Взываю к коллективному инженерно-техническому интеллекту
Взываю к коллективному инженерно-техническому интеллекту.
Задача: необходимо построить устройство, напомнающее блок головки матричного принтера, то есть некие направляющие по которым перемещается каретка, размер ей хода ~200мм, максимальная скорость перемещения - не более нескольких см/сек. Всё вроде совершенно тривиально и очевидно, если не следующее “но”, ход каретки должекн быть предельно тихим/бесшумным, никакие “шелесты” и вибрации не допускаются, по крайней мере ничего не должно быть слышно аурально посредством здорового отдохнувшего уха при непосредственном его с каретой контакте.
Аппрабированне решения из сферы точмеха/приборостроения, типа рубиновая втулка по струнной вольфрамовой направляющей приветствуются, если будет дан контакт, где “это” можно купить за адекватные денежные знаки.
Кто чем присоветует?
Кто чем присоветует?
Нет исходных данных по усилию и требуемой точности позиционирования.
Навскидку - ближе всего привод с линейным электродвигателем, примененным одним из радиолюбителей для привода тангенциального тонарма в проигрывателе виниловых аудио-пласнинок высшей категории сложности - Hi-End. Там требования по отсутствию вибрации высочайшие.
Конструкция была опубликована в журнале Радио в 80-х годах. Нечто аналогичное применяется в приводе каретки винчестера, только тут уже не линейное перемещение, а секторный поворот. Но суть системы управления та же.
Шаговые системы и зубчатые ремни - шумят, заразы. 😃
Вы даже себе не представляете, насколько Вы приницательны 😃 Я действительно намереваюсь построить себе виниловый вертак с тангенцальным тонаром. С приводами и прочими системами позиционирования - проблемы нет, это я “знаю и умею”. Проблема именно в том, чтобы обеспечить отсутвие шумов и вибраций перемещения самой каретки. Даже бронзо-рафитовые втулки по полированной стали (втулки притёрты к направляющим) уже заметно “шкворчат” и “шелестят” при линейной скорости перемещения нескольки мм/сек. Это скорость перемещение по спирали между песнями на виниле.
Вес каретки - несколько сотен грамм, естественно усилиеперемещение также должно быть минимальным, это автоматически следует из миниуму шума - только за счёт минимума трения скольжения. Вот и думаю я…
Вы даже себе не представляете, насколько Вы приницательны 😃
😊 😊
Если Вас не устраивает ход смазанной втулки по полированной направляющей (что вообще то -удивительно), то прямая Вам дорога к бесконтактному магнитостатическому подвесу каретки над направляющими на компактных современных редкоземельных магнитах. Это исключит вообще все виды шорохов и вибраций.
Хотя по конструктивной сложности это приближается к параноидальной инженерии. 😃
Это уже Hi-End-End-End!
Да не меня не устраивает, а звукосниматель не устраивает, он же шумы с музыкой не разделяет…и успешно подмешывает их (шумы/вибрации) к полезному сигналу 😦
Конечно, может быть качество втулок/направляющих/притирки было далеко от соврешенства, делалось та всё это на коленке…
А маглев…это уже явный перебор
А втулки из капролона делать пробовали? Если направляющие и впрямь шлифованные, то “шороху” от них(капролоновых втулок) может быть много меньше. Есть правда “но” они могут достаточно туго “сидеть” , т.е. усилие для их передвижений потребуется большее, чем для передвижения металлических аналогов. Ещё я думаю, что здесь не маловажную роль играет смазка, на её счёт сказать ничего не могу т.к. ещё не сталкивался с дифференциацией смазок по “шумовым” параметрам, хотя ,конечно, “шумят” все по-разному.
Да, из капролона - пробывал, хороший материал, только как-то мне не удалось получить хорошую притирку: если чуть “недотереть” - идёт очень туго, что не приемлимо по-причине слабости привода (а делать его мощнее нельзя по многим разниым причинам). Кроме того, у капролоновых втулок обнаружился неприятный эффект “провала”: идёт туго, потом вдруш резко “срывает” и идет (скажем несколько мм) гораздо легче, а потом “упирается” и начинает идти опять туго. Для прецезионного привода, подобное “поведение” совершенно недопустимо.
А если “перетереть” - идет со свистом, но начинаются заметные люфты, что тоже не годиться.
Смазка…отдельный разговор, кстати, Вы не знаете где в Москве торгуют ПМС средней и вызкости?
