Биплан Fortuna F3A, строю для себя.
Втулки с R&G не смысла заказывать… Их надо вставлять в момент формовки, сейчас неудобно и поздно уже о них думать. Единственный правильный, на мой взгляд, вариант выточить их самому. Диаметра миллиметров 8-10 за глаза хватит. Втулка первая в виде стакана с наружним диаметром 15мм, посадочное отверстие 10мм. Глубина отверстия 15мм примерно. Ответная часть - конусная втулка. Угол конуса примерно такой, как на втулках R&G со скруглённой верхней частью. Высота конуса 12мм. Нижняя часть -“юбка конуса”- на высоту примерно 2мм должна быть выполнена с лёгким натягом к ответному диаметру протиаопложной втулки. Я не хочу вас поучать, просто хочу помочь, поймите меня правильно… У меня нет ни грамма сомнения в вашей технической грамотности.
Не вытерпел я,открыл матрицу 😃 отлично блестит!,сделал 5 штук временных направляющих,8 мм шлифованые штыри намазал разделителем и с боку приклеил на эпоксидку (холодная сварка),получились очень точные направляющие,заходят с большим натягом. Когда выточу стальные направляющие и вклею в матрицу эти просто спилю. В некоторых местах залипло,вернее на всех острых кромках зализов,воздухозаборника,от матрицы отделяется острой деревянной палочкой,удалить не проблема.
Думаю произошло из за того что гелькоут стекал с острых кромок,а я его пытался все время подмазывать,возможно стер вакс,и ПВА не нанес сверху.С ПВА разделение форм идеально происходит.У кого какие мысли по этому поводу?
Вопрос:открылась матрица,одна половинка,а как болван со второй половинки достать,что бы сильно не ломать?
Вынуть мастер модель из второй половинки у меня получилось еще проще, ведь площадь контакта меньше. Начал вынимать с верхушки киля.
Мы иногда делаем так. Когда нет заранеее вставленного демонтажного штыря, то в носовую часть фозеляжа засверливаете пару отверстий на высоту примерно 15-20мм диаметром 3мм. В эти отверстия вставляете пару шурупов 6-8мм саморезов. Длина их должна быть не менее 4-5см. Шляпки шурупов должны выступать из болвана на длину 8-10мм. Затем берём пару металлических пластин 4-5мм толщиной. В одной пластине сверлите отверстие 6,5мм, другую оставляете целой. Теперь цельную пластину положите на основание формы. Вторую, с отверстием, подставьте под шляпки саморезов. В отверстие вставьте винт М6, а снизу аккурат между пластинами наверните на него гайку с шайбой. Ну, а теперь головку винта держите ключём, а вторым ключом поворачивайте гайку. И , как в кино, “лёгким движением руки” ваш болван выскочит из формы. проверено многократно, работает без осечек! Это что-то типа подручного винтового домкрата… Удачи!
Фотографии не очень получились,еще и пыль на объектив попала.
Теперь нужно обработать кромки матрицы в районе капота и нижнего крыла и обклеить стеклотканью,будет крепче и красивее.
Мы иногда делаем так. Когда нет заранеее вставленного демонтажного штыря, то в носовую часть фозеляжа засверливаете пару отверстий на высоту примерно 15-20мм диаметром 3мм. В эти отверстия вставляете пару шурупов 6-8мм саморезов. Длина их должна быть не менее 4-5см.
Так примерно и планировал сделать,тем более отверстия остались от шурупов когда болван красил.
Когда нет заранеее вставленного демонтажного штыря
Сам чуть не столкнулся с данной проблемой. Хорошо, что во время подсказали.
При покраске было ввернуто два штыря ровно по оси болвана диаметром 8 мм на глубину 100 мм. При изготовлении матрицы я хотел их вывернуть, а делать это нет смысла. Очень удобно “вывешивать” с их помощью болван в разделительной доске.
Вопрос:открылась матрица,одна половинка,а как болван со второй половинки достать,что бы сильно не ломать?
С саморезами самый верный способ. Я начал бы “сдергивать” со стороны киля- там заглубление меньше, а после перед.
Ошибка по моему сдёргивать в начале со стороны киля. Дело в том, что передняя часть имеет перепендикуляр в торце, там где кок будет. Если начнёте вытаскивать со стороны киля очень велика вероятность, что именно на оси разъёма повредите болван. Ещё хуже, произойдёт скол по линии разъёма матрицы. Может конечно и не случится такого. Но, от подобных ошибок лучше уберечься разу. Тем более, что со стороны торца передней части можно приложить большее усилие, чем с хвостовой части. Я неоднократно так поступал, поверьте, болван выскакивает сам и очень быстро. И дело вовсе не в заглублении в матрицу. Если немного посчитать, то получите, что при подъёме со стороны передней части угол наклона болвана будет больше, чем при той-же величине подъёма, но с хвостовой части.
Сам чуть не столкнулся с данной проблемой. Хорошо, что во время подсказали.
При покраске было ввернуто два штыря ровно по оси болвана диаметром 8 мм на глубину 100 мм. При изготовлении матрицы я хотел их вывернуть, а делать это нет смысла. Очень удобно “вывешивать” с их помощью болван в разделительной доске.
Рома, матрица с поравером?Под штыри в разделительной доске делал углубление,что бы болван по центру разместить?На фото он вроде сверху разделительной доски лежит.
Рома, матрица с поравером?Под штыри в разделительной доске делал углубление,что бы болван по центру разместить?На фото он вроде сверху разделительной доски лежит.
Планировал с поравером. Пока оставил каркасс с жесткостью внутри формы.
Заполнить можно в любой момент (припятствий не вижу). Жесткости будет с избытком
Для штырей я делал углубления в разделительной доске, чтобы болван был по центру. На фото не очень хорошо видно.
