Фестиваль электролетов в Москве
Хочу и рискну поделиться одной небольшой идеей в порядке бреда.
Среди нашего племени хоббистов в последнее время появилось довольно много начинающих электролетчиков, летающих на стадионах, в лесу на полянке, на полях рядом с дачей и т.п. - т.е. “для души”. Тем более, что небольшие электрички не требуют аэродромов, взлетных полос и т.п., в этом их большое преимущество. В то время, как ребята с ДВС большой кубатуры кучкуются на Ходынке, образуя некоторую тусовку, то электролетчики получаются разобщенными индивидуалистами. Вдобавок большинство начинающих постесняются показаться на аэродроме со своим аппаратиком и со своим небольшим опытом пилотирования - просто из опасения быть осмеянными и оттертыми тусовкой. Я сам из числа таких. 😃
Устаивать соревнования по этой тематике - хотя бы с целью знакомства, наверное, у нас еще рановато. Да и непонятно пока, по каким критериям оценивать столь разношерстные модели.
С другой стороны, серьезные соревнования интересны лишь искушенному и информированному зрителю. Простой же публике малопонятно, почему победителем стал тот, а не другой. И вообще качество выполнения обязательной программы маневров соревнующимися - со стороны выглядит однообразно и малоинтересно простому человеку 😦 , а особенно - детям. Интересное начинается только на показательной программе, да еще при эффектных авариях. 😆
Как мне кажется, есть такой вариант мероприятия, который был бы интересен и начинающим, и публике. Называется он “Фестиваль”. Каждый приходит с тем, что у него есть по этой теме, разнообразие обеспечивает привлекательность. Вместо спорта (иногда занудного) получается праздник, настоящее шоу, куда зритель либо участник приходит как на ярмарку - и на других посмотреть и себя показать. Можно ввести и какой-то элемент соревновательности - например, конкурс зрительских симпатий или что-то в этом духе. Тут не повредит и какой-нибудь символический приз - вроде большого плюшевого медведя, не знаю. Причем участвовать не возбраняется никому: ни новичкам, ни мастерам. Единственное ограничение - и это тема фестиваля - электрическая тяга летательных аппаратов. В остальном - разнообразие только приветствуется! Размер не имеет значения. Мощность, качество исполнения - тоже не преграда. Тип аппаратов - отдельный разговор; думаю, найдется место и самолетам, и вертолетам, и дирижаблям. Самодельные и фирменные модели должны находиться в равных условиях, пилоты - тоже. Вот тут и посмотрим, действительно ли в небе - как в бане, все равны.
Я сам знаю нескольких мастеров-пилотов, поклонников ревущих ДВС, у которых дома есть ма-аленькая электричка, используемая “для души” 😁 . И им тоже не грех поучаствовать. Если, конечно, без понтов.
Наконец, представителям многих хоббийных магазинов тоже, как мне кажется, имеет смысл проявить интерес. Тем более, что лучшей рекламы трудно придумать.(А значит, резонно подумать и о спонсорстве)
Главное - чтобы это было праздником, а не отчетным мероприятием. Посмотрите, как проходят карнавалы в Бразилии. Это же глаз не оторвать! И готовятся к ним участники всерьез, несколько месяцев, с вложением огромных усилилий. (Наверное, на работе такого усердия не проявляется, сколько в таком хобби.) Ну и чем мы хуже?
Тем более что опыт подобных мероприятий уже имеется. Это проводимый едва ли не каждое лето в Тушино “Праздник воздушного змея” - совместно от мэрий Москвы и Пекина. (Планируется как праздник китайского змея, но приходят все, и участвуют все кому не лень, особенно дети. И ваш покорный слуга не исключение 😛 )
По первому разумению предвижу сразу две проблемы:
- Радиоуправляемый самолет/вертолет - не змей, радиосовместимость важна. Дабы не было недоразумений в эфире и в небе, особенно при большом числе участников, придется кому-то исполнять полицейские функции. :rolleys: (Чур, это буду не я).
- Погода. Для электричек, особенно маленьких и легких, проблема ветра остра. Поэтому сложно сейчас загадывать о точной дате фестиваля. Возможно, одного дня и не хватит. В любом случае это разумно устроить в какие-то выходные дни июля-августа (если, конечно, не случится опять какого-нибудь смога в Москве, или очередного августовского бедствия вроде дефолта или катастрофы). Ну а место проведения, наверное, по умолчанию, традиционное - Центральный московский аэродром (Ходынка). Впрочем, принимаются предложения и от администраций крытых стадионов, тогда на погоду можно вообще наплевать.
