Самолет, похожий на ЯК-40

kakava

Облетал вчера 😒… если можно так сказать…

Вот как это было (несколько фото)

Видео будет немного позже.

В-общем самолет резко пошел вверх, сделал петлю и встретился с землей. Практически когда уже он шел вертикально вниз - убрал полностью газ.
Центр тяжести скорее задний. Где-то в районе 60% от передней кромки крыла. Может из-за задней центровки такое и произошло. Закрылки не выпускал.
Взлетная масса самолета получилась 2100 гр.
Буду клеить на место хвост. Был бы благодарен за полезные советы по креплению хвоста к фюзеляжу. Из материалов есть рейка липовая, пенопласт, клеевый пистолет.
Хвост просто вывалился от удара об землю из фюза. Машинки, стабилизатор, рули - все целое.

Потом, уже после летного происшествия, приклеив кое-как скотчем хвост на место решил попробовать как самолет будет разбегаться на тележке. Будет ли вообще он разбегаться?
Получается так:

  • без закрылок очень тяжело едет по траве. Проехал метра три

  • с выпущеными закрылками (угол примерно градусов 15)
    очень даже ничего разбегается.

Видео будет позже. По совету товарища решил доделать на саночках снизу ребра скольжения и увеличить угол отклонения закрылок.

flank

интересно, как вообще закрылки в данном случае влияют на ускорение? 😃
я конечно понимаю что влияют, но как мне кажется не так как у вас 😃
центровка 60, можно было даже не пробовать, уже понятно было что этим и закончится

Прочнист

Хорошей практикой было бы замерять центровку до первого полета… У мну як-40 тоже резво лезет вверх на полном газу.

kakava
flank:

интересно, как вообще закрылки в данном случае влияют на ускорение? 😃
я конечно понимаю что влияют, но как мне кажется не так как у вас 😃

Ну вот как-то влияют, я конечно не понимаю, но мне кажется именно так как у меня.

центровка 60, можно было даже не пробовать, уже понятно было что этим и закончится

Почему ж не пробовать 😃? Хотелось попробовать, попробовал. Щитаю ничего страшного.

Прочнист:

Хорошей практикой было бы замерять центровку до первого полета… У мну як-40 тоже резво лезет вверх на полном газу.

Буду добавлять в нос груз.

pilot43

Вы добавьте груза столько, чтобы центровка получилась 25%. И тогда ваш Як будет летать долго и щастливо.

flank
kakava:

Ну вот как-то влияют, я конечно не понимаю, но мне кажется именно так как у меня.

просто совпало, закрылки уверен ни при чем

kakava:

Почему ж не пробовать ? Хотелось попробовать, попробовал. Щитаю ничего страшного.

сразу поставили бы сразу 25-30%, ремонт возможно можно было избежать 😃 хвост только крепче приклейте

если есть возможность, двигайтей акб вперед, или емкостью побольше, чтобы зря груз не таскать.

а так думаю полетит у вас оно хорошо 😃

Valperal

В следующий раз потренируйтесь с запуском модели, мне кажется он дополнительно своим толчком придал модели движение вверх, а далее так как скорости нет и центровка слишком задняя - падение. Тут в одной теме уже писали, что импеллерные модели нельзя кидать вверх, им необходимо сначала набрать скорость.

EVIL

Можно я тоже посоветую? Самый рациональный запуск с руки: дайте полный газ, напарник должен толкнуть модель вперед и вверх под углом примерно 15 градусов. Если модель тяжелее килограмма, то лучше пробежать в момент броска несколько шагов для увеличения стартовой скорости. Не у всех получается хорошо кинуть 1,5-2х килограмовую модель. Сразу же после начала движения модели выровняйте ее по горизонту, а если необходимо, продолжайте набор скорости с небольшой потерей высоты. При таком старте у вас появится дополнительный метр высоты. Понятное дело, что кидать модель лучше всего против ветра.
-------------------------------------
Такое впечатление, что в момент броска был поднят руль высоты. Вообще это очень сложный момент, бывает приходится отжимать ручку от себя для сохранения тангажа. Бросок был выполнен хорошо.

kakava
EVIL:

Понятное дело, что кидать модель лучше всего против ветра.
-------------------------------------
Такое впечатление, что в момент броска был поднят руль высоты. Вообще это очень сложный момент, бывает приходится отжимать ручку от себя для сохранения тангажа. Бросок был выполнен хорошо.

Кидали против ветра. Напарник - опытный кидала 😃 Рули высоты в нейтрали были. Газ полный. Моя ошибка была в том, что оставил такой ЦТ. А надо было его сместить к носу.

EVIL

Центровка конечно тоже влияет, не спорю. Судя по поведению на рулежке по земле, действительно лучше ЦТ немного вперед.

kakava

Добавил груза в нос. Центровка примерно 25-30%

Вот что было:

Сердечно прошу прокомментировать возможную причину такого поведения самолета.
Основное отпишу завтра.

