LiPo аккумы в судомоделизме
Кто нить пользовался литий полимером ?? Как ходят эти аккумы в судомоделизме ?
По описанию они очень лёгкие… Да и разрядный ток держат приличный . до 40 Ампер.
И ёмкость солидная … За цену молчу и необсуждаю. 😇 И всё-же имею скоростной катер,а
скорости хочеться ешё больше… Вижу выход один. Облегчить вес катера и добавить напруги…
С Липовыми аккумами это всё реально. вот только незнаю практичны ли они. Может кто тэстил ?
Поделитесь опытом.
Литий чаще применяется в авиамоделях - там надо и отзывы глядеть.
Не моделист и уж тем более не судо моделист - но один случай был. Купил сыну в магазине катер длинна чуть менее 40 см, там было написанно Супер Спиид, но оказалось что он даже против ветра/ряби на воде не плыл. Год пролежал катер без дела, а потом вертолет поломался и запчастей не было - решил катером заняться.
Убрал заводской 280 мотор (42 гр вес) и редуктор и винт и приемник и серву руля, поставил мотор от шуруповерта весом около 400 грамм и углепластиковый винт 40 мм диаметр без редуктора и приемник и серву от верта. Пытался поставить АКБ от того же шуруповерта, но она Ni-Cd очень тяжелая 800 гр вроде - катер почти тонул.
В итоге поставил литий от верта весом 146 грамм при 2,2 А/ч и 11.1 вольтах. Катер получил большой дифферент на нос. Однако эффект превзошел ожидания - вода из ванны выплескивалась через край, макс статическую тягу точно измерить не удалось - но она более 3 кг вроде как была - сейчас уже не помню. На воле катер сильно кренился на бок из-за отдачи крутящего момента мотора на макс скорости - пришлось надводные скользящие крылья приделать на скорую руку. Но зато - катер кратковременно выпрыгивает из воды - если с места дать полный газ - только винтом касается. Удовольствия было много, на одной АКБ плавать можно полчаса или около того.
Есть встречные вопросы - хочу на катер поставить два мотора полегче (БК) и левый/правый винты. Вопрос в том - где купить похожие на мой винт комплементарную пару диаметром около 40 мм ? И ещё вопрос - у меня уже заготовлен корпус от другого катера - немного подлиннее, но там штатно два гребных вала. Однако винты за кормой и выше и на глиссере они явно будут полупогруженны. Вопрос - что лучше - полностью погруженный винт/переделать первый корпус или использовать второй готовый с полупогружными ? Конечная цель такая же - хочется МАКС скорость выжать из того что есть. (БК моторы/литий/готовые корпуса)
Фотки разобранного катера и запчастей в его составе (432 кб) psw.ru/radio/Kater.jpg и его гребной винт (86 кб) psw.ru/radio/Prop.jpg .
ИМХО литий больше подходит для небольших лодок, где вес особенно важен, напимер Mini-Eco (expert). Если лохань здоровая, для получения максимальной мощности при не слишком высоком весе лучше зарядить ея хорошим кадмием (например 2/3 SubC 1200мАч - можно и 90А снять), если при этом хоца еще и ездить больше двух минут - металлгидридом 3,7-3,8 Ач - правда лодка станет потяжелее.
Кстати, есть мысли замутить F1E<1кg - в связи с этим вопрос ❓ : а вообще разрешен ли литий на навиговских соревнованиях, конкретно в F1 ? А то пара таких комплектов вполне устроила бы по весу и токоотдаче, если не гонят они конечно насчет 20С 😃
2 Psw: если хочется максимальной скорости, лучше полупогруженные винты, но управляться лодка будет значительно хуже, чем с погруженным (ессно если сравнивать правильно настроенные модели)
ИМХО литий больше подходит для небольших лодок, где вес особенно важен, напимер Mini-Eco (expert). Если лохань здоровая, для получения максимальной мощности при не слишком высоком весе лучше зарядить ея хорошим кадмием (например 2/3 SubC 1200мАч - можно и 90А снять), если при этом хоца еще и ездить больше двух минут - металлгидридом 3,7-3,8 Ач - правда лодка станет потяжелее.
Кстати, есть мысли замутить F1E<1кg - в связи с этим вопрос ❓ : а вообще разрешен ли литий на навиговских соревнованиях, конкретно в F1 ? А то пара таких комплектов вполне устроила бы по весу и токоотдаче, если не гонят они конечно насчет 20С 😃
2 Psw: если хочется максимальной скорости, лучше полупогруженные винты, но управляться лодка будет значительно хуже, чем с погруженным (ессно если сравнивать правильно настроенные модели)
Ну F1E<1кg это будет проблематично. Так например у мя один токо подвисной движок весит 750 гр .Graupner GTX 800. + корпус посудины + серва + аппаратура радио = Уже больше 1 кг . Вот на днях в Бассейне тэстил F-1 Mini Z от Kyosho . Вот это мне понравилось .маленькийи ооочень резвый .
