Рыжий мух

dima70
vassek:

Действительно в комнате на нем не полетаешь, но висеть места хватает.

Зарулился, уронил но уже починил.

Намереваюсь построить аналогичный, т.е. оригинальный СУМО, чтобы зимой во дворе летать или в зале. Поскольку самолетик “короткий”, по ощущениям от пилотирования подскажите, как у него с продольной устойчивостью? Постоянно “на ручке” держать надо?

Maxicus

Есть несколько версий Sumo. Я строил версию F3Axis, поэтому впечатления только про нее.

Действительно, моделька короткая, однако никаких проблем с продольной устойчивостью не заметил. Подберите положение ЦТ, и она будет летать очень плавно. Меня устроило рекомендованное положение ЦТ. По видео можно оценить устойчивость (даже при качестве, которое youtube испортил при заливке).

А вот по крену она оказалась вялой. Особенно на малых скоростях. Бочки только с разгону.

Советую при постройке обратить внимание на поперечную балансировку: чтобы консоли весили одинаково, а еще важнее, чтобы верх и низ фюза весили одинаково. У меня вся начинка была расположена снизу, поэтому модель была как кукла-неваляшка - даешь ей небольшой крен, а она сама возвращается назад. Из-за этого долго не мог понять, почему не она держится на ноже. Ситуация исправилась грузиком в самую верхнюю область фонаря.

dima70
Maxicus:

Есть несколько версий Sumo. Я строил версию F3Axis, поэтому впечатления только про нее.

Собираюсь построить именно F3Axis, т.к. у оригинального SUMO мне показался недостаточно прочным фюзеляж в районе хвоста - слишком узкий. Изменения хочу внести только в хвостовое оперение - сделать его под прямым углом, так, как у оригинального SUMO (понравилось как SUMO стартует стоя на хвосте). Спасибо за совет про поперечную балансировку, учту при постройке.
Еще вопрос, из чего можно сделать кольцо? RCGroups не читал, только смотрел фото, там даже из крышки от банки был вариант. Сам предполагаю два варианта: 1. упаковочная лента (стяжка коробок бытовой техники) + потолочка, 2. из бальзы 4-ки (другой в наличии нет, только 1.5мм), четыре сектора согнуть под паром, потом склеить.
По мотору есть несколько вариантов (что есть в наличии): Turnigy 1811-1500kv, TowerPro 1811-2000kv, DualSky XM2812-27 1780kv, Turnigy 2730-1300kv. Склоняюсь к 1-му или 3-му. Но первый IMHO слабоват, на винте 6х4 или 7х35 дает около 100гр тяги, а Дуалскай легко потянет 200 и весит 19гр.

По колечку пришла идея сделать переклей из двух слоёв бальзы 1.5мм с перехлёстами.

Maxicus

Делал кольцо из полоски ЕРР и угольного прутка 0,8мм. Пруток сворачивал в колечко с перекрытием концов на 10…15мм, в месте соединения обматывал нитками и смачивал циакрином. Вырезал полоску и нанес на одну сторону очень тонкий слой эпоксидки. Когда клей достаточно загустел, но еще липнул, обернул полоску вокруг карбонового колечка. Подрезал, закрепил и дал клею окончательно отвердиться. Получилось легкое и достаточно прочное соединение (распорка) для крыла и фюзеляжа.

Автор идеи - Bill Bergman:
www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=7884274&pos…

Rodney

Эх…Класссссный SUMO у Вас, Александр! Жаль что у меня в распоряжении лишь 3мм потолочка…Электроника какраз подходящая есть и винт…Так бы построил, очень понравился, жаль нет нужных материалов.

Aleksey_Gorelikov
dima70:

Еще вопрос, из чего можно сделать кольцо?
По колечку пришла идея сделать переклей из двух слоёв бальзы 1.5мм с перехлёстами.

😃 размочите в горячей воде и на какой-нибудь оправке смотайте в кольцо. В качестве клея - пва. Обмотать лучше бинтом (высохнет быстрее).

dima70

Вот результат за выходные. Потолочка 4мм. Кольцо свернул из двух полос 1.5мм бальзы. Перерыл дома всё, что могло бы служить оправкой. На требуемые 190мм (чтобы входил 7" винт) ничего не нашел, в конце концов использовал чайник, у него около дна диаметр оказался порядка 195мм. Размочил бальзу в горячей воде из под крана (57С), в качестве сосуда использовал… трубу от пылесоса (если лить в ванну, то пришлось бы потрать много воды, чтобы прогреть её и вода не остывала). Затем долго мучался, чтобы свернуть 2 кольца, промазать их ПВА и затянуть сверху ремнем. Всё равно получились косячки, в месте стыка внутреннего кольца и в одном месте подломил. Когда утром высохло, решил что сойдёт и так, получилось достаточно ровно и весьма крепко. Масса кольца - 10гр. Масса того что на картинке - 35гр. Машинки все поставлю 3.7гр, 2 на элероны. По итогу должен выйти на 120-140гр. Провел испытание моторов, победитель - Дуалскай, с винтом 7х35 DD дает 200гр статической тяги, 3.6А и при этом - холодный. ТР 1811-2000 с этим же винтом дает 140-150гр тяги при таком же токе, но греется до 60С.