“…Кроме того, у капролоновых втулок обнаружился неприятный эффект “провала”…” Да, только тут попахивает не качественными направляющими, а не втулками, а тем более не материалом, из которого они изготовлены. Посудите сами, отчего вдруг втулка будет менять свой “натяг”?- тут направляющие просто меняют свой диаметр (если напр.-полированная сталь это ещё не значит что у них “диаметр не будет “гулять” по длине”) , а вот с металлическими втулками такого нет потому, что когда Вы притираете капролон , то он значительно растягивается, но все-таки скользит по направляющей , а вот когда Вы притираете металлическую втулку , то она уже так не растянется в том месте , где это сделает капролон, она просто заклинит, поэтому Вам необходимо растачивать металлическую втулку больше чем капролоновую. Короче раз уж у Вас направляющие такие не точные, что в некоторых местах втулка идёт “со свистом” а в некоторых её “хрен протолкнешь” , тогда сразу так и сказали бы. Вам тогда нужна втулка с автоматической регулировкой радиального натяга, т.е. втулка (лучше из капролона) с поджимной “губкой”, поджимает её пружина . Пружину подобрать. Такую втулку притирать не надо и усилие для перемещения у неё почти постоянное, правда есть “но” она воспринимает радиальные нагрузки не во всех направлениях(очевидно, что нагрузка в направлении поджимной губки не допустима), но для Вас , похоже, это не страшно.
Да, из капролона - пробывал, хороший материал, только как-то мне не удалось получить хорошую притирку: если чуть “недотереть” - идёт очень туго, что не приемлимо по-причине слабости привода (а делать его мощнее нельзя по многим разниым причинам). Кроме того, у капролоновых втулок обнаружился неприятный эффект “провала”: идёт туго, потом вдруш резко “срывает” и идет (скажем несколько мм) гораздо легче, а потом “упирается” и начинает идти опять туго. Для прецезионного привода, подобное “поведение” совершенно недопустимо.
А если “перетереть” - идет со свистом, но начинаются заметные люфты, что тоже не годиться.
Смазка…отдельный разговор, кстати, Вы не знаете где в Москве торгуют ПМС средней и вызкости?
Во-первых, капрон, нейлон, как и любой другой полиамид (капролон в их числе) плохо поддается механической обработке на универсальном оборудовании с нужными допусками. Он предназначен для изготовления деталей литьем под давлением. В этом случае точность составляет несколько сотых мм.
Во-вторых, при подборе пар скольжения, особенно для вашего случая, важное значение имеет такая характеристика трения, как плавность хода. Это разница коэффициентов трения скольжения и трения покоя. Капролон - по стали, в этом смысле, не самый лучший вариант. Вот почему капролоновая втулка у вас дергается (если, конечно, напрвляющая у вас ровная - закаленная, шлифованная и полированная).
Для вашего случая, альтернативы бронзовым втулкам нет, и бронза должна быть не какая попало, а фосфористая (плавность хода по стали), например, БрОФ10-1. Можно попробовать фторопласт без смазки (смазка к нему не адсорбируется), но без смазки возможно шум будет выше, чем нужно. А кроме того, фторопласт обладает холодной ползучестью даже при небольших нагрузках.
Бронзовую втулку притирать к направляющей нельзя. Должен быть зазор. Достаточно обычной ходовой посадки по 7-му квалитету. Длина втулки должна быть 2…2,5 диаметра, чтобы обеспечить граничный слой смазки и исключить выдавливание масла из зазора. При такой длине втулка чувствительна к перекосам, поэтому параллельность направляющих должна быть не хуже, чем по 5-му квалитету. Это достаточно сложно, учитывая размеры устройства, но вполне выполнимо.
Да не меня не устраивает, а звукосниматель не устраивает, он же шумы с музыкой не разделяет…и успешно подмешывает их (шумы/вибрации) к полезному сигналу 😦
Ну так может и разделить задачу на две:
1 Минимизация шумов каретки и её привода.
2 Устранение передачи шумов от каретки до иглы по тонарму.
Не обязательно ведь его на каретку “жёстко” крепить. 😃
Как я помню, там было много всяких решений - от маслянных ванн, до магнитных подвесов…
Так мож действительно - пусть себе в силиконовм масле поплавает а?
Так мож действительно - пусть себе в силиконовм масле поплавает а?
Демпфирует вязкое трение, а не жидкость, как таковая. Жидкость, наоборот, отлично передает вибрацию в диапазоне звуковых частот.
