разница в работе коллективным шагом в большом и маленьком вертолете - почему?

alien131314

Вопрос следующий: я обычно летаю и в симуляторе и в реале на T-REX 500
В числе прочего, отрабатываю флипы/роллы на месте.
Когда я делаю их на 500ке, приходится довольно активно ( и очень филигранно ) работать шагом, чтобы верт сохранял бы высоту. Т.е. происходит флип, надо дать газу, чтобы верт не просел бы по высоте, причем газ должен быть скоординирован с цикликом, потом, когда переворот окончен, надо опять скорректировать верт, чтобы он не выстрелил бы вверх. Причем, циклик надо очень четко синхронизировать с коллективом, что надо отрабатывать очень долго.
А в Гоблине700 ( в симуляторе, разумееется, как в реале - не знаю ) для сохранения высоты после флипа/ролла коррекция по коллективному шагу практически не нужна.
Естественно, это не только флипов-роллов касается. Вообще все маневры, которые я отрабатываю, на 700ке можно, легко переучившись, делать гораздо чище, чем на 500ке - подозреваю, из-за этой особенности, хоть те же петли. 500ка требует гораздо более четкого управления. Отпадает просто куча коррекций, в которых можно накосячить.
По - крайней мере по сравнению с той же 500кой.Почему? Что на это влияет? Угла по идее одинаковые. Скорость переворота, т.е. циклические углы - тоже одинаковые. Энерговооруженность, подозреваю, здесь ни при чем. Масса? Похоже на это - либо масса, либо гироскопический эффект от лопастей, что менее вероятно.
Начиная с какого размера начинается этот эффект?

Tigron

Вы просто не то сравниваете. Нельзя сравнивать симулятор и реальный вертолет не важно каких классов. В симуляторе виртуальный верт без массы летает в безвоздушном пространстве. Это сферический конь в вакууме.

Во-первых, IRL существует воздух и он - не идеальный равномерный. Воздух бывает разный. Бывает плотный, бывает разреженный, бывает рваный и слоями. И ветер тоже бывает разный. Мы это не видим, но вертолет, особенно маленький, это чувствует. Чем меньше вертолет - тем плотнее для него кажется воздух.
Во-вторых, аэродинамические свойства ротора. Чем больше площадь ротора и энергия на единицу массы - тем лучше верт летит. У больших вертолетов обычно этот коэффициент лучше.
Теории тут очень много. Чтобы все понять и разобраться лучше сразу пойти в МАИ на факультет по воздушным винтам и роторам. А еще открою маленькую тайну - конечной теории ротора нет. В формуле присутствует коэффициент, который определяется для каждого ротора на практике на стенде. Собственно поэтому новые ЛА так долго и гоняют на испытаниях.
Но нам, простым летунам, забивать себе голову всеми этими расчетами нет смысла. Нам нужно знать основные принципы и возможные коварные места (типа вихревого кольца). И как можно больше тренироваться и летать - набирать навыки и опыт. Знание теории расчета эффективности ротора Вам в пилотировании не поможет. А вот теорию принципов управления вертолета (и взаимодействия ЛА с воздухом) знать обязательно.

Vovets

Наверное дело в массе. На всяких наниках вообще тяжело сделать флип на месте. На 700-ке легче, чем на 550-м, в реале я имею в виду. Ну и размер сам по себе влияет.
Как я понимаю физику флипа на 180 на месте. Из висения даём шагу, модель приобретает вертикальную скорость и начинает смещаться вверх. Тут мы шаг убираем в ноль и даём циклик (в реальности циклик даём одновременно с шагом, не знаю почему так, но так надо). Модель начинает терять вертикальную скорость и в это же время переворачивается. Когда вертикальная скорость падает до нуля, модель начинает двигаться вниз, набирая скорость вниз. Если переворот к этому времени завершён, мы даём шаг висения вниз и модель останавливается. За время с начала манёвра модель прошла какой-то путь вверх, а потом вниз. Если всё делали верно, то модель вернулась в исходную точку по высоте.
Если расстояние, которое модель прошла вверх, небольшое в сравнении с размером модели, то получается красиво. Чтобы расстояние было небольшим, начальные импульс должен быть сильным, но коротким, тогда модель наберёт скорость, но пролетит вверх немного.

Tigron:

В симуляторе виртуальный верт без массы летает в безвоздушном пространстве.

В Фениксе 3-4 было очень на это похоже. В RF 6-7 это далеко уже не так, особенно если модель грамотно настроена.

ALS

Как я понимаю на 500-ке вы летаете без гувернера, может уже пришла пора поставить регуль поприличнее))) Как мне кажется это во многом нивелирует эффект. Исключительно ИМХО.

alien131314
ALS:

Как я понимаю на 500-ке вы летаете без гувернера, может уже пришла пора поставить регуль поприличнее)))

Нормальный у меня регуль. Алайновский стоковый.

Tigron:

Бывает плотный, бывает разреженный, бывает рваный и слоями.

Читал, но это у вертолетчиков, которые реальными вертолетами управляют. Для модельных по большей части,кмк, это неактуально.

Tigron:

Чем больше площадь ротора и энергия на единицу массы - тем лучше верт летит. У больших вертолетов обычно этот коэффициент лучше.

