В-12

EVIL
native18:

А есть другие варианты? 😃

Я ж предлагал вариант, см. выше. Я тут подумал и до меня дошло как можно реализовать его. Скорее всего придется перевести пульт в самолетный режим и сделать дифференциал 100% по крену. Почему самолетный? Ну начнем с того, что хвоста у этого вертолета нету, в вертолетном режиме всего 3 дополнительных микшера, а в самолетном целых 5 микшеров + возможность назначать управляющую ручку или тумблер хоть для всех каналов одновременно. По-моему ничего не мешает попробовать.

Hainov
EVIL:

придется перевести пульт в самолетный режим

Я тоже думал о самолетном режиме. Мне же микширование ССРМ не нужно. Но как замикшировать шаг с газом и сделать кривые? Да и надо бы хотя-бы 3 кривых - для нормала, айдла и холда (все ж авторотацию надо предусмотреть хотя-бы в качестве потенциальной возможности))).

EVIL

Элероны и руль высоты можно сделать с соответствующими экспонентами, а кривую газа сделать прямой и настроить на нее дополнительный микшер, он поможет “искривить” ее. На вашем пульте куча 3-х позиционных тумблеров, там любой тумблер и любой стик можно назначить так, что любое движение или переключение будет творить чудеса. У меня такой пульт был, я пробовал 😃

mejnkun
Hainov:

НК-401

вобщемто про сервы ето так к слову…если у вас есть ФБЛ ,401 конечно не нужны.все настройки по експонентам можно сделать в меню ФБЛ.единствено мне кажется што углы отклонения по айлеронам надо ставить побольше чем по елеватору поскольку винты разнесены.а чтоб коптер не плюхался, не стоит настраивать сваш под возможность отрицательных углов даже при нулевом газе.
если используются2 ФБЛто для управления порудеру берёте с одной из фбл и через V миксеры подаете на входы елеваторов ФБЛок ,если 1ФБЛ то выход рудера ФБЛ миксуется Vмиксерами с сервами тангажа .у меня с похожим проектом тоже кучя заморочек с миксами.
делать упор на настройки пульта ,особо не стои,т ФБЛ и прочие недорогие стабы очеь критичны к нейтрали elev/eler/rud при настройкаах миксов в передачике нейтраль будет плавать если брать конкретно сx 3x1000/flaymentor наиболее коректно они работают с нейтралью 1518/1520 ,КК и RABBIT 1500

Hainov

Перед изменением схемы управления креном на циклический шаг поставил еще один несложный эксперимент. Попробовал управлять креном оборотами.

Сигнал управления по крену вытащил из схемы, и через V-микшер вместе с сигналом газа подключил к регуляторам. Расход в гироскопе по крену уменьшил почти до минимума, иначе гира очень сильно, вплоть до остановки мотора, снижает обороты.

Без лопастей все выглядело более чем оптимистично. При покачивании вертолета по крену моторы шустро отрабатывали оборотами.

Установка лопастей развеяла оптимизм. Такими огромными вращающимися массами нереально управлять изменением оборотов.

Качнув вертолет по крену и поставив его обратно на землю, вообще ничего не происходит. Только по звуку моторов слышно, что они на секунду пытались изменить обороты.

Изменил условия эксперимента. Поставил продольную трубу моего “носителя агрегатов” на два пенька, так, чтобы он мог свободно качаться по крену. Убрал в кривой шаг до 2 градусов, чтоб верт не мог взлететь.

Ясно, что из этого варианта ничего не выйдет. Роторы настолько инерционны, что более-менее ощутимое изменение оборотов происходит секунды через две. Если раскачивать вертолет по крену, то можно даже добиться, что роторы будут отрабатывать в противофазе.Увеличение задержки на гироскопе визуально тоже ничего не дало.

И еще показалось, что при резкой работе ручкой отстающий ротор вообще переходит на авторотацию. Обороты мотора падают непропорционально быстрее оборотов ротора, и, похоже, отключается обгонная муфта.

Следующим будет эксперимент с циклическим шагом.

EVIL

Я тут покумекал на днях и понял, что нужно. Надо в пульте поставить ССРМ90 и разделить управление по крену так: правая серва на правую тарелку, а левая на левую в управлении назначить ход правой сервы вправо 100%, влево 0%, другую сторону настроить зеркально. Если мне память не отшибло, аппаратура это позволяет. Сервы руля высоты запараллелить, в микшерах тарелки коллективный шаг сделать 0% на все сервы и назначить управление дополнительным каналом общего шага от J3 (ручка газа). По-моему он должен повторять кривую шага (мы же “прибили” коллективный шаг в микшере тарелки).

