в идеале - справа, если смотреть с транца.
почему - не знаю точно.
в прошлом сезоне у меня стоял справа, как на всех RTR аэромарина, в этом сезоне переставил кронштейн вала и шпигатик на старое место не попал - поставил его слева.
некоторые - ставят два, на катамаран - однозначно два, а на моно - один.
Интересно, это получается зависит от того, по какой траектории движется лодка, например при гонках? если круг идет по часовой, а так обычно вроде и бывает. то тогда лучше ставить справа, если смотреть с транца. А если в гонках пока не гоняю, то все равно впринципе? Кто еще как думает, отзовитесь!
мне что-то подсказывает, что это частично зависит от зоны аэрации винта - на нормальном ходу сквозь шпигатик прёт воздух.
для скоростных полупогруженныйх винтов это благо, только нужно рассчитать это благо что бы не обос…
многие спортивные модели не имеют шпигатов и осушаются только через отверстие в левой верхней части транца, так как гоняют только по овалу - центробежная сила выталкивает воду.
если шпигатики красивые и владелец модели не брезгует пирсингом - можно установить их пяток, каждые 3 см. и сухо и красиво.