В-12

Hainov

Профиль лопастей симметричный.

А изоленты на некоторые лопасти пришлось наматывать аж в три слоя! Хотя даже на дешевых хоббикинговских стекляшках бывает достаточно одной полоски шириной 5 мм.

Dmitrii

я возил алюминевые м-блэйдовские ныне покойные))))лопасти асиметричные великолепного качества отбаланчированны как рабочие колеса турбины ,очень хорошие и очень дорогие)))

SerjA6
Dmitrii:

алюминевые м-блэйдовские

Так вот это чьи лопасти были. Видел 500мм или около того у одного пилота. До того момента не знал что такие бывают.

Kot358
Dmitrii:

алюминевые м-блэйдовски

А можно такие найти сейчас для 700?

Dmitrii

да канеш найти не проблема тебе под какую голову?направление вращения профиль?

1 month later
Smolett
Dmitrii:

спасибо Геннадий ,ну то что они гибкие это с одной стороны хорошо провис лопасти вертолета на стенде приветствуется и безусловно радует глаз,с другой стороны вертолет в небе вялый и существует риск перехлеста лопастей НВ с балкой при грубоватой подсадке да если при этом еще тангажем отработать на себя!

такой риск вовсе не из-за гибкости лопастей, а из-за проворота (складывания) лопасти в цапфе. так что бояться отруба балки на таких лопастях следует не больше чем на простых карбоновых, просто потуже их затягивать в цапфах, благо они еще и тяжелые, расправляться будут легче при старте. на копии вообще затягивать лопасти нужно сильнее чем на 3D вертухах. а насчет резиновости таких лопастей полностью согласен, я собственно на хели СПБ описывал свой опыт эксплуатации многлопастных голов и этих лопастей. главное чтобы ФБЛ система смогла с ними работать, а не входить в резонанс из-за их мягко скажем небыстрой реакции 😉

Hainov

После вынужденного перерыва вернулся к своим вертолетам.

Прошлый раз я поднимал носитель агрегатов на чистой механике, без всяких гироскопов. Верт рулился адекватно, но за пределами человеческой реакции. Очень напряженно было висеть, ежесекундно его отлавливая.

Сейчас я поставил на него FBL-систему CopterX CX-3X1000. Поставил базовую настройку soft 3D (на ней обычный верт сразу адекватно полетел), настроил реверсы серв и гироскопов и поднял вертолет в воздух. Разумеется, на привязи.

Это, конечно, день и ночь! С первого раза отвисел всю батарейку без посадок. Конечно, это еще далеко от идеала, нужно настраивать. Слишком активно верт рулится по крену и тангажу, нужны мизерные движения стиков. Причем, экспонентой это не лечится. Нужно уменьшать циклический шаг.

При этом по руддеру наоборот, верт очень вялый. Скорость поворота на взгляд где-то 90 градусов в секунду. С такой скоростью иногда даже трудно остановить вращение.

И если по циклику управление можно было бы настроить программно, то из-за руддера придется лезть в механику. Поскольку причина - недостаточный наклон тарелок в противофазе от ручки руддера. Придется отнять часть хода тарелки от элеватора, чтоб на эту величину увеличить ход по руддеру.

Заодно и общий шаг надо убирать. Десять лопастей так активно загребают воздух, что шагом тоже приходится работать ювелирно.

Но в целом все понятно и адекватно, дальше нужна тонкая настройка.

native18

Жаль видео нет, звук наверное солидный.

Hainov

Видео раньше снимал, но тогда выкладывать было нечего. А потом как-то надоело камеру таскать.

А звук самый обычный, как у электровертолета. Даже двухмоторности не слышно.
Тем более, у меня обороты низкие, максимум - 60% газа. И я, пожалуй, убавлю до 50. Лопасти гибкие, не любят они высокие обороты.

Smolett

А почему именно такой выбор ФБЛ? Или это только для ознакомления, чтобы попробовать? ИМХО я бы для копии или хеликомманд (что несколько хуже) или скокум ставил, не в пример больше возможностей настройки и главное что в обоих есть система выравнивания и стабилизации, правда реализовнана немного по разному.

Hainov

Эта ФБЛ просто была под рукой, у меня такая стоит на паре обычных вертолетов. Там, кстати, настроек тоже предостаточно, я просто еще не лез вглубь.

Сейчас ведь задача в принципе заставить держаться вертолет в воздухе. Понять, какие нужны углы по циклику, шаги, экспоненты, обороты, устранить косяки регулировки механики. На данном этапе, я думаю, не играет особой роли, какая именно ФБЛ система стоит.

А в принципе, конечно, нужна система с акселерометрами, чтоб горизонт удерживала.

Smolett

На днях буду испытывать футабу 750 в качестве фбл для копии, посмотрим как она себя поведет в этой роли 😉

Hainov

Дополню еще о регулировке моего вертолета.