EVIL

Это сваливание. Надо двинуть ЦТ еще немного вперед.

30% это много для такого самолета и разница между 25 и 30% просто гигантская. У меня разные модели гражданских самолетов в разных конфигурациях летали с центровкой от 12% до самой задней 20%. Попытка поднять модель грузовика с 30% центровкой закончилась дровами, полет напоминал ваш случай. Создавая и облетывая небольшие модели гражданских самолетов, я понял следующее: если размах крыла примерно равен длине фюзеляжа, то можно начинать делать центровку с отметки 15-17%, если как в вашем случае размах существенно превышает длину фюзеляжа, да еще крыло расположено ближе к хвосту, то наверное здесь надо начинать с 10-12%, причем сразу не угадаеш, тк небольшой самолет такой схемы очень критичен к центровке. Есть еще куча факторов, таких как углы установки крыла и стабилизатора, вес модели, вертикальная развесовка, угол развала крыла (положительный или отрицательный), все это влияет на ширину поля допуска диапазона центровок для конкретной модели.

pilot43

Вы не обижайтесь пожалуйста, но беда кроется здесь:

kakava:

Центровка примерно 25-30%

Термин “примерно” недопустим. Если 25% - то 25, а не 20 и не 30.
Ещё возможно, что вы либо слишком энергично работаете рулями, либо расходы рулей излишне велики. Но скорее всего дело по-прежнему в центровке. Установите для начала точно 25%. По рулям максимальные отклонения в пределах 20мм.

boroda_de
kakava:

возможную причину такого поведения самолета

Присоединюсь к предидущим ораторам: Центровка задняя, двигайте вперёд.
Некоторые программы (напр. winlaengs) позволяют рассчитать центровку с учётом фюзеляжа. Он на данной модели далеко не маленький и результат рассчётов без фюзеляжа и с ним будут разительно отличаться.

Меня эта программа ещё ни разу не подводила
Русская версия Winlaengs

pilot43

Для справки: на настоящем Як-40 диапазон допустимых центровок 17-32%

kakava

Получается такая история. Взлет производил с выпущенными закрылками. Закрылки потом не убрал. Волновался, забыл о них напрочь, т.к. началась колбаса.

Последствия:

В руках то, что осталось от передней части фюзеляжа.

Вся электроника целая. Дома отрезал лохмотья, для восстановления думаю выточить сломанную часть из пенопласта и приклеить ее к самолету.

pilot43:

Вы не обижайтесь пожалуйста…

Ни в коем случае. Все понимаю, принимаю в расчет, учусь на этом. Даже буду благодарен 😃

Прочнист

Обидно за последствия, но это тем не менее опыт, он нужен.

Airliner-rc

мое ИМХО:
1 центровку двигаем вперед на 5%
2 умельшаем расходы рулей (элеронов много)
3 рулем высоты работать надо очень аккуратно - скорости мало у модельки, желание побыстрее ее от земли увести понятно, но надо проявить терпение в этом вопросе и дать самолету набрать скорость, так что рулем высоты совсем совсем чуть чуть вверх (градусов 5-10 не больше)
4 никаких закрылков в первых полетах!!! Ни на взлете ни на посадке.

В принципе есть неплохие темы в этом форуме по настройке моделей, в основном про пилотажки конечно, но принцип один для всех:
первые полеты делаются без механизации. В них подбирается центровка, тримируется модель и подбираются расходы управляющих поверхностей.
далее тестируются всякие прибамбасы типа закрылков (в разных режимах: с выпущенными шасси, с убранными и т.д.) - оттримированная модель загоняется повыше (подальше от земли), скорость снижается до посадочной и выпускаются закрылки. Смотрим как модель реагирует на них (парадокс, но некоторые модель задирают нос, некоторые клюют им же:) ). Потом закрылки убираются, модель сажается без них, далее настраивается микшер на передатчике для компенсации реакции модели на выпуск закрылков (рулем высоты либо вверх либо вниз), далее опять вылет, высота, выпуск, анализ реакции, посадка без, корректировка тримера и т.д.
Короче в первом полете я бы не рискнул механизацию трогать вообще…

14 days later
dreamer125801

Добрый день, взялся за вашу модель, крылья почти готовы, а вот фузеляж не понимаю как строить:), вроде на фото все выглядит просто. Если есть чертежи, можете выложить? крылья делаю без закрылок, только элероны. Из пенолистов рещил попробовать построить фуз, путем приклеивания слоями и выточки из него на токарном станке, чтобы добиться округлой формы, звучит безумно😵 но все же… и теперь что то сомневаюсь в его весе, опыта по постройке таких фузеляжей нет, если есть у кого, то помогите, спасибо заранее.

kakava

К сожалению, не имею авторских прав на этот чертеж. После падения и разрушения передней части фюзеляжа сам делаю разрушенную часть из пенопласта толстого