А почему собственно бальза?
Правда, что прочность узла определяется прочностью материала из которого он изготовлен. Да только в самолёте таких силовых узлов - раз, два и обчёлся. А всё остальное - разнообразные кессоны да тонкостенные оболочки. Нет абсолютно никакой необходимости делать их из берёзы 😁 если можно из бальзы.
Прочностные качества конструкции оределяются не только и пожалуй не столько свойствами материала. Модели как правило состоят из балочных элементов, а вот там как раз важны сечения и их площадь.
При одинаковой массе из бальзы можно сделать элементы больших сечений, а значит прочнее.
Благодаря неоднородности бальзы, а точнее анизотропности ее свойств увеличивается прочность при ударах, так как нет концентраторов напряжений.
И тд и тп.
А вообще я за “картон” - гофропластик рулит!
При одинаковой массе из бальзы можно сделать элементы больших сечений, а значит прочнее.
Это не так.
Можно сделать большущую деталь из пенопласта такой же массы, что и из стали, но она не будет прочнее.
Сосновый лонжерон 5*5 мм точно прочнее, чем 10*10 мм из мягкой бальзы, а по объему он в 4 раза меньше.
Я пробовал сам на двух моделях.
Но вот крыло с бальзовым лонжероном 10*10 ( который я для простоты отрезал от пластины, потому что не хотелось покупать рейки ) с полками из 2-х мм бальзы размахом 156 см для модели весом более 2-х килограмм было все еще и обшито тоненькой бальзой толщиной 1,5 миллиметра и получившийся кессон выдерживал любые нагрузки при эксплуатации. Я даже иногда кидал этот самолет на бетон плашмя с высоты чуть меньше метра ( просто отпускал, держа в руках ), чтобы показать, насколько хорошо он выдерживает любые ошибки при посадках. Сломалось это крыло в одном месте только тогда, когда удар был такой силы, что погнулся вал двигателя МДС-6,5.
бальза бывает разной плотности (чем темнее- тем плотнее/крепче/тяжелее) и разной структуры волокон (темные крапинки больше/меньше).
Из старого опыта делать композиты из сосны/липы/пенопласта/тростника/ и некоего вонючего дерева (не помню как называется, но растет в том числе и в Сочи) могу сказать, что правильно выбранная бальза, и клеенные коробчатые кромки/лонжероны/ect. из бальзы по критерию прочность/вес рулят…
если по периметру профиля крыла бальзовым шпоном- тоже замечательно (и жесткость, и качество профиля, и отделка в отличии от пеноплаcта гораздо приятнее).
если часто бить собираетесь (типа крыла бойцовых моделей) - то пенопласт+дерево (для жесткости, и необязательно бальза) тоже хороший вариант… гофропластик в некоторых случаях…
короче в зависимости от задач нужно подходить творчески, например, лонжероны коробчатые: сосновые/липовые- это горизонтальные пластины + вертикальные бальзовые пластины-наполнитель (типа учите сопромат 😉)
вариантов куча в зависимости от текущих потребностей и критериев…
бальза просто очень хороший материал для авиамоделизма именно из-за критерия прочность/вес+ разумная эластичность…
насчет прочности стали, уж лучше титановые сплавы, если есть доступ…😉)
насчет трубки, для жесткости лучше из угля или стекла, если бальзовый элемент, то лучше коробчатая структура (не круглая в сечении, а прямоугольная) и прочность/жесткость больше и по весу эфективнее (балочные конструкции в сопромате 😉)
сухой остаток: поскольку сейчас бальза не дефицит, так зачем извращаться?
бальза - самое лёгкое дерево в мире (если я не ошибаюсь)
по прочности она конечно уступает той же сосне.
мне так кажется что бальза выигрывает тем, что очень легка в обработке. имеет малый вес (тем более в наше время, когда всё больше распространены электро моторы и стало возможным создавать очень лёгкие модели)
популярна и тем, что уже поставляется под размер и толщину(что тоже не маловажно)
Бальза - далеко не самый лучший материал по соотношению веса и прочности.
Стеклопластик ее намного превосходит, а углепластик и подавно.
Но у нее есть несколько неоспоримых преимуществ именно для моделей.
Главное - она очень легкая в обработке и позволяет быстро построить сложную модель, которая после этого получается и довольно легкой.
Бальза гасит вибрации.
Бальзовые самолеты очень ремонтопригодны. В поле достаточно залить циакрином сломанные детали, и еще после этого полетать.
Дома можно поставить накладки, и тоже еще долго летать.
Попробуйте таким же способом отремонтировать стеклопластиковый или, тем более пенопластовый самолет.
И бальза очень хорошо демпфирует нагрузки при деформациях она и не мнется как пенопласт, и в то же время и не трескается как сосна.
Andrei_S, спасибо! Очень исчерпывающий ответ.
Попробуйте таким же способом отремонтировать стеклопластиковый или, тем более пенопластовый самолет.
Пробовали… 😲
Способ немного другой - армированный скотч и вперед… 😛
Все зависит от конструкции 😎 …
Могу вывесить фотку ПЕНОПЛАСТОВОГО самолета, выдержавшего более 10 вертикальных “морковок” (летает до сих пор 😲 ) и фотку планера (бальзового), не выдержавшего одну посадку в сильный ветер (ждет зимы и вдумчивого ремонта 😢)…
Все относительно… 😇
согдасен с VALом
был похожий случай
пеноплстовая пилотажка(тяжеленная) наверное градусов под 45 в землю вошла. Думали, что каюк, а там фюзеляж напополам разломился.
5 минут клеили и через 10 уже ввоздухе 😃
а однажды. на моих глазах фанфлай при посадке крылом землю задел, и за что то зацепился
осталось только 20см фюзеляжа и куча щепок