...тянем-потянем, а вытянуть не можем...

strannik

Давно уже хотел спросить, существует ли какая-нибудь техника управления вертолетом, при различных нештатных ситуациях* и, если да, то есть ли школы, где обучаются этому искусству? 😃

* таких ситуациях, в которых вертолетом еще можно как-то управлять, главное быстро среагировать и знать КАК. Т.е. если оторвалась лопасть на ОР, то поможет только парашют 😃 От пилота дальше ничего не зависит.
Имеется ввиду если: сломалась качалка/сдохла серва на элероне/элеваторе, оторвался гироскоп, отказал хвост (сдохла серва/сломались лопасти и т.п.), помехи на приемнике, развинтился винтик где-то в механике АП, оторвало одну из серволопаток.

roytman

Вообще, в 90% я бы рекомендовал включить холд и не морочиться… Гироскоп отклеится, начнется колбасня. Сдохнет серва, верт полетит куданить сам, и т.п.

Motorhead_in_therion
strannik:

где обучаются этому искусству?

описанные выше ситуации можно обозвать одним девизом - следи за вертолетом, и все будет ок. Голова в помощь =) Это как собака - ты ее кормишь, лелеешь, а она тебе всю свою жизнь отдает. Тут аналогично. И подобные проблемы сойдут практически на нет, а от помех никто не застрахован, но 2,4 решает большую их часть.

а искусству выруливания из “сюрпризов”, создаваемых руками, обучает сама жизнь: больше летаешь- больше умеешь.
сим + реал рулят, как и холд

AlexSr
strannik:

существует ли какая-нибудь техника управления вертолетом, при различных нештатных ситуациях

Техника одна, как уже и написали: АВТОРОТАЦИЯ.
Учите её целенаправленно, и прибудет с Вами сила! 😃

strannik
Motorhead_in_therion:

Это как собака…

Вертолет много сложнее собаки, слабых узлов очень много, а отказ любого из них = дрова. Всё проверить не удается без плачевного опыта, так что педлагаю составить подробный список того, что надо проверять и как и вывесить его в FAQ. Раз уж научить выруливать из сюрпризов могут научить только сами эти сюрпризы, надо попробовать хотябы их предотвратить.
Вот обычная проверка, которую я делаю между полетами.

  • В режиме холд подвигать всеми сервами на вертолете, немного придерживая качалки пальцами, дабы проверить редуктор и адекватность ответа машинки под нагрузкой. Заодно проверить винтики на качалках.
  • Без особых услилий подергать все линки, чтобы удостовериться, что они не слетят с шариков в воздухе сами по себе.
  • Покачать пальцами все тяги на Автомате Перекоса на валу ОР для выявления люфтов и/или вывинтившихся винтиков (хоть всё и на локтайте, но малоли…)
  • Проверить люфты на цапфах и хабе Основного Ротора
  • Проверить люфты на цапфах и хабе Хвостового Ротора
  • Проверить ровность тяги от хвостовой сервы к слайдеру
  • Проверить, чтобы слайдер ходил по валу ХР без закусываний.
  • Без остервенения покрутить все лопасти (ОР и ХР) для выявления трещин, надломов и других слабых мест, из-за которых на больших оборотах лопасть может разорвать
  • Проверить натяжение ремня и износ его зубьев (особенно актуально на клонах)
  • Подергать пальцами мотор и мотораму (проверка люфтов рамы и подшипника на моторе)
  • Осмотр рамы и шасси на наличие вывинтившихся от вибрации винтиков
  • Если были какие-то действия с лопастями (к примеру: замена), раскрутить ОР и проверить бабочку. (СЛЕДИТЕ В ЭТОТ МОМЕНТ И ЗА ПУЛЬТОМ 😃)
  • Если чего не хватает, допишите 😃

Еще вертолету необходимо делать капитальный ТехОсмотр, но я пока не знаю, насколько часто и что при этом надо осматривать?

AlexSr:

Техника одна, как уже и написали: АВТОРОТАЦИЯ. Учите её целенаправленно, и прибудет с Вами сила!

