В-12

BOG
Hainov:

Наклоняем одну тарелку АП вперед, другую назад. Получаем пару сил, которая и разворачивает вертолет.

Понятно, но при этом получим и еще и кренящий момент, вообще конечно по управлению данный ЛА очень интересен в воздухе. На настоящем ЛА как я понимаю развороты осуществлялись разницей углов установки НВ или так и было реализовано как Вы описывайте. Я думаю не мешало бы почитать книгу по аэродинамике на данный аппарат, если таковая имеется РЛЭ например. 😃
И еще есть ли возможность хотя бы схематично набросать схему управления реализованную на реальном В-12 по данным полученным Вами от ОКБ. Очень интересно посмотреть, не ясны некоторые моменты. И вообще в настоящем был предусмотрен какой нибудь автопилот или весь вертолет летал так сказать “На руках”.
Спасибо.

Hainov
BOG:

Понятно, но при этом получим и еще и кренящий момент

Там неоткуда взяться кренящему моменту. При отклонении тарелок АП вперед и назад появляются горизонтальные составляющие сил тяги, направленные параллельно оси вертолета. Эта пара сил его и разворачивает.

BOG:

На настоящем ЛА как я понимаю развороты осуществлялись разницей углов установки НВ или так и было реализовано как Вы описывайте.

Я описал именно схему управления реального вертолета. В модели я использую тот же принцип.

BOG:

И вообще в настоящем был предусмотрен какой нибудь автопилот или весь вертолет летал так сказать “На руках”.

Автопилоты были уже на Ми-6. На В-12 наверняка тоже.

юзеф

Слежу за проектом внимательно, все очень интересно! Автору большой респект и удачи с проектом!
Автопилот, конечно же был нна вертолете:
“Были установлены дополнительно к специально спроектированному автопилоту АП-44 опытный автопилот ВУАП-2, который позднее заменили на АП-34Б1”
И немного интересной истории о вертолете. Впечатлили первоначальные модели вертолета.
samollet.ru/vertoleti/…/vertolet-v-12.html

EVIL
Hainov:

головы с горизонтальными шарнирами,

Hainov:

Можно, конечно, заморочиться на изготовление собственных голов.

Если вам удастся правильно подобрать обратную связь взмаха на уменьшение угла атаки, то можно попробовать, а в другом случае, вы получите непредсказуемые колебательные процессы как у Юры на его 3 лопастной башке (по ссылке выше). Ну при некотором упорстве и куче потраченных материалов можно найти оптимальный вариант 😃

sht0p0r:

без мозгов с 3х осевым гироскопом

Так кто мешает использовать готовый мозг? Я как-то в прошлом году задавал вопрос про мозг для продольной схемы. Мне давали ссылку, надо поискать. Стоит не дорого, управляет 6 сервомашинками на 2 тарелках 120 градусов. Я думаю, что перемена каналов крена и тангажа между собой легко превратит этот мозг из продольного в поперечный.

Hainov
EVIL:

Так кто мешает использовать готовый мозг?

Дело в том, что у В-12 простая схема управления, не требующая сложного микширования. Это если привязываться к стандартной механике ССРМ120 - то да, без мозга не обойтись. А тут все каналы управления раздельные, без перекрестных связей, и в принципе возможна даже стабилизация в каждом канале управления своим гироскопом. Делают же так на Рапорах с рычагом общего шага.

EVIL:

Если вам удастся правильно подобрать обратную связь взмаха на уменьшение угла атаки, то можно попробовать,

А чем взмах лопасти отличается от ее упругого изгиба? Почему нужно уменьшать шаг при взмахе?

Кстати, модельные головы с ГШ все же существуют. Kiosho Concept например, или вот голова от Ехиробо
www.ehirobo.com/shop/product_info.php?cPath=173_49…

EVIL
Hainov:

Почему нужно уменьшать шаг при взмахе?

