Биплан Fortuna F3A, строю для себя.

andreyengin

Добрый день!

Waco:

Пока я остановил свой выбор на такой комбинации - корневая нервюра NACA 64014A,конецевая NACA64012A и стабилизатор NACA0009. Что можете мне сказать по этому поводу?
Спасибо !

Профиль Naca 64-й пойдет,но толщина 14% это очень много,тем более для биплана, я считаю 10-11% максимум на корневую нервюру,это если хочется толстый профиль,но не забывайте что в ветер тоже придется летать.Какая у вас хорда крыла в мм?У меня профиль крыла был изначально 8% ,потом поменял на 9%.Для стабилизатора 9% нормально,но может не хватить толщины профиля для установки рулевой машинки,тоже заранее продумайте,какие и где будут стоять машинки,если в фюзеляже,тогда оставляйте 9%.

Waco:

Мой биплан очень схож с вашим,

А вы его еще не видели!😃 думаю не похож,разве что 2-мя крыльями.
Вот пару фоток,до конца еще не дорисован,художник карандаш весь исписал…Сказал, пока не куплю ему новый карандаш,не дорисует,а у меня денег нет:(

andreyengin

Готовлю отбортовку на вторую половинку матрицы.
В нескольких местах сверху и в одном снизу гелькоут затек в щель, между разделительной доской и мастер моделью,снизу потек легко отскочил с помощью деревянной палочки от фюзеляжа,а вот сверху пришлось заточить шпатель и аккуратно убирать.Изначально была щель толщиной с волос в районе перехода с гаргрота на киль,больше нигде щелей не было,откуда они взялись?повело разделительную доску или недостаточно жесткости?

Waco:

Я также сейчас занимаюсь подобным проектом.

У вас есть фото или тема о постройке на вашем форуме?

Waco

Добрый вечер! Большое спасибо за пояснение, я это учту.Машинки рулей высоты я планировал крепить непосредственно на фюзеляже, причём отформовать под них посадочные места прямо в форме.
За основу мной был взят аппарат от Оксай MidRex. У нас была возможность сравнить в полёте три модели биплана. Больше понравился именно этот. Тренер также поддерживает выбранный вариант. Для нас тоже совершенно очевидно, что в бипланах наибольшая перспектива, вы также это указывали в своих постах. Покупка готового …проще самому заформовать.
Напишите мне адрес. Я вышлю вашему жудожнику пачку отличных карандашей KOH-I-NOR…Уж больно хочется поскорей увидеть законченными ваши рисунки…
Вот такой самолёт был взят за основу.
catalog.a123systems.ru/item.php?id=320

andreyengin
Waco:

За основу мной был взят аппарат от Оксай MidRex. У нас была возможность сравнить в полёте три модели биплана. Ему больше понравился именно этот. Его тренер также поддерживает выбранный вариант

А чем он понравился больше,чем другие,в чем отличительная особенность в полете? И какие бипланы участвовали в тестах?Какой профиль крыла на MidRex или его толщина,измерили?

Waco:

проще самому заформовать

Насчет проще,не знаю пока,если вы занимались композитами,то наверно и проще.

Waco:

Напишите мне адрес. Я вышлю вашему жудожнику пачку отличных карандашей KOH-I-NOR…

Это я пошутил 😃 ,все упирается во время.

Waco:

Уж больно хочется поскорей увидеть законченными ваши рисунки.

Мне тоже хочется поскорей,осталось руль поворота снизу дочертить,подкосы крыльев нарисовать,стойку шасси с обтекателями,придумать раскраску.Основные детали начерчены, пока есть с чем работать.У MidRex интересное крепление верхнего крыла с регулировкой,надо подумать над таким.

