Ошибка компановки и.... краш.

OSM

Сегодня наконец удалось полетать на своем Скиду ЕВО 50.
Отлетал нормально два бака.
На третьем баке произошла неожиданная частичная потеря управления. Верт завалился на бок и упал с высоты 3 метра.
В результате краша сломано:
-обе основные лопасти;
-две тяги головы;
-сервоось.
Как ни странно, все остальные части не постадали. Хотя, в первый момент показалось, что верту настал писец.
Основной и межлопастной валы вроде бы не погнуты и выглядят ровными… Хотя лучше все-же купить новые, а эти оставить на черный день.

При расследовании инциндента с высокой вероятностью установлена его причина.
При сборке я вывел антену на сторону глушителя. Когда я одевал корпус, то не обратил внимание на то, что трубка с антеной прижимается к клушителю. Глушитель нагрелся и, расплавив трубку и изоляцию, соприкаснулся с антеной. Помеха… краш…
Во всяком случае, предполагаю, что так и есть…?
Вывод:

  1. Антену надо выводить в безопасное место.
  2. Лучше антену паковать в толстый силикон.

sir

Да, со стороны глушителя лучше ничего не проводить. Есть несколько советов по поводу проводки проводов (судя по фото и не только), поскольку у меня такой же вертолет уже приличное время:

  1. Зачем ты switch поставил слева? Это не принципиально, конечно, просто справа же есть специальное место для него.
  2. Проверь, чтобы все провода, соприкасающиеся с пластиком, особенно на острых углах, были чем-нибудь прикрыты (например, силиконовой трубочкой, вырезанной спиралью).
  3. Если ты используешь стяжки вокруг проводов, то лучше стяжку тоже вложить в силиконовую трубочку, потому что она может испортить провод.
  4. Проверь, чтобы кварц крепко сидел в приемнике, а то от вибрации расшатывается. Но поскольку ты вложил приемник в battery tray, то с этим проблем быть не должно.
  5. Проверь все соединения и разъемы, особенно если используешь удлинитель для провода хвостовой сервы, ибо они тоже могут расшатываться.

Вот собственно и все, что приходит на ум. Антену проведи только с другой стороны. Валы (основной и межлопастной) лучше заменить, ибо стоят недорого, а проблем с ними может быть куча!
Удачи!

Gennady71

Прям узнаю свой верт, пока в ремонте, не оказалось двух деталюшек.
Лопасти сломаны - валы менять. не сомневайтесь. Располовиньте глушитель и промазжте герметиком, видно на фото он травит, на раму снизу рекомендую для жосткости поставить пластину, я сделал из стеклотекстолита, вообще рама очень прочная становится, сзади сразу над баком тоже поставьте алюминиевую трубочку для жесткости. Остальное написали выше, пока свой в ремонте после краша, я переставил гироскоп на нос, там он закрыт от внешних осадков и масла.

sir

Да, с гироскопом я поступил также. Насчет глушителя могу лишь сказать, что лучше его заменить…
Еще вот что заметил- на фото кажется, что карб не прижат полностью к двигателю. Когда затягиваешь болт крепления карбюратора, то его нужно пальцем прижимать к двигателю.

OSM

Спасибо за дельные советы.
Свич я поставил слева, т.к. нормально закрепить его спарава не получилось. Он держится - я и не беспокоюсь. Я так понимаю, что усиленый футабовский свич как раз встанет справа, а стандартный для места крепления маловат.
Приемник я туго завернул в виброгасящую ленту и зажал в battary tray. Кварц точно не вывалиться.
Кстати, на картинке на коробке приемник убран в tray, а батарейка лежит на полочке. На форуме упоминалось, что надо делать наоборот.
Помоему, иначе у верта будет дисбаланс на хвост. При стандартной компановке центровка - самое оно.
Валы новые закажу, но сколько я их не крутил - ровные они. Когда все восстановлю попробую их поставить и дома верт без лопастей завести - сразу будет понятно.
Карб подкрутил, хотя и так работало нормально. =)
Гиру (датчик) я расположил на предустмотреном месте и привязал ленточками. Управляющих блок приклеил на виброгасящую ленду над сервой питча. Переносить датчик на нос, ИМХО, не лучший вариант, т.к. некуда убрать длинный провод до управляющего блока.

В отношении глушителя - он не травит. Просто герметик грязными руками заливал. =)

Кстати, какой бы глушитель приобрести: Fun-tech NH-50, MP2, K&S KS-50 Hyper T3D, KS-50-Hyper, KS-50 E-Type, Zimmerman?

Интересно сравнить их характеристики: мощность на разных оборотах, громкость, мягкость работы.
Или взять резонансную трубу?

