Goblin 700 RAW Nitro (Benzin)
Упал сегодня при выполнении авторотации. Моя ошибка. Дул сильный ветер 8-10м/с, а я, самоуверенный, никогда при таком ветре не выполняв авторотации, на высоте ~70метров щелкнул холд. И началась борьба за аэродинамическое качество, что бы долететь поближе к себе и не упасть в ангарах.
Из-за своей парусности и сильного ветра верт немог набрать нужную мне скорость относительно земли (против ветра), а я его все больше и больше наклонял к себе по тангажу и одновременно уменьшал шаг. Верт при этом очень быстро терял высоту, а ротор не раскручивался из-за чего я и начал паниковать. Обычно я ротирую с положительным шагом и 2-4м/с поступательной скоростью, а в этот раз нештатная ситуация, отрицательный шаг, большая вертикальная скорость и на высоте ~2-3 метра, видя что обороты очень малы я дал максимум позитивного шага. Верт как камень свалился вниз абсолютно не погасив вертикальную скорость.
Повреждения минимальны. Есть след от удара лопасти по хвостовой балке. Один рычаг цапфы разболтался и как следствие сбились настройки углов. Правый полоз слегка согнуло.
Все выше перечисленные повреждения я пофиксил наместе и долетал бак выполнив еще ~20 авторотаций, а уже дома довожу аппарат до идеального состояния.
Гарантийный ремонт О.S. - дерьмо собачье. Хотя чего я ожидал если о гарантии у них вообще нигде не сказано ни слова.
Что они сделали: напильником обработали старый поршень, поставили на него старое побитое кольцо и собрали все вместе используя старый задранный лейнер. Стопор пальца поставили новый 😃
Их гарантийный ремонт (если это можно назвать ремонтом) абсолютно не выгодное мероприятие. Продавец и я потратили больше оплатив пересылку, чем они на “ремонт”.
Буду ремонтировать сам. Все нужные запчасти у меня есть в наличии.
Разобрал мотор для инспекции после успешно вылетаных 30 литров. Все фото залил на GDrive. Мотор не мыл. …google.com/…/1fb_kL7ZXU5vD7Mi-LYRJl_Fm3KiN69Tn?us…
Здесь выложу лишь фото фрикциона который я делал из прокладки тут rcopen.com/forum/f140/topic567926/166
И сцепление
Фрикцион не особо то и изношен в сравнении с тем насколько был изношен стоковый с гораздо меньшим количеством раскруток. В день (не каждый) при тренировках авторотации я ротор раскручиваю по 30-50 раз. По грубым расчетам фрикцион пережил минимум 500 раскруток.
По мотору особо комментировать нечего, потому что его состояние не изменилось с момента первой инспекции rcopen.com/forum/f140/topic567926/196. Все так же видна сетка от резца на юбке поршня, жаровой пояс стенок цилиндра не касается, след после хонинговки по всей поверхности цилиндра присутствует. Сажи в картере заметно меньше, но это толи из-за того, что кольцо лучше притёрлось или потому, что крайние 10 литров я заправлял Е10 бензин (до этого всегда лил Е5). На поршневом пальце при его вынимании износ чувствуется, но пока не критичен. Люфт не чувствуется, а микрометра нет под рукой что б померять.
Переходим к самому главному. А что со стопорами? В этот раз я развальцовку посадочного места не наблюдал вообще. Стопоры в обеих канавках прокручивались без заедания. Наплыв материала поршня между ушками стопора отсутствовал. Оба стопора в разжатом состоянии на 0.3мм меньше в сравнении с новыми. Небольшие следы трения о палец присутствуют, но лишь слегка.
Пользуясь полученной информацией я могу сделать вывод (не точный конечно же), что происходит следующее:
- О.S. делают канавку стопора без радиуса и это факт
- стопор с радиусом эту канавку со временем развальцовывает создавая наплыв материала как между ушками стопора так и по бокам от него
- если не предпринимать никаких действий, то может случиться так, что ушко наедет на наплыв и окажется на уровне отверстия пальца, а дальше особых усилий, что бы вытолкнуть стопор в цилиндр ненужно
- если же мотор после некоторого пробега разобрать. Отверстие под палец в поршне развернуть. Наплыв между ушками стопора убрать и желательно заменить сами стопоры, и установить их провернув на 180 градусов от положения как они до этого стояли, то канавка стопора которая приняла его форму и имеющая к тому же наклеп уже не развальцовывается дальше, а стопор не вылетает.
Для собственного спокойства я все же поставлю новые стопоры и разберу мотор уже после следующих 20 литров. Надеюсь, а к этому идет, что поршневая переживет подшипники.
P.S. 30 литров это ~27 часов в воздухе.
История с гарантийным ремонтом от О.S. продолжается. Сегодня написал продавец. Говорит что связался с ними и попросил меня перечислить какие детали мотора нужны новые. Я ответил, что нужны лейнер и поршень с кольцом, но мотор я уже починил используя свои запасы и никуда его больше отправлять не собираюсь. Если он стрясет с О.S. новые запчасти, то я этому буду рад.