Ну F1E<1кg это будет проблематично. Так например у мя один токо подвисной движок весит 750 гр .Graupner GTX 800. + корпус посудины + серва + аппаратура радио = Уже больше 1 кг . Вот на днях в Бассейне тэстил F-1 Mini Z от Kyosho . Вот это мне понравилось .маленькийи ооочень резвый .
Привет всем!
Вы немного не поняли информацию предыдущего поста. Александр писал про класс модели F1E<1кg (скоростная массой до 1кг.) классификации по фидирации Navy, а вы пытаетесь приравнять свою модель с обводами оригиналов Formula 1.
Саша, вот бы чего поставить на F1E<1кg www.teamorion.com/news.asp?id=458 , вот только знать можно ли использовать литий…
Всем пока, пока, пока.
Саша, вот бы чего поставить на F1E<1кg www.teamorion.com/news.asp?id=458 , вот только знать можно ли использовать литий…
Это уж улчше на ECO (жаль только что запрещено 😕 ), для f1-kg тяжеловаты, если 2 комплекта (4 банки), а 1 - маловато будет. Опять же не написано, что у них по токоотдаче (хотя вроде у Lipo чем больше емкость, тем больше С они могут дать).
2 ussr11
F1 - имеется в виду скоростной модельный класс, а не inshore-катамараны с подвесниками . Это совсем другие лодки c V обводами, гоняются не в группе, а по одной ; цель - показать минимальное время, дважды проехав дистанцию в виде 30-метрового равностороннего треугольника (первый раз против, второй по часовой стрелке, с разворотом в центре основания треугольника). Бывают электро (до 1 кг и выше) и ДВС (3,5 - 7,5 - 15 кубов).
Это уж улчше на ECO (жаль только что запрещено 😕 ), для f1-kg тяжеловаты
На F1 пока кадмий всёж лучше… 😊
имхо.
Navix
Сказать то что кадмий лучше это просто… Конкретно Говори - Чем лучше . Тут только при помощи дискуссии можно верный вывод сделать 😃
Navix
Сказать то что кадмий лучше это просто… Конкретно Говори - Чем лучше . Тут только при помощи дискуссии можно верный вывод сделать 😃
Вместо дискуссий есть Результаты. Для примера вышеупомянутые кадмиевые аккумуляторы отдают ток 60С 😒 и это не шутка… Держал и собирал (не строил) сие своими руками, вот и о чем тут спорить время еще не пришло для LiPo в этом классе.
Для ussr11
Стоит всёж определиться с потребляемой мощностью и временем катания. 😃
Отсюда и выбор акку.
2 ussr11: Я вроде и говорил “конкретно” - у кадмия токоотдача выше.
На F1 пока кадмий всёж лучше…
Может быть. Но тут ключевое слово “пока”. В связи с этим и вопрос: по правилам можно или нет. ❓
Насколько я помню, серебро например запрещали, но его у капиталистов не было, литиевый ветер, наоборот дует оттуда.
На сколько я понял в этой теме о литии понятия очень условные.
По соотношению веса, тока, емкости литий на много опережает кадмий и остальные.
И по цене опережает тоже, только в обратную сторону. 😃)
Дело в том, что у LiPol меньше просадка напряжения под нагрузкой, в связи с чем КПД выше.
А еще LiPol можно соединять паралельно (в отличии от кадмия и прочих), а это дает практически без ограничения возможности по токам и емкости. Цена - да. она пока не маленькая. Но с каждым годом становиться ниже.
www.hobby-lobby.com/polyquest.htm
Дело в том, что у LiPol меньше просадка напряжения под нагрузкой, в связи с чем КПД выше.
Дело в том, что Вы сперва разберитесь в том, что советуете… 😦
А особенно посмотрите внутреннее сопротивление акку из рассчёта на вольт при
одинаковой массе батареи.
Да, графиков разряда кадмия не искал - быть может потому и не видел. И уж тем более сложно сказать о внутреннем сопротивлении из расчета на банку одинаковой емкости или тем более - веса (1*литий примерно = 3*кадмия)
А для нормированного на 20С и пик до 30С ПолиКвест лития www.aircraft-world.com/…/polyquestxp.htm график есть для 15С разряда - 240 секунд=4 минуты - и энергии больше НЕТ.