Считал энергию на единицу массы. Т.е. брал макс. ток регуля и вычислял сколько ватт на грамм. Удивитесь, но отстают по мощности наник и прочие мелколеты, причем отстают сильно. Для остальных вертов мощность варьирует несильно ( насколько помню - от 0.7 до 1.6 Вт/гр, могу ошибаться, тупо не помню уже, а та же 450ка, особенно если ее зарядить, по мощности на грамм веса чуть ли не больше 700ки. Что и подтверждается экспериментами “на глазок”. Про площадь ротора идея меня посещала, но еще не считал, вчера потратил вечер на переделывание койкаких вещей в 450ке и на сим. Кстати, надо посчитать.
Масса…хммм…не знаю. Ускорение же одинаково для любой массы.

Да, еще. Почему я вообще задался этим вопросом.
Интерес - не просто от нех делать, а предметный. Я хочу чтобы лучше летало. Мне нравится больше реакция гоблина, естественно. Но я хочу понять, почему это происходит и можно ли к примеру сделать, чтобы 500ка летала бы так же. Потом я хочу лучше понимать физику верта, чтобы быть вообще способным оценивать качества той или иной тушки не только с ТЗ крашеустойчивости.
Например, может играть роль размещение масс по вертолету. К примеру, такой эффект может давать размещение акка снизу по центру.

Теоретически, может происходить следующее ( и я пока именно к этому склоняюсь ):
скорость флипа регулируется фблкой. Соответственно, фблка регулирует циклик.
Я уверен, что чем массы расположены ближе к хабу, тем меньший циклик надо будет подавать для переворота с нужной скоростью.
Соответственно, будет экономиться энергия, во время переворотов будет меньше НЧ вибрация, меньше износ частей и пр.
Чтобы понять так ли это, интересно было бы сравнить поведение новой 500ки с нижним расположением акка и старой 500ки.
В старой акк расположен выше, в новой - ниже, но типа под валом. Что лучше - непонятно. Непонятно и то, будет ли это ощущаться.

Tigron

Владимир,
По поводу флипа на мелкоте, могу судить по Nano CP X. Там тоже не все так просто. Если судить по симулятору, то действительно, перед флипом нужно делать подскок. Однако IRL оказалось, что, в принципе, Наник может сделать флип и без подскока. Просто у Наника очень высокие точки висения по коллективному шагу, а за счет малого веса он очень чутко реагирует на ошибки в работе шагом.
Чтобы получился флип на месте, нужно очень резко дать циклический шаг, также резко убрать коллективный на 0. А когда Наник перевернется точно вверх ногами, подловить его резким, коротким, но достаточно большим толчком коллективного шага, и как только верт пройдет точку горизонтального инверта, снова убрать коллективный шаг на 0. И так пока верт не вернется в горизонт. При этом нужно не переусердствовать с шагами, иначе ротор задохнется и Наник вывалится из фигуры. Т.е. как только мы услышали понижение оборотов, нужно сбавлять шаг, что коллективный, что циклический. С учетом того, что верт очень мелкий и резкий, думать просто нету времени - все происходит интуитивно. Но натренироваться можно.

Игорь,
У Алайновского регуля (если это не СС), насколько я помню, гувернер весьма зачаточный и тухнет по мере просадки батареи. Однако, как я понимаю, ваша беда с петлей не в этом. Вы совершаете какую-то банальную ошибку в пилотировании. Я вообще не понимаю, как в петле можно накосячить, если только не пытаться делать паразитные коррекции, которые там не нужны. Для выполнения петли достаточно убрать шаг на 0 где-то на 10-11 часов, и весь остальной полукруг до падения на 5-6 часов выполняется просто цикликом с нулевым коллективным шагом. И только после возврата верта к горизонтальному полету, добавлять коллективный шаг для поддержания высоты.

Прочитал вторую часть вашего поста. Это какая-то каша в голове. Если хотите получить ответ на эти вопросы, задайте пожалуйста вопросы четко и по порядку.

alien131314
Tigron:

У Алайновского регуля (если это не СС), насколько я помню, гувернер весьма зачаточный и тухнет по мере просадки батареи.

Я им не пользуюсь.

Tigron:

Я вообще не понимаю, как в петле можно накосячить, если только не пытаться делать паразитные коррекции, которые там не нужны.

Я тоже не понимаю, но петля меня реально уже выморозила напрочь. Сформулировать проблему тоже пока не в состоянии. Даже не в состоянии с определенностью сказать, проявляется ли это в симуляторе. Все очень странно, короче, но пропетлю я потом буду интересоваться более предметно. Сейчас хочу понять вопрос с работой цикликом.

Tigron:

Это какая-то каша в голове.

Именно каша. Собственно и пытаюсь разгрести.

racer-g
alien131314:

Я уверен, что чем массы расположены ближе к хабу, тем меньший циклик надо будет подавать для переворота с нужной скоростью.

логика понятна но это невозможно впринципе,на вертолете, т.к. он имеет хвост и его длина заложена в конструкцию и изменениям не подлежит(ну может в каких то несущественных пределах)…в общем все,что от ротора к хвосту,с этим ничего не сделать…а вот нос…тут тоже смотря как подойти…по идее верхнее расположение акка благоприятнее для управления чем нижнее т.к. масса находится ближе к хабу(а не к ротору…это уже другая плоскость измерения…вертикальная)…а хаб и есть центр фигуры, в частности флип,ролл…