тормозить винт или нет?
Всё не совсем пренебрегаемо. тормоз - в общем то - в первую очередь действительно актуален для складня. сберечь винт - он не поможет. Скорее навредит. Но, простите, нефиг винтом землю - матушку колотить. На не-складне тормоз нужен именно для уменьшения сопротивления. Тут по форуму активно ходят мемуары Ершова, которые раздумья ездового пса. так у него там есть красивый пример - наскоько резко разворачивает винтовой многомоторник при отключении наружного двигателя с одной стороны, и насколько помогает при этом перевод винта на максимальный шаг с установкой лопастей по потоку. Поменять шаг у нас возможности нет - потому мы просто останавливаем винт. Кто всё еще не верит в сопротивление вращающегося винта - пусть вспомнит кленовое семечко. а вот если кинуть палочку такой же площади, которая вращаться не будет - насколько резвее она упадет? угу…
Еще момент - можно, конечно, приноровиться к торможеию от винта… Но уж больно оно непредсказуемое, зависит от скорости, от раскрутки винта… Самолет с раскрученным винтом медленнее реагирует на рв от себя при признаках срыва… Ну и так далее. Планер - так тот вообще можно тормозить чуть раскрученным винтом. Помогает чуть не лучше, чем щиток.
Ну я примерно так себе это и представлял. Буду пробовать с тормозом. А почему же тогда на резиномоторках, если винт не складной, делают свободный ход? И это реально помогает дольше планировать…
Вообще с крутящимся винтом меньше сопротивление… Проведите эксперемент, кто не верит: возьмите вентилятор, чтоб дул вверх и какойнить легкий пропеллер, который поднимается от потока вентилятора. Если надеть пропеллер на отвертку (проволоку итп), чтоб он свободно вращался, то пока он не раскрутится, будет подыматься вверх, потом начнет опускаться…
С остановленным винтом - сопротивление постоянное и небольшое. С раскручивающимся - бОльшее и непредсказуемо меняющееся. Есть даже “нечестный способ торможения мотопланера” - дать чуть-чуть газа, винт при этом разложится и снимется с тормоза, но мотор его практически не будет крутить - практически потоком. Планер как будто в стенку упирается.
Актуально для полян, изобилующих кочками и колеями, где вполне можно сломать винт и при штатной посадке. Если тормоз включен, то винт при малейшем касании земли “отбрасывается” от нее, прокручиваясь в другое положение, что повышает шансы его сохранить. Почему так происходит, не знаю, да и неважно это 😜. Просто наблюдение.
… а посадочная скорость, деваться некуда, будет выше…
С остановленным винтом - сопротивление постоянное и небольшое. С раскручивающимся - бОльшее и непредсказуемо меняющееся. Есть даже “нечестный способ торможения мотопланера”
Еще момент - можно, конечно, приноровиться к торможеию от винта… Но уж больно оно непредсказуемое, зависит от скорости, от раскрутки винта… Самолет с раскрученным винтом медленнее реагирует на рв от себя при признаках срыва… Ну и так далее.
Ну тогда скажу свое ИМХО, поскольку оно противоположно вашему(во всяком случае что касается нескладных, на самолетах).
Тормоз для новичка - ЗЛО!
Вы говорите о непредсказуемости вращающегося в набегающем потоке винта(тормоз - откл). Вот вам контр - пример:
Заходим на посадку(тормоз - вкл). Малый газ, самолет на снижении к полосе. Винт вращается, создает тормозящий момент. Далее смотрим что велика высота\скорость - газ в 0. Мотор переключается в режим торможения. Пока велика скорость винт от сильного набегающего потока еще будет вращаться некоторое время, а мы будем продолжать снижение\сброс скорости. И вот! мы почти на выдерживании тут из-за уменьшившейся скорости винт останавливается тормозом и мы начинаем _ТАК_ планировать, что сможем пролететь еще стопитсот метров от предполагаемой точки выдерживания, все конечно зависит от аэродинамических качеств, но скачёк от торможения к планированию на столько изменяет поведение, что кажется гораздо большим злом чем относительно линейная сила торможения винта от набегающего потока.