Waco

Насчёт карандащей я конечно понял ваш юмор…
Мы тестили три модели. Первая модель Sensation производства Брюккманн, Австрия Вот здесь можно глянуть его:
msg-nockfly.com/…/120-baubericht-f3a-doppeldecker
Пара других - это самолёты от Оксай Cetrin и MidRex. Я видел в Лихтенштайне и другие модели бипланов, но эти три почему-то меня заинтересовали больше других. Мне удалось при помощи друзей объединить коллег для совместных полётов,да и повод был - соревнования клубов. Это конечно нельзя было назвать ТЕСТИРОВАНИЕМ. Модели просто отлетали комплексы, каждый пилот откровенно рассказывал о всех минусах и плюсах, была возможность всё это потрогать, пощупать, сравнить. Выдался очень такой дружественный вечер…
Были ребята из сборной и тренера их тоже были. Много чего нового рассказали и показали. Я не скрывал, что собираюсь формовать модель, поэтому некоторые вопросы обсуждались более, чем конкретно. Я получил много полезных советов от людей достаточно хорошо владеющих темой.
Но, когда много советов и подсказок, возникает ещё больше вопросов. Вот я и решил задать свои вопросы вам.
В начале я хочу сделать формованный фюзеляж и крылья из пены с бальзой, чтоб полетать и посмотреть , что получается. Опять-же есть возможность поиграть с углами и профилями. Всё задумано с возможностью регулировок. Я попозже покажу всё это…
Работа с композитами проблем не представляет.

Waco

Я вчера забыл написать об отличительной особенности биплана MidRex. Этот биплан летал явно с меньшей скоростью по отношению к другим.Не то, чтобы ему не хватало мощности, просто его полёт был очень плавным и ровным, несмотря на достаточно сильный боковой ветер. Его профиль был толще в корне на1,5мм,по сравнению с двумя другими, а на концевой нервюре практически схож с остальными. Задняя кромка имела толщину 6мм. По килю 8мм. Стреловидность по передней и задней кромке. Разница в установочном размере бипланной коробки (расстояние между верхним и нижним крылом) была на 20мм больше, чем у остальных. Нисходящие вертикали выполнялись на меньшей скорости, модель пратически не разгонялась. Модель Брюкманна -Sensation- очень схожа по своим полётным характерисктикам с MidRex , но немного тяжелее. Я думаю, что это только из-за того, что модель не красилась в матрице. Мои мнения могут быть субъективными, но описываю то, что смог увидеть своими глазами…
У моделей Оксай все стыковочные узлы выполнены из пластмассы методом литья в форму. Как вы планируете выполнять эти стыки? Фрезеровать либо формовать из угля. Так как модели практически схожи, то мы могли-бы этот узел сделать унифицированным и я могу в этом случае заформовать эти деталюшки. Это мысли слух…

Udjin
andreyengin:

Изначально была щель толщиной с волос в районе перехода с гаргрота на киль,больше нигде щелей не было,откуда они взялись?повело разделительную доску или недостаточно жесткости?

Возможно щель не была закрыта разделителем.
После того, как м. модель изымается, шов пришлифовывается, м.модель на место, треба пролить шов ПВА. На пару-тройку слоёв с сушкой. ПВА до некоторой степени эластичен, и даже при расширении-сжатии форм держит поверхность.

Расширение щели.
Что угодно. Например ктой-то рукой облокотился, или пальцем потрогал … может ночью кошка погуляла по формам.
У меня на работе есть один человек, который не может не потрогать руками.
Любопытство сгубило кошку, так и его когда-нить сгубит, до локтей догниет, а там само отвалится 😃) Влезет в какую-нить особо злобную субстанцию.

andreyengin
Waco:

MidRex. Этот биплан летал явно с меньшей скоростью по отношению к другим.

Не видел как летит МидРекс,но в прошлом году в Лихтенштейне Брюкман на своем биплане с соосником летел медленнее всех и очень плавно.

Waco:

Модель Брюкманна -Sensation- очень схожа по своим полётным характерисктикам с MidRex , но немного тяжелее.