По случаю присутствовал при выклейке композитного крыла ,соизмеримого по размерам моему,скорость изготовления крыла и качество конечной покрашенной поверхности очень заманчива и радует,об эксплутационных качествах даже не пишу,полетав на бальзовых крыльях пару сезонов,понял,это не мое,слишком нежные,любая травинка при соприкосновении оставляет след.Поэтому решил сразу делать композитные крылья и стабилизатор.
Крыло будет делаться по той же технологии что и фюзеляж.Станок настроили и вперед…
Крыло будет делаться по той же технологии что и фюзеляж
Фюзеляж не увидел, наверно проглядел?
Прошу прощения.
Имелось в виду болван фюзеляжа.
Продолжим описание строительства в картинках 😃,потратил 4 дня что бы достать болван из второй половинки матрицы,со стороны киля в нижней части сразу отстал от матрицы и на этом все,дальше ни на миллиметр,со стороны мотора вообще не двигался.Сделал съемник как посоветовал Waco,очень помог,без него вообще не реально было достать болван из матрицы.Пришлось сверлить снизу болван в 2х местах,что бы он, хоть как то начал выниматься.Со стороны киля в верхней части очень мало тела и МДФ начинал расслаиваться при попытке вытащить болван.Все прошло успешно,но чуда не произошло,вторая половинка залипла как и первая по всем острым кромкам,основная поверхность гладкая и блестящая.
Первую половинку обработал с помощью деревянной палочки,ацетона и какой то матери,часа 2-3 ушло,на ковыряние залипшей краски.
Взвесил болван, получился 36кг 😁,так что, кто решится делать подобного размера или больше учтите это,вертеть очень сложно,особенно когда он уже отполирован.
Поздравляю. Замечательно, в конце концов все, выглядит.
Дальше - еще интереснее.
По поводу съема: Я про матрицы размером до 2м. Обратил внимание что отечественные хоббисты делают толщину ламината 8-10 мм, в крайнем случае 6 мм. На РС групсе - что-то около двух. Я сделал 4,5 мм. Проблем с выниманием - никаких (если первая сторона 5мин, то вторая 2мин).
В какой-то мере, играет роль и жесткость конструкции половинки. Очень легко все отходит при “диагональном вывешивании”.
По поводу весовых ориентиров: матрица фюзеляжа (размером 1,8м) планера - 4 кг (обе половинки); болван (пенопласт оклеенный стеклом 600г и дальше много шпаклевки и шлифовки) 3.6 кг.
Рабочий вариант фюзеляжа получился со второй попытки.
Удачи.
Поздравляю. Замечательно, в конце концов все, выглядит.
Дальше - еще интереснее.
По поводу съема: Я про матрицы размером до 2м. Обратил внимание что отечественные хоббисты делают толщину ламината 8-10 мм, в крайнем случае 6 мм. На РС групсе - что-то около двух. Я сделал 4,5 мм. Проблем с выниманием - никаких (если первая сторона 5мин, то вторая 2мин).
В какой-то мере, играет роль и жесткость конструкции половинки. Очень легко все отходит при “диагональном вывешивании”.
Спасибо! Если делать 2мм толщину или меньше,то матрица будет очень хлипкой,я вообще не представляю 2х метровую матрицу и толщиной 2мм,она будет играть,и сделать два одинаковых и ровных фюзеляжа не получится,на 2х метрах можно будет скрутить ее вдоль оси,ее нужно обязательно усиливать чем то,тем же Поравером.
Было время,выточил направляющие для матриц,хватит на все,уже вклеил в одну половинку.Вторую половинку начал очищать от залипшей краски.
потратил 4 дня что бы достать болван из второй половинки матрицы
Да Андрей тебе не позавидуешь… Главное окончательный вариант порадовал.
Поздравляю. Замечательно выглядит.
А моя форма “развалилась” от одного легкого удара молотка, предварительно пройдя шпателем между 2х половинок. Болван идеально вышел, хоть “заряжай” по второму разу.
Отличный результат Рома, ПВА покрывал мастер модель? первую половинку я тоже за минут 30-40 отлепил,а вот болван думал малой кровью достать,сначала клинья подкладывал под болты,ни чего не выходило,пока не сделал съемник,с ним дело пошло быстрей.Я пока занимаюсь мастер моделью крыла,уже грунтом покрыл первый раз,матрицы фюзеляжа облагораживаю,после нового года заложу пробный фюзеляж,пока не успеваю.
П.С только приехал с соревнований по гонкам,отпраздновали Новый Год в моделке,занял первое место с конца😁,первый раз в руки пульт взял.Отлетали по 13-ть!!! туров 6 человек на симуляторе,было много закуски и выпить,последние туры летали на полном энтузиазме:).
Отличный результат Рома, ПВА покрывал мастер модель?
Спасибо.
Я мастер модель покрывал ПВА.
Вначале 3 слоя- Разделяющий воск Partall (не содержит силикон.)
Каждый располировывал с промежутками где-то 2-3 часа.
Слой ПВА - паралоновая кисть. (стояла ночь). А после как обычно…
С Новым Годом !!!
Капот отмыл от ПВА,вроде блестит,но поверхность неровная,хотя покрывал с аэрографа ПВА,взял 2000 наждачку,прошелся сверху и заполировал капот,теперь отлично выглядит,рамку нужно еще внутри до обрезать.На матрице фюзеляжа сразу идеальная поверхность,но она закладывалась без ПВА. Много времени отнимает отделка стеклотекстолитом,но зато у меня есть 2 больших отверстия в матрице,очень удобно контролировать процесс склейки половинок и соединить их можно будет полоской стеклоткани,как раз в самых нагруженных частях фюзеляжа.