Всё это зависит от самолета и того как вы его сажаете конечно. Например если у вас лёгенький фан или пенолет, то его можно сажать только на планировании остановив винт тормозом еще на высоте, но лично я свои самолеты сажаю играя газом, в том числе и заходя в 0, что с включенным тормозом начинает плавить мозг. Так что это какраз недостаток тормоза на самолетах, ну а достоинство это низходящие вертикали с одинаковой скоростью в каждой точке, но если человек уже до этого дорос, то думаю справится с тормозом на посадке уже будет легко.
так, я вам не верил, но и сам _частично_ ошибался… провел ряд эксперементов с разными винтами… они показали следующее: когда винт стоит, у него есть какое-то сопротивление, до достижения некоторых оборотов сопротивление начинает возрастать, после дальнейшего увеличения оборотов сопротивление уменьшается и получается меньше, чем при остановленном винте. опыт показал, что не все винты заходят за точку максимального сопротивления (GWS 4*2.5 - 9*5), а шаговитые (APC 7*6) переходят ее… видимо до этой точки увеличивается площадь, а после - сопротивление частично компенсируется потоком винта (или как-то так)… так что для винтов с большим шагом тормоз может тормозить)
Николай, не мучайте мозг, лучше смотрите хоккей, а то что у винта _больше_ сопротивление когда он свободно вращается при газе в 0, а не когда он застопорен тормозом - это много раз перетёртый и еще больше раз опробованный на практике факт.
ну опыт показал то что есть…
ЗЫ: хоккей не люблю)
С остановленным винтом - сопротивление постоянное и небольшое. С раскручивающимся - бОльшее и непредсказуемо меняющееся. Есть даже “нечестный способ торможения мотопланера” - дать чуть-чуть газа, винт при этом разложится и снимется с тормоза, но мотор его практически не будет крутить - практически потоком. Планер как будто в стенку упирается.
Вполне честный и законный способ торможения, и очень хорошо изучен в большой авиации:
- Вращающийся винт дает большее сопротивление - на больших самолетах винты делают флюгируемыми, чтобы в случае отказа двигателя развернуть лопасти по потоку и винт не вращался.
- На турбовинтовых самолетах есть очень опасный режим: режим отрицательной тяги. Это получается, когда на самолете идущему на посадку резко убирают газ, и самолет начинает тормозит винтом . Много Ан-24 из-за этого полегло у самого торца полосы.
Все правильно! Респект!
Вращающийся в набегающем потоке винт создает бОльшее сопротивление, это однозначно. И это сопротивление почти равно сопротивлению, которое создала бы плоская пластина площадью, равной ометаемой винтом площади. На этом явлении основан вертолетный режим авторотации. А когда-то, в тридцатых годах, небезизвестным Сикорским был сконструирован, построен и летал некий АВТОЖИР, у которого вместо несущего крыла был ротор, раскручиваемый набегающим потоком.
Вполне честный и законный способ торможения,
Для планера - нечестный 😃 Там мотором затянулся - и всё, изволь больше газ не трогать 😃
Для планера - нечестный 😃 Там мотором затянулся - и всё, изволь больше газ не трогать 😃
Вполне честный - газ не трогаем, а винт сам крутится, авторотация же… И судья смотрит на положение ручки газа, а не на винт - включает/выключает секундомер засекая время работы мотора.
Для того, чтобы мотор начал раскручиваться - ну как минимум снялся с тормоза - малый газ надо дать. Соответственно ручку - дернуть вверх.
Для того, чтобы мотор начал раскручиваться - ну как минимум снялся с тормоза - малый газ надо дать. Соответственно ручку - дернуть вверх.
О, точно! Я думал, что либо тормоз, либо авторотация. Действительно, можно подторомзить авторотацией, если не ручку газа, а триммер газа вперед двинуть 😒 (у меня триммеры механические) Как раз должно хватить, чтобы тормоз снялся. Надо будет проверить.
тормоз снять и мотор запустить. Иначе фиг он заавторотирует и фиг раскроется вообще. И еще часто рег снимает тормоз на 15-30% газа, это программируется.
…на самолете идущему на посадку резко убирают газ, и самолет начинает тормозит винтом . Много Ан-24 из-за этого полегло у самого торца полосы.
Это при условии что винты сняты с “упоров”, не каждый пилот пойдёт на это.
Всё это может также произойти при внезапной остановке двигателя.