Домашняя Аэродинамическая труба
Посмотрите вот здесь по трубам aviamodelka.ru/misc_aerotruba.php
ru.wikipedia.org/wiki/Аэродинамическая_труба
www.tsagi.ru/rus/base/t101/ www.tsagi.ru/rus/base/t104/
visualrian.ru/images/item/154958
www.avia.ru/photo/tsagi/
Вот здесь ещё про пагранслой есть www.paraglide.ru/book/kulp-sd-88/aero.shtml
А вот одна из первых труб, Туполевская www.monino.ru/index.sema?a=articles&pid=15&id=66
Очень большая разница из-за Рейнольдсов. Как известно, число Рейнольдса прямо пропорционально скорости и обратно пропорционально кинематическому коэффициенту вязкости.
Здесь кажется всё дело в трении и погранслое
Было бы хорошо, если бы моторы вращались в разные стороны, по схеме “влево-вправо-влево…”. Моторы будут использоваться с более высоким КПД. И ещё:На мотор, который крутит последним, можно винт с большим шагом садить. Поток будет и так четырьмя предидущими моторами сильно разогнан.
В данном случае, Вы не правы. Вращение в параллельных системах может быть разным, в завис-ти от кол-ва и расположения нагнетателей при работе “в напор” (какой-то мизерный эффект возможен), при работе “на подсос” никакого смысла в частичном реверсировании нет. Разница в шаге экономит энергию в последовательных системах (в компрессорах осевого типа), но требует переменного сечения по закону … .Правильно! Здесь все должно быть СИНХРОННО, а правильная профилировка кожухов нагнетателей, будет способствовать рациональной (безвихревой) эжекции. Разные скорости, в параллельных системах вызывают “нездоровое” перетекание, а следовательно и возмущения.
в круглом сечении проще обеспечить равномерность скоростей по всей площади.
При больших сечениях да, и то не у стенок или краев потока если РЗ открытая, как на Вашей Т101, при малых возникают технологические проблемы с размещением вспом. оборудования. При паспортизации трубы и оборудования все отклонения можно скорелеровать, а вот нехватка места, вызовет неудобства.
Всё это легко сделать самому. С уважением.
Игорь, добрый вечер! Вы рассказывали про учебную трубу на кафедре АГД или про СКАБ-ешную (готовой, её не видел), в ХАИ были, по крайней мере еще две трубы, более продвинутых конструкций. Решетка с толстым (4мм) профилем потребует профилирования, по длине “канальчиков” создает пульсации. Жестянки (0,5-1мм) с закругл. кромками более безвредны. С 6-гранями и поворотами я согласен, но при малых скоростях и “вираж” работает хорошо, в крайнем случае можно поставить 1-3 продольные переборки вместо поворачивающих профилей.
Пузыри тоже не опасны, можно ввести каплевидное тело, но все это предположения. Надо сделать минимальной кровью, и убрать возможные неудобства.
Так пропускался воздух. А в зазорах между трубками прокачивалось масло: и герметично, и идёт теплообмен.
Верно Игорек! но там была задача теплообмена. А в трубах - спрямления без потерь. На малых отверстиях, соизмеримых с размерами вихрей от кромки решетки, происходит “калапс”, т.е. резкое уменьшение или перекрытие отверстий. Радиаторы имели обводные каналы, создающие эжекцию и развитую механизацию, регелирующую теплообмен, а значит и скорости в решетке.
Мдя, кажись я взялся за не выполнимый проект для своих скромных мозгов…именно такое количество вопросов, а может и больше, меня тормознули и я не пошел дальше силовой установки…
Спасибо всем за помощь мне надо оценить риски своих предстоящих фин вложений по трубе а то будет дело-труба:).Мне наверное лучше будет поломать 2 десятка моделей из пены и вывести то что планирую чем втягиваться не в свой “хлеб” это явно перебор для меня, тут надо точно знать и знать как вы Господа, а не как я…
Мне не страшно признаваться в своей слабости в данной области науки.Страшно лбом биться об стенку как козел которому впиндюрилось что он хочет сделать трубу…
Как нить в следующей жизни займусь трубой:) Еще раз всем спасибо!Мне надо знать меру…не туда полез…
Вердикт: Могу создать все из пены за свои бабки только под пристальным руководством профи!
