Биплан Fortuna F3A, строю для себя.

Roma_M
andreyengin:

Рома, матрица с поравером?Под штыри в разделительной доске делал углубление,что бы болван по центру разместить?На фото он вроде сверху разделительной доски лежит.

Планировал с поравером. Пока оставил каркасс с жесткостью внутри формы.
Заполнить можно в любой момент (припятствий не вижу). Жесткости будет с избытком
Для штырей я делал углубления в разделительной доске, чтобы болван был по центру. На фото не очень хорошо видно.

20 days later
andreyengin

По случаю присутствовал при выклейке композитного крыла ,соизмеримого по размерам моему,скорость изготовления крыла и качество конечной покрашенной поверхности очень заманчива и радует,об эксплутационных качествах даже не пишу,полетав на бальзовых крыльях пару сезонов,понял,это не мое,слишком нежные,любая травинка при соприкосновении оставляет след.Поэтому решил сразу делать композитные крылья и стабилизатор.
Крыло будет делаться по той же технологии что и фюзеляж.Станок настроили и вперед…

Евгений_Николаевич
andreyengin:

Крыло будет делаться по той же технологии что и фюзеляж

Фюзеляж не увидел, наверно проглядел?

Прошу прощения.

1 month later
andreyengin

Продолжим описание строительства в картинках 😃,потратил 4 дня что бы достать болван из второй половинки матрицы,со стороны киля в нижней части сразу отстал от матрицы и на этом все,дальше ни на миллиметр,со стороны мотора вообще не двигался.Сделал съемник как посоветовал Waco,очень помог,без него вообще не реально было достать болван из матрицы.Пришлось сверлить снизу болван в 2х местах,что бы он, хоть как то начал выниматься.Со стороны киля в верхней части очень мало тела и МДФ начинал расслаиваться при попытке вытащить болван.Все прошло успешно,но чуда не произошло,вторая половинка залипла как и первая по всем острым кромкам,основная поверхность гладкая и блестящая.
Первую половинку обработал с помощью деревянной палочки,ацетона и какой то матери,часа 2-3 ушло,на ковыряние залипшей краски.
Взвесил болван, получился 36кг 😁,так что, кто решится делать подобного размера или больше учтите это,вертеть очень сложно,особенно когда он уже отполирован.

Евгений_Николаевич

Поздравляю. Замечательно, в конце концов все, выглядит.
Дальше - еще интереснее.
По поводу съема: Я про матрицы размером до 2м. Обратил внимание что отечественные хоббисты делают толщину ламината 8-10 мм, в крайнем случае 6 мм. На РС групсе - что-то около двух. Я сделал 4,5 мм. Проблем с выниманием - никаких (если первая сторона 5мин, то вторая 2мин).
В какой-то мере, играет роль и жесткость конструкции половинки. Очень легко все отходит при “диагональном вывешивании”.

По поводу весовых ориентиров: матрица фюзеляжа (размером 1,8м) планера - 4 кг (обе половинки); болван (пенопласт оклеенный стеклом 600г и дальше много шпаклевки и шлифовки) 3.6 кг.
Рабочий вариант фюзеляжа получился со второй попытки.

Удачи.

andreyengin
Евгений_Николаевич:

Поздравляю. Замечательно, в конце концов все, выглядит.
Дальше - еще интереснее.
По поводу съема: Я про матрицы размером до 2м. Обратил внимание что отечественные хоббисты делают толщину ламината 8-10 мм, в крайнем случае 6 мм. На РС групсе - что-то около двух. Я сделал 4,5 мм. Проблем с выниманием - никаких (если первая сторона 5мин, то вторая 2мин).
В какой-то мере, играет роль и жесткость конструкции половинки. Очень легко все отходит при “диагональном вывешивании”.

Спасибо! Если делать 2мм толщину или меньше,то матрица будет очень хлипкой,я вообще не представляю 2х метровую матрицу и толщиной 2мм,она будет играть,и сделать два одинаковых и ровных фюзеляжа не получится,на 2х метрах можно будет скрутить ее вдоль оси,ее нужно обязательно усиливать чем то,тем же Поравером.
Было время,выточил направляющие для матриц,хватит на все,уже вклеил в одну половинку.Вторую половинку начал очищать от залипшей краски.