В любом случае, даже если получится всего 10 участников и 5 зрителей, все равно фестиваль можно считать состоявшимся. 😎
Предвижу возражения типа: “Ну вот, еще один фестиваль народного творчества. Мало, что ли, конкурсов частушек да соревнований поваров и прочей дребедени? У нас серьезное хобби, бабок стоит. А вы тут со своими … электричками, летать нормальным пацанам мешаете!” - или что-нибудь в этом духе 😠 . Смею сразу возразить, что за рубежом такое давно проводится, и в порядке вещей. Например, в Чехии, в отличие от нас, это не умерло, а продолжает развиваться. Соревнования по зальным электричкам проводятся на полном серьезе. Кроме того, существуют одновременно “Соревнования воздухоплавателей”, где монгольфьеры практически все одинаковые 😢 и трудно понять, кто кого и чем победил, и “Фестивали воздухоплавания”, где разнообразие форм и раскрасок монгольфьеров такое, что репортажи попадают в новости и ТВ на первую полосу, а фотографии “мероприятия” потом служат тестом для цветной печати(!). 😎
Разумеется, без перспективы дорогого приза, издалека, из глубинки могут и не поехать. Но на Москву и область хотелось бы рассчитывать. Кроме того, никто не запрещает проведение аналогичного события и в своем городе. Мне кажется, это несколько проще и демократичнее, чем подготовка соревнования, да и тема не требует особых ресурсов. А времени до лета еще предостаточно, чтобы подготовиться и решить организационные вопросы, в которых я, признаться, не силен.
Любопытно узнать у братьев-электролетчиков, стоит ли вообще затевать эту авантюру. Или по-прежнему будем ховаться по полянам и дачам.
Идея правильная и своевременная. Я живу в Домодедово и у нас сложилась небольшая тусовка авиамоделистов-хоббистов. Почти все летают на электролетах. Летаем на площади у здания администрации по вечерам, когда почти нет ветра (конечно летом). Особенно интенсивно летали в августе-сентябре прошлого года, практически каждый вечер по 3-4 полета каждый, что собирало немало зрителей. Так что думаю при большом количестве моделей шоу будет обеспечено, ведь модели маленькие и легкие, поэтому их не надо отпускать далеко от себя, т.е. можно летать над головами зрителей, что очень добавляет зрелищности (в отличии от ДВС), совсем не обязательно проводить мероприятие на Ходынке, достаточно просто польшой площади в черте города. У нас в Домодедово центральная площадь размером примерно 100х200 метров и её более чем достаточно. Если вам удастся организовать фестиваль мы обязательно будем участвовать. 😆
- Ходынку я предложил как центральный вариант только из сображений равноудаленности. Мне тоже до нее пилить из Измайлова около часа. А в Домодедово еще дальше. А другим - тем более. Так что ради общего праздника можно, наверное, разок и прокатиться в центр. Я сам не в восторге от варианта Ходынки, но уж больно место традиционное. Не хотелось бы опять сносить все на периферию - не всем это удобно, большая вероятность срыва всей затеи.
- Большинство хоббийных магазинов территориально кучкуются вокруг центральных аэродромов - Ходынского, Тушинского. Их представителей в Домодедово не заманишь. 😢
Но альтернативные варианты, разумеется, не отбрасываются.
Несбыточная мечта - устроить все это в крытом стадионе Лужников. Там кубатура такая, что, наверное, даже планер развернется. И от погоды мало зависим. Но - дорого обойдется. 😉
- Август-сентябрь действительно может оказаться более подходящим. В смысле стабильности в воздухе, да и отпускной период опять же.
Здорово! Я всеми руками и ногами ЗА. Я бы даже куда-нибудь на природу, за город выехал бы. Правда если ливня нет 😁 Я считаю, что такое мероприятие просто необходимо.
На природе мы и так каждый погожий день летаем. Пора и при народе это сделать хоть раз. 😛
Фестиваль - это не то же самое, что и совместная полетушка. Тут надо не только о себе дорогом, но и о зрителе подумать.
Если не аэродром, то какой-либо крупный стадион, коих в Москве в избытке. Там и травка есть, и высокие трибуны защитят от ветра.
Очень мало в Москве електролетчиков. Покрайней мере на этом форуме. 😕
Да ерунда это. Электролетчиков ненамного меньше обычных летунов. Просто они все разобщены и не знают друг о друге. Если пилоты ДВС-ных аппаратов в силу требований к площадке вынуждены тусоваться на Ходынке, и поэтому прекрасно знают друг друга, то мы, электролетчики, люди скромные 😉 , заявлять о себе не любим, в толпу не суемся, с понтярой бодаться не хотим, летаем по своим дворам-подъездам да лесным полянкам - каждый в своем районе. Почти не встречаемся. Узнаем о существовании “братьев по разуму” только из таких форумов. И тут выясняется, что вменяемых людей на форуме появляется все больше, понтяра потихоньку разбавляется людьми, которые раньше сидели в кустах, а теперь рискнули вылезти на свет божий - на себе подобных посмотреть, себя показать. Вот для этого и затевается фестиваль. 😁
(Кстати, наиболее достойными считаю людей, равноценно уважающих и ДВС, и электро. Не отвергающих ни то, ни другое. Без зацикливаний на своем, обожаемом.)
