Цанга на валу двигателя.
Коллеги. После продолжительного перерыва наконец смог вернуться к полетам. Дабы не наломать дров после паузы и для отработки прежней моторики собрал мотопланер. С электроустановкой(приятель дал на время). Сам я двс-ник и на моих моторах винт на валу двигателя крепится банальной гайкой. А тут цанговый зажим. В выходные все собрал, отстроил и решил дать крутануть мотор, прикинуть тягу. Винт затянул на совесть, но… Дал газ и пропеллер слетел с вала. Прошу совета. Что надо сделать чтобы винт с цангой не слетал с вала? Если слетит в полете, шут с ним с винтом, а вот цанга одна и чужая. Спасибо всем ответившим.
Канифоль. Или фиксатор резьбы, только не сильный (красный), а синий.
Если цанга нормальная и соответствует диаметру вала, то слетать она не должна. Никогда не использовал никаких дополнительных фиксаторов и не потерял ни одной цанги.
К цангам всегда относился с предубеждением. Если уж использовать “прямой” монтаж (винт на вал!), ИМХО лучше втулку с 2-мя (не менее!) стопорными “имбусами” использовать! Вот она точно не улетит…
P.S.Главное - посадку втулки на вал не прослабить
снять глянец с той части вала, куда садится цанга, мелкой наждачкой (нулевкой или ещё мельче).
лучше втулку с 2-мя (не менее!) стопорными “имбусами” использовать
Как раз такая у меня и улетела. Нашёл, как только не затягивал - прокручивается.
А цанга должна, во-первых, соответствовать диаметру вала. К примеру есть валы 3 мм и 3,17 мм. А во-вторых, если ступица винта тонкая, то можно затягивать гайку хоть до срыва резьбы, цанга всё равно до конца не обожьмётся на валу. Надо подложить дополнительную шайбу и всё будет ОК.
Спасибо всем. В ближайшие выходные, если будет погода, постараюсь на практике реализовать ваши советы.
Странно,что никто не подсказал старый метод восстановления прокрученных на валу цанг .Берем ножевку и увеличиваем ширину пропилов крестовины цанги.ВСЕ. Затягиваем и наслаждаемся.Я так переделал цанги на 3,17 мм для движков с валом 3мм.
А цанга должна, во-первых, соответствовать диаметру вала. К примеру есть валы 3 мм и 3,17 мм. А во-вторых, если ступица винта тонкая, то можно затягивать гайку хоть до срыва резьбы, цанга всё равно до конца не обожьмётся на валу. Надо подложить дополнительную шайбу и всё будет ОК.
По-любому, площадь контакта (плоскость) с валом у цанги больше, чем у имбуса (точка!) (даже с плоским хвостовиком!). Соответственно, у цанги и давление (“защемление” вала!) ниже…
По-любому, площадь контакта (плоскость) с валом у цанги больше
Соответственно и сила трения между валом и цангой
(“защемление” вала!)
выше. Естественно, что при нормально обжатой цанге.
По-любому, площадь контакта (плоскость) с валом у цанги больше, чем у имбуса (точка!) (даже с плоским хвостовиком!). Соответственно, у цанги и давление (“защемление” вала!) ниже…
тут дело не только в силе давления, а в распределении этой силы по плоскости и в скольжении поверхностей друг по другу (не помню, как правильно называется). К тому-же имбус (также как шлицевая голова или обычный болт )здесь работает не на давление, а на срез (типа шпонка).
П.С. или немного “заискрить” вал движка (как в старые добрые времена на мопедах).
Иногда при закручивании гайки,кока прокручивается планшайба на которую упирается винт.Как следствие,не обжимается цанга.На хороших планшайбах есть насечка. Если ее нет,можно приклеить колечко из мелкой шкурки.
Поюс ко всему что сказано коническую поверхность цанги обработать грифелем простого М—2М карандаша.
Кстати совет про канифоль незаслужено утонул среди прочих советов. Канифолить сопрягаемые поверхности полезно всегда, “хваткость” возрастает существенно.
Хотя сам я категорически против цанг - признаю только вмурованый в винт ротор! 😆
В общем полетел. Цангу посадил не канифоль. Все нормально, ничего не слетело. Отлетал два полета. После пилотажки конечно немного непривычно, но для возвращения в небо, вполне ничего. Прилагаю пару фото. За качество не ругайте, Вечерело и снимали на телефон, ну и фотограф не профи. Всем спасибо за советы.