9 days later
Roma_M
andreyengin:

потратил 4 дня что бы достать болван из второй половинки матрицы

Да Андрей тебе не позавидуешь… Главное окончательный вариант порадовал.
Поздравляю. Замечательно выглядит.

А моя форма “развалилась” от одного легкого удара молотка, предварительно пройдя шпателем между 2х половинок. Болван идеально вышел, хоть “заряжай” по второму разу.

andreyengin

Отличный результат Рома, ПВА покрывал мастер модель? первую половинку я тоже за минут 30-40 отлепил,а вот болван думал малой кровью достать,сначала клинья подкладывал под болты,ни чего не выходило,пока не сделал съемник,с ним дело пошло быстрей.Я пока занимаюсь мастер моделью крыла,уже грунтом покрыл первый раз,матрицы фюзеляжа облагораживаю,после нового года заложу пробный фюзеляж,пока не успеваю.
П.С только приехал с соревнований по гонкам,отпраздновали Новый Год в моделке,занял первое место с конца😁,первый раз в руки пульт взял.Отлетали по 13-ть!!! туров 6 человек на симуляторе,было много закуски и выпить,последние туры летали на полном энтузиазме:).

Roma_M
andreyengin:

Отличный результат Рома, ПВА покрывал мастер модель?

Спасибо.
Я мастер модель покрывал ПВА.
Вначале 3 слоя- Разделяющий воск Partall (не содержит силикон.)
Каждый располировывал с промежутками где-то 2-3 часа.
Слой ПВА - паралоновая кисть. (стояла ночь). А после как обычно…

С Новым Годом !!!

10 days later
andreyengin

Матрицы фюзеляжа обклеиваю тонким стеклотекстолитом в районе зализов крыла и капота,что бы было к чему вакуумную пленку приклеить.Направляющие для матриц уже все вклеил,все состыковалось отлично.Обклеил болван капота снизу,понемногу шкурю крыло.

andreyengin

Капот отмыл от ПВА,вроде блестит,но поверхность неровная,хотя покрывал с аэрографа ПВА,взял 2000 наждачку,прошелся сверху и заполировал капот,теперь отлично выглядит,рамку нужно еще внутри до обрезать.На матрице фюзеляжа сразу идеальная поверхность,но она закладывалась без ПВА. Много времени отнимает отделка стеклотекстолитом,но зато у меня есть 2 больших отверстия в матрице,очень удобно контролировать процесс склейки половинок и соединить их можно будет полоской стеклоткани,как раз в самых нагруженных частях фюзеляжа.

andreyengin

Все, доделал матрицы фюзеляжа,теперь можно мазать разделителем и пробовать первые выклейки делать.Матрицы капота покрасил,буду пробовать закладывать первую деталь.

Waco

Красиво! Позволь узнать - какой разделитель у тебя под краской и какая краска? Сушишь на отлип или до полного высыхания?

andreyengin

Спасибо Альберт!Краска акрил-Dupont (белая😁).Высушил полностью первый слой(их там 3 очень тонких),и потом нанес еще один слой напылом,как подсох сразу уложил стеклоткань.Пока фюзеляж ваксю одну половинку,вторую нужно полирнуть в местах где краску удалял залипшую,машинкой там не подлезть,только в ручную.

andreyengin

Вопрос по укладке стеклоткани: если в фюзеляже стеклоткань укладывать под +_45 градусов,ширины ее не хватит что бы уложить целым куском,нужно 2 куска,не отпечатается потом этот шов на готовом изделии и какой нахлест делать 10-20мм?Этот стык кашей нужно промазывать?

Udjin

Какая толщина ткани? Или какая плотность?

andreyengin

80я и на крылья 50я наружный слой,на крыло тоже из 2х кусков будет состыковываться.

Udjin

80-ку будет видно. 50-ку только в косом свете.
Каша обязательно, тогда и в косом видно не будет (80-ку в том числе).
Ширина нахлеста - сколь удобно. Сантим, пол сантима …

Акрил. Не давайте пересыхать ни в коем случае.

andreyengin

Спасибо!Если под стык 80 ки подложить 18-ю стеклоткань,что бы перекрыть стык,или нет смысла?

Udjin

Мы ведь про закладку в форму говорим?
Стекло - декор шириной 3-5 см (ох и умудохаетесь выкладывать полоску).
Сверху каша, жидкая довольно, потом рабочее стекло. Будет хорошо.