Не знаю. Про компенсацию взмаха я прочитал в книжке про Ми-6. Если внимательно посмотреть конструкции бошек милевских вертолетов, то они все уменьшают угол атаки лопасти при положительном взмахе. Как я догадываюсь, наверно это сделано, чтобы удерживать лопасти в пределах рабочего конуса и не допускать слишком больших взмахов. Может КБ им. Миля разъяснит вам об этом явлении подробнее? А вы нам расскажете 😃

Заодно спросите их мнение о целесообразности применения этой системы на моделях 😃

111

Уменьшает амплитуду маховых движений лопасти в вертикальной плоскости кинематическая связь в управлении углом установки лопасти, называющаяся компенсатором взмаха. Такая кинематическая связь достигается смещением точки крепления рычага поворота лопасти в осевом шарнире на расстояние и угол (рис.1 - 5). Благодаря этому при маховом движении лопасти одновременно изменяется угол ее установки. Например, лопасть взмахнула вверх. Так как фактически шарнир рычага поворота лопасти связан тягой с подвижным кольцом автомата перекоса и подняться не может, при взмахе вверх лопасть повернется в осевом шарнире и угол ее установки уменьшится, что в свою очередь уменьшит амплитуду взмаха. При наличии компенсатора взмаха средний угол конусности и амплитуда махового движения заметно уменьшаются.

Hainov
111:

Благодаря этому при маховом движении лопасти одновременно изменяется угол ее установки.

Ну это совсем несложно реализовать, сместив центр шарнира тяги относительно оси ГШ ближе к валу.

Hainov

Для сборки вертолета построил сборочный стапель. На стапеле - кильблоки для фюзеляжа, опоры крыла, опоры мотогондол и опоры главных стоек шасси.

Поскольку я строю вертолет по чертежам прототипа, мне было удобно привязаться к его системе координат. Поэтому на стапеле разметка шпангоутов реального вертолета. Разумеется, соблюдаю все размеры прототипа, вплоть до углов установки валов несущих винтов.

А для удобства работы из валявшегося в гараже хлама соорудил вращающуюся подставку. Получилось очень удобно - повернул, какой надо, стороной и зафиксировал барашком.

BOG
Hainov:

Для сборки вертолета построил сборочный стапель.

Здорово. Подход основательный, все по “взрослому”, стапель, разметка шпангоутов. Все таки здорово собирать модель по настоящим чертежам. 😃
Как будто заново попадаешь в тот момент когда рождался данный проект в стенах КБ.
Жду продолжения!

Hainov
BOG:

Как будто заново попадаешь в тот момент когда рождался данный проект в стенах КБ.

Точно! А у меня ведь копии чертежей периода разработки вертолета, там и поправки, и следы стирательной резинки. Даже подпись М.Л.Миля есть! Чувствуешь прикосновение к истории. И ведь вся эта невероятной сложности техника разрабатывалась без компьютеров, вручную, расчеты делались на логарифмической линейке. Хочется снять шляпу перед теми людьми.

Hainov

Следующий этап - соединение фюзеляжа с мотогондолами. Каждая мотогондола закреплена на крыле и поддерживается системой подкосов, образующих жесткую ферму.

В реальном вертолете В-12 силовая основа крыла - мощный лонжерон коробчатого сечения. Повторять в модели такую конструкцию особого смысла не было, поэтому сделал проще и легче. Два лонжерона их карбоновых трубок, образующие в плане треугольник.

Для крепления трубок изготовлены алюминиевые наконечники, которые к трубкам приклеены на эпоксидку.
На моторамах установлены кронштейны для крепления подкосов крыла.

Немного усилил конструкцию набора фюзеляжа, добавив дополнительный стрингер в верхней части. Он соединяет место крепления ложеронов крыла с последним шпангоутом, к которому будут крепиться подкосы.

Следующий этап - соединение фюзеляжа с мотогондолами. Каждая мотогондола закреплена на крыле и поддерживается системой подкосов, образующих жесткую ферму.

В реальном вертолете В-12 силовая основа крыла - мощный лонжерон коробчатого сечения. Повторять в модели такую конструкцию особого смысла не было, поэтому сделал проще и легче. Два лонжерона их карбоновых трубок, образующие в плане треугольник.

Для крепления трубок изготовлены алюминиевые наконечники, которые к трубкам приклеены на эпоксидку.
На моторамах установлены кронштейны для крепления подкосов крыла.

Немного усилил конструкцию набора фюзеляжа, добавив дополнительный стрингер в верхней части. Он соединяет место крепления ложеронов крыла с последним шпангоутом, к которому будут крепиться подкосы.

