И снова Caliber m24 (+)
Приобрел сие чудо. При покупке стоял выбор между Dragonfly и Калибром. для начала решил взять Калибр, так как по словам продавца - разбить его не в пример сложнее, нежели стрекозу. как оказалось при попытках летать - продавец не слукавил.
Скажу сразу - верт первый. Пульт в руках держал - в первый раз. На симе полетал только во время зарядки АКБ. летал на ФМС с моделью Dragonfly. Висеть было проблемно, но взлет\посадка проходили вполне сносно.
Итак, аккум заряжен и начались попытки подняться в воздух, вернее оторваться от пола.
помещение примерно 2х4 метра, так что стенам досталось, чего не скажешь о вертолете.
нужно сказать, что получилось с первого раза плавно оторваться примерно на полметра. но после отрыва верт резко уходил вперед и влево.
Что хочется узнать у уважаемых гуру:
- есть ли у кого опыт управления данной моделью, а так же хотелось бы узнать о личных впечатлениях о полетах на ней.
- на скольно нормальны все эти выкруты и рыскания при подьеме? (понимаю, что а) мало опыта, малая высота, на которой есть подпор потока от пола) но все-таки.
- при какой температуре не рекомендуется летать на электричках на улице?
пока всё, буду признателен за ответы.
Практически все верты при отрыве от земли уходят чуток вперёд и влево, это эфект от хвостового винта, так что всё правильно работает 😃
насчёт улицы скажу так, если на литии летать то уже при -5 емкость значительно снижается…
AlexUA, согласен, но на видео видел, как народ с места взлетает аккуратно и подвисае примерно в метре от пола. взлет получается практически вертикальный. хорошо, если дело только в моей чайниковости 😃 а если гиро с ума сходит?
а липолей пока нет, в Мурманске у нас с этим проблемы, так что пока штатная 12-тичасовая зарядка и 7 минут подлетов на NiMH.
Когда умеешь нормально летать,то момент с уводом при отрыве компенсируется с самого начала отрыва.У меня такое было когда учился,сейчас я уже знаю,что надо делать,чтобы обойти данный нюанс.
Я бы даже сказал что взлёт это как на велосипеде, когда привыкнеш будеш уже не замечать что при взлёте нужно коректировать эти дёрганья…
В G2 когда тренеруюсь там это дело правдоподобно очень сэмитированно!!!
Приобрел сие чудо.
Ага подтверждаю, этот аппарат почти неубиваем, сам отлетал на нем 2 месяца и тоже первый верт.
рыскания при взлете для него нормальны, впрочем в полете тоже. Почувствуешь это когда научишься перемещаться на нем по горизонтали. Это все потому-что верт. маленький ну и еще большие люфты в управлении головой ротора. Контролировать в полете приходится постоянно. Хочу порекоммендовать запастись шестер. на двигатель и хвостовым двигателем - это его “расходники”… Очень капризен в утранении “бабочки”. Могу посоветовать летать на липольках 3s. я летал на 1500. Получается гораздо живее. Висел в воздухе более 20 мин. Только не забудь про охлаждение двигателей… Есть конкретные вопросы спрашивай…
Ага подтверждаю, этот аппарат почти неубиваем, сам отлетал на нем 2 месяца и тоже первый верт.
рыскания при взлете для него нормальны, впрочем в полете тоже. Почувствуешь это когда научишься перемещаться на нем по горизонтали. Это все потому-что верт. маленький ну и еще большие люфты в управлении головой ротора. Контролировать в полете приходится постоянно. Хочу порекоммендовать запастись шестер. на двигатель и хвостовым двигателем - это его “расходники”… Очень капризен в утранении “бабочки”. Могу посоветовать летать на липольках 3s. я летал на 1500. Получается гораздо живее. Висел в воздухе более 20 мин. Только не забудь про охлаждение двигателей… Есть конкретные вопросы спрашивай…
Спасибо за содержательный ответ 😃
Шестерни заказал (на всякий случай).
Если можно по-подробнее об эффекте бабочки. В форуме сие упоминается часто, но подробно нигде не разжевано: как определить наличие, что это есть и как устраняется.
по-поводу того, что его настраивать не нужно - не совсем так. тяги пришлось перенастраивать, т.к. правый крен триммером не убирался. т.е. верт закреплен на столе, одна лопасть помечена маркером и смотрю спереди на перпендикуляр ротора относительно оси вращения. в нейтрале был перекос, плюс при уводе триммера в крайнее положение крен (слабенький) оставался. пришлось укорачивать тягу, котрая Aileron Linkage. в принципе на столе сейчас все более-менее ровно. взлетать попробую вечером - результаты регулировок отпишу тут.
