Изготовление корпуса из polyester-олового бандажа
Здравствуйте,
Хочу изготовить корпус катамарана по методу оклейки болвана стеклотканью и эпоксидной смолой. Катамаран предполагается использовать для завоза прикормки на рыбалке, поэтому особых требований и характеристик не требуется. Предполагаемая скорость – 10-15 км\ч, полезная грузоподъемность до 2 кг. (корм), габариты – длина: 60 см +, ширина: 35 см +, эл.мотор пока не выбран, RC - SANWA VG400 FM 72MHz.
Найти стеклоткань оказалось проблематично. В наличие имеется полиэстероловый бандаж 0.15-0.20 мм толщиной и 16 см шириной, структура с хаотическим расположением волокон. Бандаж достаточно прочный хотя при применении силы поддается растяжению, но конечно не так как чулок, просто начинают расслаиваться волокна. Читал что полиэстерол и эпоксидная смола дружат между собой.
Возможно ли использовать такой полиэстероловый бандаж для корпуса модели описанной выше? Если да, то в чем будут проявляться недостатки, насколько корпус будет более хрупким, возможно ли добавить наполнитель в эпоксидку для компенсации прочности и недостатков?
Заранее благодарен
Здравствуйте!
К сожалению подобный материал мне не попадался, судя по описанию это нечто вроде стекломата. Насколько я знаю стекломат довольно плохо пропитывается эпоксидкой и предназначен для работы в основном с полиэфирными смолами. К тому же материал с “хаотическим расположением волокон” вряд ли позволит обеспечить высокую прочность композита, тканный материал предпочтительнее. Все ше лучше поискать ткань или стеклорогожу (может быть у фирм-производителей катеров).
А есть ли острая необходимость в постройке корпуса именно из стеклопластика? Я сам занимаюсь подобными моделями (их можно посмотреть на http://rc-fishing.boom.ru и в галерее на RC Design) и исходя из требований к моделям и опыта постройки могу сказать, что нет. Вполне качественную и функциональную модель можно склеить из листового материала, например полистирола или вспененного ПВХ (foam PVC), которые применяются в рекламном производстве и более доступны, чем компоненты композитов (кстати я использую ПВХ фирмы Palight израильского производства).В крайнем случае можно использовать фанеру и даже толстый картон с последующим покрытием/пропиткой смолой. Раскрой заготовок корпуса можно сделать в прграммке Carene, (тут в соседней теме “помогите новичку” есть ссылочка).
Еще совет по моторам: такую лодку хорошо будут таскать пара 500 моторов, поворачивать лучше с помощью реверсирования двигателей; но можно обойтись и одним мотором и рулем на одном корпусе, правда маневренность будет похуже.
Удачи!
Александр.
Спасибо Александр за ответ,
Особой необходимости в постройке корпуса из стеклопластика конечно же нет, тем более, что он требует определенных навыков и думаю достаточно трудоемкий. Хотелось сделать прочный и в тоже время элегантный корпус. Подходящего листового пластика не нашлось в магазинах, в которых я искал. Теперь, когда я знаю фирму производителя то, думаю, не составит особых сложностей разыскать этот вспененный ПВХ PALIGHT.
Единственное требование к корпусу, которое хотелось бы иметь – это достаточная прочность, чтобы модель была как можно менее прихотлива к условиям транспортировки. Вот тут я нашел характеристики этого материала на www.rosstar.ru/index.php?id=71,0,0,1,0,0 и хотелось бы узнать, какую оптимальную толщину листов выбрать, чтобы избежать вмятин при перевозке и случайном столкновении с берегом. На rosstar-e упоминается о малом но все-таки водопоглощении, как это может негативно повлиять на интенсивно используемую модель, оправдано ли применение жесткого ПВХ в таких случаях?
А также можно ли его клеить обычным эпоксидным клеем или вы порекомендуете что-то другое (rosstar рекомендует растворяющий или реактивный клей).
У меня есть опасения по поводу использования двух двигателей так, как я совсем не представляю, как стабилизировать их работу на одинаковых оборотах и избежать смещения модели в бок. Хотя, возможно, это мои домыслы и проблемы не будет.
Полиэстероловый бандаж, который я приобрел имеет многочисленные поры между волокнами и похоже может быть использован как воздушный фильтр, но прочности видимо корпусу не придаст.
Ваш baitboat на www.rc-fishing.boom.ru отлично выглядит!!!