А по поводу количества участников - я уже высказывался выше. На количество вовсе не претендуем. Не количеством, а качеством и разнообразием. ❗
P.S. Я нарочно сейчас молчу о вариантах площадок (5 крупных уже наметились), дабы пилоты ДВС, разбегающиеся с Ходынки, не оккупировали их раньше времени. Эта публика по большей части наглая, потом спорить с ними будет сложно. 😢 Зачем мне им свои грибные места выдавать? (Насчет равенства в небе, как в бане, - это все красивая сказка. Суньтесь с электричкой на Ходынку - ощутите на своей шкуре.)
Было холодно (-7 с ветерком). Но полетали, а главное, познакомились. Техника глючила после перерыва в полгода, но ожила.
mmeshik.narod.ru/airborn.html
Это было сообщение о совместных полетах 1-го Марта на Лебедянском пруду (ш. Энтузиастов).
А 2-го марта я рискнул полетать на Серебряно-Виноградных прудах (Измайлово, гостиница). На этот раз ничего не глючило. Но никому не посоветую это место. Лед пруда истоптан так, будто там прошла дивизия лыжников. Несколько особо умных людей устроили там катание детей на снегоходах. 😈 С трудом нашел кусочек нетронутого снега длиной 20м - взлет Цессны с лыжами проходил без осечек. А вот штатная посадка получилась только однажды - как-то удалось вписаться между следами. Остальное - с зарываниями в очередную ямку на снегу или лыжню.
Зато наблюдал картину, которую доводилось видеть только на авиашоу при выполнении синхронного группового пилотажа. Мою Цессну взяли в “коробочку” три вороны и в течении пары минут зрители видели летящий аккуратный ромб - с моим самолетом в качестве лидера и сопровождающими воронами по бокам и сзади. Такие вот штуки бывают. 😎
А на Гольяновском пруду в прошлое воскресенье еще было не очень затоптано. Так что все было чисто. И погода сопутствовала - солнышко. И народу - в радость.
Холодно - не холодно, все равно летаем! 😁 Проблемы с заводом ДВС нам не знакомы. Вообще только за этот аномально теплый февраль налетал более 4 часов полетного времени - буквально каждые выходные. Давненько такого не было.
Надеюсь, март нас не подведет, и еще совместные полетушки будут. Откликнитесь, моделисты восточных райнонв Москвы! Познакомимся и потренируемся сейчас, пока все еще не раскисло.
Есть у меня самодельный Loop. На Speed 400. Да я его осенью очередной раз приложил, руки не доходят восстановить 😢 . А сколько лед еще продержится? Летом там наверно только но гидре можно или как?
А как туда лучше добираться? Приехал бы, хоть посмотреть.
- Обычно к концу марта выходить на лед уже стремно. Сумасшедшие рыбаки нам здесь не пример. Но в этом году лед и снег на нем еще даже не подтаяли.
- Летом, понятное дело, только на гидроплане. На Гольяновском пруду разок видел один такой - желтый Beaver на поплавках, 15 кубов ДВС, размахом не менее 1.5м.
Ну и я скромно - на своей Ш-2. (300-мотор).
Только здесь нужен помощник - на противоположном берегу. Смотреть, чтобы мальчишки аппарату ноги не приставили, если не успею дорулить к своему берегу. :rolleys:
На Серебряно-Виноградных позапрошлой осенью видел Cessny с поплавками 1.5м 10куб ДВС. Один раз парень летал на Черкизовским рынком, да заглох, и сел без движка, а потом долго ждал, пока модель ветром к нему пригонит. А другой раз и вовсе уехал ни с чем - не завелся при 0 и высокой осенней влажности. 😕
Нам эти проблемы неизвестны. Электро заводится без вопросов и не глохнет неожиданно, по крайней мере это событие на уровне ЧП мотора. Остатков заряда аккумулятора после посадки на воду достаточно, чтобы худо-бедно дорулить до берега (если, конечно, сел нормально, не перевернулся и т.п.). Гольяновский пруд в этом смысле самый удобный - он декоративный и поэтому неглубокий, и нет камышей по берегам.
А лучше всего - иметь знакомого с лодкой. На всякий случай.
По-поводу “или как” - если пилот опытный, то электричку и под ноги себе посадит, тем более на берег. Но - рисковано.