У меня ведь обе головы управляются параллельно включенными сервами. И любые корректировки в аппе или в ФБЛ воздействуют сразу на правую и левую головы. Поэтому прежде всего я должен механически, тягами, добиться абсолютно одинакового положения по крену и тангажу обоих тарелок. Иначе сразу будет увод в какую-нибудь сторону.

А кроме этого, нужно еще добиться одинаковой тяги роторов, поскольку по крену теперь вертолет управляется не разностью тяги, а циклическим шагом. Иначе при взлете сразу появляется крен.

Вчера, поскольку это уже было висение, а не подпрыгивание, заметил еще один момент. Очень сложно ведет себя верт в зоне действия подушки на критической высоте, когда ее влияние пропадает. Причина в большом расстоянии между роторами. При небольшом крене один из них выходит выше подушки, но тут же проваливается обратно. Возникает раскачка по крену.

У самой земли нормально, но верт сильно ползает. И выше метра тоже все адекватно А вот на высоте в метр лучше не висеть.

EVIL
Hainov:

А вот на высоте в метр лучше не висеть.

Самая “вкусная” высота для висения на копии (((

ovodovod
Hainov:

У самой земли нормально, но верт сильно ползает. И выше метра тоже все адекватно А вот на высоте в метр лучше не висеть.

У Вас еще фьюза нет (хотябы пенопластовую болванку пичпокнули для чистоты “аэродинамо-эффекта”), так что все может обернуться прямо в противоположную сторону.😉😃😒

Hainov:

При небольшом крене один из них выходит выше подушки, но тут же проваливается обратно. Возникает раскачка по крену.

Ну прямо как на прототипе , они потом с разбегом предпочитали взлет. В связи с этим вопрос КАКОЙ УГОЛ НАКЛОНА РОТОРА будете делать , относительно фьюза?( интересно какой у прототипа , так и не нашел, … наверно плохо искал)
И еще один "глобальный вопрос к Вам как к “гуру механики” делать или нет горизонтальные и вертикальные оси головы, есть-ли в них смысл ? (я ваще в прострации, ни одной ветушки настоящей без оных, а модели все “современные” с упощенными головами, маразм какойто…) Спасибо.😃
Удачи.😃😃😃😃😃😃😃

Hainov
ovodovod:

они потом с разбегом предпочитали взлет.

Взлет с разбегом (по-самолетному) потому, что это эффективнее. Роторы переходят на косую обдувку, требуется меньшая мощность, начинает работать аэродинамика.

ovodovod:

КАКОЙ УГОЛ НАКЛОНА РОТОРА

Углы как на прототипе. Чтоб не лезть в чертеж, цифры по памяти - 5 градусов наклон вала вперед и 2 градуса вбок (наружу).
Наклон вала вперед на реальных вертолетах делается для того, чтоб в полете фюзеляж был горизонтален.
Для чего на В-12 роторы наклонены вбок - точно не скажу. Возможно, есть какие-то аэродинамические нюансы. Но мне кажется, что это, скорее, просто для того, чтоб обеспечить зазор между свешенными лопастями и фюзеляжем.

ovodovod:

делать или нет горизонтальные и вертикальные оси головы

Вертикальная ось на модели фактически есть - это болт, крепящий лопасть. С горизонтальным шарниром был, насколько я знаю, один RC-вертолет - Киошо Концепт. Но все жаловались на его плохую управляемость, ватность.

EVIL
Hainov:

все жаловались на его плохую управляемость, ватность.

И дорогие запчасти.

ovodovod
EVIL:

И дорогие запчасти.

Они и щяс не дёшевы…

Hainov:

Для чего на В-12 роторы наклонены вбок

У-пс , а поподробнее , я об этом вообще не сном не духом , если можно, пли…из. Это гондолы как-бы в развал от фьюза ?спасибо.

ovodovod:

И еще один "глобальный вопрос к Вам как к “гуру механики” делать или нет горизонтальные и вертикальные оси головы, есть-ли в них смысл ?

То-есть конкретного мнения, так на вскиду, НЕТ? спасибо.

Hainov
ovodovod:

Это гондолы как-бы в развал от фьюза ?

Именно так.

ovodovod

Еще один вопросик по конструкции фюзеляжа - в хвосте под трапом маленькие колесики на фотках - вот они для “страховки” или то-же загружаются при посадке? И на каком расстоянии от основной плоскости касания?спасибо.😃😒

Hainov

На первом вертолете (который был в Ле Бурже) - колесики под рампой. Достоверно их конструкция и назначение мне неизвестны. На втором вертолете, который стоит в Монино, сзади уже гидравлические домкраты. Они нужны для того, чтоб вертолет не завалился назад при погрузке тяжелой техники.