Полетный вес самолета с батарейкой 4000ма был около 4700 с его слов. МидРекс цельно бальзовый? Или фюзеляж у него формованный?Вес пустого на сайте написан 2450,Sensation получается меньше,если отнять вес батареи,соосника и всего оборудования.И Брюкман скорей всего летит с задней центровкой,так как батарею ставит над крылом.

Waco:

У моделей Оксай все стыковочные узлы выполнены из пластмассы методом литья в форму. Как вы планируете выполнять эти стыки?

В первом экземпляре все будет крепиться болтами М3 или М4,потом будем думать,как сделать красивее.

Waco:

MidRex. Этот биплан летал явно с меньшей скоростью по отношению к другим.

Не видел как летит МидРекс,но в прошлом году в Лихтенштейне Брюкман на своем биплане с соосником летел медленнее всех и очень плавно.

Waco:

Модель Брюкманна -Sensation- очень схожа по своим полётным характерисктикам с MidRex , но немного тяжелее.

Полетный вес самолета с батарейкой 4000ма был около 4700 с его слов. МидРекс цельно бальзовый? Или фюзеляж у него формованный?Вес пустого на сайте написан 2450,Sensation получается меньше,если отнять вес батареи,соосника и всего оборудования.И Брюкман скорей всего летит с задней центровкой,так как батарею ставит над крылом.

Waco:

У моделей Оксай все стыковочные узлы выполнены из пластмассы методом литья в форму. Как вы планируете выполнять эти стыки?

В первом экземпляре все будет крепиться болтами М3 или М4,потом будем думать,как сделать красивее.

Udjin:

треба пролить шов ПВА

Это до обработки восковым разделителем или после?

Udjin:

Возможно щель не была закрыта разделителем

Я его старался хорошо растирать,так что в щель ни чего не попало,а что попало я тщательно вытер 😃 На будущее учту

Udjin
andreyengin:

Это до обработки восковым разделителем или после?

После воскового разделителя. Причем восковому дать высохнуть сперва.

andreyengin
Waco:

MidRex. Этот биплан летал явно с меньшей скоростью по отношению к другим.

Не видел как летит МидРекс,но в прошлом году в Лихтенштейне Брюкман на своем биплане с соосником летел медленнее всех и очень плавно.

Waco:

Модель Брюкманна -Sensation- очень схожа по своим полётным характерисктикам с MidRex , но немного тяжелее.

Полетный вес самолета с батарейкой 4000ма был около 4700 с его слов. МидРекс цельно бальзовый? Или фюзеляж у него формованный?Вес пустого на сайте написан 2450,Sensation получается меньше,если отнять вес батареи,соосника и всего оборудования.И Брюкман скорей всего летит с задней центровкой,так как батарею ставит над крылом.

Waco:

У моделей Оксай все стыковочные узлы выполнены из пластмассы методом литья в форму. Как вы планируете выполнять эти стыки?

В первом экземпляре все будет крепиться болтами М3 или М4,потом будем думать,как сделать красивее.

Waco:

MidRex. Этот биплан летал явно с меньшей скоростью по отношению к другим.

Не видел как летит МидРекс,но в прошлом году в Лихтенштейне Брюкман на своем биплане с соосником летел медленнее всех и очень плавно.

Waco:

Модель Брюкманна -Sensation- очень схожа по своим полётным характерисктикам с MidRex , но немного тяжелее.

Полетный вес самолета с батарейкой 4000ма был около 4700 с его слов. МидРекс цельно бальзовый? Или фюзеляж у него формованный?Вес пустого на сайте написан 2450,Sensation получается меньше,если отнять вес батареи,соосника и всего оборудования.И Брюкман скорей всего летит с задней центровкой,так как батарею ставит над крылом.

Waco:

У моделей Оксай все стыковочные узлы выполнены из пластмассы методом литья в форму. Как вы планируете выполнять эти стыки?

В первом экземпляре все будет крепиться болтами М3 или М4,потом будем думать,как сделать красивее.

