King 2 и Sanwa RD8000.
Из мануала «передатчик RD8000 предоставляет возможность задать микширование оборотов хвостового ротора для каждого из четырех полетных режимов.
Ну не оборотов, а углов установки хвостовых лопастей. Обороты ХР передатчик изменить не в силах.
А теперь важное: забудьте про микширование хвоста, если у вас стоит гироскоп (и ведь он у всех стоит, никто без гироскопа не летает).
А почему “забудьте”? Да потому что гироскоп-то не знает, какая причина изменила длительность канального импульса на его входе, пилот ли это дал команду “поворот” или передатчик свой микшер задействовал… Вот и будет вертолет вертеться с включенным микшером как попало при изменении газа, и это вместо удержания хвоста.
Есть гироскоп - выключи микшер хвоста! (Прямо по Маяковскому:) )
Не спрашивайте меня, зачем и с каких времен сохранился этот атавизм в настройках передатчиков.
цитата: "Да потому что гироскоп-то не знает, какая причина изменила длительность канального импульса на его входе, пилот ли это дал команду “поворот” или передатчик свой микшер задействовал… "
не совсем понял, а зачем ему это знать, если команда правильная ведь толкающая сила не прямопропорциональна углу атаки ( при постоянных оборотах) и поправка не помешает? можно поподробней? да и гироскопы бывают разные и за 20 долларов например.
не совсем понял, а зачем ему это знать, если команда правильная ведь толкающая сила не прямопропорциональна углу атаки ( при постоянных оборотах) и поправка не помешает? можно поподробней? да и гироскопы бывают разные и за 20 долларов например.
Можно и поподробнее:
Один из принципов работы гироскопа - в том, что он при включении запоминает длительность импульса управления и считает эту длительность нейтральной. А любое отклонение от нейтральной длительности является для него управляющим сигналом на изменение угла лопастей ХР - чтобы вертолет начал поворачивать влево или вправо.
И вот представьте себе: включили мы в передатчике микшер “pitch -> rudder”, включили вертолет, гироскоп проинициализировался и запомнил нейтральное положение (например, длительность импульса - 1,5мс).
Начинаем взлетать, добавляем газ и в соответствии с кривыми “шаг-газ” у нас начинают меняться углы установки лопастей ОР (увеличиваться при добавлении газа, очевидно).
Шаг ОР увеличивается, ручка “rudder” неподвижна (мы же не хотим сразу делать пируэты 😃 ), но ! тут начинает работать включенный нами микшер, изменяя длительность импульса управления хвостом (например, увеличивая).
Всё, долетались - гироскоп, запомнивший нейтраль 1,5 мс, видит на входе сигнал 1,6 мс - тут же перестает стабилизировать хвост и послушно отклоняет лопасти ХР на бОльший угол - вертолет начинает вращаться! 😢
А ведь мы хотели только взлететь, ничего более 😃
От цены гироскопа принцип его работы не меняется, поэтому при включенном микшере pitch->rudder будет крутить хвост с любым гироскопом, хоть за 20 долларов, хоть за 300.
на симуляторе включение микширования + - 20 процентов приводит к незначительному уводу хвоста в ту или другую сторону при резком изменении газа, что практически не мешает обычному полету
а кинг ведет себя именно так с родной аппаратурой-т.е. правильно задав кривую можно помочь плохому гироскопу?
на симуляторе включение микширования + - 20 процентов приводит к незначительному уводу хвоста в ту или другую сторону при резком изменении газа, что практически не мешает обычному полету
а кинг ведет себя именно так с родной аппаратурой-т.е. правильно задав кривую можно помочь плохому гироскопу?
Микширование включено в симуляторе или в аппаратуре?
Не поленился проверить - включил микшер в аппаратуре (±20%), так в симуляторе в точности воспроизводится описанная мной выше картина - при 0 газа вертолет крутит влево, при 100 газа - крутит вправо.
Аппаратура меняет длительность канального импульса - гироскоп реагирует на это изменение, начиная вращение вертолета - вполне предсказуемая реакция.
Лично я не верю в то, что можно улучшить работу плохого гироскопа, настроив этот микшер. Так как само включение такого микширования противоречит принципам работы современных гироскопов.
В инструкциях же к нормальным гироскопам (Футаба, CSM, Logictech) обязательно присутствует требование выключить микшер “Pitch-Rudder” в аппаратуре. Инструкции на гироскопы Ескай, Телеби, Алайн и пр. мне просто не попадались, думаю там должно быть написано тоже самое.
