Вопросы по аккумуляторам

nitens

ЛЮДИ! Кто знает как правильно обслуживать NiCd и NiMH аккумуляторы? В каком виде их надо хранить (в заряженном или в разряженном). И чем отличается NiMH от NiCdconfused:?
Всем заранее спасибо!

Ильяд
  1. Хранить надо заряженными
  2. Перед зарядкой полностью разряжать. Самое простое- автомобильная лампа для фары 50W. Но лучше сделать сборку из десятка трех-четырехваттных ламп, соединенных параллельно. Как только лампы погыснут-отключить от аккумулятора во избежании его порчи.
  3. После полной разрядки остудить до комнатной температуры. Только после чего можно приступать к зарядке.
  4. Заряжать лучше современными имульсными з/у.
  5. Самый дешевый вариант-это зарядник Graupner на 12V за 25 у.е и компьютерный блок питания мин. на 300 VA. Можно найти б/у очень дешево. Встроенный вентилятор замечательно остужает не только заряжаемые аккумуляторы, но и мотору после гонки.
  6. Не вдаваясь в подробности о потрохах двух типов аккумуляторов, знаю, что NiMg могут быть большей емкости при одинаковых габаритах и у них чуть меньше эффект памяти, но все равно естьяяяяя, в отличие от литиевых, и самое главное то, что они более капризные и требуют специальных зарядных устройств.

Удачи

nitens

Огромное спасибо за помощь. А как насчёт сборных аккумуляторов из отдельных банок? Они выходят дороже обычных. В чём же их плюсы?

Ильяд

Последние топ-модели от HPI и многих других требуют именно установки нежесткоспаянных аккумуляторов. А отдельные банки нужны для индивидуальной селекции. Шесть банок меньшей, но одинаковой емкости луше работают, чем , шесть разных, пусть даже больших емкостей. Но это забава для очень продвинутых моделистов, для которых каждая 0,001 АЧ важна в заезде и они о ней помнят. Даже процесс спайки может закончиться трагично- чуть перегрел и банке каюк. Так что для любителей лучше стандартной колбасы на 2000-2400 мАЧ ничего не найти.
Удачи.

Vitaly

NITENS, ты же живешь в Питере. Заедь в “Источник”, и закажи там батарею. Банки отселектируют, сварят, и дадут еще гарантию 1 год. По деньгам получается дешевле, а качество селекции заметно выше чем у типовых “фирменных” батарей. Только не забудь сказать, что тебе для радиоуправляемых моделей, чтобы тебе сразу нормальные цены сделали. Лично я беру батареи только там.

nitens

NITENS, ты же живешь в Питере. Заедь в “Источник”, и закажи там батарею. Банки отселектируют, сварят, и дадут еще гарантию 1 год. По деньгам получается дешевле, а качество селекции заметно выше чем у типовых “фирменных” батарей. Только не забудь сказать, что тебе для радиоуправляемых моделей, чтобы тебе сразу нормальные цены сделали. Лично я беру батареи только там
----------------------
Круто! А адрес не подбросите случайно? И если не секрет,во сколько примерно обойдётся аккумулятор на 6 банок и 3000mAh?

DGM

ИСТОЧНИК
(аккумуляторы - производство и поставки)
тел.346-06-86
факс.346-06-86
Каменноостровский пр., 26/28

Цену не подскажу - сам хочу до них доехать.
Если узнаешь - чиркани в форуме.

Vitaly

То что я видел в последний раз (цена за 1 банку):

RC-1700 - 4$
RC-2000 - 6$
RC-2400 - 7$
RC-3000H - 9$

И, кажется, 0.5$ за селекцию и сборку батареи.

nitens

Огромное Вам всем спасибо! Как только узнаю какие цены сейчас обязательно сообщу.