Создал модель диффузора для резки, скоро выложу фотки тела и файлы для резки, но не пойду дальше пока не найду руководителя рядом с собой для бесчисленных, созидательных ночей совместной работы
Постепенно труба задымляется по всему пути
Дела давно минувших дней. В замкнутых трубах, задымление можно производить порционно, для визуализации по участкам, ставить гребни или использовать щелевую подсветку, и еще кучу оптических прибамбасов. а проще (я уже писал в других темах) клеить цветные нити, уже при 1м/с трепещут, залюбуешся.
Покопаюсь в своих архивах профилей и подберу схожий по внешнему виду.
Здесь, особо химичить не стоит, лопатки могут быть с радиальной средней линией, хорда для любых сечений, при мал. скор. 100-120мм. Длина внешнего и внутреннего обвода считается пропорцианально расч. скорости потока по средней линии секции (между сосед. лопатками). По всему сечению лопатки одинакового профиля при равенстве шагов. Извращенцы все могут делать и неодинаково. Передняя кромка радиальная 1-1,5% от хорды, стекатель ножевой. Поворот средней линии профиля равен величине угла поворота канала. Шаг лопаток постоянный, 1-1,5 хорды. Если что пропустил, догоню.
Как нить в следующей жизни займусь трубой Еще раз всем спасибо!Мне надо знать меру…не туда полез…
А может всеже повременишь с выбрасыванием всего созданного в помойку. Пусть не Все гладко, но кое-что на пользу должно пойти. Не стоит отчаиваться. Первый блин всегда комом. Да и остальные разочарованные станут …
Вы рассказывали про учебную трубу на кафедре АГД или про СКАБ-ешную (готовой, её не видел), в ХАИ были, по крайней мере еще две трубы, более продвинутых конструкций.
Я в основном работал в малой трубе. А две большие стояли в другом зале. Те очень хорошие, как нам тогда казалось.
Жестянки (0,5-1мм) с закругл. кромками более безвредны.
Полностью согласен. Главное, чтобы не было острых кромок навстречу потоку.
клеить цветные нити, уже при 1м/с трепещут, залюбуешся.
Наблюдал. Классная штука!
Здесь, особо химичить не стоит, лопатки могут быть с радиальной средней линией, хорда для любых сечений, при мал. скор. 100-120мм.
По-моему, тоже не стоит бояться. Там надо поток поворачивать, а не получать на лопатках суперхарактеристики по подъёмной силе и сопротивлению. Тем более, если лопатки будут рядом друг к другу стоять, они и не позволят срываться потоку в каналах между ними. Ваши разъяснения по лопаткам мне нужно “переварить”, сразу не очень понятно, хотя похоже на правду😁
Мдя, кажись я взялся за не выполнимый проект для своих скромных мозгов…именно такое количество вопросов, а может и больше, меня тормознули и я не пошел дальше силовой установки…
Спасибо всем за помощь мне надо оценить риски своих предстоящих фин вложений по трубе а то будет дело-труба
Роберт, сегодня выложу важные страницы из хорошей книги. Сейчас немного почищу мусор. Там хорошо написано и про погранслой, и про каналы с поворотами и про трубы. Будет пища для ума очень хорошая.
Здесь, особо химичить не стоит
Я ещё хочу попробовать “согнуть” профиль и дунуть в Profili 2. Интересно как будет обтекаться при альфа 45 градусов.
P.S. Кстати, моим руководителем был в ХАИ Калитиевский Леонид Фёдорович. К сожалению ничего о нём не знаю уже 20 лет.