В отношении платы снизу.
Пока приобретать ее не буду.
В дальнейшем куплю карбоновую раму. Хотя конструкция и так вполне дубовая.
Вообще буду постепенно усовершенствовать вертолет, а, если не надоест, приобрету Avant. В принципе, очень много узлов от Sceadu совместимы с Freya.
В этот раз организую CCPM, поменяю свашплату, радиус блок и базу питчкомпенсатора и сделаю хвост, такой же как на Freya. Результаты сфотографирую и выложу на форуме =).

Gennady71

По глушителю.
Я не знаю ваши навыки пилотирования, если не высоки (как у меня) то на данном этапе не вижу смысла менять.

Плату снизу я сделал сам из стеклотекстолита , легкая и прочная.

Лишний провод от гиры, сворачиваете и в трубку силиконовую.

По поводу остального апгрейда, вещь хорошая, но опять смотря какие навыки пилотирования, для меня рано.

OSM
Gennady71:

По глушителю.
Я не знаю ваши навыки пилотирования, если не высоки (как у меня) то на данном этапе не вижу смысла менять.
По поводу остального апгрейда, вещь хорошая, но опять смотря какие навыки пилотирования, для меня рано.

Навыки начальные. Тем не менее…
На сегодня меня не устраивает скорость изменения питча, даже при том, что на нем стоит машинка на 6 кг. В связи с этим и хочу сделать CCPM.
Остальной апгрейд нужен скорее для эстетического удовольствия, что тоже весьма важно. Очевидно, что на пилотировние он повлияет не слишком существенно.
Глушитель, как я понимаю, далеко не второстепенная чать, которая может весьма существенно влиять на работу двигателя. Поэтому и интересуюсь.

sir

Итак. Насчет применика в battery tray не волнуйся, так многие делают для центровки. У меня лично не так, т.к. батарея достаточно тяжелая. Гиру, мне кажется, действительно лучше вперед вынести, ибо масла и прочего там набирается очень много. И провод просто сверни и заверни во что-нибудь, проблемне будет. Просто у меня один раз отклеился датчик гироскопа, когда он был сзади, после этого переставил его вперед от греха подальше, масла портит скотч. Когда будешь заводить верт без лопастей сильно движок не крути, можно испортить без нагрузки. У меня самого глушитель Fun-tech NH-50, могу только похвалить. Достаточно тихий (особенно по сравнению с mp2), хорошо с ним движок регулируется. K&S практически тоже самое, что и funtech. MP2, не использовал сам, но когда брал глушитель, ребята на поле, которые пробовали и mp2, советовало брать funtech. Про zimmerman ничего не могу сказать, но глушители у нх тоже очень приличные. С резонансной трубой не советую заморачиваться, если нет опыта (там нужно длину между патрубком и трубой выставлять правильно). Карбоновая рама- эта пустая трата денег, во свяком случае, 400 баксов за нее отдавать нет смысла, ИМХО. Насчет электронного CCPM ничего не скажу, поскольку у меня механичесий CCPM, вполне достаточно для меня. Питч компенсатора нужно менять, потому что от него много люфта, да и хлипкий он. Мой провернулся на оси главного вала, хотя затянул я его достаточно крепко. Это действительно нужный апгрейд. Насчет хвоста от фреи могу лишь сказать, что это делать необязательно,но многие делают его, потому что люфта меньше (там три 3 подшипника, вместо 2, хотя при раскрутке хвостового ротора весь люфт уходит) и в цапфы можно вставлять 5мм хвостовые лопасти без всякой мороки. Сделай, хуже не станет точно. Вот вроде и все! Удачи! Пиши, если что.

OSM
sir:

Когда будешь заводить верт без лопастей сильно движок не крути, можно испортить без нагрузки.

Постоянно так делаю =). Пока все нормально.
Снимаю главные и хвостовые лопасти и вперед. Но больше 25% газа лучше не раскручивать.

sir:

Карбоновая рама- эта пустая трата денег, во свяком случае, 400 баксов за нее отдавать нет смысла, ИМХО.

Интересно, на сколько верт с ней станет легче? Вообще, конечно, это скорее для души… Если буду делать, то в самую последнюю очередь.

sir:

Питч компенсатора нужно менять, потому что от него много люфта, да и хлипкий он. Мой провернулся на оси главного вала, хотя затянул я его достаточно крепко. Это действительно нужный апгрейд.