Udjin:

треба пролить шов ПВА

Это до обработки восковым разделителем или после?

Udjin:

Возможно щель не была закрыта разделителем

Я его старался хорошо растирать,так что в щель ни чего не попало,а что попало я тщательно вытер 😃 На будущее учту

Waco:

MidRex. Этот биплан летал явно с меньшей скоростью по отношению к другим.

Не видел как летит МидРекс,но в прошлом году в Лихтенштейне Брюкман на своем биплане с соосником летел медленнее всех и очень плавно.

Waco:

Модель Брюкманна -Sensation- очень схожа по своим полётным характерисктикам с MidRex , но немного тяжелее.

Полетный вес самолета с батарейкой 4000ма был около 4700 с его слов. МидРекс цельно бальзовый? Или фюзеляж у него формованный?Вес пустого на сайте написан 2450,Sensation получается меньше,если отнять вес батареи,соосника и всего оборудования.И Брюкман скорей всего летит с задней центровкой,так как батарею ставит над крылом.

Waco:

У моделей Оксай все стыковочные узлы выполнены из пластмассы методом литья в форму. Как вы планируете выполнять эти стыки?

В первом экземпляре все будет крепиться болтами М3 или М4,потом будем думать,как сделать красивее.

Waco:

MidRex. Этот биплан летал явно с меньшей скоростью по отношению к другим.

Не видел как летит МидРекс,но в прошлом году в Лихтенштейне Брюкман на своем биплане с соосником летел медленнее всех и очень плавно.

Waco:

Модель Брюкманна -Sensation- очень схожа по своим полётным характерисктикам с MidRex , но немного тяжелее.

Полетный вес самолета с батарейкой 4000ма был около 4700 с его слов. МидРекс цельно бальзовый? Или фюзеляж у него формованный?Вес пустого на сайте написан 2450,Sensation получается меньше,если отнять вес батареи,соосника и всего оборудования.И Брюкман скорей всего летит с задней центровкой,так как батарею ставит над крылом.

Waco:

У моделей Оксай все стыковочные узлы выполнены из пластмассы методом литья в форму. Как вы планируете выполнять эти стыки?

В первом экземпляре все будет крепиться болтами М3 или М4,потом будем думать,как сделать красивее.

Udjin:

треба пролить шов ПВА

Это до обработки восковым разделителем или после?

Udjin:

Возможно щель не была закрыта разделителем

Я его старался хорошо растирать,так что в щель ни чего не попало,а что попало я тщательно вытер 😃 На будущее учту

Все готово к закладке второй половинки.

Waco

Красиво растёрто… А почему на отформованной половинке нет направляющих втулок и крепёжных болтов? Засверливать потом такую толщину формы не совсем удобно. Или какие-то другие мысли по поводу соединения будущих половинок?
Я спрашиваю, потому как работаю с материалами и по технологии фирмы R&G. Изготовление мастер-моделей и негативных форм - моя работа…
Вы планируете красить модель в матрице?

andreyengin
Waco:

А почему на отформованной половинке нет направляющих втулок и крепёжных болтов? Засверливать потом такую толщину формы не совсем удобно.

Спасибо,буду засверливать,а направляющие сделаю снаружи,других мыслей нет. Красить планирую в матрице,а там как получится,это будет первый самолет покрашенный в матрице.