еще по ходу возник вопрос о том, как правильно ставить и закреплять лопасти основного ротора. ограничителей никаких нет поэтому ставлю на глазок. а это, как я предполагаю, может(должно) служить источником вибрации. вопрос, как правильно их выставлять в прямую относительно оси вращения ротора и на сколько сильно затягивать крепеж? (есть предположение, что при не сильно затянутом креплении лопасти при работе ротора сами встают так, как нужно за счет центробежной силы, так ли это?)
Спасибо за содержательный ответ 😃
Шестерни заказал (на всякий случай).
Если можно по-подробнее об эффекте бабочки. В форуме сие упоминается часто, но подробно нигде не разжевано: как определить наличие, что это есть и как устраняется.
в мануале есть описание. Нужно добиться чтобы обе лопасти вращались в одной плоскости. Бабочка возникает из-за разных углов атаки лопастей и одна из них дает тягу больше другой и поднимается выше. Путем регулировки тяги нужно добиться чтобы такого не было. На моем я регулировать приходилось практически перед каждым полетом.
по-поводу того, что его настраивать не нужно - не совсем так. тяги пришлось перенастраивать, т.к. правый крен триммером не убирался. т.е. верт закреплен на столе, одна лопасть помечена маркером и смотрю спереди на перпендикуляр ротора относительно оси вращения. в нейтрале был перекос, плюс при уводе триммера в крайнее положение крен (слабенький) оставался. пришлось укорачивать тягу, котрая Aileron Linkage. в принципе на столе сейчас все более-менее ровно. взлетать попробую вечером - результаты регулировок отпишу тут.
конечно перекос нужно максимально устранить… не забудь сначало триммеры выставить в 0, регулируем тягами а потом окончательно триммерами.
еще по ходу возник вопрос о том, как правильно ставить и закреплять лопасти основного ротора. ограничителей никаких нет поэтому ставлю на глазок. а это, как я предполагаю, может(должно) служить источником вибрации. вопрос, как правильно их выставлять в прямую относительно оси вращения ротора и на сколько сильно затягивать крепеж? (есть предположение, что при не сильно затянутом креплении лопасти при работе ротора сами встают так, как нужно за счет центробежной силы, так ли это?)
они должны свободно болтаться только в плоскости вращения ротора, при раскрутке они сами должны встать за счет центробежной силы. Я затягивал до конца потом помаленьку отпускал пока они не начинали падать при положении верт. на боку.
в мануале есть описание. Нужно добиться чтобы обе лопасти вращались в одной плоскости. Бабочка возникает из-за разных углов атаки лопастей и одна из них дает тягу больше другой и поднимается выше. Путем регулировки тяги нужно добиться чтобы такого не было. На моем я регулировать приходилось практически перед каждым полетом.
точно, значит я устранял именно ту самую, пресловутую “бабочку”. а когда с ней разобрался, то как раз по инерции и перешел ко второй тяге.
про триммеры: да, все так и делалось, тримы в нуле и регулировка только тягами. как бабочки, так и крена.
про лопасти - не знал 😃 они у меня затянуты довольно прилично(рукой лопасть выкрутить можно с заметным усилием). попробую вечером ослабить.
так, вчера полетал(поподпрыгивал) в коридоре. вполне приятно, особенно когда верт отрывается на метр - ощущения совсем не те,
что “на подушке”. да и отсутствие крена (после вчерашней настройки) тоже порадовали: триммеры практически в нуле оставались. на радостях сломал родное треншасси. сделал из спиц и шариков новое.
после “полетов” о5 появилась бабочка, около 5-8мм на концах лопастей. устранил путем удлиннения тяги до 3мм между ушами (вместо 1,5мм по инструкции). сегодня будет очередной заход на прыжки с новым шасси и отрегулированным ротором.
точно, значит я устранял именно ту самую, пресловутую “бабочку”. а когда с ней разобрался, то как раз по инерции и перешел ко второй тяге.
про триммеры: да, все так и делалось, тримы в нуле и регулировка только тягами. как бабочки, так и крена.
про лопасти - не знал 😃 они у меня затянуты довольно прилично(рукой лопасть выкрутить можно с заметным усилием). попробую вечером ослабить.
так, вчера полетал(поподпрыгивал) в коридоре. вполне приятно, особенно когда верт отрывается на метр - ощущения совсем не те,
что “на подушке”. да и отсутствие крена (после вчерашней настройки) тоже порадовали: триммеры практически в нуле оставались. на радостях сломал родное треншасси. сделал из спиц и шариков новое.после “полетов” о5 появилась бабочка, около 5-8мм на концах лопастей. устранил путем удлиннения тяги до 3мм между ушами (вместо 1,5мм по инструкции). сегодня будет очередной заход на прыжки с новым шасси и отрегулированным ротором.