Чтобы подстраховаться, можно прицепить вертолет за 4 пружины по краям рамы.

ovodovod
Hainov:

Но как замикшировать шаг с газом и сделать кривые?

Hainov:

Роторы настолько инерционны, что более-менее ощутимое изменение оборотов происходит секунды через две.

Ну и нафик они нужны “кривые шаг + газ” если такое запаздывание…ВидАть к многолопастной голове нужен “деликатный” подход.

Hainov:

Следующим будет эксперимент с циклическим шагом.

ждем с нетерпением

EVIL:

Надо в пульте поставить ССРМ90 и разделить управление по крену так: правая серва на правую тарелку, а левая на левую в управлении назначить ход правой сервы вправо 100%, влево 0%, другую сторону настроить зеркально. Если мне память не отшибло, аппаратура это позволяет. Сервы руля высоты запараллелить, в микшерах тарелки коллективный шаг сделать 0% на все сервы и назначить управление дополнительным каналом общего шага от J3 (ручка газа).

Хорошее предложение…, решать автору.

EVIL

Насчет кривой шага соврал. Можно сделать прямую шага и под нее настроить кривую газа. На крайняк, в любом канале есть экспонента. Не 5 точек, но лучше чем ничего.

14 days later
Hainov

Вынужденный тайм-аут у меня…

Осваивал FBL-систему КотерХ, инсталлировал ее в 450 вертолет. Штука оказалась простейшая в настройке. Верт сразу нормально полетел в настройках по умолчанию. Конечно, пришлось потом подстраивать и чувствительность гироскопов, и экспоненту по вкусу, но это уже мелочи.

У меня до этого не было опыта бесфлайбарных вертолетов. Это, я вам скажу, нечто… Разница огромная! Бросаешь ручку, и верт будто прилипает к небу. Кругом ветер, а верт как-будто внутри некоего стеклянного шара неподвижно висит.

И вот, блин, в одном из полетов я перепутал полярность подключения аккумулятора. :)Сгорел регуль и ФБЛ-система. А я то планировал ее после облета на В-12 переставить…

Вот теперь жду, когда почта привезет мне новую волшебную коробочку.

Dmitrii

вот и у меня нет опыта безфлайбарных вертолетов,на UH-1B как раз с копийной головой буду ставить вуконг ,даже и не знаю как полетит но товарищи говорят что летает верт несколько иначе чем с сервоосью)))

ovodovod
Hainov:

Кругом ветер, а верт как-будто внутри некоего стеклянного шара неподвижно висит.

Теперь ясно как летают НЛО.😒

Hainov:

Вот теперь жду, когда почта привезет мне новую волшебную коробочку.

У инопланетян тоже видать напряжонка, с FBL - производством, редко появляются.😁😆😁
Но все-таки интересно как система будет вести себя на вашей модели …тем паче много лопастные головы , как Вы изволили выразиться - с зверским характером, а система расчитывалась все-таки под “летающюю дубину” аля Сикорский. 😒

Желаю удачи в Вашем трудном деле.😃😃😃😃😃

8 days later
Kot358
ovodovod:

а система расчитывалась все-таки под "летающюю дубину

Почему дубина??? Можно ссылку на такие характеристики?

ovodovod
Kot358:

Почему дубина

Дубина:P в смысле столетней давности классика:), это простой двухлопасной пропеллер (похож на палку если угодно) , поведение его в пространстве не вызывает ни теоретических ни практических противоречий, а по теме многолопастных винтов проблем достаточно много и очень противоречивая статистика поведения:(, особенно в плане взаимного влияния нескольких роторов, чем и занимается автор данного проекта…по этому

Kot358:

ссылку на такие характеристики

я лично дать не могу, а учитывая современную тенденцию на “авторское право” врятли кто нибудь найдет , что нибудь . Исключая “утечку” советских разработок…😒 и то не всем, и не все…😦
Вот вернется “шеф” и расскажет😒 , если доделает, в чем разница между “дубиной” и “веником”, я на это очень надеюсь, ибо других источников с таким уровнем описания не нашел.😃😒😒😒
Мне думается систему шарнирного крепления лопастей надо менять на упругие элементы, буду пробовать…😎
Всем удачи.

