тормозить винт или нет?

Ive

Всё не совсем пренебрегаемо. тормоз - в общем то - в первую очередь действительно актуален для складня. сберечь винт - он не поможет. Скорее навредит. Но, простите, нефиг винтом землю - матушку колотить. На не-складне тормоз нужен именно для уменьшения сопротивления. Тут по форуму активно ходят мемуары Ершова, которые раздумья ездового пса. так у него там есть красивый пример - наскоько резко разворачивает винтовой многомоторник при отключении наружного двигателя с одной стороны, и насколько помогает при этом перевод винта на максимальный шаг с установкой лопастей по потоку. Поменять шаг у нас возможности нет - потому мы просто останавливаем винт. Кто всё еще не верит в сопротивление вращающегося винта - пусть вспомнит кленовое семечко. а вот если кинуть палочку такой же площади, которая вращаться не будет - насколько резвее она упадет? угу…
Еще момент - можно, конечно, приноровиться к торможеию от винта… Но уж больно оно непредсказуемое, зависит от скорости, от раскрутки винта… Самолет с раскрученным винтом медленнее реагирует на рв от себя при признаках срыва… Ну и так далее. Планер - так тот вообще можно тормозить чуть раскрученным винтом. Помогает чуть не лучше, чем щиток.

Ярослав_Питер

Ну я примерно так себе это и представлял. Буду пробовать с тормозом. А почему же тогда на резиномоторках, если винт не складной, делают свободный ход? И это реально помогает дольше планировать…

Dozer_88

Вообще с крутящимся винтом меньше сопротивление… Проведите эксперемент, кто не верит: возьмите вентилятор, чтоб дул вверх и какойнить легкий пропеллер, который поднимается от потока вентилятора. Если надеть пропеллер на отвертку (проволоку итп), чтоб он свободно вращался, то пока он не раскрутится, будет подыматься вверх, потом начнет опускаться…

Ive

С остановленным винтом - сопротивление постоянное и небольшое. С раскручивающимся - бОльшее и непредсказуемо меняющееся. Есть даже “нечестный способ торможения мотопланера” - дать чуть-чуть газа, винт при этом разложится и снимется с тормоза, но мотор его практически не будет крутить - практически потоком. Планер как будто в стенку упирается.

O_Lenin

Актуально для полян, изобилующих кочками и колеями, где вполне можно сломать винт и при штатной посадке. Если тормоз включен, то винт при малейшем касании земли “отбрасывается” от нее, прокручиваясь в другое положение, что повышает шансы его сохранить. Почему так происходит, не знаю, да и неважно это 😜. Просто наблюдение.
… а посадочная скорость, деваться некуда, будет выше…

igork
Ive:

С остановленным винтом - сопротивление постоянное и небольшое. С раскручивающимся - бОльшее и непредсказуемо меняющееся. Есть даже “нечестный способ торможения мотопланера”

Ive:

Еще момент - можно, конечно, приноровиться к торможеию от винта… Но уж больно оно непредсказуемое, зависит от скорости, от раскрутки винта… Самолет с раскрученным винтом медленнее реагирует на рв от себя при признаках срыва… Ну и так далее.

Ну тогда скажу свое ИМХО, поскольку оно противоположно вашему(во всяком случае что касается нескладных, на самолетах).
Тормоз для новичка - ЗЛО!

Вы говорите о непредсказуемости вращающегося в набегающем потоке винта(тормоз - откл). Вот вам контр - пример:

Заходим на посадку(тормоз - вкл). Малый газ, самолет на снижении к полосе. Винт вращается, создает тормозящий момент. Далее смотрим что велика высота\скорость - газ в 0. Мотор переключается в режим торможения. Пока велика скорость винт от сильного набегающего потока еще будет вращаться некоторое время, а мы будем продолжать снижение\сброс скорости. И вот! мы почти на выдерживании тут из-за уменьшившейся скорости винт останавливается тормозом и мы начинаем _ТАК_ планировать, что сможем пролететь еще стопитсот метров от предполагаемой точки выдерживания, все конечно зависит от аэродинамических качеств, но скачёк от торможения к планированию на столько изменяет поведение, что кажется гораздо большим злом чем относительно линейная сила торможения винта от набегающего потока.