Очень интересный топик. Приветствую братьев по разуму. Получил в подарок такую игрушку. Вопросов много и уже здесь нашел много ответов, спасибо. Если можно, подробную информацию про Li Pol ки. Какие подходят, вписываются ли по весу и габаритам.
Очень интересный топик. Приветствую братьев по разуму. Получил в подарок такую игрушку. Вопросов много и уже здесь нашел много ответов, спасибо. Если можно, подробную информацию про Li Pol ки. Какие подходят, вписываются ли по весу и габаритам.
Я летал на Kokam 1500, влезают в штатный бокс без нижней крышки. Центр тяжести не нарушают. Крепил резинками, ну и в капоте дырку пришлось вырезать.
а вот здесь переделка под липольки
uscaero77.free.fr/_helico/epm24/maj.htm
GOODY,
это же сколько оно оборотов на роторе дает? что аж сверху тягу пришлось ставить.
за ссылку спасибо, чичац я ее в блог к себе добавлю 😃
и, кстати, там вроде еще регулятор ставить к Липолям нужно?
и еще вопрос: на сколько Кокам длиннее корзины под штатный акк?
GOODY,
это же сколько оно оборотов на роторе дает? что аж сверху тягу пришлось ставить.
за ссылку спасибо, чичац я ее в блог к себе добавлю 😃
тягу я ставил потом убрал и разницы не заметил 😃
и, кстати, там вроде еще регулятор ставить к Липолям нужно?
не надо, двигатель же тот-же остается
и еще вопрос: на сколько Кокам длиннее корзины под штатный акк?
примерно на 20мм, но до земли не достает…
самое главное радиаторы ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, потому что начинают оба греться реально сильнее…
хвостового двигла у меня хватало на 10 полетов запаса прочности у него нет вообще.
Уважаемый Bolo, я конечно не гуру, но мне кажеться, что менять длину Aileron Linkage - не стоит. Просто (может и ошибаюсь) маловероятно что-бы киошо на всех своих калиберах “криво” устанавливали swash plate с наклоном вперед и вправо! Очевидно, что таким образом компенсируеться реактивный момент основного ротора (так же как и две белые пластиковые шайбы на шасси которые есть только на правой стороне - тоже неспроста 😃 ). Мне кажеться, что “бороться” с эффектом бабочки нужно только с помощью регулировки Pith Rod. Кстати после того как я перестал встречаться со стенами - перестал и с бабочкой бороться.
Про лопасти - я затягиваю так, что они поворачиваються с заметным усилием. Если лопасти не затягивать - то получите дисбаланс при наборе оборотов (попробуйте поэксперентировать). А выставить лопасти прямо относительно оси вращения ротора достаточно просто - после затяжки потяните за края лопастей в разные стороны, только не перестарайтесь! 😃
За полтора года пользования сего аппарата из новых деталей приобретал, помимо разумееться двигателей, только ведущую шестерню основного мотора (ими придеться подзапостись). Что пострадало у меня, за все время полетов, при крашах - несколько раз гнулась ось серволопаток (выпрямить достаточно просто), один раз сломал хвостовой стабилизатор (ремонт циакрином), вот вообщем-то и все.
По поводу двигателей. Основной - это обычный 300-ый двигатель (в москве практически в любом модельном магазине), хвостовой - тот же самый, что и на жабо используеться и еще в куче недорогих комнатных вертолетах (другими словами не стоит покупать дорогие “оригинальные” двигатели, есть те-же самые двигатели но дешевле и без киошевских наклеек).
Если полимеры ставить будите, как говорил GOODY - обязательно ставьте радиатор на основной двигатель. По поводу малого ресурса хвостового двигателя - я остановился на варианте установки двух хвостовых движков (помоему на helibody подсмотрел), и соответственно поставил два диода для понижения напряжения (cсылка которую GOODY давал). Ресурс хвостовых гораздо больше стал. Сам летаю на 3s1p 910Mah Kokam, правда их вперед пришлось вынести (легче родных грамм на 30, да и второй хвостовой движок…). Я, кстати, где-то фотки кидал, если интересно в поиске поищи - upgrade caliber m24 - вроде так, давно было.
Как вариант пробовал от двух банок запитываться с родной 10 зубовой шестерней лететь не хочет, а вот с 12 зубовой полетел очень не плохо, и движки меньше нагружаются (и греются) и ресурс опять-же больше.
