Маленький Ан-140 (размах 1,5м)

Orel
EVIL:

Просто ровная доска для этих целей не очень подходит, а городить стапель не очень хочется. Поэтому делаю так: беру 2 доски толщ. 15мм (просто такие нашел) кладу их на пол, благо, что он ровный и ставлю на 2 доски фюзеляж.

Так?😒

EVIL

Не совсем) Доски берутся короткие и подкладываются поперек, одна спереди и одна сзади. Всё бы ничего, но у этого самолета есть выступающий аж на 8мм за обвод фюзеляжа, зализ шасси. А так можно было бы и без досок:)

EVIL

Попробовал сделать переднюю часть зализа шасси. Не думал, что хорошо знакомая для меня поверхность окажется такой сложной в реализации. За 4 часа вечером после работы удалось склеить лиш одну половинку. Поверхность пока не обрабатывал, оставлю это на завтра. На фото виден след от предыдущей попытки выклеить оболочку без матрицы. Ну ничего, я думаю прорвемся.Возникла еще проблема: Колеса оказались в диаметре 55мм вместо 48 расчетных. Я когда заказывал колеса, понадеялся, что 2 дюйма - это 50мм. Вот теперь думаю: мож нижнюю часть шпангоута № 9 перенести назад на 7мм? По-моему если этого не сделать, то идею складного шасси можно похоронить.

salat

вы бы прикупили простой сканер и детали перед вклеиванием сканировали. самолет то красивый получается весьма, можно потом было бы буржуйскому резчику продать например.

EVIL
salat:

детали перед вклеиванием сканировали

Вы имеете ввиду листы обшивки?

EVIL

Итак, готово хвостовое оперениеB-) Стабилизатор сделан по стандартной технологии изготовления плоских стабилизаторов. Внешние кромки сделаны из бальзовых реек 6х6мм, внутренние, на которых навешиваются рули высоты 6х8, а перемычки - 3х6мм. А вот фин и руддер дали по мозгам😵. Изначально хотел сделать вертикальное оперение плоским, но потом передумал. Все-таки у плоского киля вид будет не тот, да и жесткость на кручение существенно меньше, чем у кессонной конструкции. После недолгих раздумий, были разработаны нервюры киля, нарезаны заготовки и сегодня ВО было окончательно собрано. Киль был сделан по стандартной наборной схеме с замкнутым кессоном носика киля. Сначала собирается каркас киля, затем он крепится на фюзеляже, пока там отсутствуют панели обшивки и есть свободный доступ вовнутрь. После того, как каркас смонтирован, по месту изготавливается форкиль. На этой модели он плоский и набран из бальзовых реек 6х3мм, внешний контур из бальзовой рейки 6х6мм, а примыкающий контур к фюзеляжу - из 2 бальзовых реек 6х1,5. Киль 2 лонжеронный, на заднем лонжероне навешивается руддер, передний облегченный служит для крепления киля к фюзеляжу и образует часть кессона носика киля. Полки переднего лонжерона сделаны из тяжелой бальзы 1х6мм, обшивка носика киля из легкой бальзы 1мм, стенка между полками лонжерона из легкой бальзы 1мм. Задний лонжерон сделан из бальзы 3мм, а его полки из тяжелой бальзы 7х1мм. Нервюры киля сделаны из легкой бальзы 1,5мм методом наклейки на бальзу бумажных шаблонов и ручной резки с помощью ножа. После небольшой доработки напильником, то есть наждачным бруском, хвостовое оперение готово к обтяжке.😁 Стабилизатор пока не установлен, сделаю это позже, когда решу, как поступить с приводом руддера.

EVIL

В поисках решения, как спрятать приводы рулей, понял, что можно спрятать либо приводы РВ либо приводы РН. Вклеил стабилизатор. Больше никаких умных мыслей не было, поэтому решил оставить работы по хвостовой части на потом. Начал обшивать носовую часть, на данный момент обшит низ носовой части. Самый передний отсек будет изготовлен из синего пенопласта по шаблонам. Он будет демпфером от каких-либо небольших ударов, чтобы не ломалась деревянная конструкция. На Ан-72 здорово помогает, особенно последний раз на посадке, когда он врезался в покрышку от автомобильного колеса. Верх кабины будет съемным для доступа к передней стойке шасси, а может быть и для замены батареи. Сейчас есть каркас для зашивки верха кабины бальзой, наверное чуть позже попробую сделать прозрачные стекла. Только вот думаю: надо ли? Ведь тогда придется чем-то закрывать внутренности фюзеляжа или затемнять стекла, а тогда нет смысла в прозрачных стеклах. Далее, неизвестно, где будет батарея. надо собирать хвост и смотреть, где будет ЦТ, а то сейчас при размещении батареи в носу перед кабиной, она сильно перевешивает хвост, а кроме нее, в носу еще будет передняя стойка шасси.