Я ещё хочу попробовать “согнуть” профиль и дунуть в Profili 2. Интересно как будет обтекаться при альфа 45 градусов.
Будет “плохо обтекаться”! Не забывайте про замкнутый контур, т.е. профиль в канале с сечениями соизмеримыми с хордой. Немного грубо, но корректнее булет продуть плоскую пластину, чем 90 градусную пластину под албфа45 в свободном пространстве, это же антикрыло для Ф1.
Как и обещал друзья, выкладываю результат моделирования возможности получить 2 разных геометр фигур с разных сторон на ЧПУ. Нет предела для моего ЧПУ, но к сожалению применить не смогу…Не дорос!
Длина диффузора 700мм диаметр округлого входа 200мм, выход квадратного профиля для раб камеры 100мм.
Все файлы для моделирования, резки в приложении. Все файлы для резки для ПО Foamworks 3.0. В файле с расширением *.ct3 надо указать на вашем ПК адрес DAT файлов правой и левой руки или сгенерить CUT файлы на вашем ПК с приложенных DAT. Хочу еще раз обратить ваше внимание - это файлы для моделирования, а не “живой” диффузор с расчетными углами итд. Удачи всем в начинаниях, я не потащу данный проект без проф.руководителя к сожалению.Бодаться с ветряками не мое…
Помогу всем у которых есть такое же точно как у меня, я имею ввиду ПО для ЧПУ, слияние двух фигур в одну не тривиальная задача если не знаешь начерталки итд… как видите квадрат на выходе не совсем квадрат, но исправить возможно , надо просчитать лучше все в комплексе, так что,обращайтесь…научу.
Я ещё хочу попробовать “согнуть” профиль и дунуть в Profili 2. Интересно как будет обтекаться при альфа 45 градусов.
P.S. Кстати, моим руководителем был в ХАИ Калитиевский Леонид Фёдорович. К сожалению ничего о нём не знаю уже 20 лет.
Игорь джан, думаю не получится так как лопатка в софте Profili 2 будет продуваться прямыми потоками, а надо их завернуть на 180 по радиану и быть уверенным что точно в радиане все…а как? соответствующее окно в соответствующем месте в качественной Трубе блин - ответ на все вопросы:(((((((
Игорь джан, думаю не получится так как лопатка в софте Profili 2 будет продуваться прямыми потоками, а надо их завернуть на 180…
Не надо на 180. Пусть на 90, а угол атаки 45 получится. И изгибать профиль сильно и не надо, это как плоская пластина, в соседстве работать будет. Просто для уменьшения потерь на сопротивление её надо делать по-самолётному.
По предыдущему сообщению…Да, красиво! Но я как раз в этом ничего, к сожалению, не понимаю. Пока не понимаю… Может обращусь позже к вам с просьбой дать урок по этим DAT, CUT, ct3. Ну а пока выкладываю некоторые главы из обещанной книги. Книга называется “Аэродинамика автомобиля”. Несмотря на название, в ней довольно хорошо изложен материал и без всяких дифференциальных уравнений и интегралов. Будет очень полезна всем, кто хочет разобраться в понятиях “турбулентный” и “ламинарный” поток, погранслой, уравнение Бернулли, как ведёт себя поток в каналах при обычных течениях, а так же поворотах и расширениях-сужениях. Есть там материал и по аэротрубам. Вначале отсканировал оглавление всей книги. Может кто-то пожелает почитать какую-либо другую главу, охотно предоставлю. Вот 33 выборочных страницы ifolder.ru/21645569
Ещё немного по проекту. Я вначале темы про профиль (будет ли летать…) сразу сказал, что создать трубу дома очень сложная задача. Здесь и габариты, и потребная мощность привода, и грохот во время работы, да и финансовые затраты. Если и строить свою трубу, то она должна быть небольшой, скорее всего прямоточной и с рабочей частью меньше, чем 500x500 мм. Но вопрос ещё в том, что с её помощью можно получить? Если речь идёт об исследовании аэродинамики модели или её элементов, то очень важно создать правильные условия. Это прежде всего сам объект и подобие по вязкости, т.е. Рейнольдсы. Для измерений нужны весы. Их сделать не так просто, т.к. они должны измерять разные силы независимо, а главное-точно. Можно изучать картину давлений по поверхностям, это проще. Визуализация в виде дыма и ленточек, или нитей кое-что даёт, но там нет количественных показателей. И далеко не всегда можно понять, что можно поиметь от того, что вы увидете, как трепыхается ленточка или стелится дым. Смоделировать полёт реальной модели сложно из-за наличия двигателя, который должен работать. Если планер, то он большой, а с малой моделью-копией придётся повозится сильно.
