г, ну пусть 1кг.
Нагрузка на крыло 1000/56,5=17,6 г/кв дм.

cylllka:

Тут плавные линии портить рулевой пластиной некрасиво будет, больше похоже на Y-4

Рулевую пластину надо установить внутрь заднего ротора под винт, снаружи ничего не видно будет.
Вдруг кому захочется построить нечто подобное.😉. А то я один на форуме коптеры одеваю, как белая ворона.😃

Syberian
SergDoc:

мультивийщики Виктору нужна помощь в переделке трикоптерной прошивки

я бы сказал, какая система управления поддерживает VTOL и вообще все творения Виктора, виденные мной на этом форуме, но это будет спамом и саморекламой 😃

leprud

Олег, теоретический вопрос.
Допустим есть некие мозги (назовем их Х, хехе), которые в level режиме работают адекватно, да еще и умеют поддерживать высоту.
Если мы поворачиваем задний ротор (т.е. переходный процесс), то они должны автоматически увеличить на нем тягу, чтобы удержать аппарат в горизонтальном положении, но как они могут отреагировать на горизонтальную составляющую тяги хвоста?
PS а вообще для горизонтального полета же не обязательно на 90 градусов отклонять хвостовой ротор… Достаточно и на единицы градусов! Тогда штатная электроника справится с этим без проблем, хотя это и не будет полет “на крыле”…

Syberian
leprud:

теоретический вопрос.

В “теоретических мозгах Х” это делается элементарно.
Выставляете шаблон “трикоптер”.
Берется дополнительный канал, скажем, 6-й. На пульте на него ставится крутилка.
В аппарате делается следующее. К примеру, на выход М5 вешается сервомашинка, которая поворачивает этот самый задний ротор в определенной пропорции с положением крутилки.
На два передних мотора выставляется микс с крутилкой, чтобы при ее полном выведении в “самолетное” положение она убавляла газ двух передних движков почти до нуля, при этом стабилизация по крену сохраняется.
Также на сервомашинку можно завести микс тангажа около 10%, тогда в самолетном режиме будет управляться по тангажу, как крыло с ОВТ - поворотом заднего мотора.
Повторю, все миксы выполняет “теоретический мосх”. Штатно.
Все.
В результате “переходные” процессы происходят плавно, и никто не падает и не заваливается. Главное, переводить крутилку в самолет при достижении достаточной для удержания на крыльях скорости.
Чтобы остановиться и сесть, нужно дать газ, достаточный для удержания в “вертолетном” режиме и перевести крутилку в вертолет. Аппарат остановится и можно сажать.

Остается открытым вопрос с удержанием курса в вертикальном режиме, т.к. я не увидел элементов управления курсом (или протупил?) Мне представляется логичной плоскость с сервомашинкой в потоке заднего винта, поворачиваемая вместе с самой ВМГ. Под нее пойдет штатный канал М8 из шаблона “трикоптер” безо всяких доделок.

native18
Syberian:

я бы сказал, какая система управления поддерживает VTOL и вообще все творения Виктора, виденные мной на этом форуме, но это будет спамом и саморекламой

Как бы то не было, потребуется приобретать этот полетный контроллер, а это время и деньги. Но все равно интересно, а так как это по делу, то соответственно не реклама. Так что выложите ссылочку, а если боитесь гнева модераторов, то хотя бы мне в личку.
Хотя я думаю, что с этими функциями прекрасно справится Crius Hobby MultiWii. Тем более, что имеет на борту баро-датчик.

SergDoc

Да, только как примерить этот теоретический мосх на мультивий на 328 меге при условии что используется стоковый турниговский приёмник?

Syberian
leprud:

да еще и умеют поддерживать высоту.

Здесь зарыто ограничение: полетная модель для авторежима может быть только одна: или тангажом, по-самолетному, или увеличением газа, по-вертолетному. Переключение в полете невозможно. Поэтому нужно определиться, в каком типе требуется удержание высоты, а от него уже выставлять миксер режимов.
Для стабилизации ограничения нет - летай, как хочешь.

SergDoc
native18:

Хотя я думаю, что с этими функциями прекрасно справится Crius Hobby MultiWii. Тем более, что имеет на борту баро-датчик.

купить фриску и будут доступны дополнительные выходные каналы…

Syberian
native18:

Как бы то не было

Вот здоровенная тема, где это все выросло rcopen.com/forum/f90/topic243418/2268
Ссылки на документацию и т.п., а также сам контроллер здесь
Для полетать без автопилота ключ не нужен.
Не думаю, что Вы будете собирать полетный контроллер сами, поэтому читать единственную запись в моем блоге не предлагаю.