Однако о чем разговор ? 10С разрядный ток без учета уменьшения энергоотдачи/емкости с ростом разрядного тока (идеальная батарея) означают что энергии хватит на 6 минут, реально ещё меньше. 20С соответственно 3 минуты, 30С=2 минуты. И если есть таймерные модели планеров, у которых моторное время 5-10 СЕКУНД, а потом АКБ - это просто лишний вес, который лучше бы вообще сбросить на парашютике, то там и имеет смысл говорить про токи 100С или 200С например. А разве существуют подобные соревнования для судомоделей ? Где время гонки до полного прекращения использования АКБ исчисляется 5-10 или хотя бы 20 секунд ? А если среднее время гонки около 5 минут, то и средний ток вполне можно 10-12С планировать - а ентот порог литий давно победил. Двухкратно как минимум. А смысла говорить про средние токи 100С, если энергии должно хватить на 3-6 минуты гонку - ну я не знаю. Там что - 5 сек старт/разгон на МАКС токе, а потом 30 сек глиссирования с ВЫКЛ мотором и так все 5 минут ? Разве что есть такие соревнования/манеры проходить повороты - не моделист - не знаю.
А вот про комплементарную парочку винтов мне на апгрейд моей игрушки под литий/БК так никто и не посоветовал ГДЕ их купить хороший ассортимент.
РрТим правда в потребных оборотах и мощности примерно соориентировал - за что ему спасибо.
Удачи всем в начинаниях.
А разве существуют подобные соревнования для судомоделей ? Где время гонки до полного прекращения использования АКБ исчисляется 5-10 или хотя бы 20 секунд ? А если среднее время гонки около 5 минут, то и средний ток вполне можно 10-12С планировать - а ентот порог литий давно победил.
В классе F1-E надо проехать пару раз по 15 сек… не, лучше 11 сек… 😃
А что касается катания с током 10С - ктож спорит что LiPo хуже. 😃
Дело в том, что Вы сперва разберитесь в том, что советуете… 😦
Для начала научитесь отличать совет от изложенного мнения…
У разных LiPol батарей разные графики отдачи тока. И на сегодняшний день они сильно “повзрослели”.
Какое соотношение емкости к весу у кадмия? Вас это устраивает? Меня нет. В соревнованиях я не учавствую. Мне это не интересно. Но катера имею разные и очень доволен литием. Неустраивает только цена.
P.S. Соедините LiPol батарей (например POLYQUEST PQ-3700XP) в паралель и у вас уже 40С (148А) и емкость в 2 раза больше (7400мА)
Что вам не нравится?
Для начала научитесь отличать совет от изложенного мнения…
Когда фраза начинается со слов “Дело в том” и далее- это является вашим утверждением.
Или я что-то не понимаю…?
Что касается LiPo - я уже ответил…
А сколько циклов у вас на LiPo будет при 40c?
P.S. Соедините LiPol батарей (например POLYQUEST PQ-3700XP) в паралель и у вас уже 40С (148А) и емкость в 2 раза больше (7400мА)
Что вам не нравится?
А ваше PS мне очень понравилось! 😃
---------------------------------------------------------
Когда фраза начинается со слов “Дело в том” и далее- это является вашим утверждением.
Или я что-то не понимаю…?
---------------------------------------------------------
Возможно не совсем.
---------------------------------------------------------
А сколько циклов у вас на LiPo будет при 40c?
---------------------------------------------------------
Вы так и не поняли? 40С, при паралельном подключении, дают 2 банки. Соответственно по 20С на каждую. Циклов будет столько, сколько указывает производитель (в теории, разумеется).
Здесь нет ограничений. Вы можете соединять 3,4,5 и т.д. банок в паралель. И тогда у вас токи будут любые!
---------------------------------------------------------
А ваше PS мне очень понравилось! 😃
---------------------------------------------------------
Мне тоже 😃
Здравствуйте!
Из жаркой дискуссии я так и не понял, стоит ли применять LiPO в качестве ходовых аккумов на моделях? Именно ходовых…
Пожалуйста, подскажите, кто имел с ними дело.
У меня модель-копия (не скоростная 😃 ), два двигателя потребляют по 1А на полном ходу. Таким образом, батареи ёмкостью в 2А/ч., должно хватить на час покатушек.
Насколько LiPO чувствителен к длительным токам разрядки такой величины?
Спрашиваю потому, что аккумы планируется “похоронить” в корпусе, частая их замена не предусматривается, поэтому не хотелось бы ошибиться. Традиционные кадмиевые и металлгидридные источники не подходят по весу.