Так, что думайте, Роберт. Хотя вы уже кажется полностью переубедились строить эту штуку? С аэродинамическим расчётом справиться можно, не так уж это сложно. Многое можно сделать по интуиции и описаниям чужих труб. А вот остальные факторы…Не знаю, может это моё сообщение будет последним в этой теме, но я бы занялся подобным проектом где-нибудь в коллективе. Жаль только, что подобные вещи в нашем районе никого не интересуют. У нас и авиамоделизм практически заглох. Я здесь имею ввиду прежде всего проектирование и самостоятельное изготовление моделей с нуля по своим чертежам. Хоббисты то есть, но они потребители: купил, разбил и всё сначала в той же последовательности.
Всё, спать!
… Просто для уменьшения потерь на сопротивление её надо делать по-самолётному…
т.е. профиль должен быть симметричный или?вопрос в фотке. Нашел в вашей книге 374стр. Труба масштабируется правильно, проверил в Автокаде. Могу ее повторить, но не 52 метра а 5,2метра, Он для 180км использовался…
Пройдет ли такое масштабирование успешно для получения правильных потоков?? Раб камера при 5 метрах 1мх1м
Прошу, очень, скиньте мне хоть крокодила работающего, но в размерах, я умею реверсивной инженерией выводить чертежи, помогите, не хочу сдавать эту “девочку”😦
Переделать цифровые весы с точностью 1 гр и установить плечи, подвески, качалки в любых проекциях в раб камере, выводить с них данные для меня не вопрос, понимаете?
обидно с аэродинамикой блин…
Просто для уменьшения потерь на сопротивление её надо делать по-самолётному.
УМ-НИЧ-КА, и просто и работоспособно!.
Несмотря на название, в ней довольно хорошо изложен материал и без всяких дифференциальных уравнений и интегралов.
Экскурс в историю. Как рассказывал нам (моделистам) О.К.Антонов, большинство формул (интегралы-диф-лы) писались для политиков дающих деньги, чтобы солиднее выглядеть. На самом деле, за 45 лет работы, больше всего считать приходилось… в магазине (шутка, но с толстым слоем правды).
Что за деталь? Если все по ЕСКД, то, похоже на переход от круга к 8-граннику, а за решеткой, на квадрат. Труба-то натурная.
Если все по ЕСКД, то, похоже на переход от круга к 8-граннику, а за решеткой, на квадрат
Нет, квадрат в квадрат.
Прошу, очень, скиньте мне хоть крокодила работающего, но в размерах,
Да откуда у меня размеры? Масштабируйте, всё красиво нарисовано. Внешне эта картинка практически, как та, ХАЁвская труба, только у нас рабочая камера не закрывалась. Деталь, изображённая на рисунке с вопросом-это переходная из одного квадрата в другой, меньшего размера. Причём этот квадрат, похоже, в большом сечении у них стоит на ребре, а преобразуется в уменьшенный квадрат, стоящий на одной из граней, т.е. сечение поворачивается на 90 градусов в вертикальной плоскости. Такой способ сопряжения даёт угол между деталями больше 90 градусов, отсюда меньше потери при сжатии потока к рабочей камере. В ХАЁвской трубе основной корпус лежит на гранях, потом переходной патрубок преобразует квадрат в 8-гранник, а потом, следующая деталь-в круг. Профили предложу вечером. Что-то подобрал, но надо обдумать. Кстати, дунуть в Profili2 не удалось на больших углах. Там предел 13 градусов.