Сергей_Вертолетов

Отличный ПТИЦ!!! На фото кажется что он едва ли меньше 20 см в размахе, реально уложились в лист потолочки? Какие параметры? Как масштабировали исходники?

dima70
Сергей_Вертолетов:

Отличный ПТИЦ!!! На фото кажется что он едва ли меньше 20 см в размахе, реально уложились в лист потолочки? Какие параметры? Как масштабировали исходники?

Нет, размах получился чуть больше листа потолочки - 53 см. Длина - 47.5см. С учетом обрезки кромок не стал мостить на одном листе, крыло вырезал из двух половинок. А вот фюз с запасом уложился на лист. Практически ничего не масштабировал. Скачал с RCGroups (ссылка в сообщении от Максикуса) чертежи в модификации F3Axis, распечатал в масштабе 1:1, получилось что контрольные метки по которым нужно совмещать листы остались за границами листов. Тогда в настройках печати pdf указал масштабировать на лист, метки появились, чертеж получился примерно 95% от оригинала.
Когда добавятся элероны, РН + тяги + кабанчики, масса планера должна получиться 55-60гр. Начинка: XM2812-27 - 19гр, акк 460 - 29гр, рег Турниги 10А - 9гр, 4 серво 3.7 гр примерно считаю 16гр, винт 7х35 - 3гр, приемник 2.4 HobbyKing TR6A - 13гр (наверно поставлю без сателита и может сниму корпус, тогда получится 7-8гр). Итого вес начинки: 76-89гр (76гр с LiPo 360). В 120гр наверно не уложусь, но 128 должно получиться.

Ден4ик

классная модель! нада продолжить серию типа жёлтый пчёл и полосатый шмел

Maxicus
dima70:

Вот результат за выходные.

Dima, усильте чем-нибудь жестким все кромки носа. Очень пригодиться, когда начнете летать. Я вырезал полоски из прозрачного пластика (упаковка не помню от чего) и приклеивал их ухупором.

Maxicus

Сфоткать не получится, т.к. модельки уже больше года как нет.😦 Свою начинку она отдала другому мелколету.

Вырезал из плоской части блистерной упаковки (ПЭТ) полоски шириной 5мм (совпадает с толщиной ЕРР, из которого я делал Sumo) и приклеил их на все кромки носа. На горизонтальной пластине - до начала крыла, на вертикальной - до фонаря сверху. Снизу - до кольца и еще сантиметров на 5 дальше.

deathf

господа! дайте чертёжики а? тож хочу такого собрать

mmm99

TO Dima70: А как аккумулятор крепить будете? Я бы все таки на элерону одну машинку поставил. ИМХО лишний вес.

dima70
mmm99:

TO Dima70: А как аккумулятор крепить будете? Я бы все таки на элерону одну машинку поставил. ИМХО лишний вес.

Аккумулятор думаю крепить примерно вот так: www.rcgroups.com/forums/attachment.php?attachmenti…
Крепить аккум на Velcro не хочется, сильно мнется и деформируется потолочка при его отрывании.

Поставить на элероны одну машинку мне не нравится тем что кабанчик будет под углом 45град. к оси поворота элерона. Две машинки можно разнести, поставить их ближе к середине элерона, угол установки кабанчика будет 90град, поиграюсь миксом флаперонов. Одной 5-граммовой сервы на элероны может и хватит, но нагрузка на нее будет великовата. А если ставить 9гр, то даже поставив 2 по 4.4гр, я выиграю по массе. Две сервы по 3.7 будут всего на три грамма тяжелее одной 5граммовой.

www.rcgroups.com/forums/attachment.php?attachmenti…
Мне тоже приходила в голову идея использовать пяльцы 😃
или обечайку от деревянного сита (решета), но такие уже практически не найти…

Если получится, сегодня вечером навешу оставшиеся плоскости и прикину как расположить начинку. С учетом совета по балансировке, буду стараться всё крепить ближе к продольной оси модели. Проще для подключения серв будет поставить приемник позади винта, но тогда может возникнуть проблема с задней центровкой. Если поставить приемник перед винтом, то придется удлинять все сервы и протягивать провода снизу кольца.

dima70

SUMOшка обзавелся элеронами и рулем направления. РН навесил на три нейлоновые шарнирные петли, элероны - как и РВ - на армированный скотч 3М. Места приклейки скотча предварительно прогрунтованы Титаном.
Масса планера с двумя карбоновыми тягами на хвостовые рули - 45гр.
Вся электроника с 360мА батарейкой - 85гр. Итого 130гр. Прикинул центровку. Голый планер центруется примерно в том месте, где элерон крепится к крылу (в ближеней к фюзеляжу точке). Разложил начинку по модели, приемник можно без проблем поставить позади кольца, а регулятор - спереди. ЦТ попадает в нужную точку когда аккумулятор находится примерно посередине между кольцом и носом. Таким образом, под кольцом придется тянуть только один провод - от регулятора к приемнику. Вес еще чуть прибавится за счет моторамы, кабанчиков и пр., думаю что незначительно и в итоге уложится в 140гр. Можно поставить рег TURNIGY на 6А, 6гр, но у него слабый BEC 0.8A, а машинки в режиме удержания могут кушать по 350мА, решил что экономия будет неуместной.

Rodney

Токачто достроил своего SUMO F3Axis😁

Через часик облетаю…