С уважением,
Алекс
Добрый день,
спасибо Navix, мне приятно было увидеть качественный и доброжелательный отзыв о моей рекомендации применения Carene50 в той теме. Я довольно глубоко с ней ушел в практику, сохраняю данные в .dwg ACAD и импортирую их в кривых в SolidWorks. Далее сложнее.
То alexsn:
По теме катамарана хотел только поделиться соображениями, т.к. встречал на Форуме хорошие решения и фото. Не всегда чужие решения приходятся по сердцу и тут полезно желание сделать свое.
На мой слух в полиэстероловой (не уверен в точности названия, сорри) ленте узнается “родная” серпянка. Модельным материалом ее не назовешь, но для наращивания тощины матрицы использовать можно, хотя очень мала тощина.
С понятными мерами осторожности предложу возможный вариант обклейки пенопластового болвана. Это подкладочный материал - всегда в свободной продаже в магазине тканей. Это смесь полиэстра и нейлоном или вообще, полиамид с полиэстром. На ярлыке указыватся состав полотна. Далее - проще. Необходимо прикупить по минимальному опытному образцу и в путь.
Почему подкладка?
Она бывает эластичная. Ее можно натянуть на болван, местами погреть феном, закрепить и потом пропитать смолой. Результат может превзойти все ожидания. До смешного может дойти, но купив комуфляжную ткань, можно не красить конечное изделие 😃
Что, из прошлого опыта?
Да, было. “Ткань” клеили паркетным лаком с кислотным отвердителем, правда к бальзе. Последущие нанесения лака с сушкой и вышкуриванием с водой придавали эффект полированной мебели.
Удачи, успеха.
хотелось бы узнать, какую оптимальную толщину листов выбрать, чтобы избежать вмятин при перевозке и случайном столкновении с берегом. На rosstar-e упоминается о малом но все-таки водопоглощении, как это может негативно повлиять на интенсивно используемую модель, оправдано ли применение жесткого ПВХ в таких случаях?
А также можно ли его клеить обычным эпоксидным клеем или вы порекомендуете что-то другое (rosstar рекомендует растворяющий или реактивный клей).
У меня есть опасения по поводу использования двух двигателей так, как я совсем не представляю, как стабилизировать их работу на одинаковых оборотах и избежать смещения модели в бок. Хотя, возможно, это мои домыслы и проблемы не будет.
Ваш baitboat на www.rc-fishing.boom.ru отлично выглядит!!!
1.Благодарю за столь лестный отзыв о моей модели. При ее постройке мне приходилось во многом действовать “на ощупь”, так как в то время у меня не было информации о подобных лодках, только требования заказчика. Впрочем, в последствии найдя в сети сайты по этой тематике (количество которых приятно удивило), удостоверился, что двигался в правильном направлении. Сейчас работаю над универсальным катером для рыбалки с возможностью завоза приманки, установки сети и троллинга.
2.Вспененный ПВХ на мой взгляд все же является наилучшим материалом для корпуса - он имеет плотность ниже, чем у воды, при этом достаточно прочен и обладает способностью поглощать ударные нагрузки (в следствие своей микро-пористой структуры материал скорее промнется при ударе, чем лопнет).
Для модели такого размера достаточна толщина листа 3-5 мм, причем 5 - это уже heavy duty 😃 . Относительно воды: этот материал специально разработан для наружного применения в рекламных объектах, поэтому он обладает очень низким водопоглащением (причем конечным, то есть если его оставить в воде неограниченно долго, он не промокнет насквозь).Водопоглощение связано главным образом с наличием на поверхности материала открытых пор, однако внутри материала поры закрыты, поэтому проникновение воды вглубь листа (а тем более насквозь) невозможно. На практике эффект водопоглащения может привести лишь к незначительному (в пределах указанных в характеристиках %) утяжелению обшивки корпуса. Также стоит отметить высокую температурную формоустойчивость материала и его стойкость к UV-излучению.