И еще один вариант есть, но про него пока рано, испытаю отпишусь.
А еще кто-нибудь делал на свой калибер апгрейды?
Sharik,
менять длину Aileron Linkage - не стоит
в аглицком мануале даны регулировки этой тяги. но размеры зазоров на тягах даны как approx. а крен убрался великолепно. то, что на шасси стоят 2 шайбы - тоже видел, но у меня и шасси, если смотреть спереди - не симметрично относительно вертикальной оси симметрии. там где шайбы - изгиб стоек более пологий. поэтому, если присмотритесь, увидите, что шайбы компенсируют асимметрию стоек 😃
с бабочкой я Pitch Rod’ом и боролся.
за совет по движкам - отдельное спасибо 😃
о радиаторах уже думаю. будем чтонть из процессорных приспосабливать.
Ваши фото с выносом АКБ и со вторым хвостовым двигателем я тоже видел. По пришествии на форум - первым делом поиск 😃 но информации мало и вся слегка обрывочная. вот я блог про М24 и замутил, (кстати, приглашаю). Там и планирую собрать всю полезную информацию в одно место. rcopen.com/blogs/11392?
Вообщето моё мнение такое - это не тот вертолет с которым стоит заморачиваться апгрейдом.
Со своей задачей - научиться взлет-посадка и горизонтальный полет он справляется на все сто и в штатном комплекте. А остальные варианты полетов для него увы недоступны. У меня это был первый верт. и я ему благодарен за прекрасное обучение да и эмоций было море…
Вообщето моё мнение такое - это не тот вертолет с которым стоит заморачиваться апгрейдом.
Со своей задачей - научиться взлет-посадка и горизонтальный полет он справляется на все сто и в штатном комплекте. А остальные варианты полетов для него увы недоступны. У меня это был первый верт. и я ему благодарен за прекрасное обучение да и эмоций было море…
Согласен с Вами на 100%. Но, как говориться дурная голова рукам покоя… 😃
Согласен с Вами на 100%. Но, как говориться дурная голова рукам покоя… 😃
😃 подписываюсь 😃
у самого руки почёсываются уже. но пока держу себя в узде. да и сим на время притащили, так что на ближайшие 5 дней верту пока ничего не угрожает точно.
Спасибо за инфо по настройке. В инструкции все вроде бы написано, но когда впервые имеешь дело с новой техникой, все не так просто. Вертолет первый и первый полет еще впереди. Изучаю G2 и ищу шестерню главного двигателя.
Продолжайте творить свой блог, дело нужное, многие будут благодарны.
Когда начал осваить пилотаж с нуля, голова пошла кругом. Все не так, как надо. Начал поиск информации. Наткнулся на книгу о конструкторском бюро Миля. как там изучали пилотаж, ведь симуляторов еще не было. Вот как описывает свой первый полет на вертолете Ми4 его испытатель:
Как и положено, сначала отрабатывается техника висения.
Это самый тяжелый и непривычный режим пилотирования.
«Откровенно говоря…мои собственные попытки прочувствовать
поведение вертолета на висение особого успеха не принесли.
Все внимание уходило на противодействия активной попытки машины
завалиться то на нос, то на бок, то на хвост и толком приноровиться к ним
никак не удавалось. Для этого нужно попробовать ее в движении.
Неустойчивый аппарат в моих еще неопытных руках сразу же стал угрожающе раскачиваться с быстрорастущей амплитудой.
Погасить эти колебания оказалось чрезвычайно трудно, суешь ручку вперед, а машина как ни в чем не бывало продолжает валиться на хвост и, только когда ручки отданы к приборной доске до отказа, внезапно спохватывается и переваливается на нос, да так, что полностью отклоняется в лихорадочном темпе назад ручки не хватает, что бы удержать ее. Прозрачный застекленный нос вертолета то задирается в небо, то устремляется к накатанному аэродромному снегу, ярко оранжевым самолетам базировавшейся по соседству полярной авиации, каким то автомашинам. Подо мно мелькали уже окраины летного поля. Но фокусы продолжались недолго. В конце концов я уловил нужный темп и размах работы ручкой- действительно на ходу. Это оказалось гораздо понятнее, чем на висении, и привел машину в должное повиновение….
Марк Галлай.
Может кому будет интересно
Михаил М24, спасибо 😃
буду продолжать творить блог 😃
сечас пока была пауза в полетах - сим изучал на предмет выбора для покупки. заказал сразу Рефлекс и G2. Ну и сегодня на вечер намечены прыжки по коридору вживую 😃