В-12
спасибо Геннадий ,ну то что они гибкие это с одной стороны хорошо провис лопасти вертолета на стенде приветствуется и безусловно радует глаз,с другой стороны вертолет в небе вялый и существует риск перехлеста лопастей НВ с балкой при грубоватой подсадке да если при этом еще тангажем отработать на себя!Но Вам Геннадий ровно))))) балки нет точнее она далекотак что))))))а балансировка изолентой как обычно если да то на копии не очень здорово смотрится перемотанные лопасти,а профиль лопасти симетричный или нет?
Профиль лопастей симметричный.
А изоленты на некоторые лопасти пришлось наматывать аж в три слоя! Хотя даже на дешевых хоббикинговских стекляшках бывает достаточно одной полоски шириной 5 мм.
я возил алюминевые м-блэйдовские ныне покойные))))лопасти асиметричные великолепного качества отбаланчированны как рабочие колеса турбины ,очень хорошие и очень дорогие)))
алюминевые м-блэйдовские
Так вот это чьи лопасти были. Видел 500мм или около того у одного пилота. До того момента не знал что такие бывают.
алюминевые м-блэйдовски
А можно такие найти сейчас для 700?
да канеш найти не проблема тебе под какую голову?направление вращения профиль?
спасибо Геннадий ,ну то что они гибкие это с одной стороны хорошо провис лопасти вертолета на стенде приветствуется и безусловно радует глаз,с другой стороны вертолет в небе вялый и существует риск перехлеста лопастей НВ с балкой при грубоватой подсадке да если при этом еще тангажем отработать на себя!
такой риск вовсе не из-за гибкости лопастей, а из-за проворота (складывания) лопасти в цапфе. так что бояться отруба балки на таких лопастях следует не больше чем на простых карбоновых, просто потуже их затягивать в цапфах, благо они еще и тяжелые, расправляться будут легче при старте. на копии вообще затягивать лопасти нужно сильнее чем на 3D вертухах. а насчет резиновости таких лопастей полностью согласен, я собственно на хели СПБ описывал свой опыт эксплуатации многлопастных голов и этих лопастей. главное чтобы ФБЛ система смогла с ними работать, а не входить в резонанс из-за их мягко скажем небыстрой реакции 😉
После вынужденного перерыва вернулся к своим вертолетам.
Прошлый раз я поднимал носитель агрегатов на чистой механике, без всяких гироскопов. Верт рулился адекватно, но за пределами человеческой реакции. Очень напряженно было висеть, ежесекундно его отлавливая.
Сейчас я поставил на него FBL-систему CopterX CX-3X1000. Поставил базовую настройку soft 3D (на ней обычный верт сразу адекватно полетел), настроил реверсы серв и гироскопов и поднял вертолет в воздух. Разумеется, на привязи.
Это, конечно, день и ночь! С первого раза отвисел всю батарейку без посадок. Конечно, это еще далеко от идеала, нужно настраивать. Слишком активно верт рулится по крену и тангажу, нужны мизерные движения стиков. Причем, экспонентой это не лечится. Нужно уменьшать циклический шаг.
При этом по руддеру наоборот, верт очень вялый. Скорость поворота на взгляд где-то 90 градусов в секунду. С такой скоростью иногда даже трудно остановить вращение.
И если по циклику управление можно было бы настроить программно, то из-за руддера придется лезть в механику. Поскольку причина - недостаточный наклон тарелок в противофазе от ручки руддера. Придется отнять часть хода тарелки от элеватора, чтоб на эту величину увеличить ход по руддеру.
Заодно и общий шаг надо убирать. Десять лопастей так активно загребают воздух, что шагом тоже приходится работать ювелирно.
Но в целом все понятно и адекватно, дальше нужна тонкая настройка.
Жаль видео нет, звук наверное солидный.
Видео раньше снимал, но тогда выкладывать было нечего. А потом как-то надоело камеру таскать.
А звук самый обычный, как у электровертолета. Даже двухмоторности не слышно.
Тем более, у меня обороты низкие, максимум - 60% газа. И я, пожалуй, убавлю до 50. Лопасти гибкие, не любят они высокие обороты.
А почему именно такой выбор ФБЛ? Или это только для ознакомления, чтобы попробовать? ИМХО я бы для копии или хеликомманд (что несколько хуже) или скокум ставил, не в пример больше возможностей настройки и главное что в обоих есть система выравнивания и стабилизации, правда реализовнана немного по разному.
Эта ФБЛ просто была под рукой, у меня такая стоит на паре обычных вертолетов. Там, кстати, настроек тоже предостаточно, я просто еще не лез вглубь.
Сейчас ведь задача в принципе заставить держаться вертолет в воздухе. Понять, какие нужны углы по циклику, шаги, экспоненты, обороты, устранить косяки регулировки механики. На данном этапе, я думаю, не играет особой роли, какая именно ФБЛ система стоит.
А в принципе, конечно, нужна система с акселерометрами, чтоб горизонт удерживала.
На днях буду испытывать футабу 750 в качестве фбл для копии, посмотрим как она себя поведет в этой роли 😉
Дополню еще о регулировке моего вертолета.
У меня ведь обе головы управляются параллельно включенными сервами. И любые корректировки в аппе или в ФБЛ воздействуют сразу на правую и левую головы. Поэтому прежде всего я должен механически, тягами, добиться абсолютно одинакового положения по крену и тангажу обоих тарелок. Иначе сразу будет увод в какую-нибудь сторону.
А кроме этого, нужно еще добиться одинаковой тяги роторов, поскольку по крену теперь вертолет управляется не разностью тяги, а циклическим шагом. Иначе при взлете сразу появляется крен.