10 days later
Илья Шупик

NiMh аккумуляторы можно хранить как угодно - они не обладают эффектом памяти. Главное для них - как их заряжать. Если у тебя старый зарядник, не предназначенный для 3000, то они скоро умрут. Но как мера - важно не допускать их нагрев при заряде - можно использовать принудительное охлаждение вентилятором.

Илья Шупик

Что касается эффекта памяти, то его нет у метал гидрида это точно. У них есть свои минусы. По моим замечаниям NMH имеет свойство терять напряжение на каждой банке, если их оставить разряженными. А памяти у них нет. Почитай лучше исследования Панасоника, который использовал эти банки для заездов рекордных электромобилей в Австралии.

Tio

читал,что их надо хранить разряженными-это заблуждение или истина? расскажите пожалуйста

nitens
Анатолий (20-10-2001 12:26)

читал,что их надо хранить разряженными-это заблуждение или истина? расскажите пожалуйста

------------------------
Насколько известно мне, NiCd хранят заряженным,а насщёт NiMh ничего толком не знаю…самому интересно.

Илья Шупик

Итак. Давайте расскажу и поделюсь опытом. Что касается NICd, то как раз их нужно хранить разряженными в 0, ну или практически в 0, только чтобы банки не переполяризовались! Это особенность эффекта памяти(хранить разряж) ! Если их оставить заряженными, то емкость немного уменьшится. Для их хранения даже существуют спец. разрядники, которые держат напряжение низким, но не дают банкам переполяризоваться.
Так. A NMh нужно хранить таким образом.
После заезда разрядить практически полностью, ну если это лампочка, то чтоб она лишь немного горела. Дать им “отдохнуть” пару часов, а потом вкачать в них 1500мА и можно хранить долго. Вот. Самое главное для них, так это заряжать специальными зарядниками для металгидрида, которые закачивают их постоянным током, но по определенной программе. Вот так.

Glider

Я уже тут писал как-то… про ярмарку тщеславия… 😦

Очень не хочу разжигать новые дебаты, но все-же скажу еще раз.
Мало самому что-то знать и уметь руками.
Для того, чтобы выступать в роли “гуру” необходимо еще и УМЕТЬ ОБЪЯСНИТЬ то, о чем хочешь рассказать. 😃

Илья Шупик (21-10-2001 01:39)

…что касается NICd, то как раз их нужно хранить разряженными в 0, ну или практически в 0…
…после заезда разрядить практически полностью, ну если это лампочка, то чтоб она лишь немного горела…
…а потом вкачать в них 1500мА и можно хранить долго…
…заряжать специальными зарядниками для металгидрида, которые закачивают их постоянным током, но по определенной программе…

Илья, можно спросить: а что значит"разряженные практически в 0"? 😉
“Практически 0” это сколько? 0.005 вольта, 0.7 вольта, 6 вольт или 7/32 вольта? И это напряжение на одной банке или на всей батарейке?
Кстати, а про какую лампочку идет речь? Про автомобильную галогенку 12 V * 120 VA или про лампочку для китайского карманного фонарика, потребляющую 50 мА от двух часовых батареек по 1.2 вольта?
Согласитесь, это всё весьма разные вещи.
Не говоря уж о пассажах про “специальные” разрядники-зарядники, с помощью которых и разряжают RC-шные аккумуляторы “практически в 0”, а потом, прямо в этих зарядниках (как можно понять из Ваших сообщений) и хранят до следующего сезона, видимо не отключая от электросети ~220 V! 😃
Я знаю, как в аккумулятор можно закачать 1.5 А/час энергии, но объясните, как туда можно закачать 1500 мА постоянного тока? И как ПОСТОЯННЫЙ ток можно вкачивать по программе? Или это такая сильно линейная программа, не изменяющая величину зарядного тока? 😉

Уж если Вы хотите о чем-то рассказать другим (а я нисколько не сомневаюсь в том, что Вам есть что рассказать!) делайте это так, чтобы Ваши советы были понятны “чайничкам” и не вызывали скептической улыбки у “бывалых”.
Кстати, недавно на этом форуме появился человек, чьи сообщения вызывают искреннее уважение корректностью, лаконичностью, неординарностью и беспристрастностью. Это почти Ваш тезка - Ильяд, которого Вы как-то назвали
“умником”… 😦
Каждый из нас может в чем-то ошибаться, но это еще не основание для взаимных выпадов и выяснения отношений. Надеюсь, что в ЭТОМ со мной согласятся все.