на самом деле я заметил, что вертолет в симуляторе слегка отклоняется только после вашего ответа и когда отключил микширование (в передатчике) , отклонение прекратилось, а до этого я думал что это нормально, это не очень заметно. что вы имеете ввиду под крутит? крутит неуправляемо или слегка?
Что вы имеете ввиду под крутит? крутит неуправляемо или слегка?
Крутит с постоянной угловой скоростью, вертолет фактически выполняет медленные пируэты, вместо того чтобы висеть ровно. Я бы назвал такое поведение неуправляемым - я же ему не даю команду на вращение, а он пируэты крутит 😃
наконец разобрался со всеми проблемами: обломился провод зарядки на одну банку и накрывался коллекторник. пришлось для проверки вернуть старую аппаратуру. поставил Б.К. мотор и пока летаю по заводским предустановкам (настаиваю механически т.к. среднее положение качалок изменилось (оно заметно меняется на и-скаевском обарудовании при реверсе каналов?) )
тоже озабочен проблемой перехода на нормальную аппаратуру, как только подберу кривые - сразу выложу (думаю за основу взять кривые шаг-газ от тирекса)
От микшера оборотов хвостового ротора добится чего либо понятного не удалось (гираскоп штатный простой), изменение кривой не приводит к значительному эффекту ( в любом случае подкручивает по часовой при сбросе газа и против часовой при добавлении, если смотреть сверху) кривая шага 0-30-60-75-90, кривую газа слегка «придушил» 0-20-40-60-85 т.к. частота вращения основного ротора была великовата (определил по изменившемуся звуку после установки Б.К. мотора). Как добится правильной частоты врвщения, не очень понятно и каой она должна быть? в форуме описаны случаи «разрыва» вертолета, после разрушения деревянных лопастей на слишком большой для них частоте!
Как добится правильной частоты врвщения, не очень понятно и каой она должна быть? в форуме описаны случаи «разрыва» вертолета, после разрушения деревянных лопастей на слишком большой для них частоте!
ИМХО, у любого вертолетчика должно быть два прибора: тахометр и угломер. Без них ни о какой точной настройке кривых шаг-газ и речи идти не может.
Максимальные обороты ОР для Кинга мне найти нигде не удалось, но, судя по достаточно близким к Тирексу-450 параметрам, они не должны превышать 2400 об/мин для деревянных лопастей.
По поводу настроек, найденная цитата пилота Кинг-2:
“My pitch curve is 40,45,60,75,100%. Throttle curve is 0,50,80,80,80%. I have 20% expo in aileron and elevator, and dual rates are 100% across the board.”
А кривая шага 0-30-60-75-90 при сбросе газа будет кидать вертолет “в землю”.
Для точек на кривых газа и шага можно выбрать значение от -25% до + 125%, как в таком случае настроить угол атаки основного ротора от – 10 градусов до +10 градусов? Если за 0 градусов взять 0% ничего хорошего не получится? Как связать механическую и электронную части настройки, т.е как правильно, для начала выставить положение качалок? И как воспримет регулятор оборотов -25%? (это так, просто стало интересно)
Для точек на кривых газа и шага можно выбрать значение от -25% до + 125%, как в таком случае настроить угол атаки основного ротора от – 10 градусов до +10 градусов? Если за 0 градусов взять 0% ничего хорошего не получится? Как связать механическую и электронную части настройки, т.е как правильно, для начала выставить положение качалок? И как воспримет регулятор оборотов -25%? (это так, просто стало интересно)
- Настраивайте от 0 до 100%, запас в 25 процентов - это фактически “двойные расходы”, можно и нужно не использовать ( по крайней мере я ни разу не слышал, чтобы для шага-газа их кто-то использовал).
- 0 градусов лопастей = 50% шага в аппаратуре.
- При 50% шага выставляете качалки серв строго перпендикулярно валу ОР (или параллельно, смотря как сервы стоят на вертолете 😃 ). В общем должно получится нейтральное положение сервопривода, из которого он одинаково отклоняется в обе стороны.
- Регулятор оборотов “-25%” воспримет в силу своей “умности” - наиболее продвинутый будет ругаться на неоткалиброванное значение импульса, а тот что попроще - будет молчать и стартовать при существенном отклонении ручки газа (когда “наступит ноль” по его мнению).