Вчера, поскольку это уже было висение, а не подпрыгивание, заметил еще один момент. Очень сложно ведет себя верт в зоне действия подушки на критической высоте, когда ее влияние пропадает. Причина в большом расстоянии между роторами. При небольшом крене один из них выходит выше подушки, но тут же проваливается обратно. Возникает раскачка по крену.
У самой земли нормально, но верт сильно ползает. И выше метра тоже все адекватно А вот на высоте в метр лучше не висеть.
А вот на высоте в метр лучше не висеть.
Самая “вкусная” высота для висения на копии (((
У самой земли нормально, но верт сильно ползает. И выше метра тоже все адекватно А вот на высоте в метр лучше не висеть.
У Вас еще фьюза нет (хотябы пенопластовую болванку пичпокнули для чистоты “аэродинамо-эффекта”), так что все может обернуться прямо в противоположную сторону.😉😃😒
При небольшом крене один из них выходит выше подушки, но тут же проваливается обратно. Возникает раскачка по крену.
Ну прямо как на прототипе , они потом с разбегом предпочитали взлет. В связи с этим вопрос КАКОЙ УГОЛ НАКЛОНА РОТОРА будете делать , относительно фьюза?( интересно какой у прототипа , так и не нашел, … наверно плохо искал)
И еще один "глобальный вопрос к Вам как к “гуру механики” делать или нет горизонтальные и вертикальные оси головы, есть-ли в них смысл ? (я ваще в прострации, ни одной ветушки настоящей без оных, а модели все “современные” с упощенными головами, маразм какойто…) Спасибо.😃
Удачи.😃😃😃😃😃😃😃
они потом с разбегом предпочитали взлет.
Взлет с разбегом (по-самолетному) потому, что это эффективнее. Роторы переходят на косую обдувку, требуется меньшая мощность, начинает работать аэродинамика.
КАКОЙ УГОЛ НАКЛОНА РОТОРА
Углы как на прототипе. Чтоб не лезть в чертеж, цифры по памяти - 5 градусов наклон вала вперед и 2 градуса вбок (наружу).
Наклон вала вперед на реальных вертолетах делается для того, чтоб в полете фюзеляж был горизонтален.
Для чего на В-12 роторы наклонены вбок - точно не скажу. Возможно, есть какие-то аэродинамические нюансы. Но мне кажется, что это, скорее, просто для того, чтоб обеспечить зазор между свешенными лопастями и фюзеляжем.
делать или нет горизонтальные и вертикальные оси головы
Вертикальная ось на модели фактически есть - это болт, крепящий лопасть. С горизонтальным шарниром был, насколько я знаю, один RC-вертолет - Киошо Концепт. Но все жаловались на его плохую управляемость, ватность.
все жаловались на его плохую управляемость, ватность.
И дорогие запчасти.
И дорогие запчасти.
Они и щяс не дёшевы…
Для чего на В-12 роторы наклонены вбок
У-пс , а поподробнее , я об этом вообще не сном не духом , если можно, пли…из. Это гондолы как-бы в развал от фьюза ?спасибо.
И еще один "глобальный вопрос к Вам как к “гуру механики” делать или нет горизонтальные и вертикальные оси головы, есть-ли в них смысл ?
То-есть конкретного мнения, так на вскиду, НЕТ? спасибо.
Это гондолы как-бы в развал от фьюза ?
Именно так.
Еще один вопросик по конструкции фюзеляжа - в хвосте под трапом маленькие колесики на фотках - вот они для “страховки” или то-же загружаются при посадке? И на каком расстоянии от основной плоскости касания?спасибо.😃😒
На первом вертолете (который был в Ле Бурже) - колесики под рампой. Достоверно их конструкция и назначение мне неизвестны. На втором вертолете, который стоит в Монино, сзади уже гидравлические домкраты. Они нужны для того, чтоб вертолет не завалился назад при погрузке тяжелой техники.
Достоверно их конструкция и назначение мне неизвестны.
Жаль, меня именно “Ле-Бурже”-вский интересует, что-то мне подсказывает он был более “комельфо”. Ну и на том спасибо.
Маленькими шажками продвигаюсь вперед. Сегодня был очередной пробный вылет.
С прошлого раза изменения следующие: изменены плечи механического микшера элеватор-руддер в пользу руддера, уменьшен циклический шаг, уменьшен общий шаг, уменьшена полка газа до 50%, увеличена экспонента до 40%.
Явно все улучшилось. Проблема руддера решена - верт и рулится нормально, и хвостовой гироскоп уже справляется со своей задачей. Вертолет не вращается, можно висеть, бросив левую ручку.
Резвость по циклику тоже уменьшилась, но все еще велика. Надо дальше уменьшать углы наклона тарелки.
И, похоже, надо еще меньше делать обороты. Заметил, как только начинает садиться батарейка и падают обороты, вертолет начинает висеть стабильнее. Убавить, что ли, сразу до 30% ? И наверняка придется менять моторы на низкооборотные. Какие-нибудь самолетные на 800-1000 kv.
И привязь, конечно, сбивает с толку гироскопы. Стоит дернуть какой-нибудь веревке, гироскопы начинают активно рулить и верт приходится отлавливать. Но совсем без привязи пока еще боязно.
Мне кажется что нужно действительно уменьшать кв на моторах, и не нужно для этого использовать другие конструкции, когда в нашем городе есть такой спец по перемотке как Ярослав. Я знаю какой напиток он предпочитает в качестве награды, да и Вам Геннадий я думаю это известно 😉 но после его перемотки - любой мотор - просто не узнать, да что говорить вся Питерская тусовка летает на его перемотанных моторах 😃