15 ноября 15 лет полёту космического челнока Буран
Странно, планера буранов собирали у нас в городе на авиазаводе, и их было 3 - один летал, второй завалило, 3-тий которой в аэродинамических трубах продували - в Москве в парке стоит.
Хотя, кто знает, может остальные были макетами и их не у нас делали…
Roger, да, действительно, по описанию очень похоже. У Бурановской сверху как бы оплавленная тонкая корочка, а под ней материал как пресованные песок или вата выглядит. Я лично не знаю санитарных требований при работе с таким материалом, и на том производстве, где их обрабатывали, не был, но можно предположить, что надо соблюдать общепринятую культуру работы, стараться чтоб на кожу, в глаза и в дыхательные пути материал не мог попасть. Родные плитки сами по себе не “пылили”, в отличие от асбеста например, так как иначе бы их не стали ставить на “Буран”, космические аппараты крайне не любят пыли вокруг в своём производстве и в полёте, но может здесь нюанс в плотной поверхности. Степень негативного воздействия такой инертной пыли от дозировки зависит. Историю женщины с плиткой и ванной я услышал впервые, но люди порой весьма непредсказуемы, могут и тротиловой шашкой намылиться вместо мыла и теплозащитную плитку использовать вместо пемзы. Женщина действительно могла получить очень сильное радражение и органов дыхания и глаз и кожы, у неё видимо передозировка случилась.
NetWood, увы увы , бытовые условия очень часто на последнем месте,
нынче улучшаются но не глобально.
romychs, Бураны наверно не на одном заводе собирали, ведь серийное производство хотели, вполне возможно что на вашем авиазаводе именно все лётные машины были сделаны. Сейчас живы 4 испытательные машины: одна на Байконуре стоит на улице, одна у нас на “Энергии”, одна в парке Горького, и одна лётный аналог в ЛИИ им.Громова, может и ещё где по кладовочкам завалялось.
После окончания института как раз пришлось работать в цехе, где делали теплозащиту на штатную машину (в соседнем цехе плитки к ней и приклеивали). Материал плиток был – спеченный кварц. Основная вредность заключалась в том, что фрезеровали их алмазными фрезами и хотя все станки были оснащены мощными вытяжными системами часть этой мелкой кварцевой пыли все равно постоянно присутствовала в воздухе, так что в цех без “намордника” лучше было не заходить… хотя мы этому тогда не слишком придавали значение и не все и не всегда ими пользовались. В отличие от угольной пыли, которая просто осаждается в легких, кристаллы кварцевой пыли имеют острые грани и попадая в легкие прорезают альвеолы… со всеми вытекающими от сюда последствиями (медик наверно лучше объяснит последствия). После фрезерования плитки по 5 поверхностям, на плитку наносили соответствующие покрытие, после чего его обжигали в печи при температуре свыше 1000 градусов (точно температуру уж и не помню). Потом фрезеровали 6-ю поверхность, приклеивали подложку…. и она уходила на монтаж. Допуски на плитках были микронные и контроль геометрических размеров был после каждой операции… и большая часть плиток на разных этапах уходила в брак.
Определенный интерес на начало 80-х годов представляла и организация этого производства. Геометрические размеры зоны машины, которая предполагалась к оклейке измерялись КИМ, данные поступали в ЕС-1045, которая рассчитывала геометрические параметры плиток а также программы их обработки и по сети передавала в СМ. Каждая СМ (если не изменяет память) управляла работой 8 станков, так что функции фрезеровщика сводились к тому, что бы установить на станок заготовку плитки соответствующего типо-размера и запустить его. После изготовления всей партии плиток соответствующей зоны они шли на монтаж. Их приклеивали… после чего выбирали соответствующие группы плиток и испытывали их на отрыв (просто отрывали), если хотя бы одна из выбранных плиток не укладывалась в параметры испытания … тогда весь участок счищали и весь процесс повторялся снова и снова….
Потом машина «улетела» на Байконур, туда же улетела и часть оборудования цеха с рабочими и окончательно процесс оклейки машины был завершен на Байконуре.
А цех стал делать теплозащиту на 2-ю штатную машину…. А потом эту тему «прикрыли» и в результате полной и окончательной победы конверсии цех стал выпускать медицинские шприцы, что сейчас там делают… уже давно не интересовался…
Заезжаю на завод теперь раз в год…. в один из бывших инструментальных цехов, в котором раньше делали уникальный инструмент, в нем сейчас находится станция Техосмотра автомобилей….
Да, а движки на Энергию делали у нас в Воронеже. До сих пор помню рев во время их огневых испытаний, - он накрывал весь Воронеж. Равного по тяге тому движку до сих пор ничего в мире не сделано. Могли ведь. ❗
У меня сестра работала на МИКе программистом обслуживающим станки ЧПУ по обработке плитки. Отец был в Госкомиссии - отвечал за погоду( в тот день ее долго ждали - был сильный ветер), а мы еще пацанами полдня ждали в моделке во “Дворце пионеров и школьников” когда это все произойдет.Теперь впечатления притупились - помню ,что было похоже на перевернутую свечку.
Мне пришлось побывать на Молнии когда это предприятие из супет “закрытого” стало полностью открытым. Довелось наблюдать как РЕЗАЛИ две носовые части (кабины) и крылья. Не удержался и залез в одну из кабин. Что паразило, так это то, что как ВСЁ мастерски сделанно (хотя предпологаю, что это были учебные макеты). Кабина состоял из двух палуб, на верхней, где пилоты, остались кресла, часть приборов. Ковырял плитки с крыльев, даже отвез в офис, мы на неё ставили горячий чайник. Когда всё это резали, то было очень обидно за нашу науку, ЛЮДЕЙ, которые вложили столько сил и средств. Да и сей час за всё это обидно, только и знаем, что перепродаем и перепокупаем. А что завтра ???