EVIL

После усиленного кипения мозгов решил, что будет лучше, если сделать скрытую проводку управления на руддер. Все-таки торсионы имеют свойство терять угол поворота под нагрузкой. Для руддера это очень некритично, тк он является не основным органом управления моделью в воздухе, да и может вообще не понадобиться для управления в полете. А вот на рули высоты желательно иметь жесткую проводку управления. К тому же не будет тяги на верхней части фюзеляжа, что наверно тоже хорошо.😎 Торсион привода руддера с тягой установлены. Решил, что не буду делать крышку для доступа к этому узлу. Там все равно очень трудно будет что-то с ним делать, тк все мелкое и очень неудобно расположено. Ну если надо будет, разрежу обшивку.

flying_yogurt

Константин,обратите внимание,как делает Орёл в подобных ситуациях.Я тоже проникся.Просто в обшивке сделайте прорезь заранее в виде лючка и ограничьте его на вваливание внутрь.При необходимости плёнку вскроете незаметно бритвой и это даже видно не будет.Торсионы лучше применять большого диаметра.Лучше всего трубку из стекла в два слоя диаметром равным скруглению профиля руля.

EVIL

Вся проводка управления хвостовым оперением уложена и хвост зашит бальзой. Завтра наверно обработаю наждачкой, мож какие косяки вылезут. По идее не должны 😎

EVIL
flying_yogurt:

Константин,обратите внимание,как делает Орёл в подобных ситуациях

К этому трудно что-то добавить. Валерий молодец. Я с удовольствием читаю его темы, так же как и ваши и Андрея Федоренко. Есть чему научиться, есть новые горизонты, к чему стремиться. Побольше бы таких людей!

PS: Если бы в темах Валеры картинки были поменьше (или хотя бы миниатюры), было бы замечательно, тк большие картинки сильно жрут трафик, поэтому смотреть приходится ночью, когда цена за мегабайт в 2,5 раза меньше.

EVIL

Сегодня склеил “камбалу” - съемную часть кабины. Пока ничего не шлифовал, похоже придется переделать боковые части панелей обшивки передней части. Бальза высохла и провисла. Что поделаеш… лень-матушка… Нет бы хотябы 2 полосы сделать.

EVIL

Теперь работы по самолету продвигаются очень медленно. Сделаны наиболее крупные детали и теперь идет работа по зализу крыла, предстоит работа по обтекателю шасси. Исправлена ошибка с провисом бальзы, отшлифована часть морды, изготовлен типа обтекатель передней РЛС из синего пенопласта. Как бы ничего особенного, но крупные детали веселее получались.

EVIL

Решил попробовать сконструировать основную стойку шасси. По задумке, шасси на этом самолете убирающееся. Макет есть (см выше), значит почему не попробовать? Технология как всегда из разряда запредельных фантазий. Стойка шасси убирающаяся, значит будет поворачиваться на продольной оси. Ось была сделана из карбонового стержня диам. 4мм. Теперь сомневаюсь в правильности этого решения. Дальше все просто: сама стойка набрана из березовых реек 10Х1,5, в конструкции присутствуют стеклонити в основных направлениях максимальных напряжений. Честно говоря, стойка получилась тяжелой и ее прочность явно переизбыточна для этого самолета. Рычаг набран из 4 слоев вышеупомянутых пластин и обмотан по периметру стеклонитью и проклеен Локтайтом. Обматывать надо хорошо, тк при наезде на камешки его может порвать. Вообще, надо было делать рычаг из белого пластика, в этом случае ремонтопригодность выше, а вес меньше. Демпфер рычага сделан из микропористой резины. Очень удачная конструкция, на последних маленьких моделях показала себя лучше, чем традиционный амортизатор от машинок.