3.Клеить ПВХ эпоксидкой не стоит, хотя такой вариант возможен. Для ПВХ существует специальный клей типа жидкой сварки. Он подрастворяет материал и активно внедряется в его структуру. Такой клей помимо рекламы, применяют для монтажа ПВХ-труб, в строительстве и ремонте, поэтому его можно поискать в магазинах, торгующих товарами для ремонта (я использовал немецкий клей COSMOFEN). При склейке получается шов по прочности превышающий сам материал. Единственный недостаток - клей долго сохнет (полное высыхание - около суток). Поэтому в последнее время перешел на циакрин (Cyan-Acrylate - В России наиболее распространен под маркой “Супер-момент” - изготавливается по лицензии фирмы Henkel) - мгновенное склеивание при практически таком же качестве шва. Основная проблема не сместить детали во время приклеивания, клей схватывает сразу и оторвать их уже невозможно, поэтому лучше сначала выставить детали как нужно, а потом залить в шов клей, благо он жидкий как вода (хотя бывает и густой, допускающий некоторую коррекцию).
4.Естественно не существует двух двигателей с абсолютно одинаковыми характеристиками, также как и идеальных корпусов, обеспечивающих строго прямолинейное движение модели. Но заставить ее двигаться прямо всетаки можно! И тут есть несколько путей:
-установить на корпус лодки маленький руль-триммер (не связанный с аппаратурой управления) для выравнивания модели на курсе
-установить на моторы переменные резисторы, позволяющие выровнять их обороты.
-использовать для управления двигателями регулятор, позволяющий плавно изменять и подстраивать обороты каждого двигателя в отдельности.
Я планирую использовать третий вариант. Регулятор который будет использоваться позволит с помощью плавного включения моторов “враздрай” (когда обороты одного из моторов постоянны; а другого ,в зависимости от угла отклонения ручки на передатчике, сначала падают, потом изменяется направление вращения его якоря, и обороты плавно возрастают) управлять моделью так же, как если бы она имела обычный руль (то есть допускать триммерование и небольшое подруливание), и в то же время получить высокие характеристики маневренности, вплоть до разворота на месте при включении “полного раздрая”. Регулятор смешивает два канала и обеспечивает как регулировку скорости, так и курсовую управляемость.
Всего доброго!
Александр.
Спасибо Александр и Сергей-Zitch за ваши полезные рекомендации.
Получено исчерпывающее руководство к действию, и осталось только за малым – применить на практике 😃 .
ПВХ Palight не составило труда разыскать. Производитель этого ПВХ – фирма PALRAM. Тут полный список их продукции www.palram.co.il/ProductLines.htm с техническими характеристиками. Но все же, несмотря на огромный диапазон размеров производимого ПВХ Palight в Израиле www.palram.co.il/Products/PALIGHT.htm , в розничной торговле в наличие имеется весьма ограниченный выбор. Листы черного цвета удалось найти только 3мм толщиной, но думаю при длине катамарана до 60-65 см и заполнении обеих корпусов пенопластом придаст модели необходимую жесткость, и защитит ее от затопления при возникновении аварии. Похоже PALRAM больше ориентирован на экспорт чем на внутренний розничный рынок (отсутствует Hebrew версия их сайта).
С Уважением,
Алекс
Листы черного цвета удалось найти только 3мм толщиной,
Материал довольно хорошо красится обычной аэрозольной краской, можно склеить корпус и из белого ПВХ, а затем окрасить.
Кстати хотел поинтересоваться почему выбор окраски подобных моделей лежит как правило между черным цветом или зелено-желтым камуфляжем?
Может это продиктовано стремлением сделать модель незаметной для рыб?
Но зачем красить в такие плохо различимые для оператора цвета надводную часть катера - не понимаю.
Профи по карповой ловле утверждают, что карп совсем не видит черный цвет, поэтому карповые снасти стараются использовать черными. В наших условиях я собираюсь использовать модель на Кинерете (Tiberius), глубина 10-20+ метров и окраска не влияет. В тех случаях, где место ловли имеет 1-2 м то, яркий цвет отпугнет карпа. Я не очень большой специалист в том, как карп видит, но думаю, что из-за преломления воды, рыба способна видеть и часть борта судна над водой поэтому, наверное, и красят в черный цвет весь корпус. Такой, полностью черный корпус неплохо оснащать водометом, а то вся маскировка на мелководье будет испорчена шумом винта. С другой стороны было замечено, что при ярком солнце на волне черный поплавок очень хорошо различить, а вот белый и красный цвета сливаются.
Вот тут описано зрение щуки (www.ulov.ru/bib/fish/shuk/shuk22.shtml), но этот принцип работает и у других рыб. Поэтому лучше корпус покрасить в черный цвет, а верхнюю крышку, я думаю, стоит делать многоцветной и как можно пестрой. Что касается зелено-желтого камуфляжа то, похоже, такие модели целесообразно применять на водоемах с наличием камышей и растительности, и тут уже без водомета не обойтись.