И нельзя ли объяснить, что за величина в характеристиках и в обсуждении - "Максимальный ток …С "?
С уважением…
Странно, что при таком количестве материала для самообразования можно чего-то не понять.
Хотя универсального ответа оттого и нету, что всё зависит от условий применения. Если АКБ должен разрядится за 10-20 секунд - то кадмий пока впереди. А если энергозапас надо растянуть более чем на 3 минуты - тогда наверняка литий будет лучше.
А вот конкретный вопрос к РрТиму - какова известная ему Рекордная для кадмия (тип банок/производитель) Удельная к Весу Макс Мощность, отдаваемая за 10 секунд ?
Про PQ-XP сразу посчитал ентот параметр на основе таблицы с АирКрафта - минимальный вес получился у PQ1500XP - предполагалось 30С и 3,4 вольта на банку получается 0,260457516 грамм/ватт или 3,839397742 ватт/грамм. Для расчета бралась 2S батарея. Ето означает, что батарея весом 100 грамм будет способна 30 секунд отдавать мощность 383 ватта.
А что там получится для кадмия - мне просто таблицы не встречались ?
С = сокращение от Capacity наверное - по нашему енто Емкость АКБ в А*Ч. Далее идет некоторая условность - под током разрада в 1С подразумевают ток разряда в Амперах, численно равный емкости АКБ в Ампер*часах - условность в том, что приравнивают величины с различными размерностями, но сути дела енто не меняет - так уж повелось, что зарядно/разрядные токи АКБ издавна указывались как доля емкости батареи ( стандартно нормируемый зарядно/разрядный ток = 0,1 С)
Для Вашей копии с постоянным током потребления 2А для часа поплавушек хватит с избытком PQ2200 - вес и габариты и макс ток кстати указан в даташите ссылку на который я уже упоминал. В случае PQ2200 3S 11.1 вольт батареи, которая стоит на моём верте - вес её 146 грамм - взвешивал лично - таблица не врет. При среднем токе верта около 5 А он действительно летает порядка получаса. Батарея ( обычная, НЕ ХР - полегче и постарше) в конце разряда менее 40 градусов. Если разрядный ток такой батареи при эксплуатации будет 1С, то вполне реально думать о 300-500 циклах заряд/разряд сроке эксплуатации, в конце которого емкость батареи будет около 70% от номинала - при ПРАВИЛЬНОМ заряднике/балансире, естественно. Так что если будете хоронить батарею в кузове своей копии - не забудте вывести наружу весь зарядно/балансировочный разъём, а не только пару проводов для зарядки.
А вот про Где Взять Комплементарную Парочку Винтов диаметром около 40 мм - ни слуху ни духу …
Вроде Парадокс торгует такими штуками от Граупнера или мне показалось ?
А вот про Где Взять Комплементарную Парочку Винтов диаметром около 40 мм - ни слуху ни духу …
Вроде Парадокс торгует такими штуками от Граупнера или мне показалось ?
Ну дык торговля здесь ведется вроде как в барахолке. Вот понадобились - написал и было мне щастье 😁 .
Нужно только определиться еще и с шагом винта, количеством лопастей …
Чего-то РрТим молчит с характеристиками кадмия - быть может сильно занят полетами/починками на верте - а вот я для своего верта до сих пор запчастей жду, маюсь …
Зато я случайно наткнулся на АирКрафте на доку GP 3.3 A*H металгидрида . Удельная к массе мощность при его МАКС разрешенном токе 17,6С=58А равняется 0,89532421 ватт/грамм (предполагалось 0,957070707 вольт напряжение при 17,6С токе - следует из графика напр-ток) что в 4,288276469 раза меньше чем PQ1500XP упомянутые ранее - если таблицы не врут, конечно - лично характеристики не проверял. Про удельную к весу МАКС мощность кадмия вопрос так и остается открытым.
А я в предвверии получения с АирКрафта 6 витков 1300 Kv 186 гр моторчика и 80А 25V контроллера к нему (пока заказал один комплект - два дороговато получается для одной посылки) раздраконил старую одновинтовую игрушечную посудину - с целью взвешивания компонент - мотор от шуруповерта оказался не 400 а 250 грамм, нижняя половина кузова с муфтой/валом/винтом/сервой/крылами = 270 грамм, верхняя = 220 грамм.