Waco

Вы можете засверлить отверстия по периметру с шагом примерно 200мм. Я думаю, что нужно будет сделать отверстия диаметром миллиметров 15. Затем в эти отверстия вставить втулки с внутренним диаметром 6-8мм. Уверен, что такие втулки без проблем можно идеально ровно выставить на уровень разделительной доски. В последствии вы можете применить длинные шпильки с резьбой, чтобы стягивать половинки формы. Возможен и другой вариант. Для этого в одной половинке формы вы вставляете вышеуказанные втулки, а во второй половинке СРАЗУ при выклейке вставляете ответные шпильки с резьбой. В этом случае вторая половинка формы будет спокойно нанизываться на эти шпильки. Это хороший вариант, но бывает, что проблематично соединять такие формы из-за длины шпилек. Также вам необходимо сейчас сделать хотя-бы 4 направляющих штифта, которые будут чётко позиционировать ваши половинки перед стягиванием болтами. Эти штифты представляют собой конусные шпильки высотой и диаметром примерно 10мм. В одной половинке формы конус - в ответной втулке отверстие 10мм. Конус встаёт во втулку, тем самым позиционируя форму. Это избавит вас от лишних хлопот при сборке формы. Если я не понятно объяснил, то могу нарисовать , как лучше это сделать. Ситуация с вашей формой ещё легко поправимая.
Вы должны понять, что без втулок матрицу стягивать крайне не рекомендуется. Без втулок всё напряжение от затянутых болтов будет на стенке матрицы, что не допустимо. А вот всталенные втулки примут напряжение от затяжки на"свои плечи" и ваша матрица сделает положенну ей работу - соединит ровным швом ваши выклеенные пловинки. Матрица со втулками прослужит дольше. Если у вас есть вопросы, то я всегда готов на них ответить.
Удачи!

mavr
andreyengin:

Полетный вес самолета с батарейкой 4000ма был около 4700 с его слов. МидРекс цельно бальзовый? Или фюзеляж у него формованный?Вес пустого на сайте написан 2450,Sensation получается меньше,если отнять вес батареи,соосника и всего оборудования.И Брюкман скорей всего летит с задней центровкой,так как батарею ставит над крылом.

Трогал тушку совсем пустого фюзеляжа Брукамана, стенки тонюсенькие и сам очень легкий, в пределах 550-600 грамм. Точнее не скажу. Правда были на свет видны непрокрасы. Летит он действительно очень медленно.

Udjin
mavr:

Правда были на свет видны непрокрасы

Одним летать, другим на просвет фюзеляжи рассматривать 😃
Егор, на топовых планерах, лучших в МИРЕ!, материал светится сквозь краску.
Зато китайтцкие краской просто шулушатся … как шлепнеш. Кроме краски ничего и нет …

mavr
Udjin:

Зато китайтцкие краской просто шулушатся … как шлепнеш. Кроме краски ничего и нет …

Так то заготовка была. Летающий самолет не светился через солнце 😃

Щорс
andreyengin:

Спасибо,буду засверливать,а направляющие сделаю снаружи,других мыслей нет.

Привет, Андрей!
Саша Ганжа сверлит обе полуформы (до съема с мастер-модели), потом проходит разверткой и ставит шлифованные пальцы диаметром миллиметров 10. Под болты просто отверстия из-под сверла (все, теперь прибъет за разглашение секретной информации 😃).
А вообще надо было биплан строить под два соосника, с двумя килями и убирающимся шасси!😲

Waco

Тоже вариант…Но, если в ответную часть также вставить шлифованные втулки (что вообщем-то не составит труда!), то получится просто прекрасный результат.

andreyengin

Фотки с другой половинки матрицы,как и рассчитывал время ушло почти 7 часов с перерывом на чай:) , 2,5 часа экономии по сравнению с первой половинкой.Все стандартно,вот такой бутерброд: располировал, гелькоут, сверху хлопком присыпал,на следующий день стеклоткань,поравер,стеклоткать.На счет направляющих для половинок,потом сделаю,сейчас просто нет времени ими заниматься,лишь бы что не хочется,будет время выточу на станке и вклею ,нужно было по быстрей матрицу закрыть.Имея болван и 2 половинки матрицы,большого труда не составит вклеить их соосно.

Waco

Да, Андрей, самый тяжёлый путь пройден. Очень надеюсь, что “вскрытие” Вас обрадует. Удачи Вам в дальнейшей работе!

mavr
andreyengin:

почти 7 часов с перерывом на чай

Андрей, ты что-ли без респиратора работаешь?