Boeing-737-500 Донавиа M1/30 восстание фараона
видно
Предлагаю закончить споры о видимых и невидимых картинках.
На десерт посмотрим несколько фото, как создавались стойки шасси и что из этого получилось.
Сначала был сделан чертеж.
Затем, был нарисован эскиз в натуральную величину. Вроде глаз не режет, значит, явных компоновочных косяков нет.
Теперь, когда все предельно понятно, можно начинать строить. Пилим, режем, клеим. Без комментариев.
Вот тут заострим внимание на треугольных амортизаторах из микропористой резины
Пара готовых стоек
Примеряем их на крыло
В сложенном состоянии
Вес стоек превзошел мои самые пессимистичные прогнозы. 4 гр на стойку! Я рассчитывал хотя бы на 5, а там как получится.
Ни разу не легкие колеса. Но, похоже придется с этим смириться. 2,5гр/колесо для 35мм и такого качества наверное неплохо. В общем, простили и забыли. Все равно альтернативы нет.
Костя, на снимках ног с крыльями, стойки стоят наоборот? (проушинами для подкосов наружу) или что то замышляется оригинальное? Амортизаторы +100 - классика для легких ЛА!
стойки стоят наоборот?
Нет. Правильно стоят.
При сложении стойки, угол образуемый стойкой и подкосом будет стремиться к 180 градусам. Задача этих выносных проушин не допустить этого.
Чуть позже, когда появятся подкосы и привода, вы все увидите.
Костя а двухзвенники как делал?
Это покупные, снятые с хоббикинговских стоек, знакомые штучки.
Созрела идея как сделать предкрылок на модели. Были такие версии:
-
Сделать отклоняемый вниз носок крыла. Благо, на данном прототипе предкрылки широкие.
-
Сделать предкрылки с выносным шарниром, по принципу закрылков. Закрылки с этой системой уже давно хорошо освоены.
Вариант 1 подкупает своей простотой, но настораживает резким переломом профиля крыла при опускании носка, что может вызвать некие последствия. Ведь ступенька это не просто взятая от балды дужка. Поэтому, решил повоевать с вариантом 2.
Вырезан кусок ядра, где будут предкрылки и часть носка под предкрылками
Затем были изготовлены стенки из бальзы и приклеены к носку крыла. Нам надо будет работать с пенорезкой, а заготовка не мягкая, а очень мягкая.
После того, как клей высох, устанавливаем носок на вот такую приспособу. Теперь заготовка носка точно не будет гнуться и никуда не денется.
Отрезаем ядро предкрылка
А вот носку не повезло. Я забыл вытащить булавки и они не дали струне правильного хода. Струна зашла в тело носка и заготовка была приведена в негодность. После этого, я взвесил за и против резки новой заготовки из пенопласта и решил пустить в ход старую добрую потолочку. 😍 Носок склеен из нескольких пластин потолочки и обработан до необходимой формы.
Вес крыла в таком виде 48 грамм.
Все сходится. окончательная подгонка будет после оклейки заготовок бальзой. Об этом позже, когда придет время.
Теперь продолжим заниматься шасси. Найдены оптимальные соотношения длин рычагов и их расположение. Убеждаемся, что в сложенном состоянии стоек, колеса ложатся по наружнему контуру фюзеляжа.
Участки лонжерона, куда будет смонтирована ось навески стойки шасси усилены листом стеклопластика
Вот так получаются листки стеклопластика из стеклотекстолита. Колется не очень охотно.
Оси основных стоек шасси. Карбоновая труба 4х2мм. Изначально думал сплошной стержень 4мм использовать, но передумал.
Стойки смонтированы на своих осях, изготовлены силовые подкосы из 2 слоев стеклотекстолита. Осталось приводной рычаг изготовить и придумать как его приколбасить к самолету.
А вот эта картинка наглядно поясняет, зачем кронштейны подкоса сделаны внаружу, а не внутрь. Были бы кронштейны сделаны наоборот, в сложенном положении стойки, был бы слишком малый угол между подкосом и стойкой, вследствие чего увеличилось бы усилие на рычагах, для подъема стойки.
Костя, а чем будешь выпускать предкрылок? Отдельной сервой или одной общей с закрылками?
Хотелось бы 1 сервой выпускать всю механизацию.