VitaliyRU
leprud:

В переходном режиме нужно увеличивать тягу хвостового ротора, чтобы модель не отклонялась назад. Насколько сильно - мне неизвестно, но там должен быть большой запас… В самолетном режиме, если бы “центральные” роторы стояли ближе к ЦТ, то их можно было бы использовать для “подъема”, а если, как мне видится, что ЦТ ближе к хвосту, то при их включении аппарат будет задирать нос.

Я бы еще добавил, при переводе заднего винта в горизонтальный полет, PID регулятор скорее всего пойдет в расколбас(без дополнительных костылей в коде) после этого ни какой высоты не хватит.
Там по идее надо потихоньку уменшать PI роторов и увеличивать PI(который надо дописать) аэродинамических рулей. А развязывать их КМК нельзя, иначе мы руками будем пересиливать систему стабилизации, а это тоже расколбас.
Хотя впрочем, может я занудсвую.
зы Если будет время в ВИЕ тоже могу поучаствовать.

ovodovod
native18:

Пока я вижу это так: разбиваю работу на несколько этапов.

  1. Полет в режиме коптера.
    Модель будет собрана и облетана в режиме коптера - с эти думаю проблемм не будет.
  2. Полет в самолетном режиме.
    Затем перевод модели в самолетный режим на земле и облет в самолетном режиме с запуском с руки.
  3. Совмещенный режим.
    Будет производится с запасом по высоте, чтобы в случае сбоя при переходе с режима на режим - быстро переключиться в коптерный вариант.

Да проект очень заманчивый…😒 .
по пунктам- 1) нет проблем, 2) тоже , думаю, реально на 100% и наконец самое трудное № 3 “совмещенный режим”.
Самое простое это сделать не 3-х а 4-х коптер , но с доработками ; носовой и два крыльевых - работают по обычной 3-х коптерной схеме (позволит построить модель с передней центровкой) … а вот четвертый толкающий включать в самолетном режиме, причем сделать не поворотным,(можно попробовать импеллеры, тож интересно…) так как при повороте не соосного движителя возникнет “паразитный” гиро-момент на вращение всего коптера вокруг оси (с возможным срывом в штопор…)
В электронике минимум изменений, да механизм поворота ротора не нужен.😍 Желаю удачи.😃😃😃😃

native18
ovodovod:

носовой и два крыльевых - работают по обычной 3-х коптерной схеме (позволит построить модель с передней центровкой) … а вот четвертый толкающий включать в самолетном режиме, причем сделать не поворотным

Есть одно “но”, как поведет себя коптер (вся электроника осталась включенной) при включении маршевого движка?
Если идти по этому пути, то можно в хвосте поставить две СУ, горизонтальную и маршевую.
Или как вариант: сместить ЦТ в сторону крыльевых винтов, а задний поворачивать на 45 гр. с большим запасом по тяге.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Начал обшивку, установлены балки крыльевых моторов. Попробовал сделать опоры поворота заднего ротора. Не понравилось, буду переделывать.

ovodovod
native18:

Есть одно “но”, как поведет себя коптер (вся электроника осталась включенной) при включении маршевого движка?

Надо пробовать …, думаю ни чего “критического” не произойдет, ветер ведь тоже на коптер дует , и сносит, тут главное мощности подобрать.

native18:

Если идти по этому пути, то можно в хвосте поставить две СУ, горизонтальную и маршевую.

Согласен. А еще лучше соосники с общим шагом - для управления тягой , но это какая сложная механика получится(с падением надежности)…Решать все равно Вам.

native18:

Или как вариант: сместить ЦТ в сторону крыльевых винтов, а задний поворачивать на 45 гр. с большим запасом по тяге.

Вот “поворот” мне как раз и не нравится , вот поэтому я и предложил четырех коптерную, три работают на стабилизацию(два плохо держат горизонт), а четвертым пробовать… крутить или ток-мо толкать. Причем, если поворачивать ротор то появляется опрокидывающий по тангажу момент при 45 гр.+ гироскопический момент(зависит от оборотов пропеллера) по курсу - которые надо чем-то парировать, думаю плоскостей маловато будет…(да и плоскости смотрят вниз , то-есть вариант “вертлявого” аппарата, для стабильности по курсу лучше -бы в виде "V"вверх)
Удачи.

native18

Мысленно полетел на этом агрегате в горизонтальном полете и понял, что у него офигенное лобовое сопротивление.

Придется это дело сглаживать. С полетом пока решил так: поворот заднего движка повешу на крутилку и буду проверять в воздухе по маленьку. Узнаю как модель будет себя вести. Исходя из этого буду принимать решения о дальнейших действиях.

Продолжаю по маленьку.

native18

Облегчаю внутренние переборки. Мне легче сначала собрать каркас, потом его облегчить, это позволяет строить модель без внутренних чертежей.
Начал обшивку и кольца роторов.