Илья Шупик

Что касается разрядников, то это еще называется кондиционер - маленькая такая платка, на которой напаяно много всяких диодиков, которые держат напряжение на банках очень низким, но не 0! При этом их не стоит подключать к сети 220. Специальные зарядники это уже другое, они не разряжают, а лишь заряжают метал гидриды. Именно это я имел ввиду под специальными! Просто есть зарядники для никелькадмия, там действительно - импульсный ток, а вот в металгидридном заряднике в софте прошита программа, которая следит за тем, чтобы банки не перегревались. Как? По сопротивлению, и по сопротивлению же отключает зарядку. Если Глайдер хочет, то спрошу у LRP и Novak, как действительно эта программа работает. Жаль, что тебе не нравится то что я пишу. Ведь это поможет и Тебе сохранить банки в порядке.

nitens

. Жаль, что тебе не нравится то что я пишу. Ведь это поможет и Тебе сохранить банки в порядке.
-----------
Я совсем не говорил,что мне не нравиться то,что ты пишешь… Наоборот очень интересно…

nitens

[Кстати, недавно на этом форуме появился человек, чьи сообщения вызывают искреннее уважение корректностью, лаконичностью, неординарностью и беспристрастностью. Это почти Ваш тезка - Ильяд, которого Вы как-то назвали
“умником”…
--------------------------
Абсолютно согласен с вами Глайдер. Ильяд всегда даёт корректные и путёвые советы, которые могут помочь именно практически.

Glider
Илья Шупик (21-10-2001 11:37)

…кондиционер - маленькая такая платка, на которой напаяно много всяких диодиков, которые держат напряжение на банках очень низким, но не 0! …

Если Глайдер хочет, то спрошу у LRP и Novak, как действительно эта программа работает. Жаль, что тебе не нравится то что я пишу. Ведь это поможет и Тебе сохранить банки в порядке.

Могу объяснить популярно, что это за диодики.
У кремниевого диода падение напряжения в открытом состоянии (при прохождении тока) равно ~ 0.7 вольта. Эта величина практически не зависит от внешних факторов. Именно поэтому цепочку из нескольких последовательно соединенных диодов и используют для разрядного “стабилизатора” для акку. Хранить NiCd нужно разряженным не “практически до 0”, а до напряжения ~ 0.6-0.7 вольта на банку (эта величина разными производителями несколько варьируется), т.е. для 6-ти баночной батареи это примерно 3.5-4.4 вольта. Такое напряжение можно “застабилизить” цепочкой из 5-6 кремниевых диодов, при этом диоды могут быть практически любого типа, на любое напряжение, но с “рабочим” током ~ 1 ампер.

Молодой человек, Глайдер уже давно ничего не хочет, т.к. все это уже знает. 😃
Но с банками у него пока еще все в порядке! 😉
А не нравится Глайдеру не то, ЧТО Вы пишите, а то, КАК это делаете…
Почувствуйте разницу! 😃

Илья Шупик

Я не хочу полемизировать, но просто Илья пишет, основываясь на не совсем верном теоретическом представлении о моделях, как мне кажется. Ничего личного, он тоже пишет хорошие вещи. Просто я пытался поделиться опытом, который добыт как в России, так и в Европе. Все, о чем я говорю - проверено в гонках. вот.

Vitaly

Я бы предложил быть более корректными, и менее категоричными, критикуя собеседников. Вовсе не обязательно, отвечая на очередной вопрос, сомневаться в чьих-то умственных способностях. Как я заметил, на автомодельном форуме в последнее время отвечают далеко не идиоты, и смысла ставить свой опыт выше чужого я не наблюдаю.