В принципе это вполне решаемо;)
Это понятно было и ранее, но ведь того же эффекта с меньшей нагрузкой на машинку можно получить сместив кронштейн ниже по ноге и во внутрь, а ось поворота качалки от центра модели. Тогда и в убранном состоянии нагрузка на качлку сервы уменьшилась бы. Препятствием такой схемы (или той что я рисовал с блокировкой), может быть только компановка в пределах обводов модели, чего я, пока, плохо представляю. В моем представлении, что-то такое…
того же эффекта с меньшей нагрузкой на машинку можно получить сместив кронштейн ниже по ноге и во внутрь, а ось поворота качалки от центра модели.
Я бы с удовольствием сделал бы так, как вы нарисовали, но эта кинематика не впишется в габариты соединения крыла и фюзеляжа.
Переживем как-нибудь.
Вот одна из картинок в предыдущем посте, на которой видны основные контуры, где расположено основное шасси. На этом фото стойки перепутаны местами.
даже если смещать проушину вниз по стойке, придется удлинять приводной рычаг подкоса и переносить его ось к середине самолета. А туда бы еще серву на закрылки впихнуть, да рельс с кареткой для привода уборки шасси.
Костя, выше хорошо видно, что проушина нах-ся не далеко от борта фюз-жа. Если её сместить вниз по ноге, то она попадет под фюз. и можно будет за нее тягать из фюз-жа даже обратным ходом, т.е. представь, подкосы под 45 град к горизонтали, пересекают центр вращ. серв и соединяются с качалками серв. так сказат в крайней мертвой точке, теперь для выпуска сервы должны поворачиваться через центр фюз-жа до совпадения с подкосом по прямой линии. Если не понятно изображу. Останется, только расчитать длины подкосов и качалок и угол поворота серв.
И про предкрылки. В ваших старых темах (кажется) писал, что приходилось доработать модельку Як-3, которая при отрыве заваливалась, сделал постоянные предкрылки из 0,5 мм алюминия. В принципе и сдесь можно сделать подвижные из алюминия и даже спрофилировать перегибом в виде изогнутой капли. Вес при этом мизерный, а жесткость и аэродинамика вполне приличные, кинематика работы, думаю, труда не составит. С уважением!
За одно и блокируется, возможно в крайних положениях.
Спасибо, Иосиф! Идея класс. Пойдет на следующий проект. Этот уже буду добивать как есть.
За одно и блокируется, возможно в крайних положениях.
Схема очень хорошая и простая за исключением одного но. Серва нужна с отработкой 180 градусов. Обычная отробатывает 120 градусов.
Можно конечно переделать и обычную, но прийдётся лезьть во внутр , подпаивать дополнительные резисторы на потенциометр.
Схема очень хорошая и простая за исключением одного но. Серва нужна с отработкой 180 градусов. Обычная отробатывает 120 градусов.
Можно конечно переделать и обычную, но прийдётся лезьть во внутр , подпаивать дополнительные резисторы на потенциометр.
Это “но” в моделизме всегда присутствует и преодолевается! Спроси у Эйтнера Валерия, он должен быть в курсе. Вообще-то в ассортименте сервомашинок всегда были для шасси с 180 град. поворотом.
Спасибо, Иосиф! Идея класс. Пойдет на следующий проект. Этот уже буду добивать как есть.
А разве можно вот так вот подставлять серву под прямые ударные нагрузки по оси? Особенно если сервы легкие?
Меня это в первую очередь остановило от использования серв вместо винтового ретракта.
Спроси у Эйтнера Валерия, он должен быть в курсе
Валерий Оттович меня поставил на крыло за что ему и ОГРОМНОЕ СПАСИБО. Я в его моделке с 1986 года. К сожалению по таким вопросам он не консультирует. Вот ни как не могу его убедить завести электронную почту и зарегистрироваться на форуме.
А разве можно вот так вот подставлять серву под прямые ударные нагрузки по оси?
Серва с металическими шестернями к примеру в размере 9грамовой будет весить 14 гр.Нагрузка передаётся на корпус через втулку . Конечно и по зубам может получить. Поэтому приходится использовать с достаточным усилием для таких целей.
А разве можно вот так вот подставлять серву под прямые ударные нагрузки по оси? Особенно если сервы легкие?
Меня это в первую очередь остановило от использования серв вместо винтового ретракта.
Естественно, не правильно использовать приводы как стопорящие звенья, особенно, когда не нормируемые нагрузки будут противодействовать работе привода. Единственная возможность предотвращения такого противодействия, это использования положения “мертвых точек” привода, при условии запаса прочности привода для противодействия. Мы так не делаем, хотя используем наличие “мертвых точек” в кинематических цепочках, но в 3-ем и более высоких звеньях, а здесь второе звено, и это выбор Константина.