Итоговый вес посудины должен получится 2*146 грамм литий + 186 гр БК + 270+220+50 грамм контроллер/приемник/антенна=итого 1018 грамм примерно - мелочи могут влиять - вал хочу заменить на 5 мм дюралевый - потому как калиброванной стали 5 мм у меня нету где купить, трубу в которой вал будет жить поставлю ( дейдвуд ?) - есть латунь 6х0.4 примерно - вал в енту трубку входит и выходит - правда зазор маловат - ну или дюралевую трубу 8х1 - в ней вал просторно живёт.
Выбор 5 мм вала обусловлен тем, что конструкция моторчика предполагает возможность несложной выпрессовки из чашки штатного 5 мм стального короткого вала и запрессовки туда длинного 5 мм дюралевого гребного вала - енто что-бы с карданами/муфтами не возиться. А статор мотора закреплю на гибкой пластине - для возможности некоторых вибраций/биений.
Длинна посудины при ентом около 400 мм, диаметр погруженного винта - около 40 мм, шаг не знаю.
Кратковременная мощность моего лития около 650 Вт, мотор вроде как должен их проглотить ( при оборотах более 15 к).
Осталось придумать - как измерить МАКС скорость - ГПС туристический на кузов приспособить - он 186 грамм у меня весит или просто дистанцию секундомером ? Время правда есть для раздумий - озера подо льдом сейчас. И - где примерно планировать ЦТ такой посудины ?
Phoenix-80 хороший регулятор!
Держит до 120А при соответствующем охлаждении.
А GP 3.3A у меня и 100А держали, только просадка большая по напряжению. Заметно больше чем у лития.
Чего-то РрТим молчит с характеристиками кадмия - быть может сильно занят полетами/починками на верте - а вот я для своего верта до сих пор запчастей жду, маюсь …
Ага, всё починил…
Разговор про кадмий шёл про токи в 60 С ! 😃
Где находится граница по максимальной мощности в С в сравнении, я не знаю,
тк LiPo пока запрещён для соревнований…
Все вопросы по кадмию к ksk - он пока у нас главный настройщик “килограмма”. 😃
И ещё - гляньте на чём летают летуны в F5B - будете сильно удивлены…
Охлаждения в посудине не будет - разве что кулер от компа поставлю воздух гонять внутри борта - водяное ставить хлопотно.
Не поленился построить зависимость удельной к весу мощности от тока на основе доки к GP3.3 a*h - макс удельная к весу САМАЯ КРАТКО временная мощность будет при 38С=125,4А 0,63 Вольт 1,280967743 Ватт/Грамм, что в 2,997263408 раза меньше чем у PQ1500XP - величина ограниченна внутренним сопротивлением банки, (дальнейшее увеличение тока не вызывает рост отдаваемой в нагрузку мощности) при ентом практически половина ЭДС банки приходит во внешний мир, остальная половина рассеивается на внутреннем сопротивлении, нагревая (* на ток в 125 ампер) внутренность банки, по ентому к ним и притронуться нельзя при таком насиловании - разогреваются хорошо/разрушаются быстро.
Банки от GP конечно не сахар, но общий характер зависимости понять можно. А если РрТим или ещё кто даст (ссылки на) доки, то и рекордные баночки обсчитать не трудно - самостоятельно.
Что-то мне сейчас предполагается, что литий обгонит кадмий даже в Кратковременной удельной к весу мощности - просто литий достаточно лёгкий. От него не надо ждать отдачи в 100С (может загореться) - однако ведь моторчик кушает МОЩНОСТЬ а не ток. А задача (в спорте) как правило стоит: Есть модель, и вес батареи в ней не должен превышать (например 300) грамм, ну а (пиковая) Мощность на валу двигла никогда не бывает лишней. Тогда и Приемистость, и емкость, и все блага.
Кроме цены - естественно. Но автор ветки сразу отрёкся от экономии денег.
Вот просто интересно, уделает ли литий серебро по удельной к весу Макс КраткоВременной мощности ?
Ну то есть всё-таки какую цифру Ватт/Грамм надо в книгу Рекордов занести ? Гинесс кстати технические рекорды типа удельной к весу мощности поршневых ДВС не очень-то и публикует - а мне так хотелось узнать интереса ради.
Ну и несомненный Рекорд удельной к весу Очень Кратко Временной мощности несомненно принадлежит конденсаторам - только вот по удельной к весу хранимой энергии они в конце списка.
Хорошо хоть РрТим не выключает за графоманство пока что.
ДОБАВИЛ - пока писал - РрТим откликнулся.
Про летунов на таймерных планерах где мотору даётся 5-10 сек наслышан - кадмий вроде как и сварочные токи за 100 ампер при батареях как бы не в 24-30 банок.