А ты какой поставил питчкомпенсатор? Хиробовский SD-G?
В пластмассовом стандарте хилый радиус блок, база не достаточно точно подогнана под вал и подшипники на рычагах со вставками. Я подточил на 0.2 мм вставки и положил шайбы - люфт в рычагах устарнил.
Хочу приобрести базу питчкомпенсатора от KS, т.к. алюминьевый Хиробовский, по конструкции токой же как и пластмассовый - со вставкой. А у KS он целиковый.
Кстати, KS делает базу питчкомпенсатора и радиус блок и для фреи, но стоят они в два раза дороже, чем для Sceadu. Интересно в чем разница? Ведь у Хиробы алюминьевые база питчкомпенсатора и радиус блок для скиду и фрейи - одинаковые…
Что за подшипники стоят в SD-G питч компенсаторе? Со вставкой ли без?

sir:

Насчет хвоста от фреи могу лишь сказать, что это делать необязательно,но многие делают его, потому что люфта меньше (там три 3 подшипника, вместо 2, хотя при раскрутке хвостового ротора весь люфт уходит) и в цапфы можно вставлять 5мм хвостовые лопасти без всякой мороки. Сделай, хуже не станет точно.

Тем более этот апгрейд стоит всего 30$… Кстати, если упорные подшипники перевернуть, то и в стандарте люфтов в хвосте не будет вообще.

sir

Насколько легче верт будет с карбоновой рамой я не знаю, но скажу честно, как мне говорил человек, который ее даже продает в Москве, что ничего она реально не дает. Но для души можно сделать что угодно, конечно. У меня стоит хиробовоский sd-g компенсатор, все достаточно точно подогнано, да и в металл можно затянуть покрепче болты, которые держат рычаги, в крайнем случае, немного напильником придется поработать. Насчет фреи и скиду ничего не могу сказать. Вот упорные подшипники не советуют переворачивать, могут быть проблемы. Реально родной хвост скиду с лопастями от фреи (92мм) держит отлично. А вообще, я советую еще проверить на индикаторе биения блок двигателя, особенно стартовый вал, потому что от него столько вибраций высокочастотных, что у меня уже многие части потрескались. Я только сейчас купил этот индикатор биения и был очень расстроен, потому что даже с тюнингованным sd-g flywheel, который по идее должен больше точно на вал садится, у меня огромное биение как на самом flywheel’e, как и на стартовом вале (там очень много!!!). Также, неплохо было бы отбалансировать фен. Сейчас буду заказывать обычный flywheel, смотреть как у него с биением. Обидно, потому что купил тюнингованный flywheel, еще фен у меня стоит алюминиевый от quickuk, который мне очень тяжело было отбалансировать, и теперь все это придется заново делать… Но может, что тебе повезло, и все там ровно будет. Это так, просто совет. Здесь никто меня с этим не поддержал, хотя на runryder’e про это пишут все. Это реальная проблема.

Кстати, ты где сам летаешь? Может, ближе к лету, как-нибудь вместе полетаем, если я освобожусь уже к тому времени и закончу полностью с балансировкой и устранением биения.

OSM
sir:

Вот упорные подшипники не советуют переворачивать, могут быть проблемы.

Какие проблемы?
Если их перевернуть как в инструкции - цапфы хвоста люфтят сильно.

sir:

А вообще, я советую еще проверить на индикаторе биения блок двигателя, особенно стартовый вал, потому что от него столько вибраций высокочастотных, что у меня уже многие части потрескались.
Я только сейчас купил этот индикатор биения и был очень расстроен, потому что даже с тюнингованным sd-g flywheel, который по идее должен больше точно на вал садится, у меня огромное биение как на самом flywheel’e, как и на стартовом вале (там очень много!!!).

Я особого биения пока не заметил и не почувствовал. Хотя его наверно невооруженным взглядом не увидишь…
А что конкретно потрескалось, если не секрет? А какое отклонение он у тебя показывает на валу и на flywheel’e?
Cколько стоит индикатор биения?
Как ты планируешь биение устранять? ИМХО это почти нереально сделать в домашних условиях.

sir:

Также, неплохо было бы отбалансировать фен. Сейчас буду заказывать обычный flywheel, смотреть как у него с биением. Обидно, потому что купил тюнингованный flywheel, еще фен у меня стоит алюминиевый от quickuk, который мне очень тяжело было отбалансировать, и теперь все это придется заново делать…

Фен же легкий… Неужели он создает серьезную вибрацию?
Я думал квиковский тем и лучше, что изначально сбалансирован как следует…
А как ты определил дисбаланс на фене? И как его устранял?

sir:

Кстати, ты где сам летаешь? Может, ближе к лету, как-нибудь вместе полетаем, если я освобожусь уже к тому времени и закончу полностью с балансировкой и устранением биения.

Из твоих слов можно подумать, что реализация проекта по “балансировке и устранению биения” займет месяца полтора =)))… Хотя возможно так и получиться…
Я летаю в Зеленограде, недалеко от дома. Благо мест там достаточно.
В настоящее время мои полеты ограничены поломками, работой с понедельника по пятницу и температурой воздуха (ниже -5 не летаю - начинают клинить некоторые части). Через неделю ухожу в отпуск на полтора месяца… вот и налетаюсь хоть каждый день =)
Кроме Зеленограда летать в настоящее время нигде не могу, так как водить не умею =( А научиться водить и получить права раньше окончания отпуска никак не успею.