Учил! Целенаправленно! В моем рефлексе, правда, на авторотации можно пролететь пару кругов вокруг себя, но все же 😃 Уже пару раз приходилось делать в реале, оба раза высота была небольшая но успевал посадить удачно. Руки все делали сами еще до того, как я успевал понять, что происходит))

AlexSr
strannik:

Руки все делали сами еще до того, как я успевал понять, что происходит))

  • вот эта фраза и является ключевой! 😉
    В этом и заключается весь смысл!
    При отказе/нештатной ситуации счёт идёт на доли секунд. По этому никакого “заранее приготовленного” и “разученного с инструктором” плана спасения быть не может.
    Да и сами ситуации - каждый раз разные. В каких то можно “спасти” верт, а в каких то - можно лишь минимизировать неотвратимый ущерб.

P.S. В рефлексе можно увеличить вес вертолёта? Тогда и авторотация станет реалистичней…

strannik

В рефлексе можно настроить вес и даже симулировать внезапный отказ ОР и ХР
Но вот остального нету. А очень хотелось бы поучиться вытягивать верт со слетевшей тягой.

serg111
strannik:

очень хотелось бы поучиться вытягивать верт со слетевшей тягой.

А это вообще возможно? Что то я слабо себе это представляю, видел что бывает когда слетает тяга, на пример с цапфы. Хорошо, сами целы остались.

strannik

Видимо, все произошло просто молниеносно быстро, так что закономерностей поведения вертолета в таком плачевном состоянии рассмотреть было некогда, что естественно 😃 Однако ж я уверен, они есть и ими можно научиться управлять… Было б на чем потренироваться

idimych

Ну снимите вы одну тягу и попрактикуйтесь)

karabox

оффтоп:

надо скомандовать микро-гномам:
-Снимайте линк!
во время полета конечно =), не знаю как это будет по китайски =)
обычно народ говорит что то типа “Ой*%Я!”

vladirur

у системы стабилизации skookum sk720 есть чудесная функция Self-Leveling / Bailout (manual , стр. 33) - дергаешь на пульте назначенный рубильник и вертолет выравнивается в горизонт (в т.ч. из инверта) и по манере управления превращается в соосник.

понятно, что спасет только при заруливании, но не при отлетевшей лопасти или отказе хвоста.

roytman

Да не спасет при заруливании, не успеете дернуть вы этот тумблер, если это настоящее заруливание.

strannik

Есть подозрение, что система V-Bar в компании с такой штукой как система стабилизации с самовыравниванием могут достаточно шустро рулить одной лопастью (в то время как вторая делает что хочет) так, чтобы вертолет можно было посадить.
Кроме того, во время моих лабораторных экспериментов, свободная лопасть не пыталась рулить вертолетом, она просто вращалась как противовес, следуя наименьшему сопротивлению. Не известно только, как бы она себя вела в полете…
Но это был случай, в котором свободна только одна лопасть, а если бы линк слетел на связи серва–тарелка АП… Возможно ли вообще хоть какое-то управление в таком случае?

nain
strannik:


Но это был случай, в котором свободна только одна лопасть, а если бы линк слетел на связи серва–тарелка АП… Возможно ли вообще хоть какое-то управление в таком случае?

едите вы в автомобиле 180 км/ч, поворот, слетает рулевая тягя с шаровой (или как там её) - возможно не разбить машину?😇

strannik

После экспериментов выяснилось, что на ССРМ 120 (равно как и 90) если слетает одна тяга с тарелки АП то вертолету уже ничем не помочь. Тарелка падает, выставляя максимальный отрицательный шаг и верт на максимальной скорости спешит встретиться с землёй.

Maximus43
strannik:

После экспериментов выяснилось, что на ССРМ 120 (равно как и 90) если слетает одна тяга с тарелки АП то вертолету уже ничем не помочь. Тарелка падает, выставляя максимальный отрицательный шаг и верт на максимальной скорости спешит встретиться с землёй.

Как вариант можно настроить автомат перекоса так, чтобы при опускании тарелки основной шаг был положительный. Тогда “падение” тарелки даст максимальный положительный шаг и верт на максимальной скорости встретится с облаками. 😁