Bombardier DASH 8-100

Евгений_15

Самолет благополучно отлетал остаток сезона, без происшествий
Летает отлично, медленно и устойчиво, довольно энергоэкономичен, газ чуть меньше половины и можно больше 20 минут барражировать по воздуху медленно опускаясь и поднимаясь, отлично держит крены под 45 градусов, закрылки в полете и при посадке не требуются
Хорошо работает длинное основное шасси, проволока от дверных пружин отличный материал, крепкий и эластичный, намотанные пружинки за все полеты ни разу не отгибал назад. Методика крепления шасси в мягком пенопласте себя оправдала - никаких поломок даже при грубых посадках.
Тяги 0.65 для полета за глаза, но лучше иметь поболее, по подросшей травке самолет мог и не взлететь, в этом случае опускались закрылки, хоть и простые но весьма эффективные и самолет гарантировано взлетал.
Планерный профиль делает самолет довольно медленным и экономичным, отлично ведет себя в моторном режиме, однако в планирующем режиме, скорость настолько мала, что приближается к критической.
Копийное крыло тем не мене показывает свой коварный характер, контроль скорости и тяги обязателен даже на легкой модели.
Данный самолет даже при небольшой тяге невозможно сорвать, очень устойчив, летит снижаясь с поднятым носом но не закручивается. В планирующем режиме. если контролировать тангаж может лететь долго и очень медленно, но чуть приподнимаешь нос - потеря скорости и классический срыв. Планирующий режим для узкого крыла оказался опасен и чуть не послужил причиной краша, когда при работающем рядом ДВС, я потерял контроль над звуком моторов и при заходе на посадку перетянул ручку газа так. что винты остановились. При выравнивании у земли, самолет потерял скорость и с высоты полуметра с креном упал на землю. Парирование крена элеронами перевалило его на другой бок. Винты в режиме тормоза их остановку я не заметил. К счастью из за ошибки пилотирования самолет не пострадал.

EVIL

Люблю читать такие подробные рассказы. Думаю, другим желающим построить подобный самолет это пригодится. Спасибо, Евгений!

Wild_Falcon
Евгений_15:

Копийное крыло тем не мене показывает свой коварный характер

А крыло разве не расширялось вообще? Смотрится довольно широким, на фотках реального самолета уже.

Евгений_15

У этого прототипа не самое узкое крыло, у иных самолетов есть еще поуже.
Глядя на чертеж своего крыла, с трудом верилось, что оно будет нормально летать. Поэтому на всякий случай центроплан увеличил примерно на 3 мм. и концевая хорда на 5мм.

Это было первое мое крыло такого плана, самолет боязно было поднимать в небо, но полеты показали, что эти миллиметры мало на что повлияли бы. Копийные хорды - центроплан 16.5 см., концевя 9.5 см. далеко не самые узкие, у АН-140 мне кажется уже, особенно концевая.

Самолет сделал свое дело - боязнь узких хорд преодолена, такие крылья могут летать, однако надо при полетах соблюдать внимательность и аккуратность. И конечно вес - что наиболее трудно достижимо

Еще один вывод, который я сделал - размер до 1.5 м. это не для копийных самолетов. Лучше начинать с 1.8 - 2м. Будь у этого самолета концевая хорда 5 - 7 см. неизвестно как он бы летал.

EVIL
Евгений_15:

у АН-140 мне кажется уже

Концевая хорда 1,3м, корневая 2,5м.

kvn543

Женя, всю тему слышу “планерный профиль”. А так хочется его увидеть…😇 Может пропустил…

Евгений_15

В моем масштабе было бы корень около 160 мм. и концевая около 80 мм, явно уже.
Если сделать до килограмма с батарейкой, будет хорошо летать, такой АН-140 у тебя был , Константин, видео этой модельки очень вдохновляло.

Для полетов с травы и более менее путевой отделкой такой вес сделать трудно, надо увеличивать размер, прирост веса при увеличении размера не очень высок и хорды пошире будут лучше работать

kvn543:

Женя, всю тему слышу “планерный профиль”. А так хочется его увидеть… Может пропустил…

Пост №6 и №10 там их много, выбрал и реализовал NACA 6411
По сути это выпукло-вогнутый профиль который мы в детстве делали на свободно летающих моделях

Airliner-rc
kvn543:

“планерный профиль”

серия HQ тоже хорошо себя ведет на стреловидном крыле

8 months later
Евгений_15

Хотел снять видео с крыла самолета, получился только взлет и не много полета. Камере в виде брелка уже много лет, умерла батарейка. Трава на поле подросла взлетать тяжело, надо применять закрылки. Не думал, что его так трясет на взлете, шасси надо крепкое. На 23 секунде на тени виден пупок камеры на конце крыла. Надо сказать на узком крыле довольно сильно мешала полету, самолет сильно тянуло в сторону на это крыло, полет был на ручке. На других самолетах с “нормальными” крыльями такого эффекта я не наблюдал.

Геннадий_83
Евгений_15:

Трава на поле подросла взлетать тяжело

Я бы вообще не рискнул взлетать с такой ВПП ))))))))))