Про запчасти и материалы. Необходимость и достаточность.

MPetrovich

Решил выдвинуть на обсуждение вопрос о применяемых в вертолётах материалах и стандартизованных деталях с точки зрения оправданности их применения.
В первую очередь речь идёт о подшипниках. Их суют во все места, где есть хотя бы намёк на радиальную нагрузку: рычаги ОР, флайбра, цапфы ОР и ХР, механизм управления ХР и т.д. Даже перечислить всё не берусь, поскольку порой обнаруживаю подшипники в узлах вообще неожиданных. Никто не спорит о том, что сопротивление качению меньше, чем скольжению. Тем не менее, порой удивляешься изобретательности конструкторов, которые с маниакальным упорством пихают подшипники в самые малонагруженные узлы. Самым распространённым примером избыточности лично я считаю подшипники на оси поворота флайбара, поскольку нагрузка там мизерная. Можно припвести ещё довольно много примеров решения узлов тех или иных моделей вертолётов, но вышеуказанный пример, на мой взгляд, наиболее распространён и показателен.
Ставя подшипники в слабонагруженные узлы, конструкторы как будто забывают про шарниры испытывающие действительно серьёзные нагрузки - тяги ОР, вернее их шаровые наконечники. Отчегото здесь никто не заморачивается ни площадью контакта, ни зазорами ни натягом.
Второй момент, который я хотел обсудить - это изобилие латунных втулок. Также устанавливаются во многие шарниры абсолютно не считаясь с нагрузкой на них. Зачем они в тягах от слайдера к цапфам ХР, например? Абсолютно аналогичный узел - тяги от рычагов миксеров флайбара к цапфам ОР - там ВСЕГДА стоят пластиковые “косточки”.
Пока всё, предлагаю высказываться. Желательно по существу, а не в том смысле, что “не учи отца …ся”.

Hainov

А для меня, например, загадочный узел - хвостовой слайдер, который передвигается за шарик консольно. Из-за чего иногда закусывает. При том, что есть решение с вильчатым рычагом, с которым закусывание невозможно в принципе. У меня есть и то, и другое, так вот вильчатый рычаг вообще не требует внимания.

MPetrovich

Однако, этот хвостовой слайдер с несимметричным приводом за один шарик тем не менее приводится Г-образным рычагом, ось которого на подшипниках. Сам же рычаг приводится тягой опять таки за шаровый шарнирчик. Где логика?
Вообще, ХР - это место, где извращенство конструкторов достигает апогея. Количество подшипников в приводе ХР для Гауи255 зашкаливает. Их там аж 8 (восемь) штук, не считая двух подшипников внутри самого слайдера.

PilotPVO

Скажите спасибо, что никто еще не подсказал идею китайским “вундеркиндам” оснастить всю минитехнику гидравликой!
А что касается узлов “пере… подшипниками” так для того наше хобби и называется МОДЕЛИЗМ (Твори, выдумывай, пробуй).
В противном случае это кто лучше соберет конструктор марки “Лего”! Успехов всем думающим и действующим нестандартно!

MPetrovich
PilotPVO:

Скажите спасибо, что никто еще не подсказал идею китайским “вундеркиндам” оснастить всю минитехнику гидравликой!

Спасибо. Однако, идея нетривиальная!

А что касается узлов “пере… подшипниками” так для того наше хобби и называется МОДЕЛИЗМ (Твори, выдумывай, пробуй).

Так в пробах то как раз и отказывается. В вертолётном хобби творчество редко заходит дальше выпиливания рамы.

В противном случае это кто лучше соберет конструктор марки “Лего”!

Вот, вот, именно так и происходит.

Hainov

Ну с шариками-то понятно, чем их заменить? Я плохо себе представляю в таких размерах сферический шарикоподшипник. Кстати, на больших вертах в тягах тоже ШСы.

MPetrovich

Да речь не о том, чем заменить шарики, а о том, что неоправданно много подшипников понапихано. Можно было вполне заменить их теми же шариками или втулками.