Демпфирует вязкое трение, а не жидкость, как таковая.
Я в общем-то имел в виду подвеску только тонарма 😃
А так, если важно исключительно качество звука, и все прочие неудобства не актуальны-
делаем ванну на ход коретки , ставим её на демпферы, пределываем груз на пару кг к ванне, заливаем вязкой жидкостью, ставим в ванну поплавок с тонармом , и при помощи двух магнитиков под донышком на растяжке - таскаем его по ванне. 😃 + один электромагнитик на подъём.
Креном поплавка - поднимаем тонарм.
Шутка. 😃 , хотя… а кто пробовал?
Sorry… за пасудный подход… 😉
PS А первый диск у меня был… “блин” от штанги 10кг (290мм) - секунд 5 раскручивался 😃
В точной механике применяют еще и вращающиеся направляющие. Тем самым Вы полностью уходие от трения покоя. На мой взгляд, это вполне возможное решение.
Кроме того, подумайте, а каой все-таки уровень шумов допустим?
Очевидно, что у пластинки, звукоснимателя, электроники и электрики (провода, разъемы…) есть свои уровни шумов. Кроме того, у помещения, где все это будет работать, тоже есть свои шумы. Посчитайте, что будет превалировать, и добивайтесь всех остальных меньше на несколько дециБелл (шумы независимые, поэтому складывать по квадратичным правилам). Далее, можно посчитать спектры шумов, если механика даст в сверхнизких частотах - отрезать фильтом.
Что дают расчеты и замеры? Надо начинать с этого, на мой взгляд.
Желаю удачи
Владимир
Вы даже себе не представляете, насколько Вы приницательны 😃 Я действительно намереваюсь построить себе виниловый вертак с тангенцальным тонаром. С приводами и прочими системами позиционирования - проблемы нет, это я “знаю и умею”. Проблема именно в том, чтобы обеспечить отсутвие шумов и вибраций перемещения самой каретки. Даже бронзо-рафитовые втулки по полированной стали (втулки притёрты к направляющим) уже заметно “шкворчат” и “шелестят” при линейной скорости перемещения нескольки мм/сек. Это скорость перемещение по спирали между песнями на виниле.
Вес каретки - несколько сотен грамм, естественно усилиеперемещение также должно быть минимальным, это автоматически следует из миниуму шума - только за счёт минимума трения скольжения. Вот и думаю я…
…Простите что вмешиваюсь , но позвольте поинтересоватся Вашими пристрастиями в построении High End аудио ? И если можно ещё; Об остальном составе Вашей системы (кроме винил вертака),предпочитаемого музыкального материала ,и вкрадце о комнате прослушивания ?
…Да !? Вы случайно Rega Planar II (за 400$ без головки) не слушали ? 😃
Пять секнд для диска - это очень и очень мало 😁
Идея сделать подвеску тонарма “ванночкой” и мне приходила в голову, всё хорошо, вот только точность перемещения/позиционированиия сразу накрывается…тазом 😦 . А магнитная подвеска для тонарма - тоже как-то не очень, с бошки доли милливольта идут, им мощное магнитное поле противопоказано.
Да нечего, пожалуста 😁
Из источников: винил, катушечные ленты.
Из музывальных пристрастий: от начала нотирования музыки до современности, музыка- едина, во все времена писАли “вещи” и барахло, первого всегда было очень мало 😛
На комнату прослушивания с себе не заработал, слушаю музыку в наишниках, помими “компактности” и изолированности от семейста (что обоюдно удобно), “уши” еще и обеспечивают самое высокое качество звучания (никакие Акустические Системы никогда и рядом не валялись -😃. Есть и оборотоная сторона: малейшие лажы (и техничкские звукорежа и музкальные собственно музыкантов) сразу слышны в явном виде.
“Регу” не слышал…я вообще больше доверяю аппаратам 70х-80х, когда их делали “из металла”.
Да кто бы спорил, только вот где бы найти того “тёрнера” и “шлифа”, которые за разумно-уменные деньги сделали бы втулки/направляющие должного качества/точности притрики…
только вот где бы найти того “тёрнера” и “шлифа”, которые за разумно-уменные деньги сделали бы втулки/направляющие должного качества/точности притрики…
Обычно, с этого начинают. Придумать конструкцию, даже самую навороченную, не сложно. А вот делать приходится то, что МОЖНО сделать по деньгам и возможностям.