Всё это зависит от самолета и того как вы его сажаете конечно. Например если у вас лёгенький фан или пенолет, то его можно сажать только на планировании остановив винт тормозом еще на высоте, но лично я свои самолеты сажаю играя газом, в том числе и заходя в 0, что с включенным тормозом начинает плавить мозг. Так что это какраз недостаток тормоза на самолетах, ну а достоинство это низходящие вертикали с одинаковой скоростью в каждой точке, но если человек уже до этого дорос, то думаю справится с тормозом на посадке уже будет легко.

Dozer_88

так, я вам не верил, но и сам _частично_ ошибался… провел ряд эксперементов с разными винтами… они показали следующее: когда винт стоит, у него есть какое-то сопротивление, до достижения некоторых оборотов сопротивление начинает возрастать, после дальнейшего увеличения оборотов сопротивление уменьшается и получается меньше, чем при остановленном винте. опыт показал, что не все винты заходят за точку максимального сопротивления (GWS 4*2.5 - 9*5), а шаговитые (APC 7*6) переходят ее… видимо до этой точки увеличивается площадь, а после - сопротивление частично компенсируется потоком винта (или как-то так)… так что для винтов с большим шагом тормоз может тормозить)

igork

Николай, не мучайте мозг, лучше смотрите хоккей, а то что у винта _больше_ сопротивление когда он свободно вращается при газе в 0, а не когда он застопорен тормозом - это много раз перетёртый и еще больше раз опробованный на практике факт.

Dozer_88

ну опыт показал то что есть…
ЗЫ: хоккей не люблю)

NK-2106
Ive:

С остановленным винтом - сопротивление постоянное и небольшое. С раскручивающимся - бОльшее и непредсказуемо меняющееся. Есть даже “нечестный способ торможения мотопланера” - дать чуть-чуть газа, винт при этом разложится и снимется с тормоза, но мотор его практически не будет крутить - практически потоком. Планер как будто в стенку упирается.

Вполне честный и законный способ торможения, и очень хорошо изучен в большой авиации:

  1. Вращающийся винт дает большее сопротивление - на больших самолетах винты делают флюгируемыми, чтобы в случае отказа двигателя развернуть лопасти по потоку и винт не вращался.
  2. На турбовинтовых самолетах есть очень опасный режим: режим отрицательной тяги. Это получается, когда на самолете идущему на посадку резко убирают газ, и самолет начинает тормозит винтом . Много Ан-24 из-за этого полегло у самого торца полосы.

Все правильно! Респект!

ksn

Вращающийся в набегающем потоке винт создает бОльшее сопротивление, это однозначно. И это сопротивление почти равно сопротивлению, которое создала бы плоская пластина площадью, равной ометаемой винтом площади. На этом явлении основан вертолетный режим авторотации. А когда-то, в тридцатых годах, небезизвестным Сикорским был сконструирован, построен и летал некий АВТОЖИР, у которого вместо несущего крыла был ротор, раскручиваемый набегающим потоком.

Ive
NK-2106:

Вполне честный и законный способ торможения,

Для планера - нечестный 😃 Там мотором затянулся - и всё, изволь больше газ не трогать 😃

NK-2106
Ive:

Для планера - нечестный 😃 Там мотором затянулся - и всё, изволь больше газ не трогать 😃

Вполне честный - газ не трогаем, а винт сам крутится, авторотация же… И судья смотрит на положение ручки газа, а не на винт - включает/выключает секундомер засекая время работы мотора.

Ive

Для того, чтобы мотор начал раскручиваться - ну как минимум снялся с тормоза - малый газ надо дать. Соответственно ручку - дернуть вверх.

NK-2106
Ive:

Для того, чтобы мотор начал раскручиваться - ну как минимум снялся с тормоза - малый газ надо дать. Соответственно ручку - дернуть вверх.

О, точно! Я думал, что либо тормоз, либо авторотация. Действительно, можно подторомзить авторотацией, если не ручку газа, а триммер газа вперед двинуть 😒 (у меня триммеры механические) Как раз должно хватить, чтобы тормоз снялся. Надо будет проверить.

Ive

тормоз снять и мотор запустить. Иначе фиг он заавторотирует и фиг раскроется вообще. И еще часто рег снимает тормоз на 15-30% газа, это программируется.

Garyk
NK-2106:

…на самолете идущему на посадку резко убирают газ, и самолет начинает тормозит винтом . Много Ан-24 из-за этого полегло у самого торца полосы.

Это при условии что винты сняты с “упоров”, не каждый пилот пойдёт на это.
Всё это может также произойти при внезапной остановке двигателя.