Кстати, если электричка пенопластовая, она все равно не утонет. Были прецеденты. 😮 - По поводу “посмотреть” и “поучаствовать” сообщайте свои координаты. Поеду летать - дам сигнал.
По прогнозам, следующие выходные будут теплые, но ветренные. А значит, имеет смысл вместо самолета взять пилотажный змей (у меня 1.5м параплан). Зрелище - не менее завлекательное. Чем бороться с ветром, лучше его использовать. 😆 😛
2 Mik
Посмотрел ваши фото. Сколько весит ваша Cesna со Speed-400?
У меня Loop с таким же движком - взлетный вес 750-780г. И не то что с лыж взлетать… И что-то тяга упала. Не знаю на что грешить: постарел двигатель (3 сезона), акки помирают, или неудачный рег. хода - раньше был самодельный, а ныне купленный на Нагатинской.
Фото делал Mik, а Cessna моя.
Эта полукопия Cessna 172 с 8NiCd1400АЕ весит 930г (почти килограмм!). Взлетает со свистом. Разбег - метров 15-20. Я специально рассчитывал и делал самолет максимально тяжелым и максимально крепким. Чтобы не бояться зимних ветров. Но при этом скорость полета относительно небольшая - 10-12 м/с, - тяжелый ParkFlyer.
Ну и внешний вид соответственно.
solidinvest.ru/upload/rybkin/ , файлы 571, 572. Файлы 610, 611 - полеты в понедельник на Лебедянском. Эти фото делал Toxa. (Присоединяйтесь к нам, барон.)
Летом она на колесах с обтекателями.
Мотор Speed 400 6V, редуктор Graupner 1.85:1, пропеллер SlimProp 9x5. Стат. тяга 440г. Нагрев - в районе 80градусов (предел 70). Ресурса мотора в этом режиме хватает на 2ч летного времени на полном газу. Потом надо чистить коллектор. А то и перематывать обмотки. Изоляция на них горит. Здесь у Graupnerа недоработочка.
В воскресенье установил редуктор 2.33:1 и винт CamSlimProp 10х6. Летать стало чуть медленнее, более подвержен ветру, но меньше греется. Есть надежда, что ресурс увеличится.
Бесколлекторный вариант решил бы эту проблему, да уж больно дорого. Пока дешевле менять движки, которые стоят 7$. Цены сравняются, если сжечь 10 обычных моторов.
Непременно возьму его на фестиваль как пример достаточно качественно сделанного из пенопласта и малоубиваемого аппарата, на случай ветра.
При вашем весе 780г она бы петли крутила легко. А 3 сезона редко какой мотор держит, особенно без редуктора. Или коллектор обгорает, или подшипники разбалтываются. Регулятор редко виноват.
SAN, прочтите свои Личные Сообщения (есть такое средство связи на форуме.) 😃
Это, кстати, годится и других желающих присоединиться. Если нет E-mail, выручает связь через ЛС. Тут можно обсудить вопросы приватно или хотя бы обменяться телефонами.
Фото делал Mik, а Cessna моя.
Эта полукопия Cessna 172.
А самолётик сам собирал???
…А самолётик сам собирал???
Нет, мне его Санта-Клаус под подушку положил. 😉
Если найдете второй точно такой же 😛 - не откажите в любезности, пришлите фото.
Кстати, он упомянут в конце статьи www.rcdesign.ru/rus/…/electro_aircrafts_1 .
На его расчет и постройку ушло около 2-х месяцев. А работы по доводке еще не закончены. Вот вам и “Хе-хе”.
Мы с DC-10 😃 Готовы поддержать вас.Мы то же живем в восточном округе в Гольяново. Летать можно на Гольяновских прудах, там мы запускали Тор весело было. Так же есть человек который привозит в Москву эти модели и электронику с приемниками.он то же живет в Восточном округе
Нет, мне его Санта-Клаус под подушку положил. 😉
Если найдете второй точно такой же 😛 - не откажите в любезности, пришлите фото.
Кстати, он упомянут в конце статьи www.rcdesign.ru/rus/…/electro_aircrafts_1 .
На его расчет и постройку ушло около 2-х месяцев. А работы по доводке еще не закончены. Вот вам и “Хе-хе”.
Межу прочим… :rolleys: :rolleys: :rolleys: Я к чему спросил-то. Я сам 177-ю собираю, правда на ДВС. Только я что-то ничего не расчитывал, просто строю в точности по чертежам… Посмотрим что получитс. Это моя первая модель уже крыло почти готово. Я спросить хотел… Можно так просто по чертежам собирать и ещё как Cessna себя в полёте ведёт?
Кста… Замечательная статья… Ваша? 😆