спасибо за ответы и доброжелательность
по поводу гираскопа, забыл уточнить на кинге изначально стоит гираскоп без функции удержания- head hold.
Ну вот об том и речь - отличие дешёвой гиры в том, что она не умеет хвост держать.
Требование Выключить микшер коллективный шаг-хвост касается только режима удержания курса. Однако - некоторые люди при исполнении неприятно сложных для меня манёвров (потому как я так летать не умею) вроде как летают в обычном (не HH) режиме достаточно дорогой гиры, соответственно используют микшеры коллективный шаг-хвост и вроде как Миха Юнин упоминал про использование им микшера циклический шаг-хвост.
Ну а я пока просто вовремя подруливать пытаюсь при силовых петлях/бочках/пируэтах, летаю только с HH включенным.
Из опыта настроек пока можно сделать несколько выводов: Нужно быть осторожным с кривыми сильно ломанными и если нужны изломы, то делать их постепенно, чтобы модель была предсказуема (тут можно привести сравнение Кинга как менее резвого, по сравнению с Белтом СР! С помощью настоек и Кинг рвется так, что не удержиш, а уж с одинаковыми моторами! (сравнение видимо справедливо для RTF комплектов).
Нужно внимательней проверять все установки ( у меня расход шага оказался ограничен на 50%, хотя сознательно я этого не делал! Видимо заблудился в настройках.
Быть аккуратнее при полетах с новыми настройками. Для меня последний закончился резким подьемом до потолка уходом в угол и в результате отрывом винта с сопутствующими поломками. Обьяснить это можно только непривычными настройками, хотя этот полет был не первым после изменения настроек!
К сожалению только сегодня !!! я узнал, что частота вращения основного ротора в полете постоянна, а газ только компенсирует ее изменения при изменении нагрузки на ротор. А все управление идет за счет изменения шага! (почему то этот факт не лежит на поверхности, а считается и так всем понятным, чего нельзя сказать по вопросам новичков)
Теперь можно понять кривые: шаг 40-45-60-75-100
газ 0-50-80-80-80
на участке 80-80-80 должен работать говернер поддерживающий обороты!
Я пробовал эти настройки (видимо без правильной настройки механики) и без понимания и получил очень непривычную картину.
Теперь можно продолжать эксперименты с новыми знаниями.
К сожалению только сегодня !!! я узнал, что частота вращения основного ротора в полете постоянна, а газ только компенсирует ее изменения при изменении нагрузки на ротор. А все управление идет за счет изменения шага! (почему то этот факт не лежит на поверхности, а считается и так всем понятным, чего нельзя сказать по вопросам новичков)
Теперь можно понять кривые: шаг 40-45-60-75-100
газ 0-50-80-80-80
на участке 80-80-80 должен работать говернер поддерживающий обороты!Я пробовал эти настройки (видимо без правильной настройки механики) и без понимания и получил очень непривычную картину.
Теперь можно продолжать эксперименты с новыми знаниями.
ГОСПОДА, про настройки кривых шаг-газ и полетных режимов написано много статей. В том числе и для новичков. Эти настройки справедливы для любого вертолета с коллективным шагом, коим Кинг и является.
Вот, например, как учебник: Очень полезно прочитать
Вся хрень - в стоковой аппатаруре E-Sky, где за-дешево нормально построить полетные режимы - проблема.
не буду утверждать что все, но кое что я почитал.
После установки значений газ: 00-20-30-50-50
шаг: 30-60-70-80-95
(среднее между предлагаемыми и теми что были) - резкие изменения чреваты потерей управления из-за непревычности.
Поведение вертолета очень приблизилось к заводскому, в частности вернулось ощутимое падение мощности при разрядке АКБ (которое раньше компенсировалось увеличением частоты), теперь необходимость говернера поддерживающего частоту основного ротора постоянной становится очевидной.
в стоковой аппаратуре полетный режим настраивать и не надо, что очень хорошо для новичка, он и так пару месяцев взлетает. необходимость настройки появляется при каких то заменах.
СС попробуйте настроить Санву так: газ 0-20-35-70-75 шаг 55-65-100-110. Это настройки моего Белта в нормали. Еще экспоненты крен, тангаж -70 и двойные расходы 150. Так верт приблизился к симулятору. Правда в симе пришлось редактировать модель. Уменьшить вес и ротор. Поведения похожи. Минимальный шаг 55, потому что в 0 град. лопастей, шаг 50. Еще уравновесил лопасти и сам вертолет. Подъем стал плавным и управляемым.