Скоростной вертолет
Господа ветолетчики, давайте потеоретизируем на тему модели вертолета для скоростных полетов.
Предлагаю поделиться своими соображениями на:
- Основные параметры, влияющие на скорость полета (что увеличивает, что замедляет)
- Принципиальная схема - классика/соосник с СР
- Тип лопастей - жесткие, гибкие
- Параметры ротора - диаметр, частота вращения, количество лопастей, окружная скорость, углы циклика
- Достигнутые скорости
- что-то еще…
Как-то задумался на эту тему и захотелось услышать мнение опытных теоретиков и практиков. 😃
У меня складывается впечатление, что все проблемы скоростных пролетов классики связаны с хвостом. Т.е. навскидку выходит, что соосник с коллективным шагом может и побыстрее быть, т.к. лишен всех потерь энергии и неудобств, связанных с ХР.
Но в больших вертолетах классика быстрее соосников, хотя это может быть лишь только ограничением, вводимым опасностью перехлестывания гибких лопастей ОР:)
У моделей с относительно жесткими лопастями может быть все по другому.
Вообщем, предлагаю делиться своими наблюдениями и соображениями по перечисленным пунктам и не только.
Зы. Один фиг погода не радует 😦
ЗЗы. Любителей высказаться в стиле “ничего у вас не выйдет” прошу пройти мимо. Тема не про постройку, а про теорию.
а чем по Вашему ограничена скорость? по моему в Вашем списке основной причины нет. скорость принципиально ограничена и для винтового самолета, из них (самолетов) самый быстрый наш, с 8 соосными винтами.
ru.wikipedia.org/wiki/��-95
О, известный теоретик Семен Семеныч подтянулся 😃
Ну все-таки самолет отличается от вертолета.
Чем ограничена? ХР и условиями его работы, я так думаю.
Обожаю теоретизировать! А речь-то про модель идёт, или про настоящий? Про модель - Хензели вне конкуренции.
До FBL основным препятствием было “козление”, связанное с большой разницей воздушной скорости набегающей и отступающей лопасти. Сейчас, наверное проблема срыва на отступающей лопасти. А так, думаю, основной параметр как всегда отношение мощности к весу. С хвостом как раз никаких проблем - на такой скорости ещё постараться надо его повернуть.
А речь-то про модель идёт, или про настоящий?
Про модель, но и про больших не возбраняется 😃
До FBL основным препятствием было “козление”, связанное с большой разницей воздушной скорости набегающей и отступающей лопасти. Сейчас, наверное проблема срыва на отступающей лопасти.
- срыв на ХР
Я в курсе про наступающую/отступающую лопасти, от этого собственно и начал размышлять. И пришел к выводу, что чисто теоретически, т.е. поверхностно-теоретически без глубокого ковыряния, соосник получается будет быстрее классики при равной энерговооруженности/массе.
Такой вот вывод. А основан он на том, что во-первых энергия не тратится на “ненужный” хвостовой ротор, а во-вторых в одной плоскости всегда находятся минимум две наступающие лопасти, двигающиеся навстречу друг другу. Что означает отсутствие козления. Однако какие пироги преподнесут отступающие лопасти, работающие в срывном режиме, это непонятно.
Не совсем понятно чем две движущиеся навстречу лопасти могут помочь в решении проблемы.
В большом вертолётостроении скорость вертолёта ограничена именно суммарной скоростью наступающей лопасти + всего вертолёта, а именно - неизбежным волновым кризисом на её конце при превышении определенной скорости полёта. А учитывая малую жёсткость лопасти по сравнению с крылом - Vкр еще меньше.
Ввиду гораздо больших оборотов несущего ротора в моделях - можно вполне себе рассчитать максимальную скорость для любого класса.
Пример - Ми-24. Диаметр - 17,3м, обороты - 230, крейсерская скорость - 335км\ч. Вроде бы если посчитать - ничего критичного, но из- за особенностей профиля лопасти - кризис весьма близок и опасен. Если покурить хотя бы монграфию в АиВ - можно дочитать, что вертолёт может гораздо больше, но - низя.
Про хвост - можно подумать и побеседовать. С одной стороны - наступающая лопасть хвоста движется с еще большей скоростью, с другой - она находится в очень возмущённом потоке, где горизонтальная составляющая очень уменьшена за счёт потока от НР. Теоретически - можно даже очень грубо пересчитать очень условные векторы потока в районе хвоста, но это не знаю даже кому нужно.
На аэродроме пилоты Ка-52 рассказывали, что при более 250 км/ч начинаются вибрации и приборы рассмотреть уже сложнее.
+1 Леонид, я тоже хотел привести данный пример 😉
Не совсем понятно чем две движущиеся навстречу лопасти могут помочь в решении проблемы.
Если вы относительно X2, то кажется вы вообще не увидели сути полёта данного аппарата. Хотя вроде там элементарно все понятно и по ссылке Леонида www.membrana.ru/particle/3274 всё расписано.
X2 хорош, но он уже построен 😃
А тут чисто теоретический топик в основном про модели с оглядкой на взрослых.
Но опять таки, что русскому хорошо - то немцу смерть (с)
Поэтому не все применимо к модели, что работает на большом.
И возвращаясь к первоначальным предложенным пунктам обсуждения:
2. Принципиальная схема - классика/соосник с СР - на мой взгляд соосник, почему писал выше
3. Тип лопастей - жесткие, гибкие - жесткие или очень жесткие (именно по этому пункту не все аналогии с большими возможны)
4. Параметры ротора - диаметр, частота вращения, количество лопастей, окружная скорость, углы циклика
Самый непонятный пункт. Т.к. от диаметра в т.ч. зависит гибкость лопасти, но в тот же момент растет производительность.
Про количество лопастей где-то читал, что лучший вариант - 1 или на крайний случай 2 😃 А большее число ставят из соображений грузоподъемности, что для реального вертолета несомненно один из важнейших показателей, а для модели совсем не принципиальный.
Скорость лопасти - везде написано, что не должна выходить за сверхзвук.
Как-то так.
Т.е. выходит, что самый быстрый модельный вртолет - соосник с 1, но очень жесткой лопастью 😃
И еще добавлю пункт. Крутка. Что уважаемые вертолетчики думают по этому поводу? Вертолетная лопасть, это прежде всего именно лопасть, а крученая лопасть намного эффективнее плоской.
Про модель - Хензели вне конкуренции.
А ведь еще есть Banshee!😉
А ведь еще есть Banshee!
И Гоблин скоростной тоже где-то обещали.
Там есть и 478 км/ч и размер ротора 1560. Как то нереально звучит.
То рекорд по электролету (размах/диаметр ротора).
Кстати там же установлен рекорд продолжительности. За основу взят лого600 батарея 34а*ч и ротор о лого800 -2 часа 30 мин.
там же установлен рекорд
Это хде там?