EVIL

Собрал механизм складывания стойки по временной схеме, без фиксаторов осей. Работает молниеносно, уже пожалел, что сэкономил 20гр веса в пользу сервы С-05. Усилия от стоек, при боковых нагрузках, на серву не передаются, т.е. можно ставить любую серву, которая поднимет 2 такие стойки. Проволочная тяга, изогнутая буквой “ЗЮ” - это результат поиска нужной пространственной формы тяги, чтобы подвижные части механизма не задевали друг за друга. Понятное дело, что чистовой вариант будет выглядеть по-другому.

flying_yogurt

Константин,у вас отличный потенциал и творческий запал…но,явно,вы спешите.Не разгоняйтесь ради публикации,делайте модель для себя.Хоть месяц,хоть полгода…но аккуратно.А мы с удовольствием подождём.
А механика у вас правда хорошая.Мне понравилась.Но напрасно вы думаете,что переборщили с прочностью шасси.Там ещё есть что укреплять.😃

EVIL
flying_yogurt:

Не разгоняйтесь ради публикации,делайте модель для себя.Хоть месяц,хоть полгода

Я подробно описываю процесс пока есть возможность. То, что здесь описывается, строится без напряга. Видать пока нет проблем с чертежом, процесс строительства идет гладко:) Мне не трудно строить и поддерживать тему:). Просто потом отберут фотоаппарат и будет как в теме про Ан-70.
А вот полгода я не могу строить, тогда я не полетаю на этом самолете в этом году, а жизнь так хрупка, что ну ее нафиг. Да и через год уже никакого желания продолжать строительство. Самолет делается для себя, чтобы летать. Может когда-нибудь и созрею сделать что-нибудь для соревнований, но это будет когда я буду жить на материке, чтобы можно было попробовать поучаствовать, а пока не получается.

EVIL

Наконец-то снова добрался до самолета😁 Сделал вторую стойку шасси и начал делать обтекатель для шасси. Половина обтекателя уже готова. Несмотря на то, что все панели обтекателя имеют форму двойной кривизны, делается он несложно. Наиболее сложный участок, ближе к хвосту самолета, сначала набирается из продольный ребер жесткости, а сама обшивка набирается из нелинейно сужающихся полос бальзы. Полосы между собой склеены клеем Локтайт и места склейки усилены бальзовыми рейками 1,5х5мм. Полосы обшивки подгоняются по месту вручную и загибаются так, чтобы получить поверхность нужной кривизны.

EVIL

Сегодня решил позаниматься передней стойкой. В общем все получается😁. Стойка складная, как и основные, но только с несиловым подкосом уборки-выпуска. Все силовые нагрузки от сноса стойки назад при движении по земле во время руления и разгона, торможения будут восприниматься специальной накладкой на нижней стороне ниши шасси. Боковые стенки в районе навески оси сложения стойки тоже усилены аналогичными пластиковыми накладками. На них же будет держаться подкос уборки стойки. Внутри ниши будет смонтирована педалька для закрытия створок ниши. Сами створки пока не готовы. Они будут наборные из бальзы. Подкос тоже пока не готов, думаю, как с ним поступить, больше склоняюсь к навеске подкоса с одной стороны и неполному раскрытию подкоса после выпуска шасси. Короче подумаю. Серва привода поворота стойки поворачивается вместе со стойкой при уборке. Думаю может ввести какой-нибудь выключатель для прерывания плюсового провода в цепи сервы переднего колеса, при уборке стойки. Вот как-то так. 😃

EVIL

Окончательно разобрался с основными стойками шасси. Они работают! 😁😁😁 Складываются и выпускаются, в выпущенном состоянии становятся на упор и их никуда не сдвинеш, скорее поломается рычаг от боковых сил, чем сложится подкос стойки. Вот только убираются стойки не совсем так как хочется:), остается небольшой угол поворота, дальше которого стойки не убираются. Частично это можно объяснить тем, что это мои первые полностью самодельные ретракты и тем, что диаметр колес оказался чуть больше и не расходится с подвижными частями механизма, спроектированного на меньший диаметр колес практически без запаса. Ну эт ладно, как работает механизм, меня устраивает, серва нормально справляется со своей новой функцией 😎. Скорость уборки средняя, уборка занимает около секунды, столько же времени уходит на выпуск.

13 days later
EVIL

Пришла очередь крыла. Сегодня сделал пачку нервюр на обе консоли. Решил применить никогда не подводивший меня способ. Наклеиваем бумажный шаблон на бальзу и по контуру вырезаем нервюры. При незначительном утяжелении нервюр, повышается их прочность и упрощается обработка.