Еще фото:

native18

Молодец, Геннадий. Подписался на Вашу тему, прямо глаз радуется, глядя на всю эту механику.
Проект сложный, я бы даже отнес к очень сложным. Практически Вам придеся проделать работу целого КБ вкупе с производственными цехами.
Только не бросайте на полпути. Даже если не полетит, все равно модель достойная внимания.
Желаю Вам огромного терпения и не пропадающего интереса.

Hainov

Спасибо, Виктор! Процесс зашел так далеко, что его уже не бросить. Да и не в моих это правилах - бросать на полпути.
А то, что он полетит, а меня нет сомнений. Это же просто вертолет! Там не предвидится никаких проблем. Единственное - контроль веса, но я за этим тщательно слежу.

Hainov

Следующий элемент - усилитель крыла. Его назначение - зафиксировать мотогондолу от поворота в вертикальной плоскости. Одной стороной через промежуточный алюминиевый кронштейн он закреплен к мотогондоле, второй стороной - к стойке шасси, которая является связующим элементом системы подкосов.
Чтобы придать усилителю крыла боковую устойчивость, он дополнен горизонтальной косынкой. Эта косынка одновременно является площадкой для крепления регулятора.
Детали вырезаны из листового карбона толщиной 1,5мм.

BOG
Hainov:

Одной стороной через промежуточный алюминиевый кронштейн он закреплен к мотогондоле, второй стороной - к стойке шасси, которая является связующим элементом системы подкосов.
Чтобы придать усилителю крыла боковую устойчивость, он дополнен горизонтальной косынкой.

Да конструкция обещает быть интересной.
Есть вопрос, вся эта конструкция и ее элементы собственной так сказать разработки или что то взято из технической документации по прототипу?
Или может вообще вся конструкция ну за исключением каких то элементов повторяет настоящую. Я имею ввиду именно решение по креплению мотогондол относительно фюзеляжа.
Тоже подписался на тему.
Очень интересно увидеть продолжение!
PS: И когда у Вас на это все время находится. 😃

Hainov
BOG:

Есть вопрос, вся эта конструкция и ее элементы собственной так сказать разработки или что то взято из технической документации по прототипу?
Или может вообще вся конструкция ну за исключением каких то элементов повторяет настоящую.

Нет, конечно, все что внутри - никоим образом не имеет отношения к реальному вертолету. А вот внешние элементы постараюсь делать максимально близко к оригиналу. Это все же копия.

BOG:

PS: И когда у Вас на это все время находится.

Ну, во-первых, я начал несколько раньше открытия темы. А время - я писал, 1-1,5 часа в день. Большего не позволяет работа.

BOG:

Или может вообще вся конструкция ну за исключением каких то элементов повторяет настоящую.

Вот где мастера копий, которые воспроизводят внутреннюю структуру самолета, даже если она закрыта обшивкой

rcopen.com/forum/f82/topic158143/241

rcopen.com/forum/f82/topic184334/321

BOG
Hainov:

Ну, во-первых, я начал несколько раньше открытия темы.

Ага теперь понятно. 😃
Спасибо.

ovodovod
native18:

Подписался на Вашу тему

Аналогично, желаю удачи.

native18:

Даже если не полетит, все равно модель достойная внимания.

Полетит на все 200 процентов , у такого мастера , тем паче.

Hainov:

Это же просто вертолет!

Не это супер вертолет!

Hainov:

Там не предвидится никаких проблем.

Ну я не решусь на такой , синхронность работы роторов на всех режимах разве не проблема, нужны обратные связи… э жесткая синхронизация…хотя такому мастеру может пустяк, буду учиться, жду продолжения.
Хочется посмотреть как он - разворот в висении делает.(без крена или с оным)
Удачи.

Popesko

Как я понял синхронизации не будет, просто лопасти меньше чем у оригинала (в маштабе) посему нет перехлеста. Или я не прав?

Hainov
Popesko:

Как я понял синхронизации не будет, просто лопасти меньше чем у оригинала (в маштабе) посему нет перехлеста. Или я не прав?

Вы правы, синхронизации не будет. Оба мотора будут работать на постоянных оборотах, в соответствии с кривой шаг-газ, а управление будет осуществляться общим шагом. И даже если один мотор будет тянуть слабее по каким-то причинам, это подправит гироскоп по крену, добавив шаг на одном винте, и уменьшив на другом.