Кстати… Про глушитель…
А FunTech под корпус Sceadu влезает нормально? А то ведь MP2 вроде не совсем…?

IP
OSM:

А FunTech под корпус Sceadu влезает нормально? А то ведь MP2 вроде не совсем…?

Для МР2 корпус надо подрезать.

Gennady71

А не подскажите как кто реализовал внешний накал, хотолось фото увидеть, а то у меня не очень красиво получилось.

sir

Ну я не могу тебе точно сказать, какие проблемы, но ведь не просто так в инструкции написано, в какой последовательности их ставить. Например, если также перевернуть упорные подшипники в цапфах, то, как я слышал, начинаются проблемы с трекингом лопастей, например.

Насчет биения: на глаз, если оно не очень большое, то ты вряд ли заметишь. Видно при заведенном двигателе- вспенивание топлива, вибрирующие хвостовые стабилизиторы, сильная вибрация на раме даже на холостых оборотах. Это только внешние факторы. Плюс от этой высокочастотной вибрации убивается электроника, подшипники, трескаются некоторые части. Трескались у меня две вещи: один раз хвостовая цапфа, три раза- крепление хвостовой машинки. Про крепление машинки сначала думал, что сам при сборке сломал, но ведь не три раза! На стартовом валу он у меня показывает огромное биения- 0.15-0.2 мм в зависимости от места, где меряешь. На flywheel’e порядка 0.1 мм. Индикатор биения стоит недорого, порядка 200-300 мм, дорого очень стоит штатив к нему. Большинство использует магнитный штатив, у нас стоят порядка 3000-4000 рублей. Я купил просто тяжелый штатив за 1500 рублей. Плюс еще нужны тиски, чтобы движок крепко зафиксировать. Биение на flywheel’e действительно нереально устранить, буду покупать обычный flywheel, с ним говорят реже бывают такие косяки. А вот по поводу стартового вала есть некоторые возможности (хотя мне кажется, что мой реально очень сильно погнут, уронил я его разок, заменю и кулачки с этим валом на всякий случай). Вкратце, это поменять повернуть на 180 градусов его (на flywheel’e ведь 4 отверстия, куда вкучивается сцепление, можно менять положение сцепления), подложить небольшую прокладку под сцепление или слегка погнуть этот вал. Зайди лучше на runryder.com, введи в поиске dial indicating, и он тебе выдаст кучу информации по этому делу. Даже есть конкретно на хиробовскую систему информация.

Фен хоть и легкий, но при 17000 об\мин. лучше, чтобы никакого дисбаланса не было. По-хорошему нужно балансировать, все что крутится, но обычно люди проверяют фен и хвост. Проверял я вот тем- rcopen.com/forum/f21/topic36549 . Но поскольку я только сейчас понял, что у этого вал погнут, и он мне давал левые показания, то возможно все мои старания были зря по балансировке фена. Только зря его красивую поверхность испортил своими сверлениями.

Вообще, если у тебя нет никаких проблем с вибрацией, то можешь со всем этим (как и с биением, так и с балансировкой) не заморачивать. Может тебе просто повезло, и у тебя все ровно. Мне нет, поэтому я этим и занимаюсь. Хотя, вибрация может быть незначительная, которая не выдает себя как-то внешне, но все же в долгосрочном периоде она не очень полезна для электроники, подшипников и механики. Если у тебя есть время и желание,то лучше все проверить и, если можно, исправить.

Я до конца июля вообще вряд ли буду летать, поскольку готовлюсь сейчас “активно” к поступлению в институт. Поэтому пока я только коплю деньги на то, чтобы поставить некоторые апгрейды, купить нужные зап. части и прочее для вертолета.

Насчет корпуса не могу точно сказать, потому что у меня до этого стояли на этом вертолете .39 движок и другой глушитель, который задевал корпус, и поэтому корпус был немного подрезан уже. Наверное, немного придется подрезать, но в этом ничего страшного нет.

IP
Gennady71:

А не подскажите как кто реализовал внешний накал, хотолось фото увидеть, а то у меня не очень красиво получилось.

У меня так сделано :

sir

Забыл сказать, что допустимое биение на стартовом валу где-то 0,05 мм. В 0 очень редко удается выставить, поэтому это нормальное значение. Я после замены flywheel’а и сцепления со стартовым валом, буду стараться добиться этого.

Gennady71
IP:

У меня так сделано :

Спасибо, наверно тоже сюда поставлю, сам не догодался.
До этого стоял рядом с гироскопом на пластине, там где хвостовой вал свободные отверстия были, туда и прикрутил.