Как рассказывал нам (моделистам) О.К.Антонов, большинство формул (интегралы-диф-лы) писались для политиков дающих деньги, чтобы солиднее выглядеть
Вот и мне пришлось в дипломе делать проект трубы, чтобы солиднее выглядеть. Кто ж знал, что к этому вернусь через 20 лет. Но это было излишеством, как оказалось. Наработанный материал по продувкам очень понравился комиссии, если не сказать больше. Некоторые преподаватели с кафедры пришли потом ко мне консультироваться в некоторох вопросах, как к “спецу”, особенно по датчикам давлений, “изобретённым” лично мною (просили разрешения использовать идею для своих работ при написании кандидатской).
Нет, квадрат в квадрат.
Похоже не квадрат в квадрат. Большое сечение круглое нарисовано, но рабочая камера, похоже, квадратная (там же дуют автомобили, нужно имитировать дорогу). А в районе двигателя явно тоже квадрат. Но однозначно, на рисунке-переходная деталь.
Нет, квадрат в квадрат.
Квадрат обозначается диагоналю, канал, вроде бы круглый. Переходной участок к раб зоне очень короткий. Логичнее апроксимировать окружность в 8, потом в 4 грани. А какой смысл квадрат 2 раза поворачивать на 45 град ?
Да откуда у меня размеры? Масштабируйте, всё красиво нарисовано.
“Масштабировать” можно концепцию, в этой трубе много нетехнологичного для домашнего воспроизводства: круглый канал, угловые переходы. Положительные моменты, по тоему, это: внешняя силовая установки (можно сделать на 1 нагнетатель “Н”-ное кол-во бесколекторников, через большое ведомое и массу ведущих шестерен); экспоненциальный конфузор, сокращает потери. А в остальном, нужно просчитать только основные сечения в соответствии со скоростными параметрами и желаемой раб зоной. “Многокардинатные” весы для опытов, тоже не проблема, для модельных продувок это наиболее ценный инструмент, остальное потихоньку приложится.
Что за деталь? Если все по ЕСКД, то, похоже на переход от круга к 8-граннику, а за решеткой, на квадрат. Труба-то натурная.
А как узнать внутренний диаметр натуральной такой, 8 гранной "шайбы перехода "?😦
Как понимаю можно масштабировать эту трубу для изготовления Овсеп , Игорь джан или опять подводные камни?
далее, не понял по профилю для лопаток. Что подразумевается под словом “самолетный” они же разные и многих типов:(? нужен симметричный или пойдет например изогнутый на 45 град.Кларк Y?
Мне легче делать трубу во всех плоскостях округлым, у меня все наоборот…Не я же все режу а машина:)
Силовуху буду менять, мне понравились спрямляющие лопасти за пропеллером и перед ним, наверно достану 1 большой пропеллер и мощный бесколлекторник, их поедом ешь в китае за копейки…А может на одну ось насожу 3 больших пропеллера… пока не знаю какие пропы есть в продаже… по масштабу 5 метровая труба хочет 835- 890мм проп ~329-350 дуймов… ой:) это дело надо явно больше уменьшать так как раб камера в таких масштабах 1мх1м:)
Роберт, все по порядку. 1.Если есть широкий выбор комплектующих, то надо определиться с размерами рабочей камеры (зоны), отсюда и вести все расчеты. Математика довольно простая, все по закону Бернули с небольшими поправочными коэф-ми, на потери. Все равно, последнее слово будет за датчиками скорости в раб зоне.