Что касается различий в заряде NiCd и NiMH, то их не очень много. И те и другие заряжаются как правило “пиковым” способом. То есть, напряжение на аккумуляторе сначала растет, а в конце начинает немного уменьшаться и зярядник ловит в этот момент. У NiMH эта особенность выражена несколько слабее, поэтому к зарядникам более жесткие требования по точности измерения напряжения. Принципиальная разница, что в “крутых” зарядниках, NiCd-аккумуляторы после первого цикла “добиваются” вторым для более полного заряда, а с NiMH такое делать недопустимо. Контроль температуры можно проводить, а можно и нет, так как при правильном заряде проблем не возникает. Эта мера желательна только для неординарных случаев, вроде выхода из строя одной из банок, хотя и в этом случае остальные банки пострадать не должны.

Насчет длительного хранения надо уточнить в “Источнике”, деталей уже не помню. С NiMH у простых смертных будут явные напряги, так как там надо слишком часто проводить профилактичекие разрядки/зарядки, а это делать как правило лениво. Можно, конечно, и не проводить, но ресурс и емкость меньшатся.

RRteam

NiCd (SANYO1700-2400 мАн)

1 Требуют при быстром заряде (током более 1С, где С-ёмкость) применения зарядного устройства определяющего конец заряда при “дельта-пик” методе не хуже, чем 10мВ на один аккумулятор .

2 Для поддержания максимальной емкости батареи требуется проводить полный цикл заряд-разряд, т.е. принудительно разряжать батарею после использования до 0.9-1 В на один аккумулятор. Если этого не делать, то проявится тот самый эффект памяти.
При этом происходит изменение структуры не задействованных в цикле зёрен электрода - они увеличиваются в размере, их площадь уменьшается и емкость аккумулятора соответственно.

3 Хранить NiCd В полностью разряженном состоянии.

Некоторые применяют для этого специальное устройство. От каждого аккумулятора выводится тонкий проводок. Все эти проводки собираются на штыревой разъём закреплённый на батарее. В разъём вставляется ответная часть с маленькой платкой. Всё что имеется на этой платке это кремниевые диоды и резисторы . Получается так, что КАЖДАЯ банка разряжается ОТДЕЛЬНО через свой резистор(100 ом) и соединённый с ней последовательно диод до напряжения примерно 0.6-0.7В и далее находится в таком состоянии до следующего использования. Такая методика хранения и глубокого разряда позволяет выравнить характеристики банок в батареи, если они имеют небольшой разброс.

NiMH (Panasonic 3000)
(Sanyo 3000)

1 Разные производители рекомендуют разные режимы эксплуатации :
Рanasonic требует зарядного устройства обеспечивающего конец заряда по дельта-пик методу не хуже 1-2 мВ на один аккумулятор или устройства срабатывающего по dV/dT те на максимуме напряжения.
Зарядный ток рекомендуется не более 2.5А
Sanyo допускает окончание заряда в 6-8 мВ на один аккумулятор и здесь возможно применение более простых зарядных устройств.
Зарядный ток рекомендуется не более 3.5А (фирма пишет 5А, но при этом очень легко перегреть банки).
В любом случае при заряде аккумуляторы не должны быть горячее чем 42 градуса .

2 Для хранения рекомендуется разряженную батарею зарядить до:

1 неделя - заряд 30% емкости
1 месяц - заряд 60% емкости

После хранения батарею сразу заряжают до 100% ёмкости , и она готова к использованию.
При перерыве более одного месяца необходимо проводить цикл заряд- разряд-заряд до 60% (где разряд 1-5А).

С наилучшими.
Игорь

nitens

Огромное всем спасибо! Хотел ещё спросить об одной вещи. Последнее время от многих слышу о перспективных воздушно-цинковых аккумуляторах. Что это за звери такие и когда планируется их появление в продаже?