Свой “ремонт” О.S. пока не комментировали, а мне интересно узнать нафига они собрали разбитый мотор (я отправлял его им в разобранном состоянии) да еще и налили локтайта на каждый винт. Никогда ДВС не собирается на локтайт, а винты/болты/гайки предварительно смазываются моторным маслом, что бы момент затяжки был равномерным и правильным. После их “ремонта” мне пришлось все болты отмывать.
Снял редуктор, что бы поменять верхнюю крышку из-за сорванной резьбы.
В старой резьбу потом восстановлю если желание будет. Внутри редуктора особо смотреть не на что. Состояние шестерен очень хорошее. Износ невиден. Ниже на фото отмытый от смазки редуктор.
Мне очень понравилось состоянии вала обгонки. Ни единого задира за ~60 часов что вертолет провел в воздухе.
Кулачковая обгонка намного качественнее работает в сравнении с обычной роликовой.
Параллельно поменял опорные подшипники ГР и ХР потому, что как я думал сильно сработались. Цапфы без линков прокручивались с закусыванием. ХР был в этом плане хуже всего. Но, после земены упорников ничего не изменилось. Наиболее разбитыми оказались радиальные подшипники и именно они заедали, хотя на старых упорных подшипниках ХР визуально видно ступеньку.
Заказал фирменные комплекты подшипников и мешок ABEC-1 с алишки за 20 евро 😃 По моему опыту подшипники с али живут намного дольше чем те что продает SAB (не все конечно)
35 литров вылетано и лопнул стопор. Стопор именно лопнул. Меньшая фракция ушка стопора вылетела через продувочное оставив “шрамы” на поршне и цилиндре, а большая осталась на своем месте. Поршневая под замену (цилиндр, поршень и кольцо)
Стопоры свежие. Всего ~4 литра после замены прошли потому истирание о палец маловероятно, но не исключено. Наплыва на канавках нет. Почему лопнул, а главное как лечить - пока не ясно.
Завтра накину запасной мотор и закажу спиральные стопоры (типа таких www.smalley.com/retaining-rings/spirolox). Как приедут поменяю. Посмотрим сколько проработает со спиральными.
Стопорное кольцо разбило канавку в поршне настолько глубоко, что даже новое там болтается. Чтож, OS в который раз ошиблись с выбором стопорных для этого мотора, но у меня есть новая (непроверенная пока) инженерная мысль как вылечить проблему вылета стопоров.
Мотор с новой поршневой уже 3 литра вылетал, но завтра я достану поршень и на фрезере сделаю технологические канавки в поршне для доставания стопора точно как у Zenoah
Потом я отпилю ушки стопора чем уменьшу его вес где то на четверть и будем посмотреть на каком пробеге стопор вылетит. Каждые 5 литров уже писать не буду, а напишу аж когда 20 литров выпьет, ну или если преждевременно стопор вылетит.
Стопор GT15HZ с отпиленными ушками должен выглядеть точно так же как и у Zenoah, а именно
Так как терять мне с этим мотором нечего, то решил домучать его с пользой, а именно - найти такой стопор, который не будет разваливаться в данном моторе. Не претендую на то, что я умнее команды OS и у меня что либо получится, но пока есть желание и немного технических возможностей я все же попробую.
Сегодня я срезал уши у стопоров.
а в поршне сделал 1.5mm технологическое отверстия для их вынимания.
Так как стопор проволочный и теперь круглый без ушей, то снял фаску 45 градусов на пальце. Палец каленый, но “обычная” твердосплавная пластина легко взяла.
Смысл фаски в том, что палец теперь будет не просто выталкивать стопор из поршня, а еще сильнее клином прижимать его к канавке.
Кольцо без ушек в канавке выглядит так.
В моих двух случаях когда мотор терял компрессию по причине развалившегося стопора именно ушко отваливалось, а остальная часть стопора продолжала находиться в канавке.
Моя мысль такая. Уши проволочному стопору данного мотора нужны лишь для того, что бы этот стопор монтировать и демонтировать. Ни для чего иного они ненужны, а лишь весят лишний вес и делают невозможным применение особенности замка когда на пальце фаска 45 градусов.
Срезанные уши это минус 1/4 веса стопора. Стопор хоть и весит 0.02 грамма, но по моим расчетам, при оборотах 14000об/мин силы инерции стопора достигают 70 грамм, а если на стопоре еще и резонансные колебания возникают, то с такой массой инерции повреждение канавки это лишь вопрос времени.
Мотор с модификациями собран и верт готов к полету. Наибольшим для меня разочарованием будет отказ в первые минуты полета 😐 Но я реалист и к отказам готов 😃
P.S. Спиральные стопоры мне так и не удалось купить 😦
Верт бак отлетал. Мотор с моими модификациями пока не развалился. Буду продолжать наблюдать.