Hainov
Kot358:

Можно ссылку на такие характеристики?

Уже облетал на 450-ке 2 ФБЛ- системы. CopterX CX 3X1000 и 3X900. Первая по моему разгильдяйству сгорела, но очень мне понравилась в полете. Вторая более заморочна в настройке, но тоже летает здорово! Особенно впечатляет, как система сама борется с порывами ветра. Но увы, в ней нет нужного мне типа тарелки. Поэтому я ее оставил на пилотажном вертолете.

Чем хороши ФБЛ-системы, что можно очень гибко настраивать параметры. Что на флайбаре вообще недоступно. Можно верт сделать тупым утюгом, можно бешеной пчелой.

Поэтому я сейчас в ожидании оленьей упряжки из Поднебесной. Привезет мне посылочку,тогда и продолжим полеты.

Hainov

Расскажу о еще одной проблеме.

В ожидании новой ФБЛ-системы переделал носитель агрегатов под управление креном циклическим шагом. Система упростилась радикально. Все микшеры выкинул, тарелки теперь просто работают параллельно.

Но рулить чем-то надо? Хвоста ведь нет. Поэтому задние, элеваторные сервы надо замикшировать с сигналом руддера. Причем, в противофазе.

Это легко сделать V-tail микшерами, подав на их входы сигналы от элеватора и руддера. Правда, на вторую тарелку сигнал руддера приходится подавать через модуль реверса.

И вот тут всплыла проблема, о которой я знал, но в предыдущей системе микширования она не проявлялась. V-микшер уменьшает скорость работы сервы. Видимо, ему нужно время на обсчитывание сигналов. Когда все три сервы работают через микшеры, этого незаметно. Но когда две сервы подключены к приемнику напрямую, а задняя - через микшер, то тарелка начинает ходить неравномерно. Элеватор запаздывает. Причем так, что при резкой работе шагом можно заставить двигаться элеватор в противофазе…

Я, конечно, нашел выход. Подключил остальные сервы тоже через микшеры. Они ничего не микшируют, а только уменьшают скорость. Вроде работает… Но это какое-то кривое решение, мне не по душе.

Kot358
Hainov:

Они ничего не микшируют, а только уменьшают скорость

НА мой взгляд, это не совсем кривое решение, т.к. микшер не предполагает установку части через него и части напрямую. Тут, похоже, нужно использовать что-то одно…

Hainov

У меня просто подозрения возникли насчет микшеров. Не может ли быть их тормознутость причиной неадекватного расколбаса верта при тестовых подлетах?

Раскрутка и отрыв всегда проходили адекватно. Но стоило начать рулить, или вмешивались гироскопы в управление - начинался хаос.

EVIL
Hainov:

Все микшеры выкинул, тарелки теперь просто работают параллельно.

Но рулить чем-то надо?

Может лучше запрограммировать пульт под параллельное управление 2-мя тарелками? и в нем же настроить влияние канала руддера на элеваторные сервы?

Hainov
EVIL:

и в нем же настроить влияние канала руддера на элеваторные сервы?

А как рулить враздрай? С приемника же будет выходить один сигнал. А нужно два разных ССРМ сигнала.

Кроме того, ФБЛ-система требует немикшированный сигнал, просто элерон и элеватор. А ССРМ-микшер непосредственно в ней встроен.

Я даже уже обдумывал установку двух ССРМ-микшеров на борту. Но…

Меня, как механика, вся эта непонятная электроника наводит на другую мысль. В принципе и места хватает, и я представляю, как сделать механический микшер, суммирующий воздействие от элеваторной сервы и рулевой. Которую надо добавить. И тогда система управления ничем не будет отличаться от обычного классического вертолета.

EVIL
Hainov:

ФБЛ-система требует немикшированный сигнал

А это хуже всего.

Hainov:

я представляю, как сделать механический микшер

Скорее всего так будет правильнее в сложившейся ситуации.

ovodovod
EVIL:

Скорее всего так будет правильнее в сложившейся ситуации.

Даешь механику! Очень интересен результат…
Тем более что в данной ситуации по электронике надо переходить на коптерные “системы управления”, на микропроцессорах, а это повысит стоимость проекта.(да и время на освоение программирования , ибо таких прошивок на би-коптер, на сколько мне известно нет, а те что есть очень сомнительного качества в сравнении с с ФБЛ-системой) Хотя хозяин-барин.