такие модели целесообразно применять на водоемах с наличием камышей и растительности, и тут уже без водомета не обойтись.
В катамаранах английской фирмы Angling Technics в качестве двигателей/движетелей используются четыре ультрозвуковые помпы (по две на каждом корпусе для обеспечения переднего и заднего хода). Забор воды осуществляется с днища, выброс - через отверстия диаметром около 15 мм в транце и носовой части корпусов. Создатели модели утверждают, что это обеспечивает бесшумность хода и повышенную проходимость. Если кто-либо обладает информацией, хотелось бы узнать о таких насосах подробнее: характеристики, область применения, а главное стоимость и возможность приобретения в России.
На своем катере с гребными винтами их защиту от водорослей и возможного намота своей лески обеспечиваю размещением винтов в тунеллях, закрытых снизу сеткой, но остается проблема шума двигателей и винтов.
ПВХ Palight не составило труда разыскать. Производитель этого ПВХ – фирма PALRAM. Тут полный список их продукции www.palram.co.il/ProductLines.htm с техническими характеристиками. Но все же, несмотря на огромный диапазон размеров производимого ПВХ Palight в Израиле www.palram.co.il/Products/PALIGHT.htm Похоже PALRAM больше ориентирован на экспорт чем на внутренний розничный рынок (отсутствует Hebrew версия их сайта).
С Уважением,
Алекс
я на этом заводе 5 месяцев проработал, когда только приехал в страну и учил язык.
натаскал этого ПВХ, правда кусочками по 20 см, но строить из него корпус лодки не додумался. 😦 так, на всякие мелочевки иснользую.
этот материал клеится просто великолепно клеем, который я видел только на этом заводе, желтый тюбик и надпись F-104. клей частично расстворяет материал и полимеризуется, по прочности не уступает смоле.
а вот смола с незачищенному ПВХ клеится слабо.
А может кто-нибудь более детально объяснить технологию построения корпуса из ПВХ? Может быть линк с примером?
Можно ли строить т.о. корпус для стедовых моделей судов?
Заранее спасибо, Макс
А может кто-нибудь более детально объяснить технологию построения корпуса из ПВХ? Может быть линк с примером?
Можно ли строить т.о. корпус для стедовых моделей судов?
Заранее спасибо, Макс
Корпус из ПВХ можно изготовить по различной технологии, включая термоформование, позволяющее передать практически любую форму корпуса, однако в конкретном случае речь велась об изготовлении корпуса из листового материала. Эта технология применяется в производстве настоящих лодок и носит название Stich&Glue. Смысл технологии состоит в склейке корпуса из элементов его обшивки без предварительного построения каркаса корпуса, при этом форма корпуса обеспечивается правильностью раскроя этих элементов.
Раскроить элементы обшивки можно в специально предназначенных для этого программах, например Carene. К сожалению раскроить обшивку корпуса произвольной формы в ней нельзя, корпус строится в самой программе по ряду параметров, на которые наложены определенные ограничения, поэтому строго копийный корпус для стендовой модели построить будет сложно (бесплатная демо-версия позволяет раскраивать до 3 поясов обшивки, поэтому подходит в основном для плоско-килеватых корпусов, возможности полной версии шире, но также ограничены).
После переноса элементов обшивки на пластик (программа выдает для них таблицы координат и изображения, которые можно увеличить) и их вырезания производится склейка корпуса, в направлении от киля к палубе (сначала швы прихватываются при помощи скотча, потом проклеиваются). На практике все-же может понадобиться установка одного-двух шпангоутов.
Построить корпус модели-копии из листового материала все-таки можно, но скорее по классической технологии, с изготовлением набора,ручной подгонкой листов обшивки и дополнительной обработкой корпуса после склейки (при достаточной толщине пластика можно передать и округлые элементы обводов).
Более подробно описание работы в Carene и технология Stich&Glue изложены здесь
Более подробно описание работы в Carene и технология Stich&Glue изложены здесь
Почти ОФФ…
Почитал- достойно!
Приезжай в Питер в сентябре под другим ником! 😃
Удачи!
4 rrteam: можно еще гражданство сменить … или пол 😃 😃 😃
Спасибо за приглашнние, обязательно приеду но наверное зрителем, или с корабликом для подъема лодок, если успеем построить.
4 all: sorry за офф.