вибрация
Безуспешно борюсь с вибрацией. Самое простое сделал:балансировка всех лопастей по массе и по моменту, “бабочка” не более 2-х мм. Вообше-то, легкая вибрация при раскручивании ротора(400-500об) была с самого начала(лопасти не затянуты), после аварии переместилась к 1000(как раз на отрыве). Если очень плавно поднимать обороты, то может и не появиться. Пробовал несколько комплектов лопастей-кардинальных изменений нет. С интересом и благодарностью выслушаю и проверю все гипотезы. О результатах обязуюсь сообшить.
Советую проверить не погнут ли основной вал и вал ротора (Feathering Shaft).
У меня все вибрации с которыми сталкивался были оттуда.
В дополнение, хотя это реже, если есть резиновые демпферы на валу Feathering Shaft, то состояние смазки, люфты в тягах, параллельность серволопастей и…
А вибрация в вертикальной или горизонтальной плоскости ?
to RID
Вибрация в горизонтальной плоскости.Вал раскачивается только в стороны. Раскачивание носа и хвоста на порядок меньше! Серволопатки стоят в одной плоскости, правда, установлены на глаз, но сборочная инструкция большего и не требует. Прошу подробнее о люфтах.
to HAWK
Возможно Вы правы. Вал был погнут при аварии, но после рихтовки глаз биения не видит,индикатор показывает не более 0.1мм.
С уважением, Вадим Геннадиевич.
"Возможно Вы правы. Вал был погнут при аварии, но после рихтовки глаз биения не видит,индикатор показывает не более 0.1мм. "
Ну вот он и елозит туда-сюда. Сделайте новый на станке.
Люфты в конструкции ротора на тягах из-за отсутствия подшипников в качалках. Подергайте(покрутите) серволопатки вокруг оси, на которой они закреплены. Есть люфт? Надо устранять. Если охота. Хотя и так полетит.
Достигается заменой втулок (пластиковых или медных) на подшипники.
Конечно если конструкция позволяет. У меня на Hawk в стандартные качалки встали советские открытые подшипники по 7 руб. (3*7). Толшина пойдет от двух до трех миллиметров. Между подшипниками на каждой качалке надо вставлять втулку, чтобы при затяжке не выдавить подшипники. Мне их наточили на станке - (3*4)-толщина по качалке.
Еще люфты бывают в автомате перекоса. Из-за дешевизны.
Меняется на металлический.
Обращает на себя внимание фраза
Если очень плавно поднимать обороты, то может и не появиться.
Это похоже что срабатывает самоцентровка, но иногда - это как раз работают те самые резиновые втулки(вал должен перемещаться плотно, но не заедать, можно немного силиконой смазки на вал нанести) и, возможно лопасти слишком сильно затянуты, они тоже самоустанавливаются (попробуйте их затянуть с таким усилием, когда при поднятии хвоста вертикально вверх они начинают не опускаться под собственным весом, изначально располагаясь перпендикулярно хвосту)
По поводу существенности 0,1 мм, мне трудно сказать, но при 1мм “колбасило” конкретно.
Уважаемые RID и HAWK, спасибо за участие! После замены вала кардинальных изменений нет. Правда, вибрация ушла на более низкие обороты. Обратил внимание на люфты-есть везде и чувствительные. Понимаю, что бороться надо со всеми люфтами, но где их наличие особенно сильно сказывается на управляемость,тк на данном этапе меня волнует последнее. Ранее писал, что модель при взлете очень сильно(на 1-2м) сносит влево.
to RID
Прошу чуть подробнее о самоцентровке. На оси,действительно, есть некие резиновые втулки, назначение которых до сих пор было не очень понятно. Проблема в следующем: после аварии ось была заменена на самодельную, размеры были соблюдены. НО! После установки и затяжки гаек, ось стала проворачиваться чувствительно туже. О регулировках этого узла в сборочной инструкции нет ни слова.
Если присмотреться, то можно заметить, что в момент начала раскручивания ротора вертолет “шатает” довльно значительно. По мере набора оборотов, за счет центробежных сил, лопасти встают в крайнее положение, выбирая люфты в отверствиях (поэтому важно усилие их затяжки). При выходе на более высокие обороты ось смещается(происходит сжатие резинового демпфера), устанавливаясь так, чтобы равенство сил было точно на оси вращения, при этом вибрация почти исчезает. В результате убирается влияние небольших биений и дисбаланса. Этот узел не настраивается, но необходимо соблюдение нескольких условий
- расстояние между деталями, стоящими после демпферов (глядя от главного вала) должно соответствовать заложенному в конструкции
- должно быть обеспечено свободное осевое перемещение вала вних,
т.е. вал должен иметь гладкую поверхность (можно “полирнуть”) и небыло “прихватов” (нанести немного силиконовой смазки).
Если перемещать вал в демпферах (другие детали снять, иначе не будет достаточной величины хода, чтобы почувствовать как он перемещается), он должен перемещаться немного туго, плавно, но без “рывков” и изменения усилия.
Вот вроде и все.
Все очень дохочиво. Думаю, многим начинающим, кто налаживает модель сам, будет полезно ознакомиться с нашей перепиской. Спасибо!
Небольшое дополнение, это одна из их функций, вторая - это демпфирование колебаний ротора перпедикулярно иси вращения, в частности при управлении, более жесткие демпферы уменьшают время отклика модели.