Следующее сообщение о моторе будет либо в случае отказа либо после успешно вылетаных 25 литров.
Родили сегодня второго ребенка - Beata, 48/3200. Радость у меня сейчас запредельна, и желаю всем вам такой радости 😃
Поздравляю от всей души! ну и чтобы мотор не хворал!
Поздравляю! Здоровья крепкого!
25+ литров мотор с моими модификациями выпил. Пару литров назад был краш - отказала серва элеватора. Слизало вторую ступень редуктора и она заклинила. Я ничего не смог сделать потому, что в тот момент не понимал что происходит и впечатал верт носом в землю 😐
Из повреждений - лопасть на выброс и слегка потрескалась канопа. Валы в идеальном состоянии.
На следующий день, заменив редуктор сервы и лопасти я уже летал.
А из чего съеденная шестерня? Сталь, титан, люминь?
Некаленая сталь. Легко пилится напильником.
Шестерню во всех сервах поменял. Передние две (элерон и шаг) были изношены по минимуму, можно было лишь поменять смазку и летать дальше. Редукторы хорошо смазал качественной литиевой смазкой. Смазку не экономил, потому что после года эксплуатации заводской смазки там почти не осталось.
Все сервы установил на резинки шедшие в комплекте.
Арм вхолостую прокручивается с ощутимым усилием из-за количества смазки, но на полетные качества это не влияет. Летом (если мотор доживет) открою хвостовую серву (самую проблемную) и посмотрю как редуктор себя чувствует.
Не знаю актуально ли будет это сообщение в свете текущих событий, но мотор с моими изменениями уже выпил 30 литров и пока работает штатно.
Делать какие либо выводы пока рано, пусть хотябы 40 литров вылетает, но надежда все еще есть.
Смазку не экономил, потому что после года эксплуатации заводской смазки там почти не осталось.
Максим, как смазку выбирал и работает-ли она при пониженных -5-10С температурах не густеет со временем? У меня Futabовская смазка есть в запасе, но с известными событиями стоимость такого тюбика …
Выбирал руководствуясь описанием от производителя. Конкретно эта смазка предназначена для смазки высоконагруженных подшипников качения/скольжения. Температурный диапазон -30 - +120. По консистенции субъективно такая же как и та белая смазка, что была с завода (скорее тоже на базе литиевого мыла).
Ниже 0 не леал, потому не могу сказать как сервы при таких температурах себя ведут, но со смазкой прокручиваются рукой заметно туже и скорее не из-за конкретной смазки, а того количества что я туда наложил. С завода там идет совсем чуть чуть.
Еще пробовал белый вазелин, но с ним хвостовая серва и два месяца (при моем темпе) не проработала. Сточилась все та же шестерня.
Кстати износ у 4х серв неравномерный. Наиболее изнашивается хвостовая серва (из-за вибраций карбонового толкателя). Вторая по износу это серва элеватора (тоже как то репортовал о вибрациях в этом узле). Наименее изношены сервы элерона и шага. В них редукторы я поменял превентивно, но можно было и не менять еще сезон.
30.5 литров с моими модификациями и снова вылетел стопор. Компрессии у мотора нет. Опыт получен, выводы сделаны.
Проект “Бензиновый RAW” откладывается на неопределенное время. Второй рабочий GT15HZII я себе оставлю на случай если в голову прийдет правильная мысль как его модифицировать, что бы стопор не вылетал, а тушку скорее всего переделаю под электрику. Уже некоторые мысли проскакивали. Как только появится желание и время, то непременно займусь.
Еще была в начале года идея переделать верт под DLE40 Twin, но родившийся второй ребенок поубавил пыль инженерного гения 😃
Тушка RAW Nitro достаточно крепкая. У меня нет никаких притензий к ней в этом плане. Я несколько раз падал по причине отказа механики и только один раз пришлось менять лопасти ОР. Валы ровные, рама целая. Чуть потрескалась канопа спереди когда я встрял в землю из за отказа сервы элеватора. Шасси сломать сложно, но если ротировать с пробегом на асфальт можно сточить их за пару приземлений.
После сегодняшнего отказа RAW Nitro я съездил домой и достал с полки старый добрый Black Thunder покрывшийся толстым слоем пыли и паутины. Ощущения полета на электрике наполнены легкостью и умиротворенностью. Тишина-а-а. Что б вы понимали, я с сентября прошлого года летал исключительно на бензиныче. Вылетал за пол года 100 литров (90 часов), что эквивалент ~30минут тренировок каждый день.
На бензиныче я очень хорошо прокачал скилл авторотации это мне сегодня было видно по тому как простоявшая пол года на полке электричка без пристрелки ротировала прямо к моим ногам 😃
Наверное здесь в этой теме я больше писать особо ничего не буду, потому что нечего 😐 Посмотрим как будут дальше развиваться события, но на этот сезон я настроен исключительно на электрику и уже докупил пару комплектов акков.