2. Имеется готовый винт (турбина, ротор) для компрессора. Исходя из его параметров (средний шаг на 75% радиуса и ометаемая поверхность) при известных максимальных потребных скоростях, рассчитывается мощность привода и обороты в 1-м приближении. Определяется двигатель и система управления. Двиг. лучше вынести из трубы, сглаживается контур.
3. Строится эпюра скоростей и давлений для определения длины канала. Работа не сложная. Вводятся поправочные коэы-ты для конфузоров. Около +10% для малых скоростей.
4. Делай с 90 град-ми поворотами (не несилуй пенорезку) лопатки из оцинковки шир. 100-120 мм. гнеш как 1/4 трубы с погрешностью в сторону недогиба, т.е 90-(1-6)градусов. Кромки закруглить. Игорь имел ввиду каплевидный изогнутый профиль, но запасом мощности и миниатюрными параметрами их отсутствие можно преодолеть. Расчеты таких профилей и каналов между ними, больше область термодинамики и двигателестроения. Знать можно, выпонять дома - не объязательно. Построения не сложные, а вот изготовление себя не оправдает.
Исходя из этих сображалок, круг делаеш только в сечении нагнетателя и переходиш на весь прямоугольный контур по периметру.
Вот и подумай что первично, а что вторично. Если с исходными определишся поможем в остальном.
Кстати, моим руководителем был в ХАИ Калитиевский Леонид Фёдорович.
Фамилия очень знакомая, но увы, представить себе не могу. 40 с лишним лет прошло. Контачу только с друзьями из ХАИ. Список будет большим.
Сообщение от Frame
Кстати, дунуть в Profili2 не удалось на больших углах. Там предел 13 градусов.
Интересно, а у меня 30 и -20 град
Овсеп джан, а можно сожать 3 пропеллера на одну ось друг за другом или эта схема из 6 удаленных друг от друга лопастей “ломает” поток?
И еще один вопрос - барометрическое давление в камере нагнетания ( до раб. зоны и спрямляющих решеток) должно быть выше или в обоих камерах оно должно быть выровнено?
можно сожать 3 пропеллера на одну ось друг за другом или эта схема из 6 удаленных друг от друга лопастей “ломает” поток?
Не имеет смысла. 1 добротный пропеллер решит все проблемы. Для осевого многоступенчатого нагнетателя нужен спрямляющий аппарат между ступенями, гораздо большая мощность привода для создания необходимого потока. Такие вещи делаются для ТРД, у тебя другая задача. 1 пропеллер или промышленный вентилятор решат задачу.Главное размеры и мощность.
Ок Овсеп джан, спасибо!
Игорь, а можете вы помочь с ответом на вопрос с барометрическим давлением в разных участках показанной трубы?
Уважаемый Роберт, почему-бы тебе дейтвительно максимально не использовать готовые “детали” промышленной вентиляции. Теже воздуховоды в избытке на заброшенных площадках бывших заводов и т.п., да и просто на свалках. С вентилятором тоже самое. Уверен, что бесколлекторники обойдутся дороже.
И еще один вопрос - барометрическое давление в камере нагнетания ( до раб. зоны и спрямляющих решеток) должно быть выше или в обоих камерах оно должно быть выровнено?
Давление обратно проп. скорости, сейчас давление “ловить” не нужно. Сначала определись с компрессором (винт с мотором), отсюда и запляшем.
С вентилятором тоже самое. Уверен, что бесколлекторники обойдутся дороже.
Вот и я о том же. Готовые агрегаты промышленного типа, а управление тиристорное. В ЕрПи и на заводе , названия не помню, на ул.К.Марла, не долеко от К/Т “Россия”, есть очень опытные специалисты. Мотор 2,5-3 кВт должен устроить все варианты. А винт рассчитаю и, если нужно научу как сделать, вот тут и поможет твое ЧПУ.