многофункциональный экспериментальный аппарат

appolinari

Очень интересный проект. Желаю удачи. По моему вам стоит заменить ваши аккумуляторы на что либо более ёмкое. Те, что у вас на фото не отдадут и десяти процентов от того, что на них написано.

гость

Абсолютно с вами согласен. Типоразмер 18650 в лучшем исполнении может отдать около 3000мАч.

Те, что у меня по тестам отдают около 900мАч. Первый признак “левоты” - малый вес.
В нормальном исполнении “потрохов” аккумуляторов их вес должен приближаться к 50г. Мои весят всего 35г.
Тем более в моей конструкции вес аккумуляторов первостепенен! Именно их нормальный вес смещает центр тяжести вниз. Без этого теряется устойчивость и управляемость.
Вы правы - таки придется раскошелиться на более дорогие 18650.
Можно было бы поставить “народную котлету” (4S 5000мАч), но тогда придется увеличивать общие габариты. Не хотелось бы для игрушки.

praktik_1974

Здравствуйте гость.
Слежу за вашей темой по мере возможности.
У самого есть (был) такой проект на этом сайте forum.cxem.net, и здесь бала тоже тема rcopen.com/forum/f130/topic398057. Хотелось по подробнее об управлении по радиоканалу. Какие есть идеи по телеметрии, авто ориентация, авто курс и авто глубина. Ну так же сюда авто стабилизация.

Вот ссылка на видео с частично действующей телеметрией. Сделана на основе телеметрии для FPV полетов.

.

А вообще, есть такая глобальная идея, создать автономный подводный ROV аппарат.

гость

Уважаемый praktik_1974, с большим интересом почитал про ваш проект. Серьезная задача для специалиста с большим опытом в данной области.
Увы, я лишь “гость” (начинающий) в данной тематике, и именно поэтому и ник себе такой выбрал. Для меня всяческие “плавалки”, впрочем, как и “ездилки” и “леталки”, лишь что-то вроде развлекухи в свободное время.
Поэтому каких-либо серьезных проработок по настоящей тематике не проводил.

Если б все же пришлось замахнуться на проект ROV аппарата, то однозначно бы делал свой дуплексный тракт обмена (управление/телеметрия) борта с берегом на УЗ, но никак не на низких радиочастотах. В пределах дальностей в несколько десятков метров это оптимально.
В состав бортовой электроники включил бы магнитный компас, трех осевые аксельрометры, обзорную (сферическую) эхолокацию, систему спасения, GPS систему в режиме перископного всплытия.
Никаких дейвудов, и прочих “дырок” в корпусе под всевозможные тяги и рули - только БК двигатели ходовые и маневровые в открытой воде.
Ну, и еще кое какие дилетантские наметки по самому конструктиву.
Только я весьма далек от серьезного засучивания рукавов. Просто к слову пришлось.

praktik_1974

Я так же как и вы практически в одиночку занимался данным вопросом.
В данный момент идея остается актуальной, но немножко сдвинулась во времени. На то есть веские причины. Но близок тот час, когда все пойдет с новой силой. А пока, если вы не против, хочу присоединиться к вашему проекту. В обсуждении и разработке новых технических решений.
В месте как говориться веселее.
С ув. Иван.

praktik_1974
гость:

Надо делать компенсацию противовращения от винтов.

Я так понимаю у вас два винта, то сделайте их направления вращения встречным. Ну а если один, то будит сложнее. Нужно думать… Как вариант, подводные крылья для стабилизации.

гость:

К тому же это обеспечит хорошую защиту от винтов ребенка.

Тут однозначно… Безопасность прежде всего.

гость:

Надо еще для большего куража добавить на борт хорошую подсветку из светодиодов, включаемую отдельной командой.

Для нужд своего аппарата уже сделал PPM -swich трех канальный.
Но этот прибамбас имеет смысл если на вашем передатчике есть фиксированные переключатели. Ну и само собой дополнительные свободные каналы.

PPM_Dekoder&Swich_3Chenel.rar

гость

У одного из моих аппаратов (более ранняя версия) два мотора с разнонаправленными винтами. У него проблем с устойчивостью хода нет никаких.
У второго (того, что описывал в последних постах), с одним мотором и управляемым центром тяжести, наблюдается влияние на маневренность отдачи от винта.
Так называемое контрвращение корпуса.
Чтобы его скомпенсировать я немного развернул продольную ось винта относительно корпуса лодки. Это позволило скомпенсировать отдачу, и выровнять ход.
Во всех подобных изыскательских работах на первый план выходит практическая отработка получаемых результатов на большой воде. Ванны недостаточно.
Сейчас жду начало сезона.

гость

praktik_1974, честно говоря, я далек от водной тематики по-взрослому, тем более от создания ROV аппаратов. Да и создаваться аппарат должен не абстрактно, а под конкретный перечень задач. Это принципиально.
Начальные проработки телеметрии также несомненно важны для подводной тематики, но это должно делаться в комплексе всего дуплексного тракта управления.
Мне кажется гораздо актуальнее начинать с проработки дуплексного УЗ канала борт-берег. По-моему, тут много интересного для проработки.
Тем более, что данная тема очень близко переплетается еще с одной - системой подводной коммуникации между дайверами.
Совсем не понятно, почему в данных темах еще так много белых пятен.

Для затравки разговора хочу привести в качестве примера начинку обычного китайского эхолота с глубиной замеров до 40м (см.фото). Поражают простота реализации, и мизерные энергетические затраты устройства. Работает девайс от миниатюрной батарейки CR2032.
УЗ посылка проходит дистанцию около 80м, и отлично принимается своим пьезиком. Что мешает заставить нести подобные посылки полезную информацию в обе стороны?
Есть над чем подумать.

praktik_1974
гость:

Мне кажется гораздо актуальнее начинать с проработки дуплексного УЗ канала борт-берег.

Была такая мысль в начале проекта, но ввиду недостатка информации временно отказался. Хотя идея очень перспективная и сама по себе интересная. С удовольствием приму участия (при наличии исходного материала) в обсуждении и реализации в меру своих способностей. Для себя пока наметил повторить мини -сонар, для более наглядного понимания принципов работы данного уст-ва. С аналоговой частью все как бы понятно, а вот контролер и ПО совсем другое дело. В общим буду пробовать, потому как очень много средств и времени вложено в данный проект. И к тому же, это УЗ устройство будит непосредственно участвовать в “автопилоте”. Постараюсь отснять краткий видео обзор маршевого движетеля, его устройство. Мож кому будит интересно.
Касательно того фото что у вас, так там нужно садится и разбираться, а в процессе я думаю мы дойдем до поцессора и того самого ПО + wi-fi или Bluetooth. И это придется перезаточить под себя.
Хотел прикрепить архив со схемой мини сонара, но не влазит собака 😦
Вот сюда кинулru.files.fm/u/6f3arem2

гость

Увы, повторюсь - любой ROV аппарат должен создаваться под конкретные задачи и условия эксплуатации. Они и определят его конструктив и начинку.
Лично у меня в задумках совсем простой вариант. Скажем так, небольшой несущий катамаран с борта которого можно опускать на кабеле видео камеру в герметичном боксе. Интересуют глубины не более 10-15м. Для просто посмотреть фауну, дно водоема, замерить глубину, сделать подводное сэлфи. Для развлекухи.
Управление стандартное по радиоканалу 2,4. Зато онлайн камера FPV с записью на флэшку. На экране на берегу отображается: глубина места, глубина погружения, напряжение бортового аккумулятора, режим съемки (фото/видео), режимы подсветки.
Чуть позже добавлю к подводной камере (по секрету от дочки “зеленой”) дистанционную электронную удочку.

гость

Продолжу свою хоббийно-исследовательскую тему.
Обратил внимание, что занятие чем-либо ради самого процесса достаточно быстро наскучивает.
Будь то полеты на коптере, плаванье на лодках (пусть даже драйвовое с брызгами и ныряниями), радио связь на СиБи ради самой связи и пр. и пр., если не имеет какого-то утилитарного применения и цели, очень быстро теряет смысл, либо становится уделом гика.
Уже стал ловить себя на том, что уже стал не так важен конечный продукт, как сам процесс его создания.
В этой связи захотелось замутить что-то такое развлекательно-полезное, чтобы получилось интересное и нужное прикладное применение.

На этот раз решил поставить на стапели некий многофункциональный аппарат подводного применения. Полностью соответствует объявленной теме.
Для водных отпусков, пляжной развлекухи, обычных и подводных рыбалок, поиска на дне потерянной мелочевки, для исследований и наблюдения фауны, рельефа и глубины дна, для подводных сэлфи.

В первичных набросках видится следующее.
Небольшой несущий катамаран с двумя БК моторами в воде. В центральной части несущая платформа с емким аккумулятором, лебедка, эхолот, приемо-передающая аппаратура.
На лебедке погружная ТВ камера с максимальной глубиной погружения в пределах 10-15м. Чуть ниже камеры (-0,5…1м) переключаемая (ИК/световая) светодиодная подсветка, свмещенная с маломощной электронной удочкой.
Трансляция видео с борта по усиленной WiFi линии (дальность в пределах 150-200м) на любой стандартный смартфон (планшет). Управление по стандартной 10ти канальной аппаратуре 2,4гГц.
На картинку с борта наложена OSD информация только по бортовому питанию и времени работы.
Данные эхолота о глубине дна, текущей глубине погружения камеры и наличию рыбы, или посторонних предметов на штатном мониторе приемника эхолота.
Кабель к подводной части комбинированный для ССTV Orient CVR 15м.
Весь комплект хочу сделать в “дипломате” предельно компактным, и удобным для переноски.

Пару слов о подсветке при подводной съемке.
КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя делать подсветку так, как сделано сейчас во всех подобных камерах - совмещать их в одном корпусе. При малейшей мути и взвеси в воде перед камерой будет происходить ее засветка.
Они должны быть разнесены и сориентированы исходя из условий проводимой съемки. Это накладывает определенные условия на конструктив нижнего подвеса камеры, подсветки и электронной удочки.
Я решил сделать направленную подсветку и электронную удочку в одном флаконе. Этот флакон будет размещен в рабочей зоне съемки камеры.
Электронная удочка будет минимальной мощности (20-30Вт) с локальным радиусом воздействия в пределах 1м. Больше не надо, да и крайне вредно для окружающей мелкоты. Управляться удочка так же, как и подсветка будет дистанционно с берега.

Вот такой очередной проект.

praktik_1974

Грандиозно!😎
Если все будит хотя-бы на половину, как Вы заявили, со своей стороны, помощь по системе OSD по вашим минимальным требованиям гарантирую.
С ув. Иван

гость

Та не-е, ничего грандиозного. Очередной девайс для развлекухи.

Пока только примеряюсь к возможной комплектухе.

air-hobby.ru/katalog/…/294-modul-mini-osd.html - модуль OSD для наложения на картинку с камеры данных о напряжении питания и времени.

ru.aliexpress.com/item/…/32830633821.html - 10-ти канальная аппаратура радиоуправления.

ru.aliexpress.com/item/…/32826563502.html - видеопередатчик по WiFi

pleer.ru/product_401272_Orient_CVAP_10_kabel_dlya_… - комбинированный кабель

ru.aliexpress.com/item/…/32784065681.html - видеокамера

В части OSD особо не буду заморачиваться - простая готовая платка.
С надводной плавучей платформой-катамараном вообще никаких вопросов.
Прикинул схемку простенькой электроудочки.

Сейчас прокручиваю в голове варианты общего конструктива подводной части.

praktik_1974

Теперь это все остается “подружить”. Движитель с регулятором остаются прежними?
Для полного и правильного функционирования эл. удочки, нужно добавить к вашей схеме выходную часть с этой схемы.
elektroudochka.files.wordpress.com/2017/…/31.jpg?w…

гость

В части “подружить” выбранные узлы - пока засад не вижу. Все в типовом включении, вроде как должно нормально работать.

Выбор движков и контроллеров управления пока не делал. Запасы есть, и есть из чего выбирать. Да и не первостепенно это сейчас.

Кстати, насчет схемы удочки.
Обычно стараются выжать из них максимальную мощу и отдачу. Делаются мощные преобразователи с накопительными кондерами на выходе, которые циклически разряжаются через воду. Мощности сотни Вт.
При этом цикличность разрядов задается именно той частью, что вы предложили добавить на схеме. Можно и так.
Но я остановился на предельно упрощенном и менее мощном варианте, в котором самим задающим генератором формируются циклические одиночные импульсы выбранной скважности.
Мощность подобной схемы ограничена несколькими десятками Вт, что мало для обычной электроудочки “коврового бомбоментания” в большом радиусе, но отлично подходит для локальной охоты на одиночных рыбешек, или раков (крабов) попадающих в ближнее поле зрения камеры.
Да и не придется бояться, что кто-то из случайных купальщиков поблизости всплывет вверх брюхом.

Гораздо сложнее оказался выбор составного кабеля для лебедки. Он должен быть достаточно прочным, но тонким; многожильным, но способным сворачваться в малый радиус и распрямляться; пропускать большие импульсные токи, но не давать наводки на сигнальные цепи.
Пока не очень вырисовывается механизм изменения наклона камеры со штангой подсветки и электродами удочки. Как их сделать, чтобы не цепляться за водоросли или торчащие арматурины на дне.

Уже лезут мысли о простейшем сачке для подъема со дна какой-то мелочевки, рапанов, рыбы или крабов.
Пока сам еще не определился с окончательной концепцией.

Игорь_Петрович

хмм для рыбнадзора не будет разницы в мощности браконьерской снасти , размер наказания не зависит от мощности а выловить манипулятором добычу… да и размер добычи при такой мощности – это только как работа контактным электрошокером

гость

Правильно подмечено - это скорее локальный электрошокер, нежели электроудочка. А визуально ее наличие на борту определить просто невозможно.
Да и не рыбак я. Это скорее для исследовательских целей, и совсем чуть-чуть для азарта.
Хотя вопросы воздействия электрических полей на рыб и живых существ давно исследованы и описаны.
Особенно восприимчивы к электрическому воздействию щука и карповые породы. Уже при напряженности всего 50мВ/см они впадают в “анодный эффект”, и как зомби идут на анод. А при бОльших перепадах впадают в анабиоз.
Особенно радует, что даже слабых внешних электрических полей боятся акулы.
У более продвинутых серферов уже есть подобные безопасные для себя “электрошокеры”, формирующие редкие циклические разряды.

гость

Реализация подводной электроудочки как раз вопросов не вызывает. Можно сделать под любую задачу и вкус.
Также никаких проблем с конструктивом несущего катамарана. Он вообще делается в течение нескольких часов.

По-началу возникли непонятки, как сделать лебедку для спускаемой части. В части выбора типа кабеля, и стыковки крутящейся катушки с ним со “стационарной” частью. В смысле, чтоб не перекручивался кабель.
Но позже нашел решение - электронную часть разместил внутри катушки. Быстросъемный аккумулятор питания расположится вне катушки, и будет подсоединяться к схеме через ее торцы.
В качестве кабеля выбрал стандарный сетевой кабель 26AWG (четыре витые пары).
ru.aliexpress.com/item/…/32847997944.html
По нему идет управление положением камеры, подсветкой, электроудочкой, и передается наверх видеосигнал.

Остается непонятным, как замутить подводную часть - камеру со штангой подсетки, совмещенную как-то с сачком-электроудочкой, и как управлять положением этой конструкции, висящей на кабеле.
Как бы не пришлось замахнуться на более серьезный манипулятор.

praktik_1974

Вопрос по электроудочке- где будит находится сам преобразователь с повышающим трансформатором?
Ну и сам источник питания. И как будут воздействовать высоковольтные импульсы на остальное эл. оборудования?

гость

Сам преобразователь, включая транс и накопительно-фильтрующий кондер по питанию, по объему с пол пачки сигарет. Будет размещаться в герметичном боксе вместе с ТВ камерой.
На него с верхнего борта идет своя пара проводов питания в сборном кабеле. Ток в пределах 1-2А только в разрядном режиме. В это время могут быть небольшие горизонтальные полоски на ТВ картинке. Ни на что другое влияния не будет.

Для питания всего девайса (ходовой и всей электроники) на верхнем борту два быстросменных аккумулятора в параллель 4S